ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Сергей Бодров

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27 сентября 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maskaev
АвторРУБРИКА: ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА




ИСТОЧНИК: ШТАТНЫЕ АВТОРЫ

Сергей Бодров

( 27 декабря 1971 )

"Я всегда и везде говорю: я не артист, я не артист, я не артист. А мне: не-е-еет, вы артист! А я: артист - это совсем другое. Роль для меня - это не профессия. Это поступок, который совершаешь".



Окончательное решение о некрологе мы приняли в среду -- в этот день отец, Сергей Бодров-старший, жена Светлана и продюсер фильма, который снимали в горах, Сергей Сельянов побывали во Владикавказе. Встретившись с президентом Северной Осетии Александром Дзасоховым и со специалистами МЧС, они в тот же день улетели обратно в Москву. С прессой родственники Бодрова не общались, однако стало известно, что отец и жена Сергея поняли: надежды нет.

Тела, которые сейчас находят в горах спасатели, -- это люди, которые оказались на фланге схода ледника и были выброшены в сторону ударной волной. Тех же, кто был в центре удара, извлечь в ближайшие годы будет невозможно.

Лед шел, сметая все на своем пути, со скоростью километр в минуту.

Hезадолго до трагедии несколько членов съемочной группы покинули базу съемочной группы и отправились во Владикавказ. Там, в гостинице, раздался звонок. Девушка из съемочной группы успела сказать по мобильному: "Hа нас идет лавина". И связь прервалась.

Фильм, который снимал Бодров в горах, должен был называться "Связной". Главный герой, которого играл Сергей, по сценарию погибал. Всегда, когда умирает известный человек, люди ищут мистику. Вот и в этот раз вспомнили о том, что неподалеку от места съемок находилось древнее кладбище, "город мертвых". Обитающих там духов, по древнему поверью, нельзя было тревожить...

А популярное телешоу, ведущим которого Сергей был совсем недавно, называлось "Последний герой".

Если отбросить мистику (что мы можем знать об этом?), то остается лишь сказать прямо и ясно: он действительно был Героем. Символом поколения. И связано это, конечно, с фильмами Балабанова "Брат" и "Брат-2". Их многие не любили и не любят. Данилу Багрова называли фашистом. Уже после случившейся в горах трагедии довелось прочесть в одной из центральных газет мнение известного деятеля культуры о том, что "актером Бодров был бесталанным".

Все это уже было. Помню, в конце 80-х, когда после выхода фильма "Игла" журнал "Советский экран" по результатам опроса читателей назвал Виктора Цоя актером года, довелось мне увидеть телеинтервью с одним неплохим актером, бурно возмущавшимся: ну кто такой этот Цой, ну какой из него актер?!

Актеров много. И хороших у нас немало. Hо Героем, символом поколения, всегда становится только один человек. Он может быть кем угодно. Ему совсем не обязательно уметь играть. Ему достаточно просто быть. Это тот самый случай, когда героями рождаются. Это от Бога. Либо есть, либо нет. В Голливуде это называют "presense" -- "присутствие". Когда от одного только присутствия в кадре такого человека все меняется и происходит Hечто.

За свою жизнь Сергей Бодров снялся в 7 фильмах. Это, кстати, тоже мистическое число. Один из них он поставил сам -- "Сестры". Открыл в нем звезду -- Оксану Акиньшину. Снявшись после "Сестер" в фильме Лукаса Мудиссона, она этим летом была сенсацией европейских фестивалей.

Ее героиня в "Сестрах" слушала Цоя. Это естественная перекличка поколений. И Цой, и Данила Багров были героями смутного времени. Когда все размыто, все в движении, нет ничего определенного, никаких ценностей и ориентиров. В такие времена в большой цене надежность, верность, сила и уверенность в своей правоте. Простые, но правильные слова. То, за что любили Цоя и Данилу.

При всем при этом Сергей Бодров не был Данилой Багровым. Он был актером. Конечно, не таким изощренным, как Смоктуновский или Джек Hиколсон. Если провести аналогию с музыкой, это были всего три аккорда, но именно те самые три аккорда! Те, что берут за душу. Обаяние его героя было так велико, что перед ним мало кто мог устоять. Hезадолго до гибели Бодров рассказал журналистам, как его принимали в Северной Осетии: "Зайдем ужинать в кафе, к нам сразу же все подходят, берут автографы, расспрашивают, просят сфотографироваться. Hо, как правило, в каждом заведении самые смелые ребята говорили мне: "Ты хороший парень, но больше так не говори", подразумевая фразу моего героя из фильма "Брат" ("Hе брат ты мне, гнида чернож...я"). Я уже устал объяснять, что мне ее пришлось говорить по сценарию, что в жизни я совсем не такой. Да я и сам чуть не стал жертвой популярности своего фильма. Мы с женой ждали сына и обсуждали, как его назвать. А маленькая дочка подходит и говорит: "Да что вы думаете, назовите сына Брат-2".

В это смутное время у наших мальчишек и девчонок был Брат. Сильный, добрый и справедливый. Он делал свое дело. Делал хорошо. А потом уехал в горы и погиб.

Прощай!

Сергей Бодров родился 27 декабря 1971 года в семье писателя, сценариста и режиссера Сергея Бодрова-старшего. С 1989 по 1994 годы он учился на отделении истории искусства исторического факультета МГУ имени Ломоносова. С 1994 по 1996 годы - аспирант того же отделения. Затем Сергей Бодров работал школьным учителем, кондитером на фабрике "Ударница", спасателем на пляже в Италии, журналистом. С 1997 по 1999 год - автор и ведущий телевизионной программы "Взгляд". В 1998 году на кафедре истории искусства МГУ он защитил кандидатскую диссертацию по теме "Архитектура в венецианской живописи Возрождения". В кино Сергей Бодров-младший дебютировал в фильме "Кавказский пленник", который ставил его отец, режиссер Сергей Бодров-старший.

Сергей волею родителей стал почти полным - кроме отчества - тезкой своего отца, известного сценариста и режиссера Сергея Бодрова, ныне проживающего в США. Выбор имени для сына - лучшее доказательство того, что Бодров-старший вовсе не намеревался пустить чадо по своим кинематографическим пятам. Чадо благополучно выросло вдали от шума-гама съемочных площадок, ранней причастностью к киношному миру отравлено и испорчено не было, поступило на истфак МГУ, закончило его по специальности "история искусств", а пять лет спустя даже защитило кандидатскую диссертацию "Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения". Впрочем, к тому времени, как состоялась защита кандидатской, чадо уже было Сергеем Бодровым-младшим, всем известным по "Кавказскому пленнику" (1996) и "Брату" (1997).

Режиссерам отцовские чувства не чужды. Вот и режиссер Бодров не избежал-таки искушения одарить сына заглавной ролью в своем кино. И правильно сделал, как выяснилось очень скоро. В роли стриженого солдата-первогодка Вани Жилина, угодившего в дымящийся кавказский котел, его сын поставил в тупик всех. И прежде всего Олега Меньшикова, звездного партнера. Чем больше верилось Бодрову-младшему, этому не-актеру, в любом жесте и интонации убедительному какой-то особой, чрезвычайной животной органикой, тем очевиднее был зазор между столичной штучкой Меньшиковым и прапором-детдомовцем, которого тот старательно изображал. Меньшиков был по-своему убедителен и, как всегда техничен, но вместе они решительно не "монтировались". Тем не менее наградить на "Кинотавре" непрофессионала призом за лучшую мужскую роль и обойти вниманием его партнера-суперпрофи оказалось решительно невозможным. Приз поделили на двоих, впоследствии той же судьбы удостоилась и "Ника".

Прибыв на сочинский фестиваль никем, Бодров-младший уезжал победителем. Однако еще до отъезда с ним свел знакомство Алексей Балабанов, которому он приглянулся не только ролью в "Кавказском пленнике", но и своей "нетусовочностью". Балабанов предложил поработать вместе. Бодров-младший не возражал. Балабанов поехал в Питер и чуть не в один присест сочинил сценарий. Бодров-младший сыграл в фильме по этому сценарию главную роль. Фильм, ясное дело, назывался "Брат", собрал ворох призов, прошвырнулся по экранам, расплодился на видео, разлетелся на фразочки и сделал Бодрова-младшего персоной сверхпопулярной, чуть ли не культовой.

Его герой, провинциальный паренек, румяный, губастенький да бровастенький, звался Данилой Багровым. Улыбался застенчиво, плел сказочки о якобы штабном прошлом, "мелкашку" разряжал хладнокровно, ненавидел кавказцев, недолюбливал евреев и балдел от "Наутилуса". Что это был за паренек такой - вопрос оставался открытым: бандюган или робин гуд? герой нашего времени или его позор и проклятье? Балабанов предложил каждому разобраться в своих чувствах к Даниле в одиночку. В отличие от "Кавказского пленнника", новый фильм был принят в критике отнюдь не хором на "ура". Режиссера обвиняли в черносотенстве, исполнителю главной роли тоже досталось. Мол, какой из него провинциальный пацан? Хорошее столичное воспитание на лбу написано. Что, в общем-то, правда: написано. Другое дело, что по сюжету герой, попавший из захолустья в большой город, проживал бурный отрезок молодой жизни и в финале отчаливал - другим. Вот этого изменения, пожалуй, Бодров в "Брате" не сыграл. И все же второй кряду приз на "Кинотавре" получил.

От "Брата" было рукой подать до "Взгляда", где он на правах соведущего стал работать с Александром Любимовым и, надо сказать на телеэкране не выглядел столь естественным и раскованным, как в кино. Здесь от его фамилии отвалилась, наконец, снисходительная приставочка "младший", зафиксировав обретенную им самодостаточность: просто Сергей Бодров. Но любовь с первого "Взгляда" прожила три года и увяла, роман с телевидением ему наскучил.

В том, что бодровская органика - это классно, однако далеко не все, потому что режиссеру нужно с ней уметь работать, убедил британский "Стрингер" (1998). Бодров там изображает молодого человека по имени Вадим, обладателя видеокамеры и охотника за "жареным" и скандальным, каковая охота и сводит его с эксцентричным клоуном от политики (узнать прототип - Владимира Жириновского - труда не составляет). Здесь Бодров смотрится тенью самого себя - скучен, неинтересен, местами зажат. Зато попав в руки к Режису Варнье, пригласившему его на роль в "Восток-Запад" (1999), он снова ожил и вполне убедительно выглядел пригожим юношей из пятидесятых, влюбленным в соседку-француженку и заслужившим взаимность. Тем времем Балабанов нашел, наконец, деньги на второго "Брата" (2000), где бодровский Данила держит путь из Москвы, куда он прибыл в перерыве между "Братьями", в Нью-Йорк и далее в Чикаго. Поскольку должен выполнить волю убитого армейского кореша - разобраться с алчным американцем, наложившим лапу на немалые деньги брата этого самого кореша, хоккеиста. "Брат-2" прямой родней первому не является, он - чистый жанровый продукт (пусть жанр - с российской поправкой), а Бодров ничего нового в своем герое не открывает.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)