ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Биографии революционных и исторических деятелей. СУРЕН СПАНДАРЯН - "ТИМОФЕЙ"

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 29 августа 2015
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Сурен Спандарян - "Тимофей".

1

Институт истории партии при ЦК КП(б) Армении издал на армянском языке сборник статей, писем и документов одного из видных деятелей большевистской партии, профессионального революционера, ученика, соратника и близкого друга великого вождя народов товарища Сталина - Сурена Спандаряна, безвременно погибшего в далекой туруханской ссылке накануне Февральской революции.

Сурен Спандарян, известный в партийных кругах под кличкой "Тимофей", был революционером с широким кругозором и большой эрудицией, талантливым партийным организатором и пропагандистом, прекрасным оратором и журналистом.

Спандарян самоотверженно любил народ и глубоко ненавидел врагов рабочего класса. В своих выступлениях, статьях, письмах Тимофей с большевистской принципиальностью и беспощадным сарказмом бичевал гнусные порядки царского самодержавия, разоблачал подлое предательство меньшевиков, троцкистов, эсеров, дашнаков и буржуазных националистов всех толков. "Больше чем самодержавие" я ненавижу меньшевиков", - сказал однажды Спандарян.

Кавказские меньшевики ненавидели этого "рьяного ленинца", как они называли Тимофея.

Работая все время вместе с товарищем Сталиным и под его руководством, Спандарян до конца оставался верным учеником Ленина и Сталина и никогда не отступал от боевых позиций марксизма-ленинизма.

Сурен Спандарович Спандарян родился 15 (3) декабря 1882 года в Тифлисе (Тбилиси), в семье редактора армянской газеты "Нор-Дар" ("Новый век"). Окончив тифлисскую русскую гимназию в 1902 году, Сурен поступил на историко-филологический факультет Московского университета, а затем, через год, перешел на юридический факультет. Еще, будучи учеником тифлисской гимназии, Спандарян живо интересовался политическими вопросами и увлекался изучением политико-философской литературы, в особенности произведениями великих русских революционеров-демократов: Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.

В жизни Кавказа и Тифлиса 90-е годы XIX столетия и 900-е годы нынешнего века были весьма знаменательны. Это были годы развертывания массового пролетарского движения, годы широкого распространения марксизма-ленинизма, возникновения и развития революционной социал-демократии. "В середине 90-х годов возникают марксистские организации в Закавказьи" (История ВКП(б), стр. 19). В 1898 - 1899 годах в Закавказье под руководством товарища Сталина создалось и оформилось революционное ленинское крыло социал-демократии. Вместе с пролетариатом всей России многонациональный пролетариат Кавказа вступил в полосу массовой политической борьбы за свержение царского самодержавия. В революцион-

стр. 122
ную борьбу социалистического пролетариата вовлекалась также передовая часть студенчества и учащейся молодежи.

Пламенный юноша Сурен Спандарян, крепко ненавидевший царское самодержавие, помещиков, буржуазию и духовенство, целиком отдался деятельности в нелегальных марксистских кружках и с головой ушел в революционно-партийную работу.

В 1902 году Спандарян вступил в партию и повел активную подпольную пропагандистскую работу в социал-демократической организации Тифлиса.

В письме к отцу 20-летний Сурен решительно заявил о своем стремлении бороться с врагами революции: "начиная с католикоса 1 ... мина без различия, беспощадная борьба против них" (Письма С. Спандаряна. Архив Истпарта ЦК КП(б) Армении).

Переехав в Москву, Спандарян занялся более глубоким изучением марксизма-ленинизма. В Москве он приобрел большой опыт практической революционной деятельности, ведя организационно-пропагандистскую работу в Московской социал-демократической организации. По поручению Московского комитета РСДРП, он выполнял ответственные задания в Пресненском рабочем районе Москвы.

В Москве Спандарян принимал деятельное участие, как в рабочем, так и в студенческом движении, направленном против царизма.

О своем участии в одной из демонстраций Сурен писал своему отцу в декабре 1904 года:

"Вы, вероятно, читали уже о Московской демонстрации?.. Это было нечто грозное, грандиозное! Печально только, что убито несколько человек студентов и курсисток. Многие ранены, есть и искалеченные. Правительство было до того перепугано, что оно вызвало артиллерию, а о зверствах полиции и казаков уже не приходится говорить: они превзошли самих тебя. Демонстрация произошла одновременно на Тверской, Кузнецком, Дмитровке, Лубянке, Воздвиженке, Арбате, Никитской. Не скрою, что участвовал и я, но благополучно выкрутился, хотя фуражка моя осталась на поле брани, и меня малость поколотили. Но во имя справедливости, нужно сказать, что и я своей дубинкой изрядно прошелся по спинам и головам полицейских. В университете забастовка. Ваш Сурен" (Письма С. Спандаряна. Архив истпарта при ЦК КП(б) Армении).

В революции 1905 года Сурен Спандарян активно участвовал. В сентябре и октябре 1905 года он был в Тифлисе, который переживал в это время невиданную полосу революционных демонстраций. Повсюду на этих демонстрациях гремело революционное слово Сталина, великого соратника Ленина, идейного вдохновителя, создателя и вождя большевистских организаций Закавказья.

Сурен Спандарян подвергался неоднократным преследованиям за активное участие в студенческих демонстрациях, в борьбе против черносотенного "Союза русского народа".

Работая в Москве, Спандарян поддерживал тесную связь с социал-демократическими организациями Закавказья, а летом, во время каникул, приезжал в Тифлис и под руководством товарища Сталина вел революционную работу среди тифлисского пролетариата.

С сентября 1905 года тифлисская охранка взяла его под полицейский надзор, дав ему кличку "Овражный".

Полученное в конце октября 1905 года известие о готовящемся восстании московского пролетариата побудило Спандаряна вернуться в Москву. В Москве Спандарян с оружием в руках боролся против царских опричников на баррикадах красной Пресни.

После поражения декабрьского восстания московского пролетариата Спандарян был исключен из университета как большевик. Он вернулся в Тифлис.

В Тифлисе Спандарян снова встретился с товарищем Сталиным и под его руководством проводил ответственную партийную работу. В 1906 году Спандарян и Шаумян редактировали большевистскую газету "Кайц" ("Искра"), а после ее закрытия царскими властями - газету "Нор-Хоск" ("Новое слово"). Эти газеты сыграли крупную роль в деле пропаганды идей Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина среди армянских трудящихся масс и в деле организации их под знаменем партии большевиков.

По поручению Кавказского областного большевистского центра, возглавлявшегося товарищем Сталиным, Сурен Спандарян неоднократно выезжал в районы Армении, Грузии и Азербайджана, где организовывал и укреплял большевистские подпольные организации, налаживал печатание партийных листовок, проводил дискуссии с меньшевиками, эсерами и дашнаками, беспощадно разоблачая их перед массами. Под его руководством прошла крупная августовская забастовка 4 тысяч рабочих Аллавердских медных рудников и заводов, принадлежавших французской компании.

В начале 1907 года Сурен Спандарян вел партийную работу в Баку. Вскоре по-

1 Католикос - патриарх армянской церкви.

стр. 123
сле Лондонского с'езда партии сюда приехал товарищ Сталин.

"В период 1907 - 1912 гг., - пишет тов. Берия, - под руководством товарища Сталина, выросла, укрепилась и закалилась в борьбе с меньшевиками бакинская большевистская партийная организация, завоевав подавляющее большинство социал-демократических рабочих на свою сторону. Все рабочие районы были в руках большевиков (Балаханы, Сураханы, Романы, Биби-Эйбат, Черный Город, Белый Город, железная дорога и др.).

Баку превратился в оплот закавказских большевистских организаций, в несокрушимую крепость ленинской партии" (Л. Берия "К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье", стр. 105. Партиздат ПК ВКП(б). 1938).

В этих победах большевиков Тимофей сыграл видную роль, являясь одним из лучших помощников товарища Сталина. Спандарян был избран членом Бакинского комитета и партийным организатором одного из крупных нефтепромышленных районов Баку - Черного города. Благодаря его неустанной работе вскоре из Черного города и Завокзального района были изгнаны меньшевики, дашнаки, специфики1 , анархисты и разгромлены остатки "шендриковщины"2 . Под руководством Спандаряна был проведен ряд крупных политических забастовок. Активно участвовал Спандарян в восстановлении нелегальной бакинской типографии, был членом редакционных коллегий всех бакинских большевистских изданий ("Гудок", "Бакинский пролетарии", "Бакинский рабочий", "Орер" ("Дни"), "Волна").

Со страниц большевистской прессы Сурен Спанцарян вел повседневную борьбу против самодержавия, буржуазных партий и буржуазной агентуры в рабочем движении, неутомимо пропагандируя и защищая большевистскую тактику, воспитывая рабочих и крестьян многонационального Кавказа в духе интернационализма, в духе учения Ленина - Сталина.

В своих коротких, но идейно глубоко насыщенных, боевых статьях Сандарян разоблачал кровавые порядки самодержавия и призывал трудящихся об'единенными аилами под знаменем большевиков низвергнуть ненавистный царизм.

"У сознательного рабочего, - писал Спандарян, - еще более должно усилиться отвращение и ненависть к этому чудовищному, грязно-кровавому царизму; в нас еще более должна укрепиться твердая решимость биться с ним, низвергнуть его" ("Бакинский пролетарий" N 1 от 3 июля (20 июня) 1907 года).

В статье "Текущий момент", написанной по поводу разгона царской властью I Государственной думы, Спандарян раскрывает лицо царизма как оплота международной реакции и показывает международное значение русской революции. По поводу союза, заключенного царем с реакционными правительствами Германии и Австрии для удушения русской революции, Спандарян писал:

"...если темные, черные силы об'единяются против революции, против демократии, то об'единяются и силы революции, об'единяется пролетариат всех стран для противодействия этой реакции. Если новый официоз, газета погромщиков "Россия", цинично пытается запугать нас германскими войсками, мы с презрением относимся к этой угрозе, зная, что нас защищает германский пролетариат, а вместе с ним и весь международный пролетариат.

В тот день, когда реакционные европейские правительства об'явят войну российской революции, в этот день они об'явят войну и своим народам. С этого момента начнется международная социалистически эволюция" (Газета "Кайц" N 38 от 29 (16) июля 1906 года).

В своих статьях Спандарян обрушивался также на меньшевиков, которые отвлекали рабочий класс от политической борьбы против царизма, против капитализма и ограничивали его задачи экономической борьбой с хозяевами. В статье "О рабочих профессиональных союзах" Спандарян писал: "...мы уже указали на то важное значение, которое имеют профессиональные союзы для эмансипации рабочего класса, для окончательной цели нашего движения, нашей борьбы - для социализма. Но мы горячо протестуем, и будем бороться против тех, кто придает профессиональным союзам значение больше, чем они имеют, и пытается отвлечь пролетариат от его настоящего пути, вести к мелкой, исключительно экономической борьбе. Это будет попыткой затемнить сознание рабочего класса, это отдалит от нашей цели, это будет заменой революции - реформой" ("Кайц" N 17 от 3 июня (21 мая) 1906 года).

1 Спецификами назывались члены "Армянской социал-демократической рабочей организации"; это, по выражению Ленина, была "бундовская креатура... специально выдуманная для питания кавказского буддизма" (Соч. Т. XXVIII, стр. 497).

2 См. "Исторический журнал", 1939 год, N 12, стр. 140.

стр. 124
Разоблачая буржуазную, оппортунистическую тактику меньшевиков, Спандарян призывал рабочих и крестьян не верить меньшевикам, эсерам, сеющим "конституционные иллюзии", что якобы без эволюции, путем реформ, путем царской Государственной думы пролетариат сумеет завоевать политические свободы.

"...Утописты те, кто думает о возможности мирной эволюции при переходе от феодализма к буржуазно-демократическому строю.

Утописты те, кто надеется, что господствующие круги поймут великое значение современного момента, хотя бы с точки зрения своего же собственного существования...

Вся история протестует против таких иллюзий" ("Кайц" N 13 от 25 (12) мая 1906 года).

В статье "Волна революции поднимается" Спандарян писал:

"Два мира стоят друг против друга, и ни "кадеты", ни ваша "франкфуртская говорильня" (т. е. Государственная дума. - В. А.) не могут разрешить их спора... Этот спор будет разрешен вне Думы на улице, где гегемония борьбы принадлежит сознательному пролетариату и революционному крестьянству..." ("Кайц" N 20 от 10 июня (28 мая) 1906 года).

Борясь против политики меньшевистского ЦК, который во время выборов во II Государственную думу "призывал заключать избирательные соглашения с кадетами, поддерживать в думе кадетов, рассматривая думу как законодательное учреждение, способное обуздать царское правительство" (История ВКП(б), стр. 85), Спандарян последовательно защищал и пропагандировал тактику большевиков на выборах во II думу - тактику использования ее как трибуны в интересах революции.

Разоблачая антипролетарскую, оппортунистическую сущность меньшевиков и троцкистов, которые боролись против ленинско-сталинского лозунга гегемонии пролетариата и хотели, по выражению Спандаряна, "всю революцию отдать в руки буржуазии", Тимофей защищал марксистско-ленинскую идею гегемонии пролетариата и ленинское учение о крестьянстве как верном союзнике пролетариата в революции. "Мы утверждаем, - писал Спандарян, - что дело народа и его передового борца пролетариата, должно находиться в его собственных руках и осуществление политической свободы - огромный шаг в деле освобождения рабочего класса" ("Кайц" N 29 от 4 июля (21 июня) 1906 года).

В своей большой статье "Наша роль в деревне" Спандарян, следуя указаниям Ленина и Сталина, с большевистской четкостью всесторонне раз'ясняет задачи социал-демократов в деле завоевания крестьянства как союзника пролетариата. Исходя из полукрепостнического характера царской России и тяжелого положения многомиллионных масс крестьян, Спандарян развивает ленинские положения о том, что крестьянство заинтересовано в свержении царизма и является самым надежным союзником пролетариата.

Борясь против недооценки революционной роли крестьянства, Спандарян писал:

"В тех великих исторических событиях, которые волнуют сейчас всю страну, в той отчаянной борьбе, которую ведет народ против деспотического режима, крестьянство играет, и будет играть огромную и решающую роль" ("Нор-Хоск" NN 8, 14, сентябрь - октябрь 1906 года).

Подчеркивая, что задачей социал-демократии является политически воспитать крестьян, возглавить классовую борьбу в деревне и установить крепкую связь между рабочими города и деревни, Спандарян говорил о том, что социал-демократы должны освободить сельский пролетариат от влияния националистических партий и стремиться к тому, чтобы "крестьянское движение "было не взрывом чисто народного возмущения и бешенства, взрывом без определенной цели, - а сознательным и организованным". Нужно раз'яснить крестьянам, что "без политической свободы, без полной власти народа ему вовеки не видать вожделенной "земли", для него должна быть ясна нерушимая связь между политическими порядками и его же собственным экономическим положением; он должен убедиться, что положение не изменится с переменой личности, что надо изменить всю систему снизу доверху, - словом, он должен понять, что земля и воля самым тесным образом связаны друг с другом и если между ними выпадет союз "и", - погибнут тогда и земля, и воля" (там же).

Спандарян решительно боролся против партии эсеров, которая, по его выражению, "затуманивает головы трескучей "революционной" фразеологией" ("Бакинский пролетарий") и своей террористической тактикой вредит революции и предает ее... "Террор, несомненно, крик отчаяния", - писал Спандарян ("Нор-Хоск" N 2 за 1906 год).

В другой статье - "Организация или грубая сила?" - Спандарян призывает рабочих вести жестокую борьбу против анархической, террористической проповеди, которая ничего общего не имеет с подлинным социализмом и является "выкидышем мелкобуржуазной идеологии". "История решительно подтверждает ту истину, -

стр. 125
писал Спандарян, - что анархические действия всегда причиняли вред борьбе рабочего класса, всегда ставили рабочих в безвыходное положение" ("Орер" N 8 за 1907 год).

2

Под непосредственным руководством товарища Сталина Тимофей вел огромную работу среди бакинских нефтепромышленных рабочих по подготовке совещания рабочих с нефтепромышленниками для заключения коллективных договоров, по созыву совета рабочих уполномоченных и по составлению требований для вручения нефтепромышленникам. Упорно защищая точку зрения товарища Сталина: идти на совещание с нефтепромышленниками только с гарантиями, - Спандарян дал решительный отпор меньшевикам, дашнакам и эсерам, которые стремились, во что бы то ни стало и какою угодно ценой "обуздать" рабочих, сделать их безропотными исполнителями воли нефтепромышленников.

Спандарян на конференциях Бакинской организации и в прессе ("Гудок", "Бакинский рабочий", "Бакинский пролетарий") разоблачал раскольническую деятельность бакинских меньшевиков во главе с Н. Жордания, стремившихся расколоть единство бакинских рабочих.

В июле 1907 года, выступая на конференции представителей рабочих нефтяных промыслов, созванной специально для обсуждения вопроса об организации всеобщей политической забастовки, Спандарян, обращаясь к меньшевикам, которые в союзе с дашнаками, спецификами и эсерами всячески старались сорвать забастовку, сказал: "Мы ждем от вас, меньшевиков, еще большего предательства, вы способны на большие подлости, потому что вы перестали думать об интересах рабочих, потому что вы не верите в революцию и в ее победу. Но революция жива, и она вышвырнет на своем пути всех гнусных оппортунистов, пытающихся приостановить ее шествие".

Вооруженный указаниями товарища Сталина, Тимофей вел беспощадную борьбу, против национализма и националистических буржуазных партий. Эта борьба имела решающее значение в условиях Закавказья, где буржуазно-националистические партии, зачастую маскируясь "социалистическими" фразами, натравливали одну нацию на другую, старались подорвать интернациональные связи между трудящимся, оторвать их от участия в русской революции.

"Кавказская социал-демократия, - писал товарищ Сталин, - росла в борьбе с национализмом. Грузинские с. -демократы боролись со "своими" националистами, с национал-демократами и федералистами; армянские с. -демократы со "своими" дашнакцаканами; мусульманские - с панисламистами. И в борьбе с ними расширяла и укрепляла свои организации Кавказская социал-демократия" ("На пути к национализму", "Социал-демократ" N 30 от 12 (25) января 1913 года).

Особо важно отметить ту громадную борьбу, которую по указанию товарища Сталина вел Спандарян против злейшего врага армянского народа - партии дашнакцутюн. Спандарян, со свойственной ему страстностью шаг за шагом разоблачал буржуазную, контрреволюционную, черносотенную сущность этих агентов царизма.

"Дашнакцутюн, - писал Спандарян, - всячески стремится отделить рабочих армян от пролетариата других народов и, пользуясь этим разделением, - эксплоатировать эту массу в своих буржуазных интересах" ("Кайц" N 27 за 1906 год).

Стремясь разъединить революционный интернациональный фронт многонациональных масс трудящихся Кавказа, дашнаки проповедывали и организовывали национальные дашнакские профсоюзы. Большевики Закавказья под руководством товарища Сталина разгромили этот новый маневр дашнаков, об'единяя рабочих всех национальностей, в единый профсоюз. Спандарян в своих многочисленных выступлениях разоблачал сущность лозунга "национальные профсоюзы".

"... Дашнакцутюн, - писал Спандарян, - выставил своим лозунгом чисто национальные профессиональные союзы. Знаете почему?.. Он опасается, что в этих беспартийных организациях выявится его буржуазный и узконациональный характер, что может рухнуть та самая китайская стена, которую он так старательно возвел между армянской и другими нациями. Он опасается, что часть пролетариата, находящаяся по всем известным причинам в заблуждении, следовательно, эксплоатируемая дашнакцутюном, увидев, наконец, истину, протянет руку братскому пролетариату, борющемуся под подлинным знаменем социализма.

Но напрасны старания дашнакцутюн. День победы демократизма будет последним днем "дашнакцутюн" ("Кайц" N 25 за 1906 год).

В 1906 году дашнаки, чтобы отвлечь армянские трудовые массы от участия в российской революции и использовать их в интересах армянской буржуазии и духовенства, прибегли к новому маневру и выдвинули предательскую, контрреволюционную идею созыва "Национального учре-

стр. 126
дительного собрания". Католикос по инициативе дашнакцутюн ввел выборные "демократические" начала в церковное управление: выборы церковных чиновников, согласно рескрипту католикоса, должно было произвести "собрание депутатов, избранных армянским, населением". Дашнаки назвали это "собрание депутатов" "Национальным учредительным собранием"; собрание должно было "выработать внутреннюю армянскою конституцию". Спандарян эту деятельность дашнаков назвал "революцией в стакане воды".

Царское" правительство весьма благосклонно смотрело на эту камланию "Национального учредительного собрания", так как тем самым ослаблялись ряды революционной демократии Закавказья. Но как только оно было созвано, правительство распустило его и предложило всем депутатам, немедленно разойтись по домам.

Выборы в "Национальное собрание" прошли в условиях демагогии, гнусных махинаций и террора со стороны дашнаков.

По поводу этой комической "армянской революции" Спандарян писал с убийственным сарказмом: "Да, пусть мучится вся страна, пусть она переживает муки родов, пусть все остальное население ведет смертельный бой против старого режима, пусть рабочие и крестьяне других народов воюют, энергично участвуют в общем, освободительном движении, - мы, армяне, будем выбирать попов, архиереев, будем созывать национальные собрания, будем говорить там речи, бесконечные речи о спасении армянской нации...

Сознательный армянский пролетариат, - продолжает Спандарян, - безразличен к этой "революции". Перед ним - великая и ответственная обязанность: об'единенными силами, вместе с пролетариатом России, вести беспощадную, борьбу против деспотизма. Это такая огромная историческая роль, которая в глазах армянского рабочего сводит нашу чисто армянскую "революцию" к нулю" ("Кайц" N 36 от 22 (9) июля 1906 года).

Большевики Закавказья повели беспощадную борьбу против этого коварного маневра дашнаков. Подавляющее большинство армянского населения под влиянием агитации большевиков не приняло участия в выборах "Национального собрания", бойкотировало его. В Тифлисе, где дашнаки действовали особенно энергично, за них голосовали 3 - 4 процента общего количества избирателей.

Суреп Спандарян всей своей деятельностью призывал армянский народ соединить свою судьбу с судьбой российского пролетариата и вместе со всеми народами России под руководством партии Ленина - Сталина бороться за свержение проклятого царизма, буржуазии и помещиков.

3

Тимофей был хорошим конспиратором и прекрасно владел искусством скрываться от полиции. Царская полиция настойчиво проследовала его и давно уже установила за ним надзор. В жандармских описках он был отмечен как "весьма опасный" революционер и "видный деятель Бакинской организации РСДРП"1 . Чтобы избегнуть обысков и ареста, Тимофей не имел постоянной квартиры, часто жил по чужому паспорту и почти ежедневно менял место своего ночлега, сбивая с толку следивших за ним шпиков. Однако 5 мая 1907 года он был все же арестован. Просидев 20 дней в Баиловской тюрьме, он был освобожден за недостаточностью улик. Но в августе 1909 года Спандарян снова был арестован и в декабре выслан из пределов Бакинской губернии.

В январе 1910 года Тимофей приехал в Тифлис, где, по директиве товарища Сталина, провел большую работу по восстановлению и укреплению Тифлисской нелегальной большевистской организации. Здесь он развернул энергичную борьбу против ликвидаторов-меньшевиков, троцкистов и примиренцев. Мастерски используя как нелегальные, так и легальные возможности, Спандарян смело разоблачал черносотенцев, кадетов, "рыцарей третьеиюньского режима", буржуазных националистов, реакционную интеллигенцию, последовательно защищая интересы революционной демократии, призывая рабочий класс преодолеть "мертвую точку" и не поддаваться реакции. Со страниц демократической прессы Спандарян (под псевдонимом "С. Ольгин" и "Изгой") непрестанно разоблачал каждый контрреволюционный шаг правительства, каждый новый законопроект, направленный против демократии.

Несмотря на дикие преследования со стороны царской цензуры и охранки Спандарян сумел в период мрачной реакции связаться с массами, вести большевистскую пропаганду, вести беспощадную борьбу против царской власти и ее ставленников.

В июле 1911 года, бежав из сольвычегодской ссылки, товарищ Сталин приехал в Баку и Тифлис для организации борьбы за созыв VI общепартийной конференции.

1 Из особого отношения заведующего бакинским охранным пунктом ротмистра Орловского начальнику бакинской губернской жандармерии. 26 мая 1907 года. См. "Арест актива бакинских большевиков 5-го мая 1907 г.", стр. 26. Изд. 1927 года.

стр. 127
В Тифлисе товарищ Сталин останавливался у Спандаряна.

Под руководством товарища Сталина тифлисские и бакинские большевики и среди них Спандарян провели огромную работу по подготовке общепартийной конференции - Пражской, которая изгнала из партии меньшевиков, "положила начало партии нового типа, партии ленинизма, большевистской партии" (История ВКП(б), стр. 139).

В это самое время товарищ Сталин написал свое пламенное воззвание "Товарищи рабочие". При активном содействии Спандаряна тифлисская руководящая группа напечатала и распространила прокламации товарища Сталина на русском и армянском языках.

Вскоре, по поручению В. И. Ленина, из-за границы приехал в Тифлис Серго Орджоникидзе для подготовки общепартийной конференции и создания Российской организационной комиссии (РОК). Тифлисский выборный руководящий кружок, выслушав доклад Серго Орджоникидзе, приветствовал организацию РОК и созыв общепартийной конференции.

Под руководством и с помощью товарища Сталина Орджоникидзе создал в Баку Организационную комиссию по созыву всероссийской партийной конференции. В состав РОК от Тифлисской организации вошел и Спандарян. На первом же совещании РОК (первое совещание состоялось в Баку в конце сентября 1911 года по ст. ст.) от Тифлисской организации с отчетным докладом выступил Сурен Спандарян.

Он был избран делегатом на VI (Пражскую) конференцию от Бакинской большевистской организации.

После совещания РОК, по поручению Организационной комиссии, Тимофей, выехал сначала в Москву, Петербург, а потом в Прибалтийский край для организации борьбы за созыв ленинской конференции. В Петербурге Спандарян получил от товарища Сталина директивы по организации работы для созыва общепартийной конференции. Тимофей вел энергичную партийно-организационную работу, делал доклады, выступал на рабочих нелегальных собраниях, помогал социал-демократической фракции в Государственной думе, участвовал в редактировании большевистской газеты "Звезда".

Спандарян поместил в "Звезде" за подписью "Юниус" ряд статей о жизни кавказских социал-демократических организаций, в которых разоблачал предательский союз ликвидаторов-меньшевиков и троцкистов с контрреволюционной буржуазией.

В одной из этих статей ("Письмо с Кавказа"), вскрывая контрреволюционную сущность выступления лидера кадетской партии Родичева, Спандарян писал:

"Интервью г. Родичева... будут предметными уроками для наших "блокеров во что бы то ни стало" и "тайных ликвидаторов". Быть может, выступления кадетского оратора покажут и докажут им их прегрешения перед рабочей демократией, когда они своими авторитетами и даже своими голосами провели на пост тифлисского городского головы г. А. И. Хатисова (А. И. Хатисов в годы господства контрреволюционных дашнаков в Армении был председателем совета министров и министром иностранных дел. После установления советской власти в Армении бежал заграницу. Ярый враг СССР. - В. А.), главного организатора "триумфальных шествий" предателей народной свободы без кавычек. Быть может, теперь они поймут, что не дело было рабочей организации прикладывать свою печать к избранию политического проходимца А. И. Хатисова, одинаково заигрывающего и с власть имущими и с рабочими, говорящего речи и на рабочих митингах и при освящении здания полицейского управления, восхваляющего и революционность рабочего класса и "стойкость русской армии, о которую разбились волны российской революции"... Быть может, теперь покраснеют авторы статей в защиту А. И. Хатисова, как демократического городского головы... Всем своим поведением, всей своей жалкой тактикой "наименьшего зла" авторы таких статей подготовили дорогу этому политическому хамелеону... в Таврический дворец.

Пусть над этим фактом призадумается наш рабочий и сделает соответствующие выводы" ("Звезда" N 11 от 3 марта (19 февраля) 1912 года).

Революционная деятельность Спандаряна в столице не осталась незамеченной со стороны петербургской охранки, и она отношением от 19 декабря (ст. ст.) 1911 года затребовала от тифлисского полицеймейстера сведений "о жителе г. Тифлиса С. Спандаряне".

Из Петербурга Спандарян отправился в Прибалтийский край. В Риге перед Спандаряном стояла весьма серьезная и ответственная задача: надо было разоблачить меньшевистский центральный комитет латышской социал-демократии и привлечь латышских большевиков к работе созывавшейся конференции.

Эту задачу Спандарян блестяще выполнил. Товарищ Сталин в Петербурге на заседании РОК, заслушав сообщение о поездке Спандаряна в Ригу и о проделанной там работе, одобрил ее. Ленин на Пражской конференции дал также высшую оценку работе Спандаряна в Риге и признал правильной линию его действий.

стр. 128
В январе 1912 года Спандарян выехал из Петербурга заграницу для участия в VI Всероссийской конференции РСДРП (Пражской) со страстным желанием встретиться с вождем и учителем мирового-пролетариата В. И. Лениным. На исторической конференции большевиков Тимофей выделялся своей активностью. На 11-м заседании конференция 23 января Спандарян докладывал о работе партийных организаций Баку, Тифлиса, Сухума, Батума, Кутаиса, Поти и Гори. В своем отчете Тимофей со свойственным ему сарказмом разоблачил предательство кавказских меньшевиков и их лидеров.

"Нелегальной работы Обл. Ком. не ведет, - говорил Спандарян о закавказском меньшевистском областном комитете, - легальная свелась к позорному отказу от пролетарской тактики и линии. Обл. Ком. в глазах населения - организация просто демократическая, которую оно и готово поддержать как таковую. Имя социал-демократ для него равнозначаще понятию "демократ". Отсюда видно, как далек пресловутый Областной Комитет от всякой работы в области действительного строительства нелегальной РСДРП и как смешны его претензии, говорить от имени кавказского пролетариата" ("Социал-демократ" N 26 от 8 мая (25 апреля) 1912 года).

На Пражской конференции Сурен Спандарян был избран членом Центрального Комитета большевистской партии, а также вошел в созданное для руководства революционной работой в России Русское бюро ЦК, возглавлявшееся товарищем Сталиным.

По окончании работ конференции Спандарян вместе с новоизбранными членами ЦК приехал в Лейпциг, где 1 февраля состоялось совещание членов ЦК с участием представителей социал-демократической фракции III Государственной думы. На совещании об итогах Пражской конференции сделал сообщение В. И. Ленин, а о деятельности РОК - Спандарян.

Из Лейпцига, по предложению В. И. Ленина, Спандарян вместе с другими представителями РСДРП отправился и Берлин для ведения переговоров с Каутским о получении тех сумм нашей партии, которые были переданы на хранение так называемым "держателям": К. Каутскому, А. Бебелю и К. Цеткин.

Это дело с "держателями" было очень сложным. Сурен очень тонко его разрешил в пользу большевиков и добился передачи денег на издание газеты "Правда".

За несколько дней, проведенных в Берлине, Спандарян тесно сблизился с Лениным. Они совместно принимали меры по установлению связей и упорядочению переписки с местными организациями в России.

Борьбу за реализацию в России и на Кавказе постановлений Пражской конференции возглавлял товарищ Сталин, который, совершив после конференции четвертый побег из ссылки, вновь прибыл на Кавказ.

По возвращении из-за границы Спандарян докладывал в Риге, Петербурге и Москве об итогах Пражской конференции и участвовал в издании платформы РСДРП в связи с выборами в IV Государственную думу.

В конце февраля 1912 года Спандарян поехал в Баку и Тифлис для отчетного доклада о конференции; в своих выступлениях в местных большевистских организациях и в руководящей группе он популяризировал постановления конференции и боролся за осуществление этих постановлений. В это же время он написал известное воззвание "За партию", которое было издано от имени ЦК.

Через подлых провокаторов царской полиции вскоре стали известными постановления Пражской конференции и все шаги членов ЦК. Департамент полиции составил целое дело о "Ленинской конференции" и написал характеристики членов Центрального Комитета партии. Была составлена также характеристика на Тимофея, и полицейским отделениям приказано было взять его под строжайший надзор. Вот отрывок из агентурной записки о Спандаряне:

"..."Тимофей" (он же "Сурен" - последнее, должно думать, или местная кличка или настоящее имя) эсдек-большевик, около 27 - 29 лет от роду; интеллигент, армянин по национальности, рьяный ленинец, бывший студент Московского Университета, активно принадлежал в период 1908 - 1909 г.г. к бакинской подпольной партийной организации и работал в провалившейся в указанный период местной большой подпольной типографии; болен чахоткой, почему, по требованию прокурорского надзора, освобожден из-под стражи с обязательством, выехать из Баку, где проживает его жена и двое детей; отец его находится в Париже; "Тимофей" работал в подполье Москвы и С. -Петербурга, очень серьезный эсдек, был членом "русской организационной комиссии" по выборам делегатов на общепартийную конференцию РСДРП".

Агенты тифлисского и бакинского охранных отделений наперебой строчили донесения о каждом шаге Тимофея. 31 (18) марта Спандарян был арестован в Балаханах, где он должен был сделать доклад об итогах Пражской конференции.

Весть об аресте Спандаряна обеспокоила и глубоко опечалила Ленина. Владимир Ильич возлагал большие надежды на Спандаряна в связи с предстоявшей пар-

стр. 129
тийной работой в России. В то время Ленин и Крупская жили в Париже. В Париже жил также отец Спандаряна, который приехал туда еще в 1910 году и, не располагая средствами, не был в состоянии вернуться в Россию. Получив сведения об аресте Тимофея, Левин и Крупская посетили отца Сурена, старика Спандара Спандаряна, чтобы получить более подробные сведения о Тимофее и организовать помощь. Вот как описывает то посещение Н. К. Крупская в своих воспоминаниях о Ленине:

"В Париже жил отец Сурена. Мы пошли с Ильичем к нему, чтобы поподробнее узнать об аресте сына. Отец Сурена, больной старик, жил одиноко и заброшенно, не было у него денег, нечем ему было даже заплатить за квартиру, память ему изменяла: напишет письмо, а адрес забудет написать. Ильичу ужасно стало жалко старика. И из Баку вести были нерадостные. Сурен сидел в очень тяжелых условиях, некому было о нем позаботиться. Когда пришли мы домой, Ильич тотчас написал письмо Воски, прося позаботиться об обоих Спандарянах" (Н. К. Крупская "Воспоминания о Ленине", стр. 178. Партиздат. 1933).

Ленин в тот же день помог отцу Сурена небольшим займом".

Тимофей просидел в бакинской центральной тюрьме месяц и двадцать дней. 21 (8) мая 1912 года за отсутствием улик он был освобожден из тюрьмы, но с обязательством выехать из Баку и сообщать всякий раз о перемене своего адреса жандармскому управлению. Но 3 июня (21 мая) на станции Баку в вагоне Сурена снова арестовали. Из Баку его перевели в Метехский замок Тифлиса.

Вследствие обнаружения архива Тифлисской большевистской организации в руки жандармерии попали рукописи писем и прокламаций, написанных Спандаряном. Царская власть предала Спандаряна суду. 15 - 17 (2 - 4) мая 1913 года особое присутствие тифлисской судебной палаты на закрытом заседании заслушало дело Сурена Спандаряна и его товарищей (Е. Д. Стасова, В. Л. Швейцер). Постановлением царского суда Спандарян был осужден на пожизненную ссылку в Сибирь. 29 (16) сентября 1913 года Спандаряна этапным порядком в кандалах отправили в Сибирь, в Енисейскую губернию, в деревню Иннокентьевскую.

Тяжелый путь, продолжавшийся свыше двух месяцев, и болезненное состояние не сломили большевистского духа Сурена Спандаряна.

В письме с этапа от 11 ноября (29 октября) 1913 года Спандарян писал жене Ольге Вячеславовне Спандарян:

"Здесь всякие гнусы и гниды безнаказанно меня едят: все тело исцарапано и окровавлено. Настроение бодрое, веселое, хорошее. Да здравствует жизнь! и мы еще повстанем, нечего умывать. Бывает похуже. А по сравнению с другим - мои неприятности сущие пустяки..."

В связи с доносом о подготовке побега Сталина, Свердлова и Спандаряна из ссылки, в 1914 году Спандаряна вновь арестовали и на этот раз сослали еще дальше, в село Монастырское, Туруханского края. В первом же письме, к жене из Туруханска Спандарян сообщил о Сталине, что "Сосо здесь, в 175 в. от меня" (Письмо Спандаряна от 25 июля 1914 года). Из Кущейки товарищ Сталин, связавшись с заграничным центром, с Лениным, руководил партийной работой в России. Тщательно избегал жандармского надзора, он часто приезжал в Монастырское (Монастырское являлось административным центром Туруханского края) проинструктировать товарищей, политически ориентировать их, вооружить для предстоящих классовых битв.

В Монастырском товарищ Сталин почти всегда останавливался у Спандаряна. Дружба товарища Сталина и Спандаряна в Сибири еще больше укрепилась. Под руководством товарища Сталина Спандарян неустанно работал как среди ссыльных, так и среди местного населения.

В вопросе о войне Спандарян всецело стоял на ленинско-сталинских позициях. Он развернул огромную борьбу против социал-патриотов. "По отношению к настоящей войне, - писал покойный С. Шаумян в своем некрологе о Спандаряне, - он полностью сохранил свою интернациональную точку зрения и в письмах выражал особую радость, узнав, что и прочие товарищи остались верны своим принципам" ("Пайкар" N 38 за 1916 год).

В деле разоблачения социал-шовинистов, центристов и анархистов Спандарян был наилучшим помощником Сталина. В своем письме от 27 февраля 1915 года В. И. Ленину товарищ Сталин писал:

"Тимофей просит передать его кислый привет Геду, Самба и Вандервельду на славных, хе-хе, постах министров". А в приписке к тому же письму Спандарян писал В. И. Ленину:

"Здравствуйте, дорогой Владимир Ильич! Сейчас Иосиф у меня гостит, и захотелось послать Вам наш привет. Как живете? Что поделываете? Каково настроение? Напишите, что можете. Жаждем живого слова. Будем ожидать от Вас письма. Сурен" ("Пролетарская революция" N 7 за 1936 год, стр. 167).

стр. 130


И. В. Сталин и Сурен Спандарян.

Март 1915 года. Село Монастырское.

В июле 1915 года, когда в Монастырское прибыли члены большевистской фракции IV Государственной думы, которые были приговорены к ссылке за мужественное выступление с трибуны Думы против войны, на совещании ссыльных большевиков, состоявшемся в Монастырском под руководством товарища Сталина, Сурен Спандарян гневно осудил гнусное, предательское поведение изменника Л. Каменева.

Из далекой ссылки Спандарян установил крепкую связь с большевистскими организациями России и Закавказья, завязал обширную переписку с ними, передавал кавказским большевикам для выполнения руководящие указания и поручения товарища Сталина.

"Будучи вдали, Сурен всегда интересовался кавказскими делами, - писал Ст. Шаумян, - и когда отсюда получал какое-либо радостное известие, его письма выражали безграничное ликование и воодушевление" ("Пайкар" N 38 за 1916 год).

Спандаряна глубоко волновали бесчинства, творимые над армянским народом его заклятыми врагами - дашнаками и другими националистами. Он страстно призывал кавказских большевиков "принять хотя бы какие-либо меры против этих народоубийц".

С чувством глубокого волнения читаются письма Сурена Спандаряна к своим детям. Из далекой сибирской ссылки он призывал детей учиться беспрестанно, овладевать высотами передовой науки для правильного понимания и переустройства жизни, любить народ и страстно ненавидеть эксплоататоров, не унывать никогда, не падать духом, ибо: "Настанет время, туман развеется, наступит час расплаты за море слез, за океаны крови, за миллионы загубленных жизней" (Письмо Спандаряна к детям от 27 ноября 1915 "года из Туруханска).

Но дожить до этих светлых дней Сурепу Спандаряну не пришлось. В жестоких условиях ссылки его здоровье все время ухудшалось. 2 апреля (20 марта) 1916 года он писал в Тифлис: "Я все время нездоров, еле-еле пишу". Но, несмотря на тяжкую болезнь, он писал в это же время Ленину:

"Шлем Вам из наших хладных стран самый пламенный привет. Мы бодры духам и Вам того же желаем".

Несмотря на тяжелую болезнь, он оставался в первых рядах бойцов революции и продолжал борьбу за победу революции, приближение которой он уже ясно чувствовал.

стр. 131


Письмо Сурепа Спандаряна своим детям. Март 1915 года. Село Монастырское.

В начале июня 1916 года друзья Спандаряна, видя его тяжелое состояние, добились особого разрешения на перевод его в Енисейск, а, затем, в начале сентября, - в красноярскую больницу.

О последних днях Спандаряна В. Л. Швейцер в своих воспоминаниях пишет:

"Сурен умирал. Пришлось перевезти его в Красноярск, в больницу. Но, умирая, он думал все о том же, чему отдал свою прекрасную жизнь без остатка. Он просил меня написать Сталину, что революция в России уже созрела, что царская армия разлагается, что "революция стоит у порога 17 года"... Эта мысль не оставляла его: он бредил революцией. Уже в агонии, в бреду, он повторял: "Становитесь под знамена Ленина!" ("Комсомольский пропагандист и агитатор" N 13 за 1937 год).

24 (11) сентября 1916 года, в 6 часов утра, перестало биться пламенное сердце самоотверженного бойца, верного ученика Ленина и Сталина, замечательного большевика Сурепа Спандаряна. Эта смерть была большой потерей для партии и причинила тяжелое горе товарищу Сталину, который глубоко любил и ценил своего верного ученика и соратника - Тимофея. Спандарян умер в возрасте 34 лет на заре победоносной социалистической революции, в победу которой он непоколебимо верил.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)