ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


СЕСТРА ГЕНЕТИКИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11 августа 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Евгения СИДОРОВА, журналист

В Дарвиновском музее (Москва) с 19 ноября по 20 декабря 2010 г. прошла выставка "Младшая сестра генетики", приуроченная к 90-летию создания Русского евгенического общества. Эта организация просуществовала всего 9 лет, но стала важным этапом в развитии медицинской генетики в нашей стране.

Сегодня поиск все более совершенных способов профилактики наследственных заболеваний человека стал повседневной заботой специалистов разных стран, а экстракорпоральное оплодотворение женщин с использованием донорской спермы - вполне обычной в медицине практикой. И потому закономерен общественный интерес к отечественным ученым-евгенистам, трудившимся в период, когда эта проблематика впервые оказалась в центре внимания. Биологам и историкам науки очевидна важность работ выдающихся исследователей Николая Кольцова (автора гипотезы молекулярного строения и матричной репродукции хромосом), Юрия Филипченко (основателя первой в России кафедры генетики в Ленинградском государственном университете), Александра Серебровского (ему мы обязаны
стр. 53

появлением научного направления геногеографии и термина "генофонд", опровержением представления о неделимости гена) и их коллег. Однако большинство наших современников имеет отдаленное представление об этой деятельности. Вот почему выставка в Дарвиновском музее - не только просветительский проект, но и дань памяти талантливым людям, умножавшим славу отечественной науки.

Начиная семинар "Заря генетики человека", предваривший открытие упомянутой выставки, член-корреспондент РАН Илья Захаров-Гезехус* из Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН напомнил об истоках преданной забвению научной дисциплины. Термин "евгеника" (с греч. - "хорошего рода") ввел видный английский антрополог, психолог Фрэнсис Гальтон, в 1865 г. опубликовавший статью "Наследственный талант и характер", где впервые изложил задачи нового направления. В 1883 г. он написал книгу "Исследование человеческих способностей и их развития", а в 1904 г. сформулировал принципы науки, "занимающейся всеми факторами, улучшающими врожденные качества расы". Гальтон и его последователи основывались на теории естественного отбора великого Чарлза Дарвина, утверждая: изобретательному человечеству, нашедшему способы бороться с недугами, ведущими к естественной "выбраковке" слабейших представителей вида, в будущем может грозить вырождение. Следовательно, необходимо выработать меры соответствующей селекции.

Интересно, что одновременно с первыми публикациями Гальтона по евгенике, в 1866 г. в журнале "Русская старина" вышла работа профессора Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге Василия Флоринского, озаглавленная "Усовершенствование и вырождение человеческого рода". По мнению специалистов, проведенные им исследования заложили основы медицинской генетики в нашей стране, хотя их результаты стали широко известны лишь в XX в. Заметим, отечественные ученые, начиная с Флоринского, в большинстве придерживались так называемой позитивной евгеники, выдвигающей в качестве практической меры поощрение воспроизводства людей, обладающих ценными для общества признаками. Противоположная позиция - отстранение "неугодных" от размножения - была законодательно закреплена в нацистской Германии.

Большую часть документов, демонстрировавшихся на выставке в Дарвиновском музее, предоставил Архив РАН. Его директор, кандидат исторических наук Виталий Афиани и старший научный сотрудник архива, кандидат исторических наук Надежда Осипова приняли участие в семинаре и рассказали о взглядах основателей Русского евгенического общества, проводимых ими научных изысканиях и общественной деятельности, направленной на популяризацию идей "улучшения человеческой породы", позднее извращенных лженаучными расистскими постулатами и дискредитированных.

В 1917 г. в Москве открылся Институт экспериментальной биологии (ныне Институт биологии развития РАН). Инициатором его создания и первым директором был выдающийся ученый, член-корреспондент Петербургской АН с 1916 г. Николай Кольцов, организовавший здесь отдел евгеники. Аналогичные лаборатории, общества возникали в то время и в Западной Европе, США. Интерес к этой области знания рос. Дело в том, что с момента обоснования хромосомной теории наследственности американским биологом, иностранным почетным членом АН СССР (1932 г.) Томасом Морганом специалистам становится ясно: все живые существа и человек, в том числе, обладают принципиально сходным генетическим аппаратом, который можно исследовать, а затем использовать накопленную информацию на практике. Как писал Кольцов, "...Одною из научных задач Института является отыскать способы экспериментального воздействия на половые клетки, при котором можно было бы, путем из-

* См.: Е. Сидорова. Встречи с учеными-эволюционистами. -Наука в России, 2009, N 4 (прим. ред.).
стр. 54

менения митоза*, вызвать мутационное изменение организма". И в 1920 г. ряд видных отечественных генетиков во главе с Кольцовым учредили Русское евгеническое общество.

В бюро Общества, помимо его председателя и ученого секретаря, видного антрополога Виктора Бунака, вошли основатель отечественной клинической генетики психических заболеваний, доктор медицинских наук Тихон Юдин, известный хирург Николай Богоявленский и генетик (член-корреспондент АН СССР с 1933 г.) Александр Серебровский. Их усилия были сосредоточены на изучении фено- и генотипов человека, накоплении литературных данных, свидетельствующих о наследовании из поколения в поколение различных качеств, в том числе некоторых недугов (гемофилии, синдрома Дауна и др.). Для получения необходимых сведений прибегали к анкетированию, организовывали специальные экспедиции (например, по изучению этносов - мордвы, марийцев, донских казаков, евреев).

На выставке в Дарвиновском музее посетители увидели лишь некоторые из евгенических анкет, в частности семейный опросный лист "по размножаемости", позволявший собрать соответствующую информацию о трех поколениях родственников. Представленные там же генеалогические древа великих представителей русской культуры - писателя Льва Толстого и поэта Александра Пушкина** - служат яркой иллюстрацией наследуемости таланта. Известны комплексные исследования биографических и генеалогических данных о 150 российских академиках, проведенные отечественными евгенистами, которые считали: государство обязано бережно относиться к интеллигенции как носителю ценной генетической информации. Вот что писал Кольцов: "сохранение представителей активного типа имеет абсолютную генетическую ценность вне зависимости от их временного фенотипического образа мыслей". Разумеется, подобная точка зрения не соответствовала идее классовой борьбы, главенствовавшей в советское время, когда инакомыслящих подвергали репрессиям.

Между тем на страницах "Русского евгенического журнала", издававшегося Обществом, авторы обсуж-

* Митоз - деление ядра соматических клеток эукариотов с сохранением числа хромосом (прим. ред.).

** См.: В. Непомнящий. Феномен Пушкина в свете очевидностей. -Наука в России, 1999, N 3 (прим. ред.).
стр. 55

дали вопросы генеалогии, медицины, социологии. Исключительно важными и плодотворными были исследования генетики психических особенностей личности, биохимических показателей крови. Впоследствии в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове открыли филиалы Русского евгенического общества, расширился круг его членов. Как отметил Афиани, заглядывая в архивные документы, встречаешь целое созвездие "первых имен" разных научных направлений: выдающийся отечественный невропатолог Григорий Россолимо, врач, патологоанатом Алексей Абрикосов (академик с 1939 г.), генетик Владимир Сахаров (в будущем крупный специалист по химическому мутагенезу) и др. Участвовал в работе Общества и нарком здравоохранения СССР Николай Семашко (с 1944 г. академик АМН СССР). Евгеника "впитывала" содержательные идеи из психиатрии, педагогики. В Москве заседания проходили уже не в Институте экспериментальной биологии, где зал не вмещал всех желающих принять в них участие, а в Доме ученых на Пречистенке.

Увлечение новой наукой охватило широкий круг интеллигенции. Об этом участникам семинара рассказали кандидат исторических наук Евгений Пчелов из Российского государственного гуманитарного университета и сотрудница Научно-исследовательского института и Музея антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова Татьяна Томашевич. Работой Русского евгенического общества интересовался выдающийся русский писатель Максим Горький - предоставленную им информацию Кольцов использовал в своем докладе "Родословные наших выдвиженцев" (анализ сведений о талантливых выходцах из народа). Проблеме изменения природы человека посвящена сатирическая повесть "Собачье сердце" Михаила Булгакова (1925) -тогда малоизвестного, а ныне одного из самых любимых прозаиков. Герой этого произведения доктор Филипп Филиппович риторически вопрошает: "Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно..., человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно ... создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар".

Влияние евгенических идей на общекультурный контекст 1920-х годов иллюстрирует и цитата из анкеты "Советский писатель и Октябрь", принадлежащая великому российскому поэту Осипу Мандельштаму: "...я глубоко убежден, что, при всей зависимости и обусловленности писателя соотношением общественных сил, современная наука не обладает никакими средствами, чтобы вызвать появление тех или иных желательных писателей. При зачаточном состоянии евгеники, всякого рода культурные скрещивания и прививки могут дать самые неожиданные результаты...".

В одной из своих публикаций начала 1920-х годов Кольцов называл наивными, с точки зрения биолога, предположения социологов о возможности облагородить человеческий род посредством повышения культуры. Но в 1929 г. он утверждал: "требуется, чтобы каждый ребенок был поставлен в такие условия воспитания и образования, при которых его специфические наследственные особенности нашли бы наиболее цельное и наиболее ценное выражение в его фенотипе...". К тому времени благодаря развитию генетики стало ясно: наследственные черты человека, в том числе его интеллект, зависят от взаимодействия многих генов, причем проявление того или иного гена в фенотипе обусловлено средой воспитания.

В 1920 - 1930-е годы некоторые постулаты отрицательной евгеники были восприняты на государственном уровне в ряде стран (Канаде, США, Исландии, Германии, Дании, Швейцарии, Норвегии, Швеции,
стр. 56

Финляндии, Эстонии), где узаконили программы стерилизации лиц, признанных по тем или иным причинам "нежелательными для общества". Посетители выставки "Младшая сестра генетики" узнали, что максимальное число операций по стерилизации людей было выполнено в Германии - 400 тыс. с 1933 по 1945 г., в США - 100 тыс. с 1910 по 1935 г., в Швеции - 63 тыс. с 1935 по 1976 г. Такой переход от академической стадии развития молодой науки к экспериментальной выявил неразрешимые этические проблемы, вставшие перед социумом, прибегнувшим к подобному искусственному отбору. Когда же после окончания Второй мировой войны человечество узнало об опытах над людьми, совершенных в нацистской Германии "в научных целях", в общественном сознании евгеника стала ассоциироваться с практикой массового геноцида.

Однако Русское евгеническое общество прекратило свою деятельность в 1929 г., т.е. задолго до упомянутых событий, и дальнейшие преследования его членов, видных генетиков, были связаны с разгромом развиваемого ими перспективного научного направления. Так, был арестован и в 1938 г. расстрелян директор первого в России Медико-генетического института в Москве Соломон Левит, продолживший исследования, начатые Кольцовым и его коллегами (наследование различных заболеваний). Один из интереснейших экспонатов выставки в Дарвиновском музее - полный текст письма иностранного члена-корреспондента АН СССР, будущего нобелевского лауреата по физиологии и медицине (1946 г.), американского генетика Германа Меллера, отправленного им в мае 1936 г. руководителю СССР (1922 - 1953 гг.) Иосифу Сталину в попытке объяснить необходимость развития генетики для процветания страны. Цель, к сожалению, не была достигнута.

Парадоксально, но многие молодые посетители Дарвиновского музея впервые услышали о том, что такое евгеника, хотя о достижениях неоевгеники сегодня знает каждый цивилизованный человек. Организаторы выставки подчеркнули: данное научное направление не помогает решению государственных демографических проблем, а ориентировано на запросы частных лиц. Существует 6 приемов человеческой биотехнологии: искусственное оплодотворение женщины с использованием спермы донора; использование донорских яйцеклеток (затем вынашивает ребенка родная или "суррогатная" мать); внутриутробное исследование плода с целью выявить, нет ли серьезных причин для прерывания беременности; отбор эмбрионов с помощью предимплантационной генетической диагностики; клонирование человека и, наконец, генная инженерия. Этичность первых двух уже практически не ставится под сомнение, тогда как гуманность методов, позволяющих отбраковать плод, не соответствующий некой "генетической норме", не бесспорна.

В конце экспозиции посетителям выставки было предложено ответить на некоторые вопросы этического характера: согласны ли они с идеей ограничения межэтнических браков (ведь ученые подсчитали, что средние коэффициенты IQ, показывающие интеллектуальный уровень человека, у разных рас неодинаковы); пойдут ли они на прерывание беременности в случае, если при внутриутробном исследовании выяснилось, что будущий ребенок родится с синдромом Дауна; одобряют ли материальное поощрение индивидов с высокими показателями по результатам антропометрического тестирования и некоторые другие. Утвердительным и отрицательным ответам организаторы выставки противопоставили соответствующие контраргументы: например, человек, высказавшийся против межэтнических браков, заглянул в карточку со словом "да" и узнал, что умственные способности контролируют более 1000 генов (по предварительным оценкам), а межрасовые браки увеличивают запас наследственной изменчивости популяции и, значит, скорее полезны.

Как заявили сами организаторы выставки "Младшая сестра генетики", одной из их целей было еще раз поднять вопрос о соотношении науки и нравственности (нередко их векторы совпадают), показать, что принимая решения по вопросам, связанным с судьбой нашего потомства, порой не так просто ответить "да" или "нет".






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций