ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ИНТЕГРАЦИЯ, КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ: СТУДЕНТ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




В. А. Плешаков

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Тел.: 8-926-168-90-87, e-mail: dionis-v@yandex.ru

На рубеже XX-XXI вв. рождается интенсивное внимание психолого-педагогической науки к инновационному социально-педагогическому феномену - процессу киберсоциализации человека. Проблема киберсоциализации человека раскрывается через описание феномена интеграции, а также различных социализирующих, образовательных и воспитательных возможностей глобальной сети Интернет. Обосновывается необходимость разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики.

Ключевые слова: Интернет-среда, киберсоциализация, киберэволюция, киберонтология, информационная революция, информационно-технологическая революция, интеграция, социализирующая среда, квазисоциализация, кибераддикция, онлайн-игры, киберпедагогика, социально-педагогический феномен.

Социально-культурные, экономические и интеграционные преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. В этой связи приобретают новую актуальность проблемы образования, социального воспитания и социализации человека.

Образование во всем мире является признанной ценностью и характеризуется многими процессами, среди которых значимое место занимали и занимают процессы интеграции. Интеграция в области образования есть глобальная синкретическая тенденция стремления различных дифференцированных локальных процессов
стр. 27

и опыта в сфере образования к объединению в единораздельное целое.

Все увеличивающиеся темпы жизнедеятельности современного человека на рубеже XX-XXI вв., вызванные нарастающими оборотами процессов информатизации, компьютеризации и интернетизации всех областей науки, образования и производства, характеризуются тем, что основным и наиболее значимым продуктом становится информация и компьютерные базы данных, а ведущими видами деятельности современного человека становятся процессы хранения, обработки и передачи информации, создания, обновления и защиты компьютерных баз данных и т. п.

С появлением всемирной сети Интернет происходит качественно новый этап эволюции - киберэволюция, вследствие информационно-технологической революции. В связи с этим возникает процесс киберсоциализации человека (этот термин введен в научный оборот нами в 2005 г.) [1].

Мы определяем киберсоциализацию человека как локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, использования его ресурсов и коммуникаций с виртуальными агентами социализации, встречающимися в глобальной сети Интернет [2].

Специфика социализации и общения в Интернет-среде рассматривалась в работах Е. П. Белинской, Е. Блохиной, С. В. Бондаренко, И. А. Васильевой, А. Е. Войскунского, Е. И. Горошко, В. В. Гудимова, А. Е. Жичкиной, М. Иванова, Л. Ю. Иванова, Т. Келер, А. В. Минакова, А. В. Мудрика и др. Однако комплексное изучение процесса социализации личности в киберпространстве Интернет-среды не проводилось.

Мы согласны с А. В. Мудриком, который в контексте глобализации условий социализации говорит, что глобальная сеть Интернет - "непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своем качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности" [3, с. 247-248], и относит его к мегафакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром. Одновременно он считает, что необходимо воспринимать Интернет как часть средств массовой коммуникации, то есть как один из мезофакторов социализации человека.

В процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых фактически киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с новым жизненным пространством человека - киберпространством.

Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счет увеличения количества пользователей Интернетом во всех регионах земного шара, так и за счет роста объемов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.

Активными пользователями Интернета в более чем 150 странах мира является свыше миллиарда человек! Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%.

Киберпространство Интернет-среды - это не только особый "срез реальности" - искусственной реальности (киберреальности - виртуальной реальности), но и некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы, ставшее своеобразным новым жизненным пространством со своими "жителями-обитателями" и специфическими особенностями коммуникативного процесса.

Интернет-среда обеспечивает отличные от реальной жизни возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтной группе, а также благодаря влиянию особенностей киберкоммуникации на создание виртуальной личности и относительно безопасное экспериментирование с идентичностью. Коммуникация в киберпространстве обладает рядом функций: информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической, креативной и т. д. Она предоставляет пользователям
стр. 28

возможность компенсации и нивелирования в ходе опосредствованного Интернет-средой общения объективных и субъективных препятствий, которые нередко делают болезненными непосредственные (прямые) контакты: действительные либо мнимые недостатки внешности, дефекты речи, инвалидность, психические заболевания и т. п. Жизнедеятельность в киберпространстве особенно важна для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним, объективным или субъективным) причинам межличностно обеднена. В этих случаях киберпространство фактически становится альтернативой непосредственного (реального) окружения, а человек квазисоциализируется. Тем не менее для достаточно большого числа инвалидов подобная квазисоциализация может рассматриваться, к сожалению, как единственная альтернатива социализации в условиях реальной жизнедеятельности.

В современном реальном мире наблюдается перманентно возрастающая стрессогенность факторов социализирующей среды, виртуальное же пространство воспринимается человеком как "не настоящее" как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, не несущее в своем содержании опасности, не требующее ответственности за свои поступки, не создающее "стрессы на каждом шагу". Как отмечают сами пользователи Интернета, в виртуальном мире им легко и свободно, в нем стираются возрастные и статусные границы, возможно с большей степенью вероятности удовлетворить свои желания и стремления, оправдать экспектации и самоэкспектации, реализовать себя.

В психолого-педагогическом плане применение информационных технологий, с одной стороны, ведет к развитию и преобразованию деятельности человека за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредования и совсем новых видов деятельности. С другой стороны, отмечается значительное количество негативных последствий - технострессы, компьютерофобия, кибераддикция, сужение круга интересов, некоммуникабельность др.

В процессе киберсоциализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, Интернет-среда существенно влияет на процесс социального воспитания человека в контексте усвоения социальных норм, формирования ценностных ориентации, являясь зачастую системой неформального образования и просвещения.

Инновационное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет ключевое значение не только с точки зрения управления и производства, но и с точки зрения социокультурного развития в целом. ИКТ относятся к классу прорывных технологий, обеспечивающих быстрое накопление интеллектуального и экономического потенциала и гарантирующих устойчивое развитие общества.

С этой точки зрения, актуальной задачей современного российского образования является подготовка высокопрофессиональных специалистов, обладающих, наряду с профессиональной компетентностью, качественно новым уровнем ИКТ-компетентности. Внедрение современных ИКТ в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который становится исследователем, организатором, консультантом, в том числе в информационном пространстве.

Внедрение ИКТ способствует индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых; изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера; стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самообразованию; расширению возможностей установления и проработки междисциплинарных связей; повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его готовности к постоянному и динамичному обновлению.
стр. 29

Развитие ИКТ позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - дистанционное обучение. Возможно выделить интеграционные процессы в области разработки курсов дистанционного и индивидуального обучения по базовым и специальным дисциплинам с использованием современных ИКТ; разработку и лицензирование совместных для ряда вузов учебных планов и курсов, разработку электронных учебно-методических комплексов электронных средств поддержки обучения (УМК ЭСПО) и др.

Поскольку общение играет большую роль в формировании и развитии личности (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.), то важным является изучение особенностей коммуникации в Интернет-среде как одного из факторов социализации человека. Интернет играет определенную роль в педагогической деятельности, обладая мощными социализирующими возможностями воздействия на личность.

Анализируя эффективность, новизну форм и методов существующих механизмов научной и образовательной интеграции в области применения современных ИКТ, а также в сфере e-Learning, можно констатировать, что они являются ведущими, обусловлены и характеризуются, с одной стороны, современностью и инновационностью, с другой - доступностью, мобильностью и универсальностью образования, равными возможностями для граждан (в том числе для лиц с ограниченными возможностями) в получении полноценного высшего профессионального образования посредством активно развивающихся дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, необходимо принять киберпространство Интернет-среды как относительно не зависящую от человека ноосферную реальность, динамично развивающуюся в современной действительности, в рамках которой личность организует собственную кибержизнедеятельность и киберсоциализируется.

Киберсоциализация человека есть современный психолого-педагогический феномен киберонтологии личности, который можно рассматривать в рамках теории социального воспитания и единой концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. В этой связи качество времени, проводимого человеком в киберпространстве, может стать одним из ведущих параметров оценки успешности жизнедеятельности личности.

Таким образом, мы считаем, что перед современными педагогами и психологами закономерно встает задача создания киберонтологической концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. Применение современных информационных и коммуникационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности человека практически любого возраста за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредования и совсем новых видов деятельности в виртуальной социализирующей среде киберпространства, тщательное изучение которых позволит раскрыть позитивный социально-педагогический потенциал феномена киберсоциализации человека и выработать превентивные стратегии избегания квазисоциализации личности, разработать алгоритмы профилактики негативных последствий процесса киберсоциализации.

Необходима разработка инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики, позволяющей современному Homo Sapiens'у, ставшему "Homo Cyberus'ом", научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности компьютерных и Интернет-ресурсов исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, личностных и индивидуальных особенностей человека.

Киберпедагогика представляется нам инновационной отраслью психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных технологий.
стр. 30

ЛИТЕРАТУРА

1. Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. - Вып. 21 / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. - М: МПГУ-МОСПИ, 2005, с. 48-49.

2. Плешаков В. А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. - Вып. 25. / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. - М: МПГУ-МОСПИ, 2006, с. 23-25.

3. Мудрик А. В. Социализация человека. - М., 2007.

4. http://2008.rif.ru.

5. http://2009.rif.ru.

INTEGRATION, CYBERSOCIALIZATION AND SOCIAL EDUCATION: STUDENT AND TEACHER IN INFORMATION SPACE

V.A. Pleshakov

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of Higher School Pedagogics Department of the Moscow Pedagogical State University, corresponding member of the International Teacher's Training Academy of Science

On boundary of XX-XXI centuries psychology and pedagogics begin to focus on innovative socially-pedagogical phenomenon that is a process of person's cybersocialization. The problem of person's cyber-socialization reveals through description of integration phenomenon and various socializing, educational possibilities of the Internet. Necessity of working out of innovative branch of psychological-pedagogical thought (cyber-pedagogics) is proved in the article.

Keywords: Internet environment, cybersocialization, cyber-evolution, cyber-ontology, information revolution, information-technological revolution, integration, socializing environment, quasisocialization, cyber-addiction, online games, cyber-pedagogics, socially-pedagogical phenomenon.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)