Баллада о Рыжем Джеке
Всякий раз, как мне попадаются на глаза обращенные к россиянам призывы вступать в ряды защитников правопорядка, я вспоминаю балладу Вероники Долиной "Рыжий Джек", где ирландская мать дает своему сыну прямо противоположный совет... К вопросу о праздничной культуре Латинской Америки
Есть вещи, верить в которые легко и приятно. К такого рода вещам относится, в частности, знаменитый мифологизм латиноамериканской культуры: все знают, что он есть, но вот что он и почему он - это большой вопрос. То же и с латиноамериканской карнавальностью: конечно, она есть, да еще какая, но вот почему она именно такая и почему вообще Латинская Америка при особом взгляде оказывается одним сплошным самбодромом (официальный термин) - это проблема, обращающая исследователя к самым глубинным истокам формирования латиноамериканской культуры. То, что вопрос этот не праздный (как тут обойтись без каламбуров!), явствует хотя бы из предпринятой не так давно коллективной попытки разобраться с ним совместными усилиями ведущих специалистов России... Исключительный американец. Сеймур Мартин Липсет (1922-2006)
Может быть, для того чтобы понять характер нации, полезно быть иностранцем? В самом деле, кто постиг американский характер лучше, чем французский аристократ Алексис де Токвиль? Сеймур Мартин Липсет, ушедший из жизни 31 декабря 2006 года, был не иностранцем, а иммигрантом: он появился на свет через год после того, как его родители эмигрировали из России по окончании Первой мировой войны, и перед тем, как вступило в действие ограничительное иммиграционное законодательство США. Он родился в Гарлеме, вырос в Бронксе, учился в City College of New York (CCNY). Это был тот "бэкграунд", который Липсет, по его словам, разделял с Колином Пауэллом, если не считать того, что Пауэлл вступил в ROTC (Reserve Officers' Training Corps - Учебный корпус офицеров запаса), а Липсет - в троцкистскую Молодежную социалистическую лигу (Trotskyite Young People's Socialist League). Его родители хотели, чтобы он стал дантистом, но он интересовался совсем другими вещами - например, вопросом о том, почему вся Америка не относится к социализму с тем же энтузиазмом, с каким относились к нему его товарищи из CCNY... Идеология новой России
Дмитрий Быков: ...Второй лик обращен к комиссарам движения "Наши", до которых предлагается на совершенно блатной фене довести новую концепцию России, на абсолютно простом, даже не школярском, а дошкольном языке, причем языке очень агрессивном (степень блатного надрыва в этой риторике очень высока). Вот это и есть два лика современной политологии: один - для комиссаров движения "Наши", второй - для высоколобых, которые, впрочем, по своим морально-этическим качествам различаются очень несильно. Начиная разговор о российской идеологии, следовало бы прежде всего спросить себя и, видимо, вас: есть ли какая-либо необходимость в национальной идеологии вообще... Социология о пытках в современной России
В России проблема применения пыток имеет чрезвычайную и печальную значимость. Масштабы и безнаказанность пыток и жестокого обращения со стороны органов "правопорядка" серьезно угрожают жизни и здоровью, правам и свободам жителей страны, всей системе правосудия, основам гражданского общества и государственности... Визионер мирового расцвета
Создатель "аналитического искусства", легенда русского авангарда, аскет, не продававший свои работы, а завещавший их все родной стране, - что может сейчас сказать нам Филонов, которого искусствоведы в один голос называют "неоцененным" и "загадочным" художником... Субъективная история одной дисциплины. Часть IV
Мы остановились на проблеме, о которой чаще всего вспоминают, когда заводят жалобную песнь о погибели советской науки. Во всяком случае "утечку мозгов" оплакивают уже в первом куплете, а воспеваемый во второй "упадок образования" связывается с помянутой утечкой, как следствие - с причиной... Хичкоковский саспенс как кинематографический нарратив. Часть I
Слово саспенс (suspense) давно и прочно вошло в лексикон кинематографистов и теоретиков кино. Сегодня трудно представить разговор о фильме, снятом в жанре триллера, без упоминания этого технического приема, в результате которого у зрителя создается ощущение напряжения от происходящего на экране. В качестве приема саспенс давно и широко используется. Уже стали стандартными монтажные разбивки эпизода, в результате которых внимание зрителя максимально обостряется. Суть приема обычно видится именно в том, что здесь не идет потакание вкусам и предпочтениям зрителя (для этого вполне достаточно взять обычный жанр с привычным набором положений и перипетий), а сам он словно попадает в ловушку кинематографической технологии захвата внимания, технологии воздействия... В этом смысле саспенс не должен зависеть от жанра (и мы легко вспомним множество мелодрам и даже фильмов-сказок с подобным приемом), а то, что он используется по большей части в триллерах и детективах связано лишь с тем, что именно здесь он максимально обусловлен, стал своего рода элементом этих жанров. А также потому, что изобретатель саспенса Альфред Хичкок снимал именно такого рода фильмы... Рождение автора - конец искусства
Хрестоматийный для русского XVIII столетия Пашков дом, кажется, так и не обрел своего автора. Для наступающего XIX столетия ситуация почти немыслимая. Как если бы мы не знали, кто автор стоящей напротив Пашкова дома Оружейной палаты. В отличие от восемнадцатого XIX век благоразумно запасся визитными карточками. В истории искусств почти исчезли белые пятна. С эпохи романтизма статус художника сделался высок, социально значим. На картинах старательно выводятся подписи, создаются каталоги, устраиваются союзы и товарищества. К проблеме авторства в XIX веке относятся не менее трепетно, чем к какому-нибудь нынешнему ноу-хау или копи-райту. Тем не менее в XIX столетии для изящных искусств России (да и мира тоже) наступил период глубокого кризиса... Ложь Рышарда Капусцинского или "Магический реализм" усопшего мастера
В некрологе, опубликованном в "Washington Post", умерший 23 января 2007 года Рышард Капусцинский назван "одним из самых знаменитых военных корреспондентов своего поколения". В некрологе "Los Angeles Times" он характеризуется как "самый известный польский журналист, чье творчество снискало всемирное признание". В "Guardian" кинорежиссер Джонатан Миллер говорит о "бесподобных репортажах" Капусцинского из королевского дворца Хайле Селассие. В некрологе "Daily Telegraph" он описан как "самый выдающийся польский иностранный корреспондент и свидетель многих турбулентных событий, связанных с рождением третьего мира"...
|