ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ЗУГДИДСКИЙ ФАРФОР: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24 ноября 2013
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Производство керамических изделий в Грузии было развито с древнейших времен. Однако, когда в Зугдиди построили современное фарфоровое предприятие, оно было полностью ориентировано на привозное сырье и топливо. Только потом необходимость заставила вспомнить о древних грузинских мастерах керамики и искать сырье дома.

Тогда же главной трудностью было освоение технологии и техники сложного автоматизированного производства.

Спустя десятилетие завод стал рентабельным предприятием, в основном укомплектованным местными специалистами и производившим в год до 12 миллионов штук изделий.

Грубый и невзрачный, тяжелый зугдидский фарфор со временем стал тоньше, изящнее и белее. Продукция предприятия стала конкурентоспособной и вышла на союзную арену. Работы зугдидских художников по фарфору получили признание на крупных выставках...

Преобразилась окраина города, где был построен завод. Улучшились условия жизни не только полутора тысяч его работников, но и в целом горожан.

Однако катаклизмы постсоветского периода не обошли предприятие стороной. Во время гражданской войны, в условиях царившего вокруг хаоса, противостояния, которое наблюдалось и на самом заводе, он тем не менее избежал разгрома. В этом заслуга руководства предприятия, его актива. Люди без всякой зарплаты ходили "сторожить" завод и смогли уберечь его от погромщиков разных мастей.

С первых же дней стабилизации фарфоровый завод стал настраиваться на рабочий лад. В 1994 году на его основе было создано акционерное общество - "Зугдидский фарфор". В условиях острого дефицита электроэнергии, топлива задействовать фарфоровый завод на прежнюю мощность, в прежнем виде автоматизированного, очень энергоемкого предприятия было невозможно. Усилиями руководства предприятия, специалистов был найден оптимальный вариант его дальнейшего функционирования. Главная ориентация - использование менее энергоемких технологий, благо, в производстве фарфора это возможно.

В кратчайший срок на заводе было построено и введено в строй несколько печей второго обжига типа "горн" и создано более 50 новых малых производственных участков. Они появлялись повсюду - в цехах, во вспомогательных помещениях, коридорах. Огнеупорный кирпич с амортизированных тоннельных печей, сырье предоставляло предприятие, остальное - люди: инженеры и технологи, экономисты и рабочие. Работы выполняли в основном за свой счет и своими руками. На предприятии было занято до 300 человек (со средней зарплатой в 50 лари), которые производили и часто сами реализовывали продукцию более 30 наименований - кофейные и чайные сервизы, различной формы вазы, кувшины, подсвечники, сувениры, художественные тарелки... Правда, из-за низкой покупательской способности населения самый ходовой товар - недорогие кофейные чашки и чайные кружки. Что касается тарелок - их производство на подобных малых участках крайне убыточно.

Если обобщить: крупное автоматизированное поточного типа предприятие по массовому производству тарелок и других фарфоровых изделий превратилось в объединение основанных на ручном труде малых производственных участков. Из всех цехов прежней технологической цепи функционирует только массозаготовительный цех. Все это, конечно, не может не вызывать сожаления, но главное - то, что в труднейших условиях предприятие выжило, остался костяк коллектива. На предприятии сохранены основные машины и оборудование, квалифицированные кадры, технология - то, что создается годами, и то, что делало и делает реальным будущее завода.

ЧТОБЫ ВЫГОДНО БЫЛО И ГОСУДАРСТВУ, И ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Гиви Соселия, генеральный директор АО "Зугдидский фарфор", возглавляет коллектив с 1986 года, избран членом районного сакребуло Зугдиди от Союза граждан.

- В самую трудную пору безвременья, не имея за душой, как говорится, ломаного гроша, мы думали не только о выживании, но и о дальнейшем развитии завода, - говорит он. - Выполнив, скажем, несколько лет назад заказ на сервировку гостиницы "Метехи" в Тбилиси, изготовив продукцию на экспорт в Италию, мы доказали себе и другим, что способны производить фарфор на уровне современных стандартов. И главное здесь - высокий профессионализм наших кадров, его руководящих работников, главного инженера Нугзара Шония, главного экономиста Руслана Киласония и многих других. Именно из-за их работы во всем мире считается роскошью наш купить фарфор, фарфоровую посуду.

Мы ощущаем постоянную поддержку Президента республики, который был в свое время инициатором строительства завода, руководства края. Полученный в прошлом году по решению Президента кредит позволил нам серьезно поправить финансовое положение, освоить выпуск нового вида продукции - фарфоровых электроизоляторов, а в скором времени приступаем к производству кровельной черепицы.

Нам удалось свести до минимума задолженность (годовую) перед бюджетом. Налоги - прежде всего, постепенно весь коллектив настраивается на этот лад. Но, безусловно, чтобы было из чего платить налоги, надо, чтобы в стране были созданы оптимальные условия для развития промышленности. У Союза промышленников есть серьезные предложения на этот счет. Думается, работа над совершенствованием налоговой системы таможенного контроля даст желаемые результаты. В конечном счете это будет выгодно и государству, и производителям.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФАРФОРОВОГО ПРОИЗВОДСТВА - МЕСТНОЕ СЫРЬЕ И НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Разработанная в последние годы, эта концепция предусматривает исследование и применение местного керамического сырья, модернизацию предприятия, внедрение новых технологий. Для этого в условиях "бума" малых цехов на предприятии было сохранено до 50 процентов производственной площади, которая сейчас планомерно осваивается.

В Грузии богатейшие залежи высококачественного керамического сырья, которое можно даже экспортировать. На сегодня экспериментально опробовано все (кроме каолина), что необходимо для производства фарфора, - асканский бентонит, дектакарский (Болниси) фарфоровый камень, сачхерский кварцевый песок, ахалцихский и худонский гипсовый камень. Дело - за промышленным освоением залежей...

До нынешнего дня завод в основном работает на "остатках" привозного сырья. А вот формовочный гипс, который раньше завозился с Украины, уже несколько лет изготавливается из худонского сырья на малом предприятии АО. Помимо удовлетворения собственных потребностей, фирма может снабжать стандартным гипсом керамические предприятия республики.

АО может изготовлять самые разные фарфоровые изделия. Главное - определить, что нужно потребителю и что он может купить. На кофейных чашках далеко не уедешь, и в АО нашли новую "нишу" на рынке сбыта, заваленном импортным фарфором. Это фарфоровые электроизоляторы, которые раньше в республике не производились и на которые имеется большой спрос не только в нашей, но и в соседних республиках. Агрегат по их производству был изготовлен на украинском специализированном предприятии. Первые партии произведенной продукции отправлены потребителям. Среди ее заказчиков - Тбилисский завод электроаппаратуры, АО "Электростроитель", завод трансформаторов... Есть и проблема - заказчики не всегда платежеспособны...

Скоро начнется выпуск еще одного вида продукции - кровельной черепицы. Сейчас на заводе идет монтаж оборудования по ее производству. Сырье предполагается доставлять из карьеров Хашурского и Зугдидского районов, есть и другие варианты. Что касается спроса, возможно, скоро мы станем, на европейский манер, черепичными. Существует мнение, что в условиях нашего климата, особенно в прибрежной зоне, использование шифера экологически вредно...

И в шутку, и в то же время совершенно серьезно зугдидские фарфоровцы обещают, что после возвращения беженцев в Абхазию они обеспечат их кровельным материалом. Пока же беженцы занимают все имевшиеся свободные площади, в том числе большую часть административного здания предприятия. В его актовом зале, кстати, проводятся, как правило, основные мероприятия краевой и местной администрации.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Государственный кредит, выданный в прошлом году фарфоровому заводу, не мог, конечно, снять большинства проблем, связанных с нынешним кризисным положением в экономике.

С особой тревогой на заводе следят за ростом цен на энергоносители.

У АО сложное финансовое положение, немалая кредитная и дебиторская задолженность, задолженность по зарплате рабочих и служащих.

При искреннем желании быть в такой же мере, как раньше, шефом, меценатом, оно не может и не всегда справляется с выплатой обязательных налогов.

Не лишены противоречий в этот переходный период и взаимоотношения в коллективе акционерного общества, однако его сплачивает главное - вера в будущее своего большого завода, в то, что в стране будут созданы условия для того, чтобы не остались в "портфеле" разработанные проекты по производству сантехники, тарелок, облицовочных плит...

У грузинского фарфора глубокие исторические корни, современный 24-летний опыт и реальные перспективы роста на основе собственной богатейшей сырьевой базы.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)