ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 декабря 2013
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) вряд ли нужно представлять читателю. С детских лет в нашу жизнь вошли его былинно- сказочные герои - печальная Аленушка у омута, Иван-царевич и Елена Прекрасная... Интерес к произведениям живописца у современников был огромный. Не случайно появилось немало копий его картин, относящихся к разным периодам творчества, которые теперь выдают за авторское повторение.

В провинциальных музеях и в частных коллекциях нередко можно встретить высокохудожественные, выполненные со знанием живописной техники В.М. Васнецова копии его картин. Некоторые из них когда-то имели подписи авторов. Однако фамилия сохранялась до тех пор, пока владелец не принимал решение выставить "раритет" на продажу. Тут подпись просто счищалась или записывалась краской, и произведение начинало новую жизнь.

В этой связи поучительна одна история. В Государственную Третьяковскую галерею, где шла подготовка к открытию выставки работ художника, поступило на экспертизу из Дома-музея В.М. Васнецова (Москва) несколько картин. И среди них "Каре взяли", переданная закупочной комиссией Министерства культуры РСФСР как авторское повторение. Изображенная сцена полностью повторяет сюжет известной картины Васнецова "Известие о взятии Карса", принадлежащей Саратовскому художественному музею им. А. Н. Радищева. Правда, последняя несколько большего размера. Обе имеют похожие по начертанию подписи и дату "1878".

Чтобы дать ответ об истинном авторе произведения, представленного на экспертизу, необходимо было сопоставить его технику письма с эталонными признаками, характеризующими живописный почерк В.М. Васнецова. Для получения объективных данных были исследованы его подлинные картины: "С квартиры на квартиру" (1876), "Военная телеграмма" (1878), "Преферанс" (1879) и "Известие о взятии Карса" из Саратовского музея (последняя стала эталонной).

Надо отметить, что манера построения красочного слоя, колористическая гамма полотен В.М. Васнецова этого периода перекликаются с живописной системой художников-передвижников(*), отличающейся некоторым однообразием приемов письма. Как и другие члены Товарищества, В.М. Васнецов начинал работу с рисунка, нанесенного на грунт, и определял место для всех композиционных элементов в пределах задуманного формата, после чего наносил первый красочный слой. Это обычно тонкий коричневый подмалевок, через который просматривается зерно холста - основа для живописи. Цвет подмалевка используется как красочное пятно при формировании глубоких теней и полутеней.


--------------------------------------------------------------------------------
* Передвижники - русские художники, входившие в объединение "Товарищество передвижных художественных выставок", образованное в 1870 г. (прим. ред.).
--------------------------------------------------------------------------------
При изучении красочной поверхности картин (фактуропостроения) обращает на себя внимание чередование в пределах одного фрагмента корпусных (рельефных) и тонкослойных мазков. Например, на картине "Известие о взятии Карса" места наибольшего освещения сарафана молодой женщины прописаны белильными перетекающими живописными мазками - они передают свет на выпуклостях складок, а также формируют их вертикальную направленность, одновременно создавая фактуру довольно плотной материи одежды. Легкие голубые полутени между складками перемежаются тонкими розовато- коричневыми оттенками. Кисть художника строит форму детали, подчеркивая пластические объемы.

Лица и мужские, и женские на эталонных картинах В.М. Васнецова написаны небольшими сливающимися мазками, в основном коричневой краской, охрой, свет обозначен охрой с белилами. Похожая живописная манера встречается на картинах одного из организаторов Товарищества передвижников - В.Г. Перова. Подобно ему В.М. Васнецов повторно прорабатывает фон около голов персонажей, отодвигая их от плоскости фона и углубляя перспективу. Однако изобразительный язык у каждого автора свой.

В.М. Васнецов часто прибегал к довольно своеобразному приему - подчеркивал отдельные фрагменты тонким черным контуром. В частности, такая обводка окаймляет бороду мужчины, держащего флаг, на картине "Известие о взятии Карса".

Кроме того, экспертиза отметила: во всех подлинных произведениях В.М. Васнецова соблюдена определенная последовательность в построении композиции - вначале он писал центральную группу, т.е. основную часть композиции, затем следовала повторная проработка первого плана и фона смелыми, структурными мазками. Итак, визуальное изучение произведений этого художника, относящихся к 70-м годам XIX в., показало, что текстура красочной поверхности картин не имеет высокого рельефа. Из литературных источников известно: в те годы он неодобрительно относился к высоко- фактурной технике. Вполне возможно, этим можно объяснить появление произведений, написанных в технике "алла прима"(*), - примером может служить "Военная телеграмма". В.М. Васнецову свойственно непосредственно на холсте осуществлять поиск. Так, на картине "С квартиры на квартиру" сначала в качестве фона были изображены дома, скрывающие и замыкающие перспективное пространство. На картине "Преферанс" переписана фигура стоящего слева мужчины.


--------------------------------------------------------------------------------
* "Алла прима" (живопись по живому) - техническая разновидность масляной живописи, требующая окончания работы до подсыхания красок и исключающая поэтому разделенные значительными перерывами самостоятельные этапы исполнения - подмалевок, прописи, лессировку (прим. ред.).

--------------------------------------------------------------------------------
Получив довольно полную информацию о характерных особенностях изобразительного языка В.М. Васнецова, мы приступили к экспертизе картины "Карс взяли".

Ее живопись более яркая, имеет иную цветовую тональность, нежели полотно из Саратовского музея. При пластической лепке объемов были отмечены более резкие по сравнению с эталонными переходы от тени к свету. Обводка живописных деталей выполнена грубо. Черная контурная линия небрежная и широкая. При изучении второго плана, который является своеобразным фоном, мы обратили внимание на участок стены между флагами: в отличие от эталонного варианта, этот фрагмент стены на картине "Каре взяли" записан неряшливо грязно-зеленой краской.

Мы все больше сомневались в подлинности поступившего на экспертизу произведения. Окончательный ответ дали рентгенографические исследования. Как и следовало ожидать, на сравниваемых картинах были зафиксированы скиалогические особенности изобразительного языка... не одного, а двух живописцев. Рентгенограммы картин не имели ничего общего друг с другом: на снимке с подлинного произведения (из Саратовского музея) светотеневое изображение от красочного слоя четкое, контрастное, в то время как аналогичный фрагмент картины "Каре взяли" дал расплывчатое изображение, где фигуры практически не видны. Вывод напрашивается сам собой: произведение, купленное Министерством культуры РСФСР, не принадлежит кисти В.М. Васнецова. Ну а как же тогда авторская подпись и дата - ведь они совпадают на обеих картинах?

Внести ясность в этот вопрос помогли исследования в фильтрованных ультрафиолетовых лучах лаковой пленки, покрывающей красочный слой. Было установлено: подпись лежит на участке с неравномерным лаковым покрытием. Кроме того, в свете люминесценции выявлены темные пятна реставрационных тонировок: одно небольшое пятно закрывало короткое слово с первой буквой, напоминающей "К", - это могло быть сокращенное "Коп", что означает "Копиист", и далее следовала закрытая краской фамилия художника.

Итак, все встало на свои места: полотно "Карс взяли" - вольная старая копия картины В.М. Васнецова. Фальшивкой ее сделал тот, кто попытался уничтожить подпись копииста и "сопроводил" новой.

Однако история на этом не кончается. В отделе хранения Самарского художественного музея находится полотно с аналогичным сюжетом под названием "Развешивание флагов". Написано оно на холсте масляными красками (размер 80х65 см). В левом нижнем углу печатными буквами нанесена подпись художника и дата "1878". В музее его долгое время считали авторским повторением картины Саратовского музея. И вновь перед экспертами встал вопрос: что это - еще одна копия, обозначенная годом создания основной картины, или неизвестное авторское повторение, написанное в том же году? (Правда, в литературных источниках указаний на повторение В.М. Васнецовым этого сюжета нет.) Решить задачу оказалось несложно, поскольку все нюансы живописного почерка художника были нам уже известны. Тем не менее мы провели весь комплекс исследований, о котором говорилось выше. Результат, к сожалению, тот же: "Развешивание флагов" - еще одна копия, что подтверждается и наличием карандашной сетки, обнаруженной на кромках холста и под тонкослойной живописью в других местах полотна.

Надо сказать, что особенно пристальное внимание копиистов привлекали произведения с былинными и сказочными сюжетами, созданные В.М. Васнецовым в 80-х годах XIX в. И неудивительно: они пользовались большой популярностью у зрителей, которые, по-видимому, находили в них то, чего так не хватало в жизни. Ведь по словам доктора искусствоведения Г.Ю. Стернина, "способность "видеть грезы" и воплощать их на полотне стала в последние десятилетия века душевной потребностью и отличительным свойством художнической натуры Васнецова, стремившегося открыть зрителю красоту и возвышенность мира народной фантазии, мира мечты и самых сокровенных надежд". Вероятно, поэтому большое число копий разного уровня исполнения "разбрелось" по музеям страны. Так, в подмосковном музее-заповеднике "Абрамцево", где в усадьбе Мамонтовых подолгу жил и работал В.М. Васнецов и в окрестностях которой он писал этюды к своей знаменитой "Аленушке", есть картина с таким же названием. Естественно, сотрудникам музея хотелось знать, подлинник ли это, тем более, что первый вариант картины (1881 г.) находится в Государственной Третьяковской галерее.

Тщательно проведенная экспертиза показала: "Аленушка", принадлежащая Абрамцевскому музею, - копия, причем не авторская. Аргументы: отсутствие ряда эталонных признаков живописной техники Васнецова; характерная для копий рентгенографическая специфика светотеневого изображения (о чем говорилось выше), а также наличие карандашной сетки, которую, как правило, наносят на грунт при копировании.

Не повезло и Дому-музею В.М. Васнецова в Москве: две картины из его фонда - "Витязь на распутье" и "Богатырь в раздумье" - тоже оказались копиями. Эксперты не нашли в них "живописных показателей", присущих подлиннику. Кроме того, на картине "Богатырь в раздумье" на красочном слое процарапана по сырой краске монограмма. Сочетание букв и характер их переплетений не имеют ничего общего с подписью В.М. Васнецова, плохо читаются и две буквы, находящиеся правее и ниже фамилии.

Наверное, мы еще не раз встретимся с копиями картин большого своеобразного художника В.М. Васнецова, который, по мнению другого русского живописца М. В. Нестерова, "был большим поэтом, певцом далекого эпоса нашей истории, нашего народа, Родины нашей".






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)