МЕБЕЛЬ РУССКИХ И ИХ СОСЕДЕЙ В XVIII - XX ВЕКАХ
В Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге состоялась выставка "Традиционная народная мебель русских и их соседей. XVIII - XX вв. Представленную на выставке мебель отличает культурно-историческая многослойность и пестрота. Предметы мебели разностильны. Среди них так называемые "примитивы" - архаичного вида изделия из дерева с натуральными разветвлениями (скамьи, табуреты), предметы, выдолбленные из цельного ствола (шкаф, стулья), изготовленные в стиле крестьянского барокко кровати, шкафы, столы и стулья, сундуки-саркофаги романского стиля. В интерьере народного жилища каждой вещи было определено свое место, а также своя роль в ритуальном "сценарии" жизни человека. Особенно ярко ритуально-обрядовая функция мебели проявляется в свадебном обряде. Здесь знаковыми предметами выступают стол, сундук, кровать, детская колыбель. Особое значение придается сундуку. Оно подчеркивается символикой орнаментального убора: цветами тюльпана, пышными букетами цветов. Уникальные произведения северорусских резчиков по кости конца XVII-XVIII вв., выполненные в виде предметов мебели - сундуков, комодика, туалета, - использовались людьми разного социального статуса: богатыми и средними горожанами, зажиточными крестьянами (для хранения мелких предметов особого назначения). Большую ценность представляет коллекция столярно-плотничьих инструментов, принадлежащих нескольким поколениям деревенских мастеров, включающая также измерительные приспособления, шаблоны рисунков для росписи и резьбы по дереву, заготовки для производства стульев. Особое место на выставке занимает детская мебель - колыбели, сиделки, ходульки являются неотъемлемой частью традиционного интерьера, которая "вводит" новорожденного в пространство культуры и обеспечивает прежде всего его физическое развитие. Есть даже письменный стол - практически как компьютерный стол у современных детей, один к одному. У русских и их соседей можно выделить несколько видов колыбели. Первый - колыбель в виде суживающегося книзу деревянного ящика с дном, образованным двумя поперечными перекладинами. Для подвешивания к стенкам крепились ивовые дужки. Другой вид - колыбель в форме овального или прямоугольного лубяного короба. Дно изготавливалось из двух перекладин или сплеталось из веревки наподобие сетки. Повсеместно встречались колыбели в виде корзины, сплетенной из дранки, лозы, липы или соломы. У народов Поволжья были распространены также легкие, приспособленные для переноски берестяные колыбели. Практически все виды колыбели были подвесные - они крепились к шесту, который одним концом врубался в стену избы, а другим проходил через железное кольцо, ввернутое в матицу, или через петлю веревки. При изготовлении шеста (очапа) предпочтение отдавалось определенным породам дерева, причем этот выбор опирался на мифологические мотивировки: "Нельзя очап делать из березы - ребенок не будет спать", "Если очап еловый, то ребенок покроется коростой". Очап символизировал дорогу, по которой дети приходят в этот мир. Так, в Новогородской губернии, если не желали больше иметь детей, с шеста не снимали кору и не обрубали сучки: "По гладкому, как по маслу, так и полезут дети". Для обеспечения деторождения в Ярославской губернии очап вырубали в густом лесу. По числу сучков на шесте гадали о количестве будущих детей. Новорожденного не сразу укладывали в колыбель: от 2 дней до 2 недель он лежал в лукошке на печке. Укладывание в первый раз в колыбель сопровождалось ритуальными действиями, похожими на обряд новоселья: пускали кота в колыбель, окуривали ладаном. Для оберега на стенках вырезали или рисовали смолой 1-2 креста, прикрепляли иконку, над колыбелью вешали тряпочки, колокольчик, ложку, прялочку, делался полог из старого сарафана. В колыбели ребенка держали обычно 1-2 года, и расставание с ней совпадало, как правило, с обучением стоянию и ходьбе. Для этой цели служили разнообразные сиделки и ходульки. Самые распространенные и одновременно архаичные сиделки - долбленные, в форме полого цилиндра с перекладиной для сидения. Реже встречались сиделки в виде деревянного каркаса или более поздние по происхождению - стульчики. Ходульки часто делались в форме скрепленных крест-накрест прямоугольных рамок. Характерная черта конструкции этого типа мебели - колесики. Выставка в Российском этнографическом музее демонстрирует как общие черты, характерные для традиционной мебели разных народов, выраженные в форме конструктивных и технологических приемов изготовления, так и различия, к которым относится декоративный убор мебели, а иногда и ее форма.
|