ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Торги по антиквариату в Москве

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 31 декабря 2013
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




КАК ОБОЗРЕВАТЕЛЬ российского антикварного рынка и, по вполне понятным причинам, его сугубый радетель (в конце концов, исчезнет рынок - нечего будет обозревать), я с сожалением констатирую некоторую монополизацию аукционной деятельности в среде российских антикваров. Некогда бурлившая даже в провинции (стоит вспомнить бесчисленное множество букинистических аукционов, проходивших по всем городам и весям России лет пять еще назад), она сосредоточилась сначала исключительно в Москве. Тогда, года два-три тому назад, одновременно устраивали торги пять-семь разного размера и качества аукционных фирм. Позже они умирали или, в лучшем случае, переходили на магазинную торговлю.

Сейчас практически остался единственный "Гелос", гордо устраивающий до двух разнообразных по материалу торгов в месяц. Ему вторят несколько букинистических структур, по-прежнему проводящих свои узкоспецифические торжища и даже размножающиеся (стоит вспомнить хотя бы недавнее рождение "Есенинского аукциона" в ИМЛИ). Да наши коллеги-журналисты из "Литгазеты" ежемесячно балуют своих читателей не только острыми публицистическими материалами, но и "Аукционами ЛГ", где продают все ту же букинистику поровну с мелким антиквариатом.

Искренне сожалею о том, что прекратила свои торги некогда крупнейшая фирма "Альфа-Арт" и занимается сейчас только салонной торговлей, никак не может провести второй в этом году аукцион "Купина", так и не решились устроить собственные торги "Кентавр" и "Мир искусства", еще весной горевшие этими идеями...

Итак, сейчас активно функционирующий аукционный рынок представлен лишь торгами "Гелоса". Зато - торгами на любой вкус: и сборными, и специализированными нумизматическими, и книжными, и даже "дилерскими", мелкими распродажами.

Минувшие недели со времени предыдущего выхода в свет полосы "Антиквариат" еще в основной газете вместили сразу несколько гелосовских аукционов. Они проходили с разной степенью успеха.

Коллекционные торги: успехи и неудачи

В середине ноября состоялся коллекционный аукцион N 26 "Искусство России, Западной Европы и Дальнего Востока XII-XX веков". Количественные данные говорят об успешном в целом проведении этих торгов: из 202 лотов основного каталога было продано в зале 114, причем 38 лотов было снято "по согласованию с владельцем". Однако, по мнению наблюдателей, ничего "особенного" в этот раз покупателям не предлагалось.

Практически полностью провалился иконный стринг, хотя в нем присутствовали несколько высококлассных произведений иконописи музейного уровня. Например, прекрасная псковская икона конца XVI в. "Преображение господне" за 20 тыс. долл. (она, кстати, ушла по старту, правда по заочному биду). Или великолепная подборка икон XVII столетия из одного известного московского собрания, наделавшая переполоха еще на прошлых иконных апрельских торгах "Гелоса". Сейчас они либо не вызывали интереса у покупателей вовсе, либо приобретались самим дилером "Гелоса" (обычно это делается для того, чтобы вещь не ушла ниже "резервной цены", т.е. минимальной цены, оговоренной с владельцем).

Я спрашивал у устроителей о причинах подобной неудачи. Их объяснения сводились к тому, что устраивать "сборный" аукцион для них, для иконщиков, крайне невыгодно: "Когда у меня на моем аукционе полный зал - я понимаю, что это мои клиенты, они будут торговаться за мои иконы. А когда полный зал народу на "сборнике", я не знаю, - то ли они все пришли просто поглазеть, то ли это сдатчики вещей, то ли они будут торговаться за картины и прикладнуху. Я не понимаю, как стратегически планировать ход аукциона. Поэтому и проигрываю".

В фарфоровом стринге стоит отметить лишь большую напольную вазу (высота 123 см; СПб, ИФЗ, 1860-1870 гг.), проданную заочному "биддеру", как говорят англичане, за крупную сумму в 31 тыс. долл. Это, конечно, отголоски лондонских вазовых рекордов прошлого сезона (см. также материал на 1-й полосе "КНГ"). Надо отметить также довольно крупный подъем цены на маленький (высота 9,5 см) стеклянный флакон с рельефом работы Лалика (Франция, 1910-е гг.). Он получил старт 600 долл. и очень бодро достиг ровно тысячи.

В стринге, который можно назвать "серебряным", самым дорогим лотом была скульптурная композиция "У колодца" работы петербургской мастерской А.Соколова около 1873 года. Композиция с казаком, который поит лошадь у колодца-журавля, весом в 2,615 кг, была оценена весьма высоко - в 10 тыс. долл. - и не продана. Зато чуть менее тяжелый простенький штампованный поднос московской мастерской В.Ковалевского (1,580 кг) вызвал неожиданно большой ажиотаж у покупателей. В результате цена его выросла вдвое и достигла 2,4 тыс. долл.

Как и было обещано самим названием аукциона, один из стрингов составили произведения искусства Дальнего Востока, в основном Китая и Японии. Один из лотов этого стринга оказался очень эффектным: китайская ваза с изображением странников на фоне пейзажа, фарфоровая, с голубой подглазурной росписью, высотой 46 см, датируемая периодом Канси (1662-1722-е гг.), была продана по старту за высокую для аукционной торговли "востоком" в России цену 9 тыс. долл.

Маленький стринг мебели, состоявший всего из 6 лотов, не привлек бы внимания, если бы не одна крупная продажа. Гостиный гарнитур из карельской березы начала XIX в. - столик и 4 кресла - и старт-то получил достаточно высокий: 30 тыс. А в результате торгов между залом и телефонным покупателем последний поднял цену за "карелку" до 60 тыс. долл. Я так сразу и не припомню подобных аукционных цен на мебель в Москве.

И, наконец, топ-стринг любого аукциона: живопись и графика. Из 35 лотов этого раздела 15 было куплено, а еще 11 снято до торгов "по согласованию". Так что всего 9 лотов не ушло в зале. Ничего особо интересного здесь не было, кроме, пожалуй, красивой картины Василия Поленова "Желтые мальвы у хаты. К вечеру" (44х32), которая ушла за 11 тыс. долл., немного превысив старт.

Дилерские торги набирают темп

В сравнении с относительной скромностью продаж на коллекционном ноябрьском аукционе "Гелоса" прошедшие через неделю дилерские торги фирмы можно назвать вполне успешными. Из 200 лотов каталога 110 было продано. Так что процент продаж превысил цифру 50, что для дилерских, "мелочевых" торгов как-то даже необычно.

Принято считать, что продажи неуникальных предметов искусства и быта, т.е. того, что по преимуществу составляет содержимое прилавков антикварных магазинов и лавок, не превышают 30%. Причем и это количество крайне выгодно устроителям подобных аукционов, потому что в личном споре покупателей цена на ординарную вещь, которую из магазина, скорее всего, купили бы по минимальной оценочной планке, да и то не сразу, может неожиданно взлететь на немыслимую высоту. (Конечно, "немыслимую" относительно ее реальной стоимости, а так не очень-то и большую.) А когда соревнование идет "лицом к лицу", возникает понятное упрямство и желание "не отступать ни за что". Так и рождаются странные рекорды цен на очень обыкновенные вещи.

Да вот и пример из ноябрьского дилерского аукциона. Продавалась серебряная деталь мундштука в футляре. Западная Европа, начало века, 10 граммов весом. Вещь далеко не первого ряда, тем не менее при старте 17 долл. покупатели "разогнались" аж до 100 долл. конечных. Почти семикратный рост на маленькую серебряную фитюльку.

Или, скажем, чайное 18-граммовое серебряное ситечко. Ему в любом магазине красная цена тысяч 60-70 в рублях, - я, помнится, сам такое в Питере год назад приобрел в магазине "Рапсодия" за эту сумму. Так нет, при старте 8 долл. оно подрастает до 33 долл. Кратность поменьше, однако все же велика - в 4 раза.

Наконец, помимо рекордных, но относительных возрастаний цен, таких, как шестикратный рост серебряных с эмалью солонки с ложечкой (со стартовых 3 долл. до конечных 18 долл.) или тот же шестикратный - при продаже кольца для салфетки весом 19 граммов (с 1 доллара до 6), есть и абсолютные рекордсмены роста среди лотов дилерского аукциона. Это некая металлическая статуэтка, произведенная где-то в Западной Европе в начале XX века (не правда ли, весьма конкретны каталожные данные дилерского "Гелоса"?). Она стартовала с 60 долл., а остановилась торговля за статуэтку на сумме 500 долл. Восьмикратный рост!

"Осенний аукцион книг" - перспективы туманны

На следующий день после дилерских торгов, 22 ноября, фирма "Гелос" устроила "Осенний аукцион книг". Как известно, дважды в год "Гелос" проводит книжные аукционы, которые можно, наверное, назвать чем-то вроде "торгов уникальными книгами". Так повелось уже давно, когда сотрудники букинистического отдела "Гелоса" Петр Дружинин и Александр Соболев еще сотрудничали с фирмой "Акция" и, также каждые полгода, проводили "под эгидой" "Акции" свои собственные "Сезонные аукционы книг", так это называлось раньше. Они сами собирали коллекцию, сами издавали каталог, все делали сами.

Видимо, так же обстоит дело и сейчас, когда оба букиниста работают "под эгидой" "Гелоса". И торги проходят по-прежнему лишь дважды в год, и каталог у букинистов наособицу. Здесь уместно напомнить, что рынок старых книг сейчас, пожалуй, наиболее активный и живой из рынков московской старины. Здесь регулярно проводят торги четыре фирмы (в среднем получается более одного аукциона в месяц). Кроме того, у книжных торгов есть своя специфика: так как цены сравнительно невелики, то и кратности обычно огромны (иногда возрастание цены бывает в несколько сотен раз) и процент продаж обычно стремится к абсолюту.

Из этого ряда "Сезонные аукционы", конечно, выделяются. И процентом продаж: на последних ноябрьских торгах из 127 лотов каталога (кстати, такая небольшая аукционная коллекция также не характерна для книжников - у них легко в одну сессию пропускается по 300-400 лотов) проданными оказались 82, чуть больше двух третей. Опять же, повторюсь, для книжников это немного. Что же касается кратности, то наибольшее возрастание цены было достигнуто при продаже суворинского издания 1903 года "Альбома Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII века" в современном, парагоновском переплете. Лот стартовал с 200 долл., а завершилась торговля на сумме 850 долл. (правда, заочным бидом).

Можно, конечно, возразить, что устроители просто тщательно отрегулировали начальные цены, поэтому почти все лоты и уходили по старту. Я же сидел в окружении знакомых завзятых книжников, которые при объявлении большинства "уходов по старту" ехидно требовали: "Да вы покажите мне того, кто все это берет..."

Последние торги 1997 года

Завершают 1997-й антикварный год очередные специализированные торги "Гелоса". 13 декабря фирма проведет Нумизматический аукцион N8. (Кстати, за день до этого, в пятницу, состоятся еще одни дилерские торги.) 314 лотов представят почти исключительно русские монеты, медали, ордена, жетоны и боны (всего 7 монет иностранных государств, остальные все - русские, советские и российские).

В каталоге прежде всего привлекает внимание дублирование цен. Причем это отнюдь не принятое сейчас в большинстве торговых точек совместное размещение на ценниках сумм в старых и новых номиналах, а почему-то сочетание справа долларовых цен, а слева - рублевых (в нынешних, естественно, сотнях тысяч и миллионах). Чем руководствовались составители каталога - неизвестно. То ли собиратели-нумизматы взмолились к ним о трудностях пересчета с долларов на рубли и наоборот, то ли почвенный патриотизм взыграл у устроителей... Как бы то ни было, в остальной печатно-аукционной продукции "Гелоса" все пока осталось как раньше: все цены указываются только в знакомых и понятных каждому россиянину долларах США.

Что же касается конкретных лотов, хотелось бы отметить первый же лот коллекции. Черниговская серебряная гривна - денежно-платежный слиток, датируемый XII-XIII вв., в состоянии VF (Very Fine), встречается очень редко. Отсюда и его эстимейт 3-3,5 тыс. долл. Столь же редок и наградной золотой достоинством в три червонца, "новодел под вопросом" времени Михаила Федоровича. Его ориентировочная оценка 4-4,5 тыс.

Также "очень редкой" именуется в каталоге так называемая "таврическая монета", 5 копеек 1787 года. Монеты этого типа начинал печатать на Таврическом монетном дворе граф Потемкин, однако Екатерине они не понравились, и серия была прекращена. Оценка монеты 1,5-1,7 тыс. долл.

Очень велик и разнообразен на этот раз будет стринг наградных и памятных жетонов. Среди наиболее интересных - жетон Красного Креста "Лазарет артистов Императорских театров" и жетон Комитета княгини Татьяны Николаевны (оба серебряные с эмалями, с одинаковым эстимейтом 800-1000 долл.). Очень редок золотой с эмалями жетон "Лечебница св. апостола Павла" 1914 года. Его оценка 5-6 тыс. долл.

Ну а самыми дорогими лотами нумизматического аукциона 13 декабря на этот раз оказались российские банкноты. Банкнота 100 рублей 1819 года с подписью управляющего Хованского в состоянии VG (Very Good) оценивается ориентировочно в 8-10 тыс. долл. А банкнота 200 рублей 1837 года с той же подписью в состоянии VF достигает оценки 12-15 тыс. долл.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)