Как продать картину
В поисках покупателя Хозяйка галереи "Ригас вини" (спонсор - АО Ригас вини ) Марина Картополова недавно вернулась из Нью-Йорка, где пыталась заинтересовать тамошних аборигенов творчеством своих активистов. Что из этого вышло и как можно у нее выставиться? - Смоделируем ситуацию: к тебе пришел никому не известный художник со своими картинами или их фотографиями с целью выставки. Твоя реакция? - Если мне работы понравятся, я устраиваю выставку. В качестве компенсации за свои услуги беру для коллекции галереи одну работу. Так мы выставили и Иннокентия Фатеева. Ему 16. После выставки его пригласила пообразоваться чикагская арт-скул. - "Международные связи" - удовольствие дорогое. Твою галерею спонсирует одноименное акционерное общество. Что движет этими людьми? Они сделали свои ставки на галерею? - Да, это люди с перспективным мышлением. Лучшие дни галереи впереди, ведь в Риге есть художники мирового уровня. - Спонсоры имеют от государства какие-то налоговые льготы? - Насколько я знаю, нет. Хотя в мире такие льготы достигают 30% от налогов. У каждой галереи тем не менее есть свои спонсоры. - Когда в конце 70-х я впервые посетил квартирную выставку, среди прочих у меня возникла мысль, что искусство - это неплохой бизнес. А сегодня? - Лучшие времена для галерей - конечно, "перестройка". И не только из-за моды на "совок". На фоне денежных реформ картина выглядела конвертируемой ценностью. Сейчас обратная ситуация. В новых условиях особую актуальность обретает идея создания музея современного искусства - как более или менее авторитетного эталона художественных ценностей. Не говоря уже о восприятии молодого поколения в духе... - Согласен. Сегодняшний среднестатистический покупатель - все еще реалист-передвижник... А что есть покупатель там? - В Италии я познакомилась с художниками, которые прекрасно обходятся без галерей: они устраивают у себя в домах вечера искусств: приглашают музыкантов, всяческих актеров и, конечно, потенциальных покупателей. Вечера проходят на фоне их картин, картины покупают - может быть, просто на память о мило проведенном вечере. - То есть покупателя нужно любить... Хороший повод поговорить об арт-бизнесе в европах... - В Италии существует два типа галерей: первые - с более или менее определенной концепцией, и другие, коммерческие, где за плату можно выставить что угодно. Галереи со стажем и хорошей репутацией процветают. Так что в любом случае купить картину там не проблема. - Кто является основными покупателями картин на Западе? - По статистике - врачи и юристы. Вот когда наши медики и юристы разбогатеют... - Будем надеяться, что это произойдет сегодня вечером. Или завтра. А сегодня у тебя выставка Ины Воронцовой... - Почему бы тебе не написать о ней? - Уже написал. Вот: Ржавчина высшей пробы (пассаж) Приятно писать о выставках, ибо приятно высказаться о чьем-либо труде без особого на то разрешения: вот это, мол, хорошо, а это так себе. Попытаемся усложнить задачу, ответив на вопрос: зачем это сделано? Выставка Ины провоцирует ответить однозначно и даже резко. Но не будем торопиться, глянем на нее глазами того самого "среднестатистического" посетителя, то есть человека разного и при этом понимающего, что без таких свиданий с искусством и его собственное бытие как бы опресняется... Тогда ответ может выглядеть и так: чтобы еще и еще раз напомнить зрителю о языке современного искусства. Не обойтись и без "ученой вступилки": искусство на протяжении столетий атаковало предмет изображения с помощью всех имеющихся в его арсенале средств с единственной целью - выявить в предмете его, предмета, красоту. Ина пользуется и другим словарем, впервые "открытым" дадаистами. Они произвели революцию в искусстве актом, до них не известным: атака на предмет не состоялась, предмет был просто избран. Избран, изъят из привычного контекста и перемещен в пространство выставочного зала. Тем самым приобретя значение знака. Это сработало: "Велосипедное колесо" Марселя Дюшампа 1913 года перевернуло все устоявшиеся представления об искусстве... У Ины тоже есть свое колесико - найденное на неизвестной помойке, заросшее ржавчиной колесо от детской коляски с вытекающей из-под него огромной остекленевшей слезой. Почему колесо? Я понимаю так: Ина - человек поколения, самым серьезным образом обратившего внимание на восточную (прежде всего индийскую) философию, где образ колеса Сансары - колеса перевоплощений и одновременно модель мироздания - занимает центральное место. Очень древнее колесико, потому и ржавое. И как бы остановившееся. История кончилась? А остекленевшая слеза - это прошлое, в котором не только ведь слезы скорби, но и радости, и просветления... Все бывало. Да и будет. В Париже работы Ины покупают. Здесь пока не очень. Конец пассажа. Правила игры - Занятие искусством - дело, как правило, неприбыльное. На одно исключение (талант художника признан при жизни) - тысячи судеб вполне печальных. Большинство импрессионистов, например. Исключения и тут подтверждают правило. Что бы ты могла сказать о секрете успеха? Какими качествами должен обладать художник и его произведения? - Раз на презентацию одного очень талантливого художника пришли очень деловые итальянцы. Картины им понравились, а художник - нет. Это и решило дело. - То есть? - Художник показался им человеком неинтересным, никаким... Можно быть уродом или красавцем - не важно, важно уметь производить впечатление личности. А тот художник... Раньше такие в Комитете работали - никакие, не запомнить. - То есть, если ты не урод и не красавец, то хотя бы побрейся наголо? - Да, и это даже не смешно. Я сама постоянно думаю над этим... имиджем. Вот косу обрезала, ногти в черный цвет крашу... Приходится не выглядеть дурой... - Ты хочешь сказать, что арт-бизнес - это и немножко шоу... Что ж, каким должен быть удачливый художник, мы более или менее выяснили. А вот какими - картины? Есть ли какие-то общие черты коммерчески успешной живописи? - Лубок, бревна там, куры... Цветы. Формат - чем больше, тем лучше. - Будем надеяться, что после такого откровения бревен и кур в Риге станет больше... Ты побывала на художественной ярмарке "Artexpo" в Нью-Йорке, а до этого - в Милане и Женеве. В чем отличие европейского подхода к арт-бизнесу от американского? - В Нью-Йорке свои правила, очень жесткие. Интерес к нашим картинам был, в том числе и со стороны дилеров. Что смутило: в предложенном мне контракте были оговорены громадные штрафные санкции в случае, если картина конкретного художника продается где-либо по цене ниже контрактной. И так далее. В общем, я не рискнула. Пока. Тем не менее две галереи в Сохо предложили мне сотрудничество. То есть галерея будет представлять галерею. Без посредников. И еще: Америка - не только коммерция. Я видела очередь в музей современного искусства. В будний день, цена билета - 10 долларов... - Что ж, будем считать этот бесспорный факт еще одним аргументом в пользу создания музея современного искусства в Риге.
|