ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ПОДМОСКОВНАЯ ТРЕТЬЯКОВКА

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 июля 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Ольга БОРИСОВА, журналист

Пожалуй, самые проникновенные строки об этом уголке Подмосковья оставил писатель и естествоиспытатель, один из основоположников отечественной агрономии Андрей Болотов (1738 - 1833): Серпухов, "будучи построен по изгибистому и неровному косогору, представлял некоторый род красивого амфитеатра, и белеющиеся в разных местах остроконечные верхи колоколен с блестящими их златыми крестами придавали ему отменную красу". Назвали город по имени речки Серпейка, полукружьем опоясывающей один из холмов. В этих чудных местах и находится историко-художественный музей, именуемый здешними любителями прекрасного филиалом Третьяковской галереи.

стр. 85

Первое упоминание о Серпухове встречаем в духовной (1336 или 1339 г.) Ивана Калиты (с 1325 г. московский князь, с 1328 г. - великий князь владимирский), завещавшего его младшему сыну Андрею. В 1360 г. тут основали Введенский Владычный монастырь, а через 14 лет - Высоцкий (оба стоят поныне) и деревянную "порубежную крепость Московского княжества". Однако на протяжении XIV в. город не раз жгли, грабили супостаты из Золотой Орды. А он, словно легендарная птица феникс, быстро возрождался из пепла и к концу столетия, в относительно спокойный период для южных границ русского государства, стал одним из крупных ремесленных центров.

Вскоре над Русью снова сгустились тучи: с 1507 г. Крымское ханство начало опустошительные походы в наши пределы. Но серьезным препятствием вражеской коннице служила река Ока. И именно на ее берегах великий князь московский Василий III (1505 - 1533 гг.) построил мощную укрепленную линию, соединившую города-крепости Таруса, Алексин, Кашира, Коломна и названную летописцами поясом Богородицы, а центром ее стал Серпухов. Со временем этот рубеж преобразовали в сложную систему обороны, оснащенную артиллерией, благодаря чему в 1541 г. удалось успешно отразить крупное нашествие войск крымского хана Сагиб-Гирея.

В начале XVII в., в Смутное время* - пору тяжелейшего для страны социального кризиса, сопровождавшегося голодом, крестьянскими восстаниями, неоднократной сменой государственной власти, польско-шведской интервенцией, город оказался водоразделом между охваченными волнениями южными районами и центральными. Здесь появлялись то самозванный царь Лжедмитрий I, то отряды крестьянского вождя Ивана Болотникова, то наместники, занявшего московский престол боярина Василия Шуйского. Не раз штурмовали Серпухов польские интервенты, однако взять не смогли. В 1611 и 1613 гг. эти места опустошали прежние недруги - крымчане. Не менее опасным врагом был огонь, сметавший все на своем пути. Именно сильный пожар 1669 г., уничтоживший деревянные верхи башен и стен белокаменного серпуховского кремля (построен в 1556 г.), стал первопричиной разрушения замечательного архитектурного памятника.

В итоге к концу XVII в. город потерял военное значение, в начале же следующего столетия началось его возрождение как купеческого центра. Постепенно здесь сложилась довольно значительная группа состоятельных предпринимателей-оптовиков. По их заказам воздвигали жилые палаты, храмы, свидетельствующие о богатстве именитых людей города**. А в XIX в. к многочисленным куполам церквей и колокольням местного пейзажа прибавились заводские трубы. Наиболее активно в Серпухове развивалось текстильное производство, и одним из самых успешных промышленников был Мефодий Мараев. После его смерти имения и фабрики перешли вдове, Анне Васильевне, женщине сильного характера, целеустремленной, умело распоряжавшейся немалым состоянием, воспитывавшей восьмерых детей.

В 1896 г. наследница семейного дела купила ряд картин у столичного коллекционера, камергера императорского двора Ю. В. Мерлина. Следует отметить, она придерживалась старой веры***, чуждой "бесовских соблазнов", "испорченного общества", и подобное приобретение представляется более чем странным, но объяснения этому пока нет. Зато, соблюдая старообрядческую традицию, Мараева бережно в течение долгих лет собирала старинные рукописные и старопечатные книги, иконы, шитье, в чем заметно преуспела. Достаточно сказать, что именно из ее сокровищницы поступил в древлехранилище Пушкинского Дома**** сборник с автографом

* См.: А. Богданов. "Быть нам всем в совете и соединении..." Наука в России, 2007, N 6 (прим. ред.).

** См.: Е. Перхавко. "Царство воинством расширяется, а купечеством украшается". - Наука в России, 2007, N 4 (прим. ред.). "Старообрядческое движение - оппозиция церковной реформе 1653 г. (прим. ред.).

**** См.: Е. Богатырев. Литературный пантеон. - Наука в России, 2005, N 6 (прим. ред.).

стр. 86

жития идеолога старой веры протопопа Аввакума, составленный в конце XVII - начале XVIII в. в Пустозерске (ныне Нарьян-Мар) - месте его ссылки и казни*.

Сначала многие из этих реликвий находились в домашней молельне Анны Васильевны, затем их переместили в сооруженный неподалеку на ее средства в конце 1900-х годов комплекс Покровской старообрядческой общины.

После революционных событий 1917 г. вся коллекция была национализирована. А в мараевском особняке, пожалуй, лучшем в своем роде в городе, возведенном в начале 1900-х годов по проекту московского архитектора Романа Клейна, с 1920 г. начал работать историко-художественный музей. В последующем его значительно пополнили произведения изобразительного и прикладного искусства из дворянских усадеб Серпуховского уезда: Семеновское-Отрада (графов Орловых- Давыдовых), Остафьево (князей Вяземских), Телятьево (графов Сол-

* См.: К. Аверьянов. Островок Древней Руси. - Наука в России, 2007, N 4 (прим. ред.).

стр. 87

логуб), Рай-Семеновское (Нащокиных) и др., а также местных монастырей - Высоцкого и Владычного. В 1920 - 1930-х годах в это собрание влились экспонаты из художественных собраний Москвы. В настоящее время его фонды насчитывают более 38 тыс. единиц хранения.

На первом, парадном, этаже музея размещается раздел русской живописи, отражающий почти все этапы ее развития с конца XVI по начало XX в. Открывают его работы изографов псковской и московской школ XVI в., в том числе список иконы "Богородица Неупиваемая чаша" (оригинал находится в Высоцком монастыре), деревянные раскрашенные скульптуры "Христос в темнице", "Богоматерь с младенцем" XVI-XVII вв.

Необычайно интересен зал портретов, где собраны ранние образцы этого жанра - парсуны конца XVII в. - и первоклассные работы выдающихся живописцев концаXVIII - первой половины XIX в. Среди них - полотна Дмитрия Левицкого, создателя парадного портрета нового типа, противопоставившего традиционной торжественности простоту и естественность, и Федора

стр. 88

Рокотова, мастера одухотворенного, воздушного письма. Так, рядом с чопорным официальным изображением сенатора Дивова кисти одного из любимцев русского императорского двора австрийца Иоганна Лампи видим чиновника в мундире Преображенского полка (1787 г.), запечатленного Рокотовым в мягкой, теплой манере. И, конечно, никого не оставит равнодушным очаровательный "Мальчик со свирелью" (1830 - 1840 гг.) неизвестного автора - ученика Алексея Венецианова, одного из основоположников бытового жанра в отечественной живописи, открывшего мир русской деревни, почти неведомый до того искусству.

Наиболее полно в серпуховской коллекции представлено отечественное изобразительное искусство второй половины XIX в.: здесь можно встретить практически все стили и течения тех лет. Однако главным тогда стало начало нового этапа в его развитии (1850 - 1860 гг.), ознаменовавшееся решительным обращением мастеров кисти к народной жизни. В 1870 г. все передовые творческие силы России объединило Товарищество передвижных художественных выставок, просуществовавшее до 1923 г. и организовавшее 48 выставок, в буквальном смысле неся искусство в народ. В целом же передвижниками следует считать не только его членов, но всю демократическую линию русской живописи того времени, основанную на правдивом изображении и пристальном анализе действительности. Сюда можно отнести представителей жанровой живописи Владимира Маковского, Иллариона Прянишникова, Николая Ярошенко, нередко обращавшегося к историческим и фольклорным темам Виктора Васнецова, виднейших пейзажистов Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, чьи работы экспонируются в музее.

Надо сказать, собрание картин, посвященных родной природе, - предмет особой гордости "подмосковной Третьяковки". Каждая из них, словно раскрытое окно в прекрасное, зовет зрителя в свои дали. Это "Сестрорецкий бор" (1896 г.), "Лес весной", "Еловый лес зимой" (1884 г.) Шишкина, кстати редко изображавшего это суровое время года, "Лунная ночь. Болото" (1870 г.) Саврасова, выполненная, казалось бы, скупыми изобразительными средствами, в небольшой цветовой гамме, однако необычайно выразительная. А вот "Старая мельница" Поленова (1880 г.): тихая речка на рассвете в туманной дымке, и лишь одно яркое пятно - светлая головка рыбачащего мальчика, излюбленный образ живописца, не раз повторяемый в его работах. Завораживает

стр. 89

и мощь водной стихии, мастерски переданная в морских видах Ивана Айвазовского "Прилив" (1860 - 1870 гг.) и "В тумане" (1879 г.).

Многих выдающихся живописцев сплотил знаменитый абрамцевский кружок. В 1870-х годах Савва Мамонтов - крупный предприниматель, необычайно одаренный человек, не чуждый авантюрных наклонностей и боготворивший искусство - стал хозяином подмосковной усадьбы Абрамцево, куда привлек, пожалуй, самых талантливых людей своего времени - артистов, музыкантов, художников. В царившей там атмосфере свободного самовыражения, дружеских диспутов шли творческие искания, рождались новые замыслы. Члены кружка черпали вдохновение в красоте русской природы, народных былинах и сказках. Примечательно, что в серпуховском музее находится первый вариант полотна "Витязь на распутье" представителя этой плеяды Виктора Васнецова (1878 г.); второй, гораздо более крупного формата (1882 г.), - в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), третий - в одном из зарубежных собраний.

В бывшей парадной столовой особняка Мараевых разместились работы корифея академизма*, сохранившего верность античной теме польского и русского живописца Генриха Семирадского "Песня рабыни" (1884 г.), "Праздник Вакха" (1890 г.). Рядом портреты и бытовые сцены салонных художников, картины "В каирской кофейне" (1872 г.), "Демон и Тамара" (1889 г.), "Под венец" (1890 г.) Константина Маковского, порвавшего в 1870-х годах с передвижничеством и вставшего на путь романтического академизма. В здешней коллекции также есть полотно "Самарканд" (1869 - 1870 гг.) Василия Верещагина, не только замечательного баталиста, но и первого из русских художников, обратившегося к теме Востока.

Раздел искусства начала XX в. отражает всю сложность и многообразие художественного мира России того периода. Живопись Наталии Гончаровой, близкая к примитивизму, отличающаяся лубочной экспрессией и яркой декоративностью, представлена работой "Бабы с граблями" (1907 - 1909 гг.), Константина Юона - исполненными радости жизни пейзажно-жанровыми сценами "Ростов Великий", "Адам и Ева" (1908 - 1909 гг.). Здесь можно увидеть "Натюрморт" (1910 г.) члена "Бубнового валета"** Роберта Фалька***, картину "Ночью" (1913 г.) тонкого мастера, испытавшего влияние импрессионизма, Константина Коровина, выразителя гармонии человека с природой Виктора Борисова-Мусатова ("На балконе") и др.

В собрание музея входит редкая коллекция деревянной скульптуры Сергея Коненкова - 18 работ, большей частью принадлежащих созданному им в 1900-е годы старорусскому циклу: былинные богатыри Еруслан Лазаревич, Кузьма Сирафонтович, фантастические Старичок-Кленовичок, Купава и другие сказочные персонажи, в которых легко угадываются образы, взятые из реальной жизни. Тонко чувствуя материал, обыгрывая его цвет, контрасты фактуры, мастер создавал формы, подсказанные самой структурой дерева, передавая своим героям его тепло.

Произведения отечественной живописи и скульптуры в экспозиции органично сочетаются с осветительными приборами, стеклом и керамикой, мебелью соответствующих эпох. Наверное, каждый побывавший здесь обратил внимание на изящный столик, накрытый, казалось бы, цельной плитой малахита. Однако на самом деле изделие собрано из мелких фрагментов этого минерала в технике так называемой русской мозаики, изобретенной в XVIII в. уральскими камнерезами (такой же прием использовали при создании Малахитового зала Эрмитажа (Санкт-Петербург). Все предметы старины

* Академизм - направление, сложившееся в художественных академиях в XVI-XIX вв. Следовало формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты (прим. ред.).

** "Бубновый валет" - объединение московских живописцев (1910 - 1916 гг.), обращавшихся в своих исканиях к творчеству французского художника Поля Сезанна, приемам русского лубка и народной игрушки (прим. ред.)

*** См.: Тайна неугасающей молодости. - Наука в России, 2007, N 1 (прим. ред.).

стр. 90

предстают перед зрителями в обрамлении богатых парадных интерьеров особняка.

Серпуховское собрание зарубежного искусства отражает главные художественные направления Европы XVI-XIX вв. Одно из наиболее ранних полотен - "Голова мадонны" (первая половина XVI в.) известного голландского художника Андриана Изебрандта. В картине "Меланхолия" (1630-е годы) Яудервилле - представителя школы великого фламандца Рембрандта ван Рейна, сочетавшего высочайшее мастерство живописца с глубоким психологизмом, ощущается влияние гениального мэтра. Заметно оно и в работе приблизительно того же периода "Старуха за рукоделием" другого его ученика Эберхарда Кейля (Монсу Бернардо). Наиболее примечательные полотна второй половины XVII в. - красочное "Жертвоприношение Иевфая" кисти корифея академизма Шарля Лебрена, французского придворного живописца, одного из создателей дворцово-паркового ансамбля Версаль; портрет Этьена М. де Суассона (?) неизвестного автора; аллегория "Vanitas Vanitatis" ("Суета сует") Яна Букхорста и Питера Булла (фламандская школа); "Святой Иероним" фламандского караваджиста* Янсенса (единственное его творение в российских музеях). В экспозицию включены также уникальные образцы западноевропейской скульптуры, мебели, керамики, стекла и фарфора XVII-XIX вв.

Кроме произведений изобразительного и прикладного искусства, в музее хранятся обширные исторические материалы, используемые при подготовке регулярно организуемых выставок. Несколько слов о его филиалах: в расположенной неподалеку от особняка Мараевых Покровской церкви открыта выставка "Культура старообрядчества", где, в частности, можно увидеть почти 700 икон XVII-XX вв. А с 1985 г. в историческом центре города, на Красной горе, на территории бывшего кремля, в отреставрированном памятнике архитектуры XVII-XIX вв. Троицком соборе развернута постоянная экспозиция, посвященная серпуховскому зодчеству XII-XX вв.

* Караваджизм - созданная итальянским живописцем Микеланджело Караваджо (1573 - 1610) художественная система, характерная для начального этапа развития реализма (монументализация обыденной жизни с помощью светотеневых контрастов) (прим. ред.).






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)