ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

[фельетон] Кино для потомков

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 августа 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Каждое утро в Союзе кинематографистов я начинаю с того, что извлекаю из рабочего стола бумажную папку. В ней имена, адреса, телефоны наших киношных фронтовиков. Когда-то эта папка была невероятно распухшей, теперь я с грустью ловлю себя на мысли, что она изрядно похудела, и все меньше "личного состава" приходится поздравлять 9 Мая, все меньше вникать в чьи-то просьбы или житейские проблемы... И приходит одна и та же навязчивая мысль: не будь этих людей, живых, погибших и ушедших в дни мира, наше представление о войне было бы далеко не полным.

Когда 24 июня 1945-го я участвовал в историческом Параде Победы, то и в мыслях своих не мог представить эту цифру: наши кинооператоры за годы Великой Отечественной отсняли 5 миллионов метров пленки, оставили потомкам документы непреходящей исторической ценности. За четыре фронтовых года выпущено 400 номеров "Союзкиножурнала", 65 номеров киножурнала "Новости дня", более 100 документальных картин, 24 фронтовых киновыпуска. Первый кинорепортаж с войны появился на советском экране уже на третий день после ее начала, а последние метры пленки отсняты в сентябре 45-го в поверженной Японии. На этом гигантском метраже "высказались" и легендарный, снимавший еще гражданскую войну в Испании Роман Кармен, и знаменитые Борис Макасеев, Вячеслав Микоша, Дмитрий Рымарев, Павел Касаткин, Борис Соколов... Всех не перечислишь, не хватит газетной площади.

Не буду живописать, в каких условиях снималась война. Напомню лишь простую истину: солдат мог в бою защитить себя винтовкой и гранатой, у кинооператора одна защита - кинокамера. Потому многие десятки репортажей убитых на войне операторов заканчивались "наездом" камеры в землю...

Впрочем, у них и в небесах хватало работы. Светлой памяти Борис Шер, мой старый друг, не так давно ушедший из жизни, вел на войне съемку воздушного боя из кабины самолета. На его глазах был убит стрелок-радист. Борис оставил кинокамеру и прильнул к пулемету. И завалил-таки немца с двух очередей.

Это далеко не единичный факт, я могу привести их десятки.

Часто на наших традиционных встречах в кинотеатре "Ударник" или в школах, институтах моих фронтовых коллег спрашивают: ну хорошо, снимать-то вы снимали, а каким образом ваши фильмы показывали, когда кинотеатры разбиты, аппаратные тоже?.. Как "охватывали" публику, бойцов? Хороший вопрос. Мы с благодарностью и любовью думаем о многих, многих безвестных тружениках заводов "КИНАП", которые в глубоком тылу создавали кинооборудование, откликнувшись на единый призыв: "Все для фронта!" "Кинаповский" завод специальной кинопроекционной аппаратуры, эвакуированный в город Белово Кемеровской области, выпускал для фронта знаменитые кинопередвижки. Им были не страшны разбитые бомбами дороги, они "терпели" удары о борта машин на пути к передовой, были малогабаритны и очень надежны. Какие в то время были мастера! Невероятный кудесник Игорь Борисович Гордейчук создал для фронтовых киносъемок камеру... в виде ружья. И человек с таким "ружьем" мог работать лежа, "целиться" в самые драматические эпизоды боевых действий.

Мы все обязаны нашему славному тылу, без которого "крутить кино" во имя Победы было бы невозможно. И не только кино документальное. И сегодня мы с трепетом и волнением смотрим полнометражные художественные фильмы, снятые в годы войны. Алма-Ата, Ташкент, Ашхабад стали творческой обителью для эвакуированных "Мосфильма", "Ленфильма", "Союздетфильма". Да, сегодня другой мир, век информационных технологий. Можно сходить в кино на 3D или скачать фильмы без регистрации. Но важно помнить то время, благодаря которому удалось сохранить отечественный кинематограф.

В Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС), на которой снимались полнометражные игровые ленты. Часть из них была запущена в производство еще до войны, а доводилась до экрана уже под звуки тревожных и горьких радиосводок с фронтов. Такова, в частности, судьба любимой всеми музыкальной комедии "Свинарка и пастух" Ивана Пырьева с блистательными Владимиром Зельдиным, Мариной Ладыниной, Николаем Крючковым.

А вот первым полнометражным фильмом о войне (1942) стал "Секретарь райкома" того же Пырьева. Эта работа большого мастера, по сути, и открыла галерею масштабных, ярких характеров советских людей, воинов в кинематографе военных лет. Потом мы увидим "Она защищает Родину" Фридриха Эрмлера (1943), "Радугу" Марка Донского (1944), "В шесть часов вечера после войны" Ивана Пырьева, десятки лент, которые составили гордость нашего кино, принесли поистине обвальную славу выдающимся артистам.

Я не погрешу против истины, если скажу, что герои тех фильмов воспринимались в тревожной тишине кинозалов, землянок, фронтовых аэродромов как свои, реально взятые из жизни персонажи. О них говорили как о близких друзьях или заклятых врагах, с ними советовались, их цитировали, им предъявляли самый суровый счет. Вряд ли нечто подобное происходило с тех пор.

Когда актерские бригады выезжали на фронт или в освобожденные от немцев города, чтобы представить тот или иной фильм, возникали самые неожиданные, порой непредсказуемые ситуации. Вот лишь одна из них. На кинопоказе в только что освобожденном городе на сцену вышел Марк Бернес, уже широко известный после довоенного фильма "Истребители". Из зала кто-то крикнул: "Ну что, летчик, любимый город может спать спокойно?" Последние слова были из песни, прозвучавшей в той ленте. В тираде зрителя напрочь отсутствовали сарказм, злоба. Только боль. И горький вопрос: как это вы, ребята, допустили такое разорение на нашей земле, ведь с экрана- то смотрелись до войны орлами, рыцарями без страха и упрека? Бернес, который после фильма Леонида Лукова "Два бойца" стал звездой экрана, помнил эти слова из зала до самой смерти.

Лидия Николаевна Смирнова, выдающаяся наша актриса, лучистые глаза которой смотрели на нас в фильме "Моя любовь", научилась в годы войны между съемками спать в бомбоубежищах, возводить противотанковые заграждения, рыть траншеи, спасаться от обстрелов и бомбежек. И играть, играть... Она выстрадала слова, которые напишет спустя много лет после Победы: "Я не могу согласиться, что, когда говорят пушки, музы молчат... Фильмы были нужны, как танки, как винтовки, как хлеб, как сукно для солдатских шинелей. Может быть, никогда насущность искусства не обнаруживалась так ярко, как в те грозные дни".

А кино, созданное о войне после Победы? Я глубоко убежден, что только люди, познавшие горечь утрат и радость военных успехов, что называется, изнутри, могли создать подлинные шедевры, сделать павших живыми, осветить наши души. В этом ряду художников кино были, есть и будут Григорий Чухрай и Станислав Ростоцкий, Марлен Хуциев и Михаил Глузский, Евгений Весник и Евгений Матвеев, Лидия Смирнова и Татьяна Окуневская... Этот ряд может продолжить каждый из нас.

Фильмы, снятые в годы войны - документальные и художественные, - вне времени и пространства. Они просто наши навсегда. Как навсегда с нами светлая и незабвенная Победа.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)