ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Книгопечатание в России: спор о первых экземплярах

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10 сентября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Изобретенное И. Гутенбергом в 40-х годах XV в. книгопечатание сыграло огромную роль в социально-политической и культурной истории человечества и, по сути дела, заложило фундамент современной цивилизации. Поэтому очевидно, что начало книгопечатания - важнейшая веха в истории любого государства и народа.

Первой точно датированной русской книгой является "Апостол", изданный И. Федоровым и П. Мстиславцем в Москве в 1564 г. Учитывая огромное значение книгопечатания в истории Московского государства XVI в., понятен интерес исследователей к каждому новому факту или новой гипотезе, отодвигающих начало этого события на несколько лет от названной даты.

В 1990 г. вышла работа Г.Н. Моисеевой об исследованиях истории восточнославянского книгопечатания XVI-XVIII вв., предпринятых И. Добровским. В заметках, сделанных им в России в 1792-1793 гг., упомянуты два экземпляра "Апостола", неизвестные современным историкам и библиографам, которые якобы были изданы в Москве в 1562 г. Моисеева выдвигает предположение, что зафиксированный чешским славистом "Апостол" относится к московским "безвыходным изданиям", и пишет по этому поводу следующее: "В настоящее время нашими учеными найдены и изучены семь так называемых "безвыходных изданий", которые были напечатаны в Москве в 1555-1563 гг., т.е. до считающегося первым первопечатного "Апостола" 1564 г. К ним, по-видимому, следует добавить и "Апостолы" 1562 г.".

В 1993 г. была опубликована посмертная статья Моисеевой, которая уже не оставляет сомнений в уверенности автора в существовании печатного московского "Апостола" 1562 г. - предшественника "Апостола" 1564 г. Наиболее важным и принципиальным выводом статьи является отнесение "Апостола" 1562 г. к произведениям так называемой "анонимной" типографии. Вывод этот можно смело назвать сенсационным, ведь до сего времени убедительных доказательств печатания безвыходных изданий в Москве не было, как не было и единого мнения о количестве типографий, выпустивших в свет семь подобных изданий.

И правда, до последнего времени историки русского книгопечатания придерживались точ-

стр. 18

ки зрения (не имея на то документального обоснования), согласно которой в Москве существовала "анонимная" типография. За период с 1553 по 1560 гг. были напечатаны два Евангелия (узкошрифтное и среднешрифтное), среднешрифтная Псалтирь, Триодь постная и Триодь цветная. Еще две книги - широкошрифтные Евангелие и Псалтирь печатались на год раньше и на год позднее Апостола 1564 г. Все эти семь изданий из-за отсутствия указания места и года выхода получили название "безвыходных" и "анонимных", а за типографией, в которой они были отпечатаны, закрепилось название "анонимной".

Факт издания упомянутых книг на территории Московского государства доказан (на основании изучения шрифта, бумаги, орнаментики и т.д.) еще в конце XIX в. российскими библиографами А.Е. Викторовым и Л.А. Кавелиным и затем подтвержден советскими историками А.А. Гераклитовым, А.С. Зерновой и Т.Н. Протасьевой. Однако никому из них не удалось найти документального свидетельства печатания анонимных изданий именно в Москве. Вывод о том, что безвыходные издания печатались в столице, делался лишь на основании рассуждений о Москве как центре политической, экономической и культурной жизни русского государства.

До сих пор нет единого мнения и относительно числа типографий, где печатались безвыходные издания. Дело в том, что они отпечатаны пятью шрифтами, и хотя большинство из них объединяют схожие орнаментика, бумага и приемы полиграфической техники, вопрос о числе типографий все же остается открытым. Некоторые исследователи (например, Г.И. Коляда) предполагают, что в 1550-1560-е годы типографии одновременно существовали в Москве и Троице-Сергиевом монастыре.

В 1983 г. О.Н. Кичина в докладе на "Федоровских чтениях" отмечала: "Эта более 100 лет бытующая версия (о печатании безвыходных изданий в Москве; издание всех семи книг на территории Московского государства не подвергалась ею сомнению. - Е.Г .) ни в одном из исследований не получила бесспорного обоснования. По поводу типографии или типографий, выпускавших эти издания, в научной литературе имеются лишь более или менее обоснованные предположения. Попытку свести воедино результа-

стр. 19

ты всех исследований, комплексно их проанализировать и решить на основе этого проблему возникновения московского книгопечатания предпринял Е.Л. Немировский. Хотя возникшая в результате версия появления первых печатных книг в Москве уже 20 лет никем не оспаривалась, ее все же можно считать лишь гипотезой".

Выводы Кичиной вызвали возражения, но по-прежнему ряд исследователей утверждают, что "анонимная" типография была одна; другие же допускают, что их было несколько. Наиболее объективная оценка принадлежит заведующей Археографической лабораторией исторического факультета МГУ И.В. Поздеевой: "Мы не знаем того, кто напечатал эти книги, не можем доказать, а только предполагаем, что они были напечатаны в Москве".

Основными доказательствами существования "Апостола" 1562 г., изданного в Москве, Моисеева считала сведения из печатных и рукописных каталогов Библиотеки Петербургской академии наук, свидетельства французского посла Корберона, упоминавшегося уже слависта И. Добровского и труды епископа Дамаскина (в миру Д.Е. Семенова-Руднева). Остановимся подробнее на каждом источнике.

"Апостол" 1564 г. И. Федорова и П. Мстиславца был приобретен библиотекой Петербургской академии наук в 1730 г. В 1748 г., по свидетельству поэта, академика В.К. Тредиаковского, книга все еще находилась там. Вот что он пишет: "Самая первая книга напечатана: Деяния и послания Апостольские; а вышла она в свет лета от сотворения мира 7072 (а от рождения бога слова, 1564 г.). Печатание сея книги продлилось 2 года, для того что она начата 7070 года (1562 года от рождества). Самые первые типографы были двое, а именно, дьякон, от церкви так называемыя Николая Гостунского, Иван Федоров сын, да Петр Тимофеев Мстиславцов. Все сие обстоятельно описано в заключении, оныя самыя первыя у нас печатныя книги, которая хранится в библиотеке Императорския Академии наук". Ниже мы коснемся того, почему начало печатания "Апостола" 1564 г. И. Федорова и П. Мстиславца отнесено Тредиаковским к 1562 г.

Сведения каталогов книг библиотеки Петербургской академии наук о наличии в ней печатного московского Апостола 1562 г. перепрове-

стр. 20

рить нельзя, поскольку книга отсутствует в хранилище с конца XVIII в. Составители каталогов (а это были иностранцы; например, каталоги 1776 и 1777 гг. составлял немецкий библиограф И. Бакмейстер) могли ошибиться при переводе буквенного кириллического обозначения года выхода на арабские цифры; могла вкрасться и опечатка.

В печатном каталоге И. Бакмейстера, переведенном на русский язык, нет никаких сведений об "Апостоле" 1562 г., но подробно описывается (причем приводится послесловие) "Апостол" 1564 г.

Свидетельство французского посла Корберона, который в письме брату от 7 февраля 1776 г. сообщает, что при "осмотре" Библиотеки Академии наук "нам показали первую напечатанную в Москве книгу 1562 года", нельзя принимать за доказательство реального существования "Апостола" 1562 г., т.к. из контекста письма следует, что посол просто принимал на веру слова экскурсовода.

И. Добровский, упоминая в своих рукописных и печатных трудах московский "Апостол" 1562 г., ссылается на вышеперечисленные печатные и рукописные каталоги Библиотеки Академии наук и каталог Типографской библиотеки в Москве, которые он изучал в 1792-1793 гг. При этом он отмечает, что в библиотеке эта книга отсутствует. Таким образом, Добровский никогда лично не видел и тем более не изучал "Апостол" 1562 г., изданный в Москве.

Другое дело - свидетельство известного археографа и библиографа епископа Дамаскина (1737-1795), который описывал только те книги, которые видел и держал в руках. Он также сообщает об "Апостоле" 1562 г., изданном в Москве, и не доверять ему у нас нет никаких оснований.

Наиболее известным и ценным трудом ученого епископа является библиография книг кирилловской печати, созданная им на основе изучения собраний российских (Патриаршей, Типографской, Академии наук, монастырских, частных и др.) и зарубежных библиотек. Часть библиографии (с 1518 по 1698 г.) издана под названием "Библиотека Российская" в 1881 г.

Моисеева приводит сообщение Дамаскина об интересующем нас "Апостоле" 1562 г. следующим образом (в кавычках текст Дамаскина; курсивом выделен текст Моисеевой). "Апостол са-

стр. 21

мого первого издания при царе Иоанне Васильевиче и при митрополите Макарии в Москве лето 7070 [1562 г.], в десть, в Академической] библиотеке], другой экземпляр в Типографской] библиотеке] в Москве". В обширном примечании, помещенном ниже этих сведений, Дамаскин отмечает: "Книга очень редкая, о которой ученый муж Петр Копий, не зная, думал, что от заводу сей типографии не осталось ни одной книги, но все во время разорения Москвы от поляков погорели". Далее Дамаскин пишет: "Старый ли перевод сего Апостола, или поправленный, или вновь сделанный с подлинника, и кем печати предан - того не объявлено. Однако думать можно, что перевод сей поверен с подлинником греческим прежде нежели в печать отдан. Ибо Макарии Митрополит был самый ученый человек и по-гречески знал хорошо, о чем свидетельствует труд его в собрании Четьих Миней употребленный".

Из приведенного отрывка ясно, что епископ действительно изучал "Апостол" 1562 г., изданный в Москве неизвестными печатниками ("кем печати предан - того не объявлено"), Моисеева исключает ошибку в подсчете лет - 1562 г. вместо 1564 г. И отсюда делает совершенно очевидный и сенсационный вывод: "вероятнее всего, действительно в 1562 г. в Москве при жизни митрополита было выпущено очень ограниченным тиражом пробное издание "Апостола" с указанием даты - 1562 г., в отличие от изданий так называемой "анонимной типографии" 50-х - начала 60-х годов XVI в., где не указаны года выхода книг" и надеется, что "возможно, приведенные в этом сообщении сведения о неизвестных ранее документальных материалах позволят найти печатное издание московского "Апостола" 1562 г. - предшественника первопечатного "Апостола" 1564 г.". Таким образом, сделана серьезная заявка не только на существование ранее неизвестной московской книги кирилловского шрифта, но и на документальное подтверждение печатания безвыходных изданий в Москве.

Однако дальнейший текст сообщения епископа Дамаскина заставляет усомниться в том, что эта книга была издана. После фразы "... все во время разорения Москвы от поляков погорели" епископ Дамаскин приводит следующие сведе-

стр. 22

ния о Послесловии "Апостола" 1562 г., которые опущены в статье Моисеевой: "Объявление наипаче, при конце сего Апостола обретающееся, весьма достопамятно. Ибо из него видно: 1) что повелением царя Иоанна Васильевича и благословением митрополита Макария воздвизаемы были многие в Москве и по другим местам и городам, а наипаче в новопросвещенном граде Казани и пределах его церкви, кои царь Иван Васильевич украшал иконами, книгами, сосудами, ризами и прочими церковными вещми; 2) что он повелел для новопостроенных церквей покупать книги на торжищах, а именно: псалтыри, евангелия, апостолы, и прочие книги потребные; 3) что исправных книг на торгу нашлось тогда немного, другие же все перепорчены были от неученых и неискусных переписчиков; 4) что сия книг неисправность побудила царя Ивана Васильевича думать о заведении в Москве печатания книжного; 5) что начали искать мастерства печатания книг в 7061, царствования же его в 30 лето, то есть в 1553 году; 6) что к произведению печатного дела употреблены были не чужестранцы, но свои, а именно: Николая Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров, да Петр Матфеев Мстиславец... 7) что первее начали печать сии книги: Деяния Апостольские и послания соборные и святого Апостола Павла послания, в лето 7070, апреля в 19 день (выделено Дамаскиным. - Е.Г .); а совершили, в то же лето, марта 1 дня, при митрополите Афанасии, в первое лето святительства его. Что тому причиною было, что по сооружении печатного дому 11 лет прошло как первую сию напечатали книгу - здесь не показано. Может быть, помянутые мастера посыпаны были в чужие страны для обучения печатному художеству".

Приведенный отрывок вызывает самые противоречивые мысли. Сразу же бросается в глаза, что содержание Послесловия "Апостола" 1562 г. почти полностью повторяет Послесловие "Апостола" 1564 г., напечатанного И. Федоровым и П. Мстиславцем; приведены даже их имена и фамилии. Более того, повторено хорошо известное несоответствие между началом работ по книгопечатанию в 7061 г. (1553 г.) и 30-м годом царствования Ивана Грозного, который приходится не на 7061 г., а на 7071 г. (1563 г., то есть на год позднее, чем указан год издания "Апосто-

стр. 23

ла"). Тут же возникает предположение: может, епископ Дамаскин просто ошибся при пересчете лет выхода издания с кириллицы на арабские цифры? И, следовательно, "Апостол" 1562 г. и "Апостол" 1564 г. И. Федорова и П. Мстиславца есть одна и та же книга? Но дальнейшие слова: "кем печати преданы - того не объявлено" заставляют более вдумчиво вчитаться в текст, анализ которого приводит к вполне определенным выводам. Отметим сначала утверждения библиографа, бесспорно свидетельствующие о существовании печатного московского "Апостола" 1562 г. Их всего два.

Во-первых, это, конечно же, дата - 7070 г. "от сотворения мира", что соответствует 1562 г. современного летосчисления ("от рождества И. Христа"). Во-вторых, утверждение "кем печати предано - того не объявлено" говорит о том, что указанный "Апостол", по мнению епископа, не имеет отношения к "Апостолу" 1564 г., принадлежащему к произведениям печати И. Федорова и П. Мстиславца.

Теперь о фактах, подвергающих сомнению, а то и прямо противоречащих утверждению епископа Дамаскина об издании печатного московского "Апостола" в 1562 г. Во-первых, вызывает подозрение совпадение сроков печатания "Апостолов" 1562 и 1564 гг. - с 19 апреля по 1 марта. Во-вторых, обращает на себя внимание несоответствие в порядке следования названия месяцев в 7070 г. (1562 г.): "начали печатать сии книги... в лето 7070, апреля в 19 день, а совершили в то же лето, марта 1 дня" (выделено мною. - Е.Г. ). Получается, что в 1562 г. апрель предшествовал марту... В-третьих, "первое лето святительства" митрополита Афанасия, в которое закончилось печатание "Апостола", приходится не на 1562 г., как указано в Послесловии, приведенном епископом, а на 1564 г., как отмечается в Послесловии "Апостола" 1564 г. И. Федорова и П. Мстиславца. В-четвертых, если считать верным утверждение о том, что с начала работ по созданию типографии в Москве (1553 г.) прошло до издания рассматриваемой книги 11 лет, то "Апостол" должен был выйти в свет в 1564 г.

Из приведенного епископом описания Предисловия "Апостола" 1562 г. также следует, что упомянутых в нем И. Федорова и П. Мстиславца он не считал печатниками рассматриваемой нами кни-

стр. 24

ги, а относил к мастерам, которые в 1553 г. начинали в Москве "печатное художество", но уехали за границу. Отсюда, приняв, что "Апостол" 1562 г. и "Апостол" 1564 г. есть одна и та же книга (что вполне вероятно, поскольку епископ в своем труде ничего не пишет об "Апостоле" 1564 г. И. Федорова и П. Мстиславца, который, как мы знаем, хранился в библиотеке Академии наук с 1730 г.), можно объяснить многое - и почему Дамаскин не называет печатников, и почему апрель идет впереди марта, и почему первый год святительства митрополита Афанасия приходится на 1562 г., а не на 1564, и почему вычисленная дата окончания печатания рассматриваемого "Апостола" не совпадает с указанной епископом.

Но остается самый главный факт, который приводит епископ и на котором держится все доказательство существования московского печатного "Апостола" 1562 г., - дата 7070 г., то есть 1562 г. Разобраться в этом помогает Послесловие "Апостола" 1564 г. И. Федорова и П. Мстиславца. Опуская начало Послесловия, где говорится о царе Иване Грозном, митрополите Макарии, приведем лишь его окончание: "...И первее начаша печатати сия святыя книги - деяние апостольска, и послания соборная, и святого апостола Павла послания в лето7070 первое априля в 19... Совершени бе быша в лето7070 второе марта в 1 день при архиепископе Афанасие, митрополите всея Росия, в первое лето святительства его..." (славянские цифры заменены на арабские; выделено мною. - Е.Г .). Совершенно очевидно, что епископа Дамаскина подвел метод написания годов начала и окончания печатания "Апостола", используемый И. Федоровым и П. Мстиславцем. Печатники основные цифры дат начала и окончания печатания "Апостола", как и было в то время принято, обозначили буквами кириллицы, которые сразу же бросаются в глаза (в нашем случае это в переводе на арабские цифры - 7070), а окончание дат написали словами - первое и второе.

Все противоречия и непонятные места библиографического описания епископом московского печатного "Апостола" 1562 г. становятся ясными - библиограф использовал в своих вычислениях начала и окончания печати "Апостола" И. Федорова и П. Мстиславца лишь буквенное обозначение дат и не принимал во внимание

стр. 25

словесное их окончание. Ту же ошибку при переводе даты начала печатания "Апостола" с кириллического обозначения на арабское совершил и В. К. Тредиаковский, но окончание печатания "Апостола" И. Федорова и П. Мстиславца им было пересчитано верно.

Таким образом, можно утверждать, что никакого печатного издания "Апостола" в 1562 г. в Москве не выходило; следовательно, нет и документального подтверждения, что "анонимная" типография, выпустившая семь безвыходных изданий, размещалась в столице Московского государства.

Вышеизложенное никоим образом не должно подрывать общего доверия к "Библиотеке российской". Епископ Дамаскин составлял свой труд в конце XVIII в., когда научные основы русской библиографии только закладывались, и можно сказать, что он положил один из первых "кирпичиков" в основание российской библиографической науки. В его библиографии содержатся, например, ценные сведения о неизвестных и давно разыскиваемых старопечатных книгах, изданных на территории Московского государства в 1550-1560-е годы, таких, как "Скрыжаль" (1556), "Служебник" (1556), "Книга Григория Низианзина" (1565), "Беседы Златоустаго на послание Апостола Павла" (1565) и другие.

В последние годы расширилась география мест размещения в Московском государстве типографий. Совсем недавно считалось, что в XVI в. типографии размещались лишь в двух городах - Москве (с 1563 г.) и Александровской слободе (с 1576 г.). Сделанное И.В. Поздеевой и А.А. Туриловым сенсационное открытие существования и работы в Казани в 1580-1590-х годах типографии позволяет по-новому взглянуть на проблему разыскиваемых кириллических книг 1550-1560-х годов, описанных в "Библиотеке российской".

Возможно, что некоторые из указанных епископом Дамаскиным и неизвестных современной науке изданий увидели свет в казанской типографии, время начала работы которой пока точно не установлено. Вполне вероятно, что казанская типография работала и ранее 1580-х годов.

(Вестник РАН. 2000. Т. 70. N 8)






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)