ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

САМЫЙ "МОСКОВСКИЙ" МУЗЕЙ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15 сентября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




На противоположном от Кремля берегу Москвы-реки расположен большой исторический район, где с начала XVIII в. селились торговые люди. Сюда, в тихую "гавань", они возвращались после трудового дня, проведенного в лавках и магазинах, находившихся в шумном центре города. И в отличие, скажем, от аристократической Тверской или Арбата, где вечером и ночью кипела светская жизнь, в купеческом Замоскворечье спать ложились рано и вставали чуть свет.
стр. 93

Здесь и поныне живо ощущение покоя, уюта, умиротворения, сравнимое с атмосферой русской глубинки. И хранители его - добротные, возведенные "на века" патриархальные дома-"крепости", одно- или двухэтажные, с мезонинами, с украшенными колоннами фасадами. Впрочем, полтора-два столетия назад подобные здания в стиле ампир* были типичны не только для Замоскворечья, но и для всего города. Теперь же этих немых свидетелей минувшего осталось немного, и тем они для нас ценнее.

В одном из замоскворецких особняков, построенном в первой трети XIX в. в Щетининском переулке, с 1885 г. жили негоцианты Петуховы, последним представителем которых, уже отошедшим от семейного дела, был Николай Григорьевич, этнограф и историк, большой поклонник изобразительного искусства. В его доме бывали многие деятели культуры, в частности Феликс Вишневский - сын председателя Московского художественного общества**, тонкий знаток отечественной живописи, страстный почитатель творчества великого русского портретиста Василия Тропинина и известный коллекционер, точнее, как он сам себя называл, собиратель.

Разыскивая бесценные картины, нередко прозябавшие в самых неподходящих местах - на чердаках, в подвалах и т.п., Феликс Евгеньевич выменивал или покупал их у владельцев. Причем "большинство вещей... находил в аварийном состоянии, делал атрибутику, и из ничего появлялись шедевры", - вспоминал внук Вишневского Юрий. В возрождении поврежденных полотен участвовал брат известного мастера кисти, действительного члена Академии художеств (с 1958 г.) Павла Корина*** Александр, талантливый реставратор, копиист и пейзажист.

Отдавая дань подвижнической деятельности "спасателя картин", Петухов в 1965 г. завещал ему свой

* См.: З. Золотницкая. "Благородная простота и величественное спокойствие". - Наука в России, 2009, N 3 (прим. ред.).

** Московское художественное общество - объединение меценатов, коллекционеров, любителей искусства, 1832 - 1918 гг. (прим. ред.).

*** См.: В. Нарциссов. "Юноша с фрески Гирландайо". - Наука в России, 2003, N 6 (прим. ред.).
стр. 94

особняк вместе с двухэтажным деревянным флигелем во дворе, построенным в 1883 г. А Феликс Евгеньевич вскоре передал само собрание живописи и оба здания городу Москве, до конца своих дней (1978 г.) оставаясь главным хранителем созданного тут в 1969 г. Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени. Отметим, всего Вишневский подарил различным галереям страны около 800 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и многие из них воспроизведены в вышедшем в 2003 г., к 100-летию со дня рождения коллекционера, альбоме-каталоге "Дар бесценный".

Сначала эта сокровищница была филиалом Останкинского дворца-музея творчества крепостных, а в 1991 г. стала самостоятельным культурно-просветительским учреждением. Однако через 11 лет старинное здание потребовало капитального ремонта, и подавляющую часть коллекции перевезли в Государственный музей А. С. Пушкина* на Пречистенке. Вновь открылся для посетителей особняк в Щетининском переулке лишь весной 2011 г., но уже с современной системой освещения и климат-контроля.

К тому времени реставраторы возродили к жизни более 200 ценнейших полотен, в том числе "Портрет принцессы Анны Леопольдовны" (1733 г.) кисти придворного художника, одного из наиболее значимых представителей россики (иностранных авторов, живших в нашей стране), француза Луи Каравака, лики апостолов - этюды к иконостасу неизвестного автора круга Владимира Боровиковского (1780-е годы). Добавим, реконструкция особняка включала и его расширение - обустройство подвального помещения, где разместили фондохранилище. Ведь первоначально здесь было 300 единиц хранения, а к настоящему времени стало почти в 10 раз больше.

Постоянная экспозиция самого "московского" музея (как его часто называют за тесную связь с историей и художественной культурой столицы XVIII - первой половины XIX в.) включает разделы портрета, акварели, пейзажа, картин бытового жанра, россики

* См.: Е. Богатырев. Литературный пантеон. - Наука в России, 2005, N 6 (прим. ред.).
стр. 95

и, конечно, творения Тропинина. Всего мастер создал около 700 картин, ныне находящихся в различных галереях, но наибольшая коллекция его произведений (30 живописных и 20 графических) сосредоточена именно тут.

Примечательно, что все портреты великого живописца излучают благодушие, тепло, спокойствие, приветливость ("зачем производить тяжелое впечатление, - считал он, - возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни"), что отвечало духу Первопрестольной, доброжелательной, неторопливой, хлебосольной. Как подчеркнула заместитель директора музея по науке кандидат искусствоведения Юлия Волгина, "Тропинин - художник московский по своему характеру, и не случайно он был столь любим и почитаем здесь. Для многих... личность Тропинина и его искусство стали символом московского образа жизни".

Родившийся крепостным (1780 или 1776 г.) в имении графа Моркова под Новгородом, Василий Андреевич рано проявил склонность к рисованию и успешно учился в петербургской Академии художеств. Однако в 1804 г. молодому человеку пришлось ее оставить - в связи со смертью отца занять его должность управляющего барским поместьем, находившимся в деревне Кукавка на Украине (ныне Могилев-Подольский район Винницкой области). Между тем живописец был благодарен судьбе за проведенные там 20 лет, подчеркивая, что "всем обязан природе", поскольку "без отдыха писал с натуры".

В Кукавке Тропинин обучал рисованию детей графа, в 1806 г. руководил строительством по собственному проекту храма Святого Димитрия Солунского, в 1807 и 1818 гг. занимался его оформлением, в частности, писал иконы Иоанна Крестителя, Димитрия Солунского, Николая Чудотворца, Господа Саваофа, Богоматери с Младенцем. Кроме того, оттачивая технику письма, художник создал там множество этюдов и портретов в русле общего для европейского искусства начала XIX в. интереса к национальному колориту. Наиболее примечательна из них "Головка де-
стр. 96

вушки-украинки" 1810-х годов, открывающая галерею прелестных образов идеального для художника типа женского лица.

В 1824 г. Тропинин, получив вольную и звание академика живописи, навсегда поселился в Москве. Одной из работ, послуживших основанием для присвоения ему высокого звания, была знаменитая "Кружевница" (1823 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва), прославившая автора как "русского Грёза"*, очень полюбившаяся публике и неоднократно им повторяемая. Вариант картины, представленный в музее, художник выполнил в 1830-е годы. Здесь же находится и одно из лучших творений мастера - пленительная "Девушка с горшком роз", написанная уже в 1850 г., но наделенная тем же округлым овалом лица, большими карими глазами, нежной улыбкой, что у миловидных крестьянок, вышивальщиц, прях, изображаемых им на протяжении всей жизни.

Многие из мужских портретов Тропинина, отличающихся большой экспрессивностью, впервые в отечественном искусстве увековечили людей из народа. Пронзительный взгляд "Старика ямщика, опирающегося на кнутовище" (1820-е годы), как видно, много повидавшего на своем веку, следует за зрителями, надолго сохраняясь в их памяти. А вот перед нами, можно сказать, легендарный персонаж - Самсон Ксенофонтович Суханов, скульптор-самоучка, староста петербургской артели гранитных дел мастеров, запечатленный живописцем в 1823 г, как вдохновенный созидатель, художник Божьей милостью. Каменотес, работой которого любовались архитекторы и ваятели с академическим образованием, создал в 1800-х годах исполинские аллегорические фигуры Невы, Волхова, Волги, Днепра у Ростральных колонн и немало других памятников, прославивших северную Пальмиру**.

Пожалуй, самый официозный в экспозиции - "Портрет Сергея Сергеевича Клушникова" (1828 г.),

* Жан-Батист Грёз (1725 - 1805) - французский живописец-жанрист, глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII в. (прим. ред.).

** См.: С. Семенцов. Город архитектурной гармонии. - Наука в России. 2003. N 3 (прим. ред.).
стр. 97

государственного деятеля, бывшего адъютанта великого полководца Александра Васильевича Суворова*. Есть здесь и изображения других отечественных сановников, в том числе Сергея Михайловича Голицына (после 1828 г.), Алексея Алексеевича Тучкова (1843 г.) - покровителей и друзей живописца. Между тем в историю искусства Тропинин вошел как родоначальник камерного, "домашнего", или "халатного", портрета. Именно в такой непринужденной манере он запечатлел, например, в 1839 г. представителя неслужилого дворянства Платона Николаевича Зубова.

Как говорили современники художника, он переписал едва ли не всю Москву. Было среди заказчиков и много негоциантов. Так, в музее представлены "Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной" (после 1838 г.) в модном в те годы русском народном костюме и парные изображения супругов Киселевых (около 1834 г.), где в женских лицах мы видим черты излюбленного образа автора, а в мужском - энергию, ум, уверенное спокойствие.

В 1843 г. Московское художественное общество за "ревностное содействие к пользе и процветанию" оного избрало Тропинина, находившегося тогда в зените славы, почетным членом. А через год мастер написал по его заказу "Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль", носящий характер подведения итогов творческого пути автора. Мы видим его в рабочей обстановке - это человек с лицом открытым, большой доброты, внутренней силы, убежденный в высокой миссии искусства, значимости своего труда, а за его спиной открывается величественная панорама центра Москвы.

Экспозиция включает также редкие работы выдающихся художников XVIII в. - предшественников Тропинина, творчество которых связано как с Москвой, так и с Петербургом. Надо сказать, до конца XVII в. на Руси существовала только иконопись, и первыми мирскими изображениями людей стали создаваемые с помощью ее приемов (на досках, плос-

* См.: А. Богданов. "Меч России". - Наука в России, 2011, N 1 (прим. ред.).
стр. 98

костные, т.е. лишенные объема, как и святые лики) парсуны - персоны. У истоков же отечественного светского изобразительного искусства стоял Иван Вишняков. В музее представлен выполненный им портрет Матвея Семеновича Бегичева (1757 г.), инженера-артиллериста и писателя.

Неизменно привлекает внимание посетителей трогательный образ юной графини Анны Петровны Шереметевой (не позднее 1768 г.), скончавшейся из-за болезни за две недели до свадьбы, запечатленный Иваном Аргуновым. Рядом замечательные портреты статс-дамы Агриппины Леонтьевны Апраксиной (автор Алексей Антропов, 1750-е годы), графа Артемия Ивановича Воронцова (Федор Рокотов, после 1768 г.), князя Михаила Михайловича Щербатова (Дмитрий Левицкий, 1781 г.), супруги первого отечественного историка искусств Алексея Романовича Томилова Варвары Андреевны (Владимир Боровиковский, 1800-е годы) и т.д.

Нельзя не упомянуть и о наставнике Тропинина - придворном живописце Алексее Щукине, в 1788 г. менившем Левицкого на посту руководителя класса портрета в петербургской Академии художеств, одном из крупнейших русских представителей данного жанра рубежа XVIII-XIX вв. Запечатленный им образ императора Александра I (после 1805 г.) являет нам молодого человека в мундире Преображенского полка на фоне облачного неба, характерного для творчества художника. Надо признать, мэтр оказал значительное влияние на своего прославленного ученика: уделяя большое внимание работе с натурой, привил ему любовь к жанровым сюжетам, а в выборе палитры - к теплой гамме серо-дымчатых, золотистых и оливковых тонов.

В музее также немало работ современников Тропинина, в первую очередь основоположника русского акварельного портрета Петра Соколова. Лучшее его творение, по мнению специалистов, гордость музея - воздушное, словно окутанное мягким рассеянным светом изображение Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (около 1823 г.). Продолжал и развивал традиции жанра Владимир Гау. Среди его произведений от-
стр. 99

метим замечательное изображение актрисы Анны Матвеевны Степановой в восточном костюме (1842 г.), отличающееся яркой цветовой гаммой и высочайшей техникой исполнения.

Тему портрета продолжает галерея миниатюр. Эта его разновидность распространилась в России в первые десятилетия XVIII в, как маленькие картины на эмали, затем на кости. В экспозиции можно увидеть подобные изображения генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, главы московских масонов Петра Алексеевича Татищева, медальоны работы резчиков по кости с профилями членов царской семьи и др. (конец XIII - начало XIX в). Неизменно привлекает внимание посетителей также вышитый мельчайшим бисером портрет императора Петра I.

Со дня основания в музее комплектуется коллекция произведений декоративно-прикладного искусства, прежде всего бытовавших в тропининское время, т.е. на рубеже XVIII-XIX вв. Наиболее значительная их часть - работы керамистов. В 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге основали Невскую порцелиновую мануфактуру - первую в России и третью в Европе по изготовлению фарфоровых изделий. Надо сказать, описание этого производства как химического процесса выполнил наш великий ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов*, благодаря чему удалось разработать отечественную технологию создания такого вида керамики, по качеству не уступавшего саксонскому. Сначала из него делали мелкие предметы, а с 1765 г., когда на фабрике установили большой горн, стали выпускать и более крупные. Тогда здесь создали первый сервиз для государыни, а само предприятие стали называть Императорским фарфоровым заводом.

Стекольное же дело было известно в России еще с XII в., когда из красивого прозрачного материала начали делать посуду, мозаики, а первый в стране завод по выпуску таких изделий появился в 1635 г. в Московской области. Однако как предметы роскоши, убранства интерьера, с пышным гравированным и резным орнаментом, не предназначенные для широкой продажи, их начали изготавливать на новых предприятиях, основанных под Петербургом в 1710 г. и

* См.: А. Уткин. Феномен личности Ломоносова. - Наука в России, 2011, N 6 (прим. ред.).
стр. 100

через 20 лет объединенных в Императорский стеклянный завод.

В XVIII в., в пору расцвета производства русского фарфора и стекла, из рук мастеров императорских заводов выходили произведения искусства, отличавшиеся изысканностью формы и оригинальными методами обработки поверхности. На предприятиях постоянно совершенствовали технологию их изготовления, в частности, развивали производство посуды из оправленного в золоченую бронзу граненого хрусталя, расписывали вазы и другие изделия полихромными цветочными композициями, пейзажами, жанровыми сценами, нередко воспроизводя картины великих мастеров.

В экспозиции можно увидеть редкие предметы сервировки из фарфора и стекла XVIII-XIX вв. с портретами царствующих особ - Елизаветы Петровны, Марии Федоровны, Александра I, цесаревича Павла Петровича; статуэтки с золотой росписью; разнообразные вазы, украшенные сценами охоты, букетами цветов, пейзажами, и др. "Залы музея небольшие, - отмечает его директор Ирина Егорова. - Многие картины, скульптура, предметы интерьера в основном носят камерный характер. Таким образом, сохраняется атмосфера старого московского дома, в котором могли бы жить многие персонажи, изображенные на портретах... Мебель, старинные люстры и светильники, фарфор, стекло, табакерки, шкатулки из кости, бисерное шитье - все эти предметы помогают ощутить гармонию давно минувшего времени".






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)