ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОБЗОР ЖУРНАЛА "JOURNAL OF SOUTHEAST ASIAN HISTORY" SINGAPORE

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 мая 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




"Журнал истории Юго-Восточной Азии" издается с марта 1960 г. историческим факультетом Малайского университета в Сингапуре. Выходит два раза в год- в марте и сентябре (в 1961 г. вышло 3 номера, один из которых специально посвящен Первой международной конференции историков Юго-Восточной Азии). Объем журнала - 120 - 125 страниц. От 2 /3 ДО 3 /4 объема занимают статьи, остальное - критико-библиографические заметки и рецензии. Главный редактор - профессор Малайского университета К. Трегоннинг, австралиец по национальности. Членами редколлегии являются профессора и преподаватели Малайского университета: М. Тернбол, Д. Сингхал, Д. Бассет, Э. Тио. Существует также консультативно-издательский совет, куда входят представители различных университетов: О. Корпус (Манила), Б. Харрисон (Гонконг), Суджат-моко (Джакарта), В. Сингх (Дели), С. Арасатнам (Цейлон), Ван Гун-ву (Куала-Лумпур), Чыонг Буу-лам (Сайгон), П. Уэтли (США) и др.

До последнего времени в странах Юго-Восточной Азии выходили журналы, которые освещали в основном проблемы местной истории1 . Рецензируемое издание - первый

1 См., например, "Journal of the Burma Research Society", "Journal of the Siam Society", "Journal of the Malayan Branch of the Royal Asiatic Society".

стр. 171
журнал, который ставит своей целью публикацию материалов по истории всех стран Юго-Восточной Азии. Его основание в известной мере связано с теми процессами, которые произошли в этом районе земного шара в послевоенный период, когда на месте бывших колоний возникли новые государства. В странах Юго-Восточной Азии растут кадры национальных историков, многие из которых стремятся переосмыслить историю своих стран, освободиться от влияния колониальных школ в историографии.

Как указывается в заявлении редакции, журнал ставит своей первоочередной целью помещать статьи "по Юго-Восточной Азии, которые пишутся растущей семьей историков из стран Азии". Таким образом, издание задумано как межнациональный орган историков стран Юго-Восточной Азии. Однако к сотрудничеству в нем привлекаются главным образом историки Малайской федерации и Сингапура и, в меньшей степени, ученые из других стран Юго-Восточной Азии. В журнале публикуют свои работы также австралийские, новозеландские, американские, английские и голландские историки.

Журнал в известной мере отражает современное состояние исторической науки в странах Юго-Восточной Азии. Выражая в целом взгляды национальной буржуазии, историография этих стран несет на себе печать противоречивых тенденций: с одной стороны, стремление освободиться от традиций колониалистской историографии, от "европоцентристских" концепций, а с другой стороны, следование схемам и канонам западной историографии и восприятие буржуазной методологии. Колониалистская идеология все еще оказывает серьезное влияние на развитие исторической науки в странах Юго-Восточной Азии.

Журнал уделяет значительное внимание методологии изучения истории Юго-Восточной Азии и вообще слаборазвитых стран. По этой проблеме были опубликованы доклад аспиранта Коряельского университета Джона Смейла на Первой международной конференции историков Юго-Восточной Азии "К вопросу о возможности автономной истории Юго-Восточной Азии" (1961, N 2), статья преподавателя Австралийского национального университета Ф. Дж. Уэста "Изучение колониальной истории" (1961, N 3) и работа индийского историка Д. Сингхала "История Юго-Восточной Азии" (1960, N 2). Вопросы изучения истории Юго-Восточной Азии поднимаются и в ряде критико-библиографических работ, из которых наиболее характерна рецензия К. Трегоннинга на вышедший под редакцией Д. Холла историографический сборник "Историки Юго-Восточной Азии"2 (1961, N 3).

Авторы этих статей выражают неудовлетворенность состоянием изучения истории Юго-Восточной Азии в западной историографии. Причину такого положения они усматривают в сохранении старого колониалистского подхода к истории Азии. Решительнее всех против "европоцентризма" выступает Д. Сингхал. Он пишет: "Сейчас азиатское общество переживает период быстрых изменений как в образе мысли, так и в образе жизни. В народе растут новые настроения, новые идеи покоряют умы, новая жизнь чувствуется во всем. Это влияет, естественно, и на историков..." (1960, N 2, стр. 118). Сингхал резко критикует одного из идеологов неоколониализма, профессора Джона Бастина, выступившего с лекцией "Западные элементы в современной истории Юго-Восточной Азии" в университете в Куала-Лумпуре и пытавшегося оправдать колониальный захват Юго-Восточной Азии и те жестокости, которые совершали колонизаторы. Сингхал разбивает концепцию Бастина, согласно которой многие современные историки Азии якобы стремятся заменить европоцентристскую точку зрения азиацентристской и стараются всячески принизить цивилизаторскую роль белого человека. Индийский ученый приветствует закономерный процесс изменения взглядов на историческое развитие стран Азии, освобождение от влияния колониальной историографии. Сингхал призывает не к разделению на "западных" и "восточных" историков, как это делает Бастин, а к объективному изучению истории с учетом изменений, происшедших в современном мире.

В рецензии на историографический сборник под редакцией Д. Холла "Историки Юго-Восточной Азии", критикуя европоцентристскую направленность книги, К. Трегоннинг пишет: "Старым духом веет со страниц этого сборника..," (1961, N 3, стр. 115). А Д. Смейл указывает, что современная историография Юго-Восточной Азии на Западе

2 "Historical writings of the peoples of Asia". Vol. II. Historians of the South East Asia. London. 1961.

стр. 172
переживает кризис, так как историки все еще не учитывают тех огромных изменений, которые произошли в странах Юго-Восточной Азии за последние годы, и не перестроили тематику и методы изучения истории этих стран (1961, N 2, стр. 72). Смейл критикует европоцентристскую школу и вслед за голландским ученым Ван Лёром пишет о необходимости создать "автономную" историю Юго-Восточной Азии, то есть историю, главным сюжетом которой будет не деятельность колонизаторов, а внутренняя жизнь народов стран Юго-Восточной Азии. Смейл выражает взгляды некоторых зарубежных историков Юго-Восточной Азии, отвергающих неоколониальную школу, яркими представителями которой, по мнению Смейла, являются Холл и Флекке. Однако отсутствие научной методологии не позволяет тем буржуазным историкам, которые выступают за "новый подход" к изучению истории стран Юго-Восточной Азии, правильно подойти к разрешению сложных проблем истории этого района мира. В частности, они не могут найти правильного соотношения между историей экономической и политической, внутренней и внешней. Смейл, ратуя за изучение жизни индонезийского народа в колониальный период, абстрагируется от влияния, которое оказывало на нее колониальное господство Голландии, а внутреннюю историю Аче в конце XIX - начале XX в. сводит к одной лишь борьбе светских и духовных феодалов.

С других позиций выступает австралиец Ф. Уэст. Он вообще отрицает возможность создания "автономной" истории колониальных стран. Хотя Уэст и провозглашает себя противником "европоцентризма" и призывает к углубленному изучению проблем общественного развития народов колониальных стран, тем не менее он считает возможным создавать историю этих стран только, как он говорит, "с точки зрения европейца", то есть практически с позиций колониальной историографической школы. Уэст стоит на позициях агностицизма в истории, полагая, что "человек Запада" все равно не в состоянии понять и правильно объяснить восточное общество, будь то азиатское, африканское или полинезийское, которое к тому же отделено от сегодняшнего дня неодолимой преградой времени.

Таким образом, в журнале встречаются самые различные точки зрения. Но определяющим становится стремление историков, в первую очередь азиатских, преодолеть "европоцентризм" и найти свои пути изучения исторического прошлого и современного положения стран этого обширного района.

Важной чертой журнала является большое внимание к новейшей проблематике, особенно к вопросам национально-освободительного движения. Истории буржуазного национализма в Малайе посвящены работы Р. Сунарно "Малайский национализм, 1896 - 1941", Со Ен-лима "Тан Чен-лок", Исхака бин Тадина "Дато Онн, 1946 - 1951" (1960, N 1) и выпускника Малайского университета Пон По-сена "Гоминьдан в Малайе, 1912 - 1941" (1961, N 1). В статье индийского историка В. Сингха "Возникновение политических партий в Индонезии" (1961, N 2) рассматривается история буржуазных и рабочих партий в Индонезии в первой трети XX века. Национализму в Юго-Восточной Азии посвящен первый номер журнала за 1962 год. В нем опубликованы работы С. Картодирджо "Некоторые вопросы зарождения национализма в Индонезии", Д. Сингхала "Национализм и коммунизм в Юго-Восточной Азии" и Э. де Окампо "Хосе Рисаль".

Статьи, относящиеся к проблемам национально-освободительного движения в Малайе и Индонезии, имеют различный характер. Некоторые из них, прежде всего работы В. Сингха и Р. Сунарно, претендуют на объективность, в них отражено стремление охватить различные стороны национально-освободительного движения.

В. Сингх на основе большого круга источников проследил историю зарождения основных течений в национально-освободительном движении Индонезии. Он подчеркивает антиколониальную направленность большинства этих течений, объясняет возникновение национально-освободительного движения как внутренними, так и внешними причинами (влияние освободительных идей из других стран Азии). Значительное внимание Сингх уделяет деятельности Коммунистической партии Индонезии, признавая ведущую роль коммунистов в антиколониальной борьбе индонезийского народа в 20-х годах XX века.

Статью Р. Сунарно "Малайский национализм" объединяет с работой В. Сингха стремление дать объективную оценку деятельности малайских буржуазных националистов в довоенный период, разобраться в корнях этого движения. Автор с явным сочув-

стр. 173
ствием пишет о левом крыле малайских националистов, возглавляемых Ибрахимом бин Якобом. Сунарно видит главную причину слабости малайского национализма в его тесной связи с феодалами, которые были верной опорой колониального режима в стране.

Совершенно иной характер носят статьи Со Ен-лима и Исхака бин Тадина о деятельности лидеров буржуазно-помещичьего национализма в Малайе - Тан Чен-лока и Дато Онн бин Джафара. Прежде всего это весьма тенденциозные работы. Национально-освободительное движение в Малайе изображается как результат деятельности "выдающихся умов" китайской и малайской общинных групп. Вся борьба народов Малайи за независимость сводится к деятельности партий малайских помещиков, малайской и китайской буржуазии. О демократическом движении говорится преимущественно в негативном тоне. На первое место выдвигается национальный вопрос, - как будто он, а не борьба за независимость, определял политическую жизнь Малайи после второй мировой войны. Тенденциозен и подбор источников: главным образом, это речи, статьи и письма Тан Чен-лока и Дато Онна.

Различия между работами В. Сингха и Р. Сунарно, с одной стороны, и Со Ен-лима и Исхака бин Тадина, с другой, заключаются не только и не столько в степени научной подготовки авторов и их умении разобраться в сложной политической истории, сколько в подходе к характеру и сущности национально-освободительного движения. Если для одних - это в первую очередь антиколониальная борьба за независимость, то для других - консолидирование национальностей не только против английского империализма, но и друг против друга. Если для В. Сингха и Р. Сунарно возникновение национально-освободительного движения связано с экономическим и политическим развитием страны, то авторы второй группы видят эту причину в усилиях тех или иных политических лидеров, деятельности которых движение всецело обязано своими успехами или неудачами. Если В. Сингх и Р. Сунарно стремятся связать существование различных течений внутри национально-освободительного движения с классовым делением общества, то вторые вообще ничего не пишут о классах. Для Со Ен-лима и Исхака бин Тадина существуют лишь китайское и малайское движения, они стремятся представить малайцев и китайцев некоей однородной массой, хотят выдать деятельность буржуазных и буржуазно-помещичьих партий за действия всего народа. Все эти различия не случайны. Они отражают существующее среди историков стран Юго-Восточной Азии различие точек зрения на современную историю этих стран, на пути их развития. Одни выражают интересы патриотических слоев, другие служат слоям буржуазии, сотрудничающей с империализмом и феодализмом. Вот почему противоречия между историками этих двух направлений наиболее ярко проявляются в такой связанной с современностью теме, как история национально-освободительного движения.

Важное значение журнал придает статьям по истории колониального периода стран Юго-Восточной Азии, которая до недавнего времени была областью, где безраздельно господствовали историки колониальной школы. За два года в журнале появился ряд работ, авторы которых выступают против старых концепций колониальной политики западных держав. Среди них нужно назвать статьи выпускника Малайского университета Д. Тэя "Попытки Рафлза основать английскую базу в Юго-Восточной Азии в 1818 - 1819 гг." (1960, N 2), сотрудницы того же университета Л. Чен И-вэн "Опиум в Стрейтс Сеттлментс, 1867 - 1910" (1961, N 1), преподавателя Малайского университета Р. Сунтаралингама "Ачехский договор 1819 года" (1961, N 3), преподавателя Ноттингемского университета Д. Мак-Интайра "Английское вторжение в Малайю" (там же), а также ряд рецензий: К. Кована на книги цейлонских историков К. Гуневардены и С. Арасаратхама, относящиеся к истории Цейлона XVII в. (1960, N 1), Г. Зайде на книгу американца Д. Феллана "Испанизация Филиппин" (1961, N 1), Э. Садка на работу К. Кована "Малайя в XIX в." (1961, N 3).

Д. Тэй и Р. Сунтаралингам развенчивают миф о Т. Рафлзе - основателе Сингапура, "герое" британского колониализма. Они опровергают взгляды историков колониальных школ, которые изображали деятельность Рафлза как бескорыстную помощь малайцам в борьбе с голландцами, превозносили этого колонизатора как рыцаря фритредерства и противника колониальной экспансии. Д. Тэй подробно останав-

стр. 174
ливается на деятельности Рафлза - губернатора Бенкулена в 1818 г. и приходит к выводу, что последний пытался подчинить английскому влиянию Суматру и лишь после неудачи на этом острове приступил к захвату Сингапура (1960, N 2, стр. 33 - 41). Р. Сунтаралингам разоблачает вмешательство Англии во внутренние дела Аче и вскрывает роль Рафлза в навязывании Аче договора 1819 т. (1961, N 3, стр. 42 - 44).

Определенный отход от традиционной точки зрения английской буржуазной историографии на завоевание Малайи наблюдается в статье Д. Мак-Иитайра, который, так же как и К. Кован, связывает изменение английской политики в Малайе в 70-х годах XIX в. (переход к прямому захвату малайских княжеств) с общим изменением коло ниальной политики, предвещавшим наступление эпохи империализма. Мак-Ичтайр отбрасывает культивируемый официальной английской историографией взгляд, якобы захват малайских княжеств был всецело делом рук предприимчивых губернаторов Стрейтс Сеттлментс.

Было бы неверно полагать, что приверженцы "неоколониальной" школы на страницах журнала не выражают свои взгляды. Хотя таких работ значительно меньше, однако они появляются, свидетельствуя о том влиянии, которое эта школа продолжает оказывать на историографию Юго-Восточной Азии. Примерами могут служить статья профессора Йельского университета К. Пельцера "Западное влияние на Восточной Суматре и Северном Тапанули: роль плантатора и миссионера" (доклад на XXV конгрессе востоковедов в Москве и на конференции историков Юго-Восточной Азии в Дели) (1961, N 2) и рецензия Д. Холла на книгу К. Паркинсона "Английское проникновение в Малайю, 1867 - 1877" (1961, N 1), автор которой стоит на позиции оправдания агрессии Англии в Малайе.

К. Пельцер рассматривает деятельность плантаторов и миссионеров на Суматре во второй половине XIX - XX в., отрывая ее от колониальной политики Голландии в Индонезии. Он прославляет "просветительскую деятельность" протестантских миссионеров в батакских районах, противопоставляя ее хозяйничанью плантаторов на восточном побережье острова. На самом же деле движущие мотивы сохранения старой системы земельных отношений в батакских районах и разрушения ее в восточной Суматре объяснялись не личными качествами и стремлениями миссионеров и плантаторов, а общей политикой голландского капитализма, верными слугами которого выступали миссионеры.

Надо отметить, что ни Пельцер, ни Холл не выступают открыто в защиту колониализма. Но когда один из них рассматривает деятельность миссионеров лишь с точки зрения "цивилизаторской миссии", а другой откровенно хвалит апологетическую книгу об английском захвате Малайи, то становится ясно, что оба они проводят взгляды "неоколониальной" школы.

По средневековой истории Индонезии в 1961 г. в N 2 были опубликованы две статьи - преподавателя университета в Джакарте П. Пурбачака "Шахбандары на Архипелаге" и лектора Австралийского национального университета в Канберре А. Джонса "Роль суффизма в индонезийской истории и литературе"; в 1960 г. в N 2 - работа пакистанского историка С. Фатими о раннем мусульманстве в Юго-Восточной Азии "Вопрос о Калахе" и статья преподавателя Гонконгского университета М. Блэкмора "Возникновение Наньчжао". Древней истории посвящена статья новозеландского историка С. Адшеда "Дракон и орел: сравнение Римской и Китайской империи" (1961, N 3). Из всех этих работ лишь одна касается социально-экономической истории - статья П. Пурбачака, в которой рассматривается торговля на Малайском архипелаге в XVI - XVII веках. Все остальные посвящены вопросам политической истории или религии.

Рассматриваемый журнал в известной мере отражает некоторые общие направления в историографии стран Юго-Восточной Азии, процесс становления национальной буржуазной историографии в этих странах.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)