ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Вехи: Станут ли кинотеатры островками XXI века или окончательно превратятся в казино?

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 мая 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Еще совсем недавно отечественный кинематограф кормил врачей, медицину, учителей, культуру, сам себя и свое развитие. Замкнутый, безнадежный круг сегодняшней обреченной нерентабельности и экономической бесперспективности затратных бюджетных вложений в кинематограф необходимо превратить в систему энергичного экономического саморазвития отрасли. Концепция развития кинематографа, недавно одобренная Правительством РФ,- это документ, в основе своей верно определяющий суть кинематографического кризиса и пути выхода из него.



Суть же этого кризиса в том, что в России уже повсеместно утвердилась рыночная экономика, а отрасль отечественной кинематографии по- прежнему продолжала существовать по преимуществу как государственная. Идеология этого документа - в попытке определить выходы из кризиса на путях именно рыночных преобразований в нашем кинематографе. Мы не раз говорили о "драматическом кризисе отечественной киноиндустрии". В сущности же, к счастью, никакого глобального, непреодолимого, нерешаемого, инфернального кризиса в нашем кино, по-моему, все-таки не произошло. Наши трудности вполне решаемы, а для начала следует правильно определить болевые точки развития отрасли. Одна из них - кризис возвратных структур, который привел к оттоку от кино необходимых частных инвестиций. Когда-то, когда Правительство Рыжкова впервые утверждало документы о первоначальных реформах кинематографа, из этих реформ "выпал" отечественный кинопрокат. Уникальная система российских кинотеатров, насчитывающая более 2000, превратилась из системы в вольницу единичных, кем-то, кому-то сдаваемых "арендных площадей", которые сегодня используются для торговли мебелью и автомобилями, служат залами казино и игральных автоматов (см. источник - архивную статью "Как кинотеатры становились в 1990-х казино"), занимаются чем угодно, только не тем, для чего они создавались. Подавляющее большинство собственно кинозалов находится в крайне убогом состоянии с точки зрения технического оборудования и социального комфорта. Поэтому в кинотеатры эти практически никто не ходит.

Мировая практика доказала, что самой экономичной и рентабельной является практика не конкурирующих между собой кинотеатров, а конкурирующих между собой киносетей. По вопросу организации первой общефедеральной киносети - акционерного общества "Российский кинопоказ" - был издан Указ Президента России. По ряду причин этот разумнейший и необходимый для отечественной кинематографии указ так пока и не претворен в жизнь. Но, несмотря на то, что ни такой реформированной киносети, ни современных кинотеатров сегодня у нас в России нет, все равно самым главным богатством отечественного кинематографа по-прежнему остается огромное число потенциальных отечественных зрителей. А если прибавить к ним зрителей бывшего Советского Союза? Расскажу только об одном факте, свидетелем которого был сам. Как и у нас, у них кинотеатры не ломятся от зрителей. Тем не менее стоит привезти практически любую русскоязычную картину, вокруг кинотеатров выстраиваются очереди, как в старые времена, когда "давали дефицит". Итак, у нас существует огромное количество зрителей, готовых смотреть наше кино и посещать за нормальные деньги нормальные современные кинотеатры.

Следовательно, необходимо реконструировать старые кинотеатры и строить новые многозальные мультиплексы. Затраты, как вы понимаете, немалые. Учитывая масштабы необходимых вложений, разумеется, наивно и бессмысленно рассчитывать в реальных наших условиях на средства государства. А потому чрезвычайно важно, чтобы в полном объеме стал действовать Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", в том числе и статьи о льготном налогообложении капиталов, вкладываемых в развитие отечественной кинематографии и таможенных сборов. Реконструкция кинотеатров в ближайшие годы непременно должна вернуть необходимый импульс и для интенсивных частных вложений в кинопроизводство, потому что национальное кинопроизводство вновь должно стать рентабельным.

Вообще узловой, главной задачей сегодня является введение закона о кино в жизнь. Вся идеология предлагаемой концепции воплотима в одном-единственном случае - если Правительство на основании закона о кино все-таки издаст необходимые документы и, направив их соответствующим ведомствам для исполнения, превратит раз и навсегда нашу отрасль в сферу, привлекательную для частных инвестиций. Иначе - захирение, медленное угасание и в перспективе практическое исчезновение национальной кинематографии, допустить которое не только культурная бессмыслица, но в реальных условиях сегодняшней России еще и серьезная экономическая нелепость.


Когда Виктор Степанович Черномырдин во время последнего Московского международного кинофестиваля принимал нас с президентом Ассоциации кинопроизводителей и кинопромышленников Соединенных Штатов Америки Джеком Валенти, то Валенти рассказал, что подобная ситуация кризиса возвратных структур, вызванных появлением на американском рынке видео и моральным старением системы кинотеатров, стала складываться в США в конце 50-х - начале 60-х годов. Тогда американское правительство и сенат, предупреждая развитие кризиса, приняли для американского кино аналогичные нашему закону меры в области налогообложения и таможенных правил на 10 лет. И уже давным-давно многократно вернули себе через налоги, которые выплачивает процветающая сегодня отрасль кинематографии США, то, что когда-то разумно потеряли. Мы же просим распространить на нас эти условия, стоимость которых просчитана и чрезвычайно невелика, а политический и культурный эффект огромен, всего на 5 лет. Мы абсолютно убеждены в том, что за эти 5 лет мы общими усилиями создадим мощный фундамент национального кинематографа.

Ныне же сворачивание кинопроизводства привело к неоправданной трагедии: не снимаются, не работают выдающиеся, любимые зрителем актеры старшего поколения, простаивает, старея, среднее поколение кинематографистов, молодые не имеют возможности приложить свое умение, нерастраченные силы и талант. В отсутствие национального кинопроизводства у нас уже выросло несколько поколений космополитических мутантов, воспитанных на третьесортной коммерческой продукции Запада. Кому и зачем нужна такая высокая цена?

Разумеется, мы все-таки благодарны государству за то, что оно как может поддерживает нас материально в эти труднейшие годы, рассчитываем, что эта поддержка сохранится хотя бы в пределах сегодняшнего дня, да и в дальнейшем, потому что никакой выход из кризиса без участия государства попросту невозможен.

Известно, какие трудности с техническим обеспечением обучения испытывает ВГИК. Там, в эпоху цифровых технологий, на младших курсах все еще снимают немое кино, потому что не хватает элементарных магнитофонов. Конечно, необходим полный перевод вгиковского обучения на новейшие технологии, иначе всякое обучение современной профессии бессмысленно. Это стоит дорого. Те же проблемы испытывают еще несколько кинематографических высших учебных заведений, то же самое с нарождающимся множеством телевизионных высших школ. Ясно, что государственных средств на техническое перевооружение всех желающих по одиночке не хватит. Не проще ли, не эффективнее ли, используя единое целевое межведомственное бюджетное вливание, создать единую центральную учебную киностудию новейших технологий? Вокруг этой студии на правах российской аудиовизуальной академии могло бы структурно объединиться любое множество государственных и частных кино- и телешкол. Причем для процесса создания учебных работ можно бы использовать всего 30 - 40 проц. производственных мощностей, а остальное - арендоваться для съемок профессиональной коммерческой кино- и телепродукции, немалая выручка от которой тоже направлялась бы на финансирование обучения.

У нас действительно лучшее в мире документальное кино. И это документальное кино обречено сегодня на отсутствие зрителя, потому что традиционно ориентировано на пленочные технологии, на показ в специализированных кинотеатрах. Хотя совершенно ясно, что сегодня единственным средством живой коммуникации документального кинематографа со зрителем является телевидение. Но для этого необходимо перевести весь документальный кинематограф на современные видеотехнологии, разумеется, достигнув договоренности о постоянном показе продукции кинодокументалистов по телевизионным каналам. Правильно ставится вопрос о создании единого всероссийского центра кинолетописи, использующего новейшие цифровые архивные технологии.

Или взять многолетние дорогостоящие усилия по сохранению сельской киносети. Вряд ли эти усилия сегодня рентабельны и разумны. Ведь уже давно сконструированы на Западе и успешно существуют передвижные суперсовременные кинотеатры на колесах типа шапито, которые раскладываются в любой местности за 2 - 3 часа и могут демонстрировать кинофильмы на большом экране с превосходным стереозвуком с компакт-дисков без участия дорогостоящих пленочных технологий. Однако необходимы преобразования, которые, конечно же, требуют соответственных решений Правительства.

Когда-то, не к ночи будь помянуто, сталинский социализм при помощи разумного использования кинематографа на подкорковом, почти генетическом, уровне способствовал созданию уникального единства народов нашей многонациональной страны, определил единство их целей и жизни. После войны по указанию вождя по всей стране были построены белоколонные дворцы культуры с кинозалами - островки социализма в страшной жизни. Неужели мы сегодня не можем создать новые киносети - островки XXI века?.. Вот ведь и кинематограф США, используя те же средства, не только объединил многонациональные народы своей страны в единую, гордящуюся собой и своими людьми Америку, практически заменив совокупностью собственных фильмов национальную идеологию, но и распространил этот кинематографический миф по всему миру. Мы вполне можем сделать то же самое, пусть в другой исторической ситуации, с другими целями и с другой идеологией. И мы обязательно сделаем это и еще многое необходимое душе российского человека, традиционно привыкшего именно из кино узнавать главное о жизни и мире.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)