ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


О СОДЕРЖАНИИ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ РАМКАХ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СССР

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 октября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Советские исследователи проделали значительную работу по изучению истории культурного строительства в нашей стране. На эту тему опубликовано свыше ста монографий, научных статей и брошюр. Естественно, в силу самой природы процесса познания по ряду аспектов истории развития советской культуры выявились различные точки зрения, в том числе и по вопросу о содержании и хронологических рамках культурной революции в СССР. Испытанным методом выяснения истины в любой научной дискуссии является метод обсуждения спорных проблем. И нам хотелось бы высказать свои соображения по указанному вопросу.

Примерно до конца 50-х годов в советской исторической и философской литературе считалось общепринятым, что культурная революция в СССР началась со времени октября 1917 г. и завершилась с построением в основном социализма в стране1 . Этот вывод представляется нам научно обоснованным, соответствующим ленинской концепции о содержании и хронологических рамках культурной революции в Советском Союзе.

Понятие "культурная революция" появилось впервые в последних работах В. И. Ленина, где он, обобщая имевшийся опыт, разрабатывал магистральные направления социалистического строительства в нашей стране, определял условия, в которых это строительство могло осуществиться более успешно, более эффективно, менее болезненно.

Ленинские идеи о культурной революции являются составной частью его учения о победе социализма в СССР. Важнейшей задачей культурной революции В. И. Ленин считал ликвидацию господства буржуазии в области культуры, превращение ее "из орудия капитализма в орудие социализма". Поэтому вся многогранная деятельность Коммунистической партии и Советского правительства в области строительства культуры направлялась прежде всего на то, чтобы сделать культурные ценности достоянием трудящихся, открыть для народных масс широкий доступ к просвещению и науке, уничтожить их политическую неграмотность. В. И. Ленин не мыслил развития советской культуры без ликвидации неграмотности народа, осуществления всеобщего образования, без перестройки культуры быта, резкого подъема

От редакции. Публикуя дискуссионную статью В. Т. Ермакова, редакция считает целесообразным обсудить на страницах журнала поднятые в ней вопросы о содержании и хронологических рамках культурной революции в СССР. Обсуждение этих вопросов, а также и тех, которые могут возникнуть в ходе дискуссии, будет, несомненно, способствовать более плодотворному изучению одной из важнейших проблем истории советского общества - проблемы культурного строительства в СССР.

1 М. П. Ким. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. М. 1955, стр. 22; БСЭ. Т. 24. Изд. 2-е, стр. 34, 37, 38 и др.

стр. 58
культурно-технического уровня рабочих и крестьян. В культурной революции он видел одно из важных, но не единственное условие ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом.

В научном и теоретическом наследии В. И. Ленина принципиальное значение имеет постановка и разработка им вопроса о соотношении культурной революции и коммунистического мировоззрений, о их взаимозависимости и взаимопроникновении. Не ставя здесь целью подробное освещение этой большой и сложной проблемы, подчеркнем лишь, что превращение коммунистической идеологии в господствующую идеологию советского общества, утверждение материалистического мировоззрения как единственно правильного выражения "интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата"2 , В. И. Ленин считал кардинальным условием победы культурной революции. Вместе с тем, придавая первостепенное значение социалистической практике в перевоспитании трудящихся в духе социалистического идеала, в утверждении коммунистической идеологии в жизни советского общества, он постоянно напоминал об огромной роли культурной революции в решении указанных проблем.

Наряду с глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями В. И. Ленин видел в культурной революции одно из средств коренной перестройки и обновления быта людей, ликвидации культурного неравенства между социальными группами общества, отдельными народами и народностями, унаследованного социализмом от эксплуататорского общества. Создание социалистической литературы и искусства, формирование советской науки, строительство социалистической школы и новой системы просвещения, воспитание народной социалистической интеллигенции - все это, учил Ленин, должно стать составной частью культурного переворота в нашей стране. Этот переворот включал в себя также обязательность возрождения национальных культур народов СССР, приобщение к мировой культуре малых народов, не имевших своей письменности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что В. И. Ленин, определяя задачи и содержание культурной революции, рассматривал ее как "скачок" в развитии культуры, приводящий в конечном счете к рождению новой, социалистической культуры, превращению ее в подлинно народную культуру. Короче говоря, осуществление социалистической культурной революции означает возникновение в общем потоке мировой культуры нового, высшего типа культуры - социалистической культуры. Подобный взгляд на сущность культурной революции нашел отражение в нашей исторической литературе3 .

В ленинском учении о культурной революции намечены и хронологические рамки, в пределах которых она совершается как революционный "скачок". Прежде всего В. И. Ленин утверждал, что культурная революция - сравнительно длительный процесс, "целая полоса культурного развития всей народной массы"4 . Как велика эта полоса во времени? На этот вопрос В. И. Ленин в 1923 г. давал такой ответ: мы стоим перед лицом культурной революции. "Для нас достаточно, - продолжал В. И. Ленин, - теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной..."5 . Отсюда, на наш взгляд, следует, что победу культурной революции В. И. Ленин считал возможной в рамках социалистического строя, что ее хронологические рамки совпадают с победой социализма в нашей стране.

2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 337.

3 См. М. П. Ким. Указ. соч., стр. 12; И. С. Смирнов. Ленин и советская культура. М. 1960, стр. 22, и др.

4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 372.

5 Там же, стр. 377.

стр. 59
В связи с этим важно подчеркнуть ленинскую мысль и о том, что осуществление культурной революции является одной из важнейших функций государства пролетарской диктатуры. Анализ ленинских высказываний о задачах культурного строительства Советского государства, употребление Лениным понятия "культурная революция" показывает, что это понятие он относил к переходному периоду от капитализма к социализму. И с этой точки зрения свершение культурной революции совпадает с периодом построения социализма в СССР.

Вопрос о хронологических рамках культурной революции в Советском Союзе нашел отражение в партийных документах. Так, XVIII съезд партии, подводя итоги социалистического строительства в нашей стране, записал, что "в СССР проведена настоящая культурная революция"6 . Укажем и на то, что в Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран в 1957 г. культурная революция рассматривается как закономерность социалистического строительства в пределах перехода от капитализма к социализму7 . И, наконец, до недавнего времени был общепризнанным тезис, что задача подъема культуры широчайших народных масс как непременного условия построения социализма в СССР успешно решена. В стране осуществлена культурная революция, благодаря которой трудовые массы выведены из духовного рабства и темноты, приобщены к богатствам культуры, накопленным человечеством.

Однако с 1959 г. стал выявляться иной взгляд на содержание и хронологические рамки культурной революции в Советском Союзе. Видный деятель советской культуры С. Т. Коненков в статье "Коммунизм и культура" писал, что в период развернутого строительства коммунизма продолжается культурная революция и что она будет иметь место до тех пор, пока все люди не станут всесторонне образованными и культурно развитыми8 . По-видимому, это еще не была точка зрения редакции журнала "Коммунист". По крайней мере в последующих материалах, опубликованных в журнале, в том числе и в редакционной статье, утверждалось, что в нашей стране культурная революция совершена9 .

По нашему мнению, мотивировка С. Т. Коненковым новой точки зрения по рассматриваемому вопросу весьма уязвима. Разве когда-нибудь вновь рождающиеся поколения людей смогут стать сразу всесторонне образованными и культурно развитыми? Задача сделать всех людей таковыми, имея в виду подрастающие поколения, никогда не будет снята. Она будет постоянным актуальнейшим требованием всего общества.

Более обстоятельное обоснование взгляда о том, что культурная революция продолжается и в период строительства коммунистического общества, дал Г. Л. Фурманов10 . Не ставя целью дать полный разбор его в целом содержательной статьи, остановимся лишь на вопросе, имеющем непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме. Верно представляя культурную революцию как процесс, Г. Л. Фурманов полагает, что в ходе этого процесса наряду с решением ряда задач (очерченных им правильно) также "преодолевается наследие старого разделения труда, совершается переход к высшему типу культу-

6 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. III. М. 1954, стр. 339.

7 См. "Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 г.". М. 1957, стр. 14.

8 См. С. Коненков. Коммунизм и культура. "Коммунист", 1959, N 7, стр. 46.

9 См. "За глубокое изучение истории советского рабочего класса". "Коммунист", 1959, N 8, стр. 59; Г. Гак. Строительство коммунизма и всестороннее развитие личности. "Коммунист", 1959, N 12, стр. 46; Н. Михайлов. Ленин и культура. "Коммунист", 1960, N 6, стр. 49.

10 Г. Л. Фурманов, В. И. Ленин о культурной революции в СССР. "Вестник Московского университета" N 4. Серия VIII. Экономика, философия. 1960.

стр. 60
ры, к культуре коммунистического общества"11 . Таким образом, автор "переносит" и по содержанию и хронологически завершение культурной революции в нашей стране в пределы периода коммунистического строительства. Этой концепции культурной революции Г. Л. Фурманов подчиняет, по сути дела, и предложенную им периодизацию культурной революции в СССР. Он выделяет три ее этапа: первый - октябрь 1917 г. до середины 30-х годов; второй - с середины 30-х годов примерно до конца 50-х годов; третий - период развернутого строительства коммунизма. Не останавливаясь на хронологической правомерности такой периодизации и на обосновании ее по существу анализируемой проблемы, заметим лишь, что в ней немало спорного.

Как же автор представляет себе задачи третьего этапа культурной революции в СССР? Он пишет: "Третий этап культурной революции по своей задаче и характеру отличается от предшествующих. Задача этого этапа определяется тем, что развитие социалистического общества и культуры к коммунизму приведет к стиранию существенного различия между умственным трудом и физическим"12 . Ошибочность подобного взгляда на определение задач культурной революции мы постараемся показать ниже.

Необходимо отметить, что точка зрения С. Т. Коненкова и Г. Л. Фурманова вызвала обоснованные возражения со стороны М. П. Кима13 . На наш взгляд, М. П. Ким правильно подметил истоки ее ошибочности: отождествление культурной революции с развитием социалистической культуры. Он справедливо утверждал, что культурная революция - определенный, ограниченный этап в строительстве и развитии социалистической культуры, имеющий свое назначение - создать вместо буржуазной культуры новый тип культуры, культуры социалистической. Развитие же социалистической, а затем и коммунистической культуры - это бесконечный процесс, будущие этапы которого, добавим от себя, сейчас вряд ли можно предусмотреть. Для правильного понимания рассматриваемой проблемы важно одно высказанное М. П. Кимом замечание, а именно: осуществление культурной революции не означает решения всех задач строительства социалистической культуры в полной мере, окончательного преодоления в духовной жизни людей отдельных несоциалистических элементов культуры14 .

Казалось, что на страницах печати наметилась дискуссия по сугубо научному вопросу, связанному с проблемой культурной революции в СССР. Однако эта дискуссия не развернулась. Утвердившаяся ранее точка зрения о содержании и хронологических рамках культурной революции в нашей стране была без всякого обсуждения признана неправильной. Было выдвинуто положение о том, что великая культурная революция в СССР вступила в свой завершающий этап15 . Ряд исследователей, которые раньше придерживались взгляда, что конечным рубежом культурной революции следует считать построение социализма в СССР, поспешно признали его ошибочным16 . Правда, в некоторых работах и статьях культурная революция в СССР по-прежнему рассматривалась как завершившийся процесс17 .

11 Там же, стр. 37.

12 Там же, стр. 48.

13 М. П. Ким. Сущность и исторические этапы культурной революции в СССР. "Вопросы истории КПСС", 1960, N 6.

14 См. там же, стр. 154 - 155.

15 См. М. Иовчук. Завершающий этап культурной революции в СССР. "Коммунист", 1961, N 18; Б. Рюриков. Коммунизм, культура, искусство. "Литературная газета", 4. I, 1962, и др.

16 См. Л. М. Зак. История культурного строительства СССР в советской историографии (1956 - 1963 гг.), "Вопросы истории", 1964, N 2, стр. 8.

17 См. А. Спиркин. Курс марксистской философии. М. 1963, стр. 443; "Государство всего народа", "Правда", 6.XII.1964, и др.

стр. 61
По нашему убеждению, мнение, что культурная революция в СССР вступила в завершающий этап своего развития, является спорным в научно-теоретическом плане и расходится с ленинской концепцией культурной революции. Мы постараемся это показать, проанализировав аргументацию ее сторонников18 , и прежде всего М. Т. Иовчука, в работах которого сделана попытка развернутого обоснования новой точки зрения. Хронологические - рамки завершающего этапа культурной революции в СССР ими определялись, как правило, 1961 - 1980 годами.

В чем же существо процесса культурной революции на ее завершающем этапе? Каковы задачи культурной революции, которые должны быть, по мнению названных исследователей, решены на ее завершающем этапе? "Сущность завершающего этапа великой культурной революции, - пишет М. Т. Иовчук, - состоит в создании всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма, в коммунистическом воспитании и всестороннем развитии членов общества, в создании изобилия духовных благ для всех советских людей"19 . М. Т. Иовчук пытается выделить основные процессы, которые включает в себя завершающий этап культурной революции, сформулировать главные задачи этого этапа. Воспроизведем соответствующие формулировки. По мнению М. Т. Иовчука, "одним из главнейших процессов завершающего этапа культурной революции является непрерывное повышение культурно-технического уровня рабочих и крестьян до уровня интеллигенции, дальнейшее приобщение всей массы трудящихся к благам культуры, осуществление всеобщего среднего и огромное расширение высшего образования"20 . М. Т. Иовчук считает, что в течение 1961 - 1980 гг. в основном исчезнет принципиальная разница в условиях труда, в культурно-техническом уровне, в степени общеобразовательной подготовки между интеллигенцией и другими членами советского общества, будут устранены в основном существенные различия между людьми умственного и физического труда.

Первоочередной целью завершающего этапа культурной революции в СССР, утверждает М. Т. Иовчук, становится "ликвидация культурно-бытовых различий между городом и деревней, преодоление культурно-технического отставания сельского населения от городского"21 . Важными задачами завершающего этапа называются также общественное воспитание детей, сочетаемое с их воспитанием в школе; расширение общественных форм культурного обслуживания населения, рост общественных начал в организации всестороннего развития культурной жизни, повышение воспитательной роли советской литературы и искусства, возрастание роли науки22 . В качестве главной задачи М. Т. Иовчук определяет "воспитание коммунистической сознательности и нравственности, искоренение пережитков капитализма в сознании и поведении членов общества"23 . И, как бы подводя итог всему сказанному, он заключает: "В период развернутого строительства коммунизма в СССР будут полностью и окончательно решены исторические задачи великой культурной революции - формирования нового человека, преобразования сознания людей в духе коллективизма, трудолюбия и гуманизма,

18 М. Иовчук. Указ. соч.; его же. Завершающий этап великой культурной революции. "Строительство коммунизма и проблемы культуры". Сборник статей. М. 1963; А. И. Арнольдов. К расцвету коммунистической культуры. М. 1964; В. А. Куманев. К вершинам культуры. М. 1962; Д. И. Гусев. Вопросы развития культуры и науки в Программе партии. М. 1961; В. А. Ежов. Некоторые черты завершающего этапа культурной революции в СССР. "Вестник Ленинградского университета" N 14. Серия истории, языка и литературы. Вып. 3. 1964, и др.

19 М. Т. Иовчук. Завершающий этап великой культурной революции, стр. 122.

20 Там же, стр. 123.

21 Там же, стр. 125.

22 См. там же, стр. 127 - 130.

23 Там же, стр. 132.

стр. 62
подготовки и воспитания сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду в условиях коммунистического общества"24 .

Попытаемся разобраться, убедительна ли аргументация М. Т. Иовчука и других авторов для того, чтобы считать, что культурная революция в СССР как революционный "скачок", приводящий к возникновению нового, социалистического типа культуры, еще продолжается, что она вступила в завершающий этап своего развития? Итак, какие же процессы культурной революции будут завершены, какие ее задачи должны быть решены в текущем 20-летии, судя по приведенным высказываниям? Назовем их: формирование нового человека со всем комплексом вопросов, относящихся к этой проблеме; ликвидация культурно-бытовых различий между городом и деревней, преодоление культурно- технического отставания села от города; стирание существенных различий между умственным и физическим трудом, или то же самое, что и устранение в основном существенных различий между людьми умственного и физического труда; непрерывное повышение культурно-технического уровня рабочих и крестьян до уровня интеллигенции, преодоление в основном принципиальной разницы в условиях труда, в культурно- техническом уровне и степени общеобразовательной подготовки между интеллигенцией и другими членами советского общества; дальнейшее приобщение всей массы трудящихся к благам культуры, осуществление всеобщего среднего и огромное расширение высшего образования; повышение воспитательной роли литературы и искусства, возрастание роли науки; рост общественных начал в организации культурной жизни.

В этом перечне задач, выдвигаемых как задачи завершающего этапа культурной революции, есть такие, которые были и всегда будут присущи развитию социалистической, а затем и коммунистической культуры. К ним относятся: повышение воспитательной роли литературы и искусства, возрастание роли науки, дальнейшее приобщение масс к достижениям культуры, огромное расширение высшего образования, развитие общественных форм культурного обслуживания и некоторые другие. Рассматривать их как специфические задачи завершающего этапа культурной революции нет никаких оснований.

Хотелось бы сказать особо о таких задачах завершающего этапа культурной революции, которые определяют, по мнению сторонников этой точки зрения, его содержание, как-то: формирование нового человека, ликвидация существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, подъем культурно-технического уровня рабочих и крестьян до уровня интеллигенции. Но разве не ясно, что эти проблемы являются не столько проблемами развития советской культуры, сколько проблемами нашего социально-экономического и общественно-политического развития, общими задачами коммунистического строительства? В их решении культурное строительство- это лишь одно из средств, причем не самое главное. Включать эти задачи в содержание культурной революции - значит неправомерно расширять ее рамки.

Нельзя согласиться с теми исследователями, которые отводят самодовлеющее значение культурной революции при решении кардинальных задач социально-экономического и общественно-политического развития нашей страны. Мы не склонны считать обоснованными и такие высказывания, в которых утверждается, что развитие советской культуры создает все необходимые идеологические условия для победы коммунизма. Разумеется, в подготовке этих условий советская культура призвана сыграть огромную роль. Но решающее значение в создании всех

24 Там же, стр. 134.

стр. 63
идеологических условий для победы коммунизма в СССР принадлежит прежде, всего самой советской действительности, многогранной деятельности партии по идейному воспитанию советского народа.

Еще предстоит многое сделать для решения задач формирования нового человека, стирания существенных различий между умственным и физическим трудом, преодоления культурно-бытового и культурно-технического отставания деревни от города и т. д. Следовательно, завершающий этап культурной революции, если признать его научную правомерность, будет еще трудно определимым, намного более продолжительным, чем все предшествующие этапы культурной революции.

Итак, в настоящее время в советской исторической и философской литературе по вопросу о содержании и хронологических рамках культурной революции в СССР выявились две точки зрения. Одна из них, бывшая общепризнанной до конца 50-х годов, состоит в том, что содержанием, главной задачей культурной революции является создание нового, социалистического типа культуры. Хронологически процесс формирования социалистической культуры в нашей стране, осуществления культурной революции совпадает с построением социализма в СССР. Мы считаем эту точку зрения научно и теоретически обоснованной, соответствующей ленинской концепции культурной революции. Вторая точка зрения исходит из того, что культурная революция в нашей стране еще не закончена, ее завершение займет весь период коммунистического строительства, в ходе которого должны решаться указанные выше ее задачи.

Наличие двух точек зрения по одному и тому же научному вопросу требует обмена мнениями. Эту цель и преследует данная статья.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций