ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Тема карточной игры в русской литературе

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15 февраля 2020
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Классическая литература насквозь пронизана азартом. Гениальные писатели, творцы слова не только сами были настоящими мастерами карт, но и мастерски описывали эти игры в своих книгах.


По-настоящему модными карточные игры стали во время правления императрицы Екатерины Второй в Золотой век литературы. Многие историки отмечают, что в то время игра в карты была чуть ли не единственным развлечением среди дворян и высшей знати. Играли все: мужчины и женщины, дети и взрослые, молодые и старики. Садились за карточный стол рано утром, а выходили из-за него только поздним вечером, точно так же, как сейчас многие проводят время в онлайн казино, типа booi-casino-online.com. Игры, правда, тогда чаще носили коммерческий характер, нежели азартный. Впрочем, и второго было предостаточно. Иногда деловые встречи государственной важности могли прерваться просто потому что кому-то необходимо было отлучиться на игру в карты. Зимой доходило до того, что люди вообще ничем другим не занимались. На балы больше не приходили ради танцев, все практически сразу садились играть.


Но самый пик азарта в Российской империи пришелся на девятнадцатый век. Тогдашние моралисты на каждом углу трубили о том, что семь из десяти мужчин Санкт-Петербурга каждый вечер садятся играть в карты и проигрывают большую часть своих денег. В то время информация о том, играет человек или нет, была приоритетной при знакомстве. Петр Вяземский об этой карточной эпидемии написал, что "нигде в мире карты не вошли так сильно в повседневный обиход, как это случилось в Российской Империи".



В этот момент карты стали неразрывны с тысячами россиян. Тогда и появились первые правила, которые анонимный автор собрал в небольшую брошюрку под названием "Жизнь игрока". Среди всего написанного там были строки о том, что хороший игрок должен быть хитрым, честным, умным, изворотливым, прямолинейным, жадиной, транжирой и много кем еще, если ему хочется победить в карточной игре. Брошюра стала настольной книгой всех игроманов того времени.


Потом Правила игрока все время дополнялись и обновлялись. В какой-то момент игорный этикет стали преподавать в учебных заведениях, настолько плотно карты вошли в жизнь русских людей. Ни один уважающий себя человек, тем более из светского общества, не мог позволиь себе не уметь играть в карты. Это считалось нарушением этики и вежливости. К тому же, с таким человеком в то время совершенно нечем было заняться, ведь остальные-то были увлечены игрой.


Конечно же, такие настроения не могли не отразиться на литературе, особенно в золотой ее век. Практически все писатели того времени коротали вечера в игорных заведениях или за карточным столом с друзьями. Они играли сами, учили этому своих детей и описывали игорные сюжеты в своих книгах.


Известным игроком и, к тому же, шулером был Гавриил Державин. Он - один из немногих, кто карточные долги не считал чем-то обязательным и священным и вполне мог их не отдавать. Играл он на протяжении всей своей жизни. И вот будучи в преклонных годах он стал выигрывать. Однажды он сумел выиграть непомерную по тем временам сумму - сорок тысяч рублей. Гавриил Романович решил, что это хороший знак, выплатил все, что был должен, купил дом и за зеленый стол более никогда не садился.


Одним из самых знаменитых игроманов золотого века был сам Пушкин. Все еще со школьных парт знают его рассказы "Пиковая дама" и "Выстрел", где описывается карточная игра во всех подробностях. Можно было бы сослаться на то, что это всего лишь вымысел поэта, но вот отчеты жандармерии говорят об обратном. За Пушкиным всегда следила власть, поэтому его игры не могли остаться незамеченными. Один из представленных к нему жандармов писал: "Пушкин более увлечен картами, чем стихами на данный момент жизни. Его муза теперь стоит за спиной у Мухи, поскольку игра эта для него стала передовой. Каждый дом принимал его очень хорошо, ведь игроком он был честным". Своим друзьям Пушкин не раз заявлял, что страсть к картам - главная страсть в его жизни и что "он лучше умрет, чем откажется от карт". Ставил поэт немыслимые суммы и их же и проигрывал. Его жалованья поэта не хватало на покрытие всех долгов, поэтому нередко он занимал средства у ближайших друзей из мира литературы. После трагической гибели поэта на дуэли у него осталась огромная сумма долгов - почти семьдесят тысяч рублей. Большая часть из них были карточными.



Лермонтов же был противоположностью Пушкина. Он часто писал об играх, но сам игрой не был увлечен. Конечно, за зеленым столом он сидел ни раз, ведь был офицером, а играть офицеру было необходимо. Но так как страсти он к игре не питал, то и суммы проигрывал совсем небольшие.


Чего не скажешь о другом гении - Льве Николаевиче Толстом. Его персонажи тоже нередко резались в карты, взять хотя бы Коленьку Ростова, который проиграл огромную сумму. Сам Толстой тоже частенько посещал игорные заведения. Но главное его достоинство было в том, что правила и этикет карточной игры он чтил больше всего. К примеру, было такое правило: не поднимать упавшую монету или купюру. То, что падало на пол, считалось зарплатой лакеев. Однажды за одним столом с Толстым сидел бедный на тот момент поэт Афанасий Фет. У последнего упали десять рублей, которые поэт поднял с пола. Толстого возмутил этот поступок и, чтобы показать свое презрение, он сжег сто рублей на глазах у Фета.


Одним из самых заядлых игроков среди творцов классической литературы был Федор Михайлович Достоевский. О том, что Достоевский был заядлым игроманов и имел огромную зависимость от карт знает каждый. Играл он часто, а проигрывал и того чаще. Нередко он забирал деньги у супруги на сносях, не оставляя и рубля ей на еду. Его знаменитое произведение "Игрок" написан как раз о такой болезненной мании. Кстати, как утверждают историки, большую часть произведений Достоевский писал лишь для того, чтобы получить гонорар и отдать то, что проиграл в карты. Зависимости своей и своих товарищей он не скрывал и часто поговаривал: "Не будь карточных игр, которые собирали бы писателей за одним столом, не было бы и самой литературы".


Не гнушался игры в карты и классик Некрасов, который воспевал народные страдания. Он был игроком удачливым и весьма хорошим. Его крупные карточные выигрыше позволяли писателю содержать себя, свою семью и известный журнал "Современник", где публиковались тогдашние гении стиха и прозы. Карточный стол с Некрасовым часто разделял критик Белинский. Он не раз упоминал о том, Некрасов играет слишком уж хорошо, поэтому садиться с ним за карты опасно - мог и без последних сапог оставить. Поговаривали, что в один год Некрасов смог выиграть больше двадцати тысяч рублей в карты, а сумма это была очень большой. Впрочем, своих проблем с азартом классик не признавал. Он утверждал, что характера ему может не хватить на что угодно, но вот в карты он играет с осторожностью.


Еще одним известным человеком, чья жизнь была так или иначе связана с карточными играми, был Иван Шмелев. В то время писатель и публицист Шмелев был человеком популярным до безумия. Сам он карты вовсе не любил, однако в своих дневниках не раз упоминал о том, как часто сидели за карточным столом купцы и священнослужители. К примеру, в книге "Лета Господня" он создал персонажа-священика с такой вот вредной привычкой. О герое Шмелева писалось, что он "любит играть в трынку с богачами, ставя, при этом, огромные рубли". В этой же книге описывалось то, как застолье всегда плавно перетекало в самодельный карточные турниры. И снова писал Шмелев о том, что в его время монахи играли в карты так азартно, что дело доходило чуть ли не до драк с убийствами.


Но не только в золотой век игры были так популярны. Веком позже за столом сидел поэт Владимир Маяковский. Играть с ним не особо любили, поскольку славился он своим крутым нравом. Лез в драку, спорил, каждый проигрыш, даже самый мелкий, переживал как настоящую драму. Друзья поговаривали, что Маяковский мог вспыхнуть внезапно, перевернуть все вокруг, несколько раз попытаться оспорить свой проигрыш, но в итоге все равно отдавал проигранное. Сам же поэт утверждал, что карты для него - обычное мужское развлечение, за которым он может отвлечься от насущных проблем и полностью погрузиться в азартные переживания.


Недалеко от него ушел и Есенин. "Московский озорной гуляка" и главный хулиган на Руси не гнушался баров и подпольных клубов, где поводились карточные игры. В своих произведениях он не раз описывал сомнительные компании, в которых оказывался ("...Я читаю стихи проституткам И с бандюгами жарю спирт..."), были среди них и заядлые картежники. Поговаривают, что Есенин любил приглашать к себе домой практически посторонних людей, чтобы разделить с ними бутылку вина и зеленое сукно на столе. По одной из версий в гибели поэта виновны как раз его случайные приятели-собутыльники. Впрочем, здесь мнения расходятся.


Как вы сами теперь понимаете, ни высокие идеалы, ни царская кровь, ни мораль и искусство не могли защитить русский народ от карт. Россия всегда была пропитана духом азарта и авантюризма. Русский человек во все времена надеялся на чудо и случайный выигрыш. Так было испокон веков, так продолжается и сейчас.







 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)