ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Народ на путь наставил словом добрым. Ораторское искусство: Огузхан Туркмен - Сапармурат Туркменбаши Великий

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 22 сентября 2011
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:





Людей остроумных, умеющих красиво и убедительно говорить, наши предки называли озанами. Необычайное разнообразие и красочность туркменского языка, его способность выразить всевозможные оттенки мысли способствовали появлению таких людей. "Осоветизированный" в годы красной империи и преданный почти полному забвению, наш древний богатый язык обрел второе рождение благодаря неустанным стараниям Сердара Сапармурата Туркменбаши Великого.

Искусство красноречия возникло в незапамятные времена. Творческие силы туркменского народа нашли яркое выражение в эпосах и дестанах, живущих и по сей день. Знаменитый Горкут Ата считался наставником всех туркменских озанов, их пиром. В эпосе "Горкут Ата" озаны представлены людьми не только умеющими красиво говорить, но и много знающими. Они, живо проникаясь впечатлениями окружающего мира, природы, украшали свой язык яркими образами и метафорами. Монологи Горкута Ата представляют собой совершенно своеобразный стиль поэтической речи, в которой простота сочетается с величавой торжественностью, его выступления являлись украшением любого праздника-тоя. Ему удавалось находить особенно близкие и понятные слушателям слова, которые пробуждали в людях светлые чувства, вкус к жизни, слова, исполненные безграничной любви к своему народу. Всего один пример:

"... Вот что я тебе пожелаю, дорогой мой, дорогой: пусть не обрушатся мощные горы твоей земли. Не будут спилены тенистые деревья. Не обмелеют красивые ручьи, не обломаются крылья твои. Пусть не споткнется твой серый конь. Не затупится сабля твоя! В бою пусть не обломится стрела твоя! Да не погаснет свет небесный для тебя! И пусть Господь убережет тебя от подлецов!"

В прошлом при дворе тюркских правителей всегда находились остроумные мудрецы. Они были их советниками, своим знанием жизни и умением ярко и лаконично выразить мысль, помогая им управлять государством. Горкут Ата был сановником трех царей и пользовался у них огромным авторитетом и уважением. Благодаря своей мудрости и красноречию, глубокому уму и дару предвидения Горкут Ата умел предотвращать среди туркмен-огузов разногласия, споры за престол, междоусобные конфликты. Народ ведь неспроста говорил о нем: "Ты - опора государства".

Горкут Ата, как никто другой, хорошо понимал силу и значение слова - не заумных фраз, а простой и понятной речи, блеск и краски которой он черпал из народного языка, удивительно мягкого и приятного на слух, обладающего огромным богатством образных выражений. Вот с какими словами женщина в "Горкут Ата" обращается к своему мужу:

Иди ко мне,

Счастье мое,

Трон моего дома,

Зять Хана баба моего,

Любовь моей свекрови,

Тот, кому меня родители отдали,

Кому я сердце отдала свое,

Дерси хан!

Такую же звучную, красивую речь произносит, обращаясь к своей жене, и Дерси хан:

Иди сюда, счастье мое, трон дома моего,

Выходя из дома, на ивушку

становишься похожа,

Косы твои черные до пят спадают,

Брови твои, словно стрелы изогнутые,

Двум миндалинам тесно

в маленьком ротике твоем,

Щеки твои румяны,

словно яблоки осенние,

Моя жена, моя опора и любовь моя!

В эпосе "Горкут Ата" красноречивы и остроумны многие герои, в том числе и чабан Гараджа. Врагу, который пытается опорочить Салыра Газана и его мать, Гараджа чабан дает исполненный достоинства ответ:

"Эй, безмозглый гяур, стоящие напротив заснеженные мощные горы состарились, трава не вырастет на них, когда-то крепкие кобылицы состарились, жеребцов не родят, состарились могучие верблюдицы, не родят верблюжат, эй, развратник! Мать Газана тоже состарилась, сына не родит. Если есть желание породниться с ними, Шукли мелек, приведи свою черноглазую дочь, коли она есть, отдай Газану, пусть дочь твоя сына родит. И тогда вы будете использовать его в борьбе против бека!"

Язык мудрого Горкута Ата богат тонкими и глубокомысленными изречениями, которые высоко ценились слушателями и впоследствии стали пословицами и поговорками. Вот некоторые из них.

"Не призывали бы на помощь Аллаха, дела бы не пошли на лад".

"Если Бог не дает, человек не станет богатым".

"Без предписания свыше цветок не образует завязь".

"Господь не любит высокомерных".

"Надев на черного ишака узду, коня не получишь".

"Из старой ваты не получится бязь".

"Дочь не последует советам, если не слышала их от матери, сын не предложит угощение, если этого не делал его отец".

"Да убережет вас Господь, дорогой, от коварства бесстыжих!"

Ораторскому искусству посвящена целая глава знаменитой "Ковуснама", возникшей во времена сельджукских туркмен. Правитель Горгана Ковус советует своему сыну:

"Человек должен быть приятным и умеющим красиво говорить, сынок, ты говори правду и никогда не лги, прославься своей честностью... Пусть красивыми будут твои речи, с которыми ты выступаешь перед народом, и чтобы народ принял твои слова; пусть люди знают, что благодаря твоему слову они удостоились положения, ибо только словом можно выразить достоинство человека, зато люди не всегда могут найти достойное слово. Судьба каждого человека скрыта в его словах. Любое слово можно произнести в разной интонации, если оно сказано плохим тоном, может испортить человеку настроение, повергнуть его в уныние, но если то же самое слово сказать по-иному, услышавший его воспрянет духом, получит удовольствие".

Есть у туркмен прекрасная поговорка: "Сказанное к месту слово никогда не заставит устыдиться". Это означает, что человек должен хорошо подумать, прежде чем что-то сказать, и тогда высказанное к месту и ко времени слово всегда принесет желаемый результат. В "Ковуснама" приводится такая притча.

Харун ар-Рашид велит растолковать увиденный им прошлой ночью сон. Предсказатель говорит ему:

"... умрут все твои близкие и родственники, из вашего рода не останется никого, кроме тебя".

Это предсказание производит на царя неприятное впечатление, ввергает его в тоску. Глядя на толкователя, он говорит:

"И ты мне в лицо говоришь такие ужасные вещи? Если умрут все мои родственники, что я буду делать и как жить дальше?"

Владыка приказывает наказать толкователя ста ударами плетью. После этого он приглашает к себе другого человека и велит ему растолковать тот же самый сон. Второй толкователь обращается к царю с такими словами:

"Ты проживешь дольше всех своих родственников!"

Такой вывод пришелся царю по душе, и поэтому царь приказал наградить второго предсказателя сотней золотых. На самом же деле оба одинаково истолковали один и тот же сон, просто каждый изложил его смысл своими словами. Второй толкователь искусно владел словом, выражая свою мысль таким образом, чтобы она не ранила душу человека, напротив, могла б утешить его.

Красноречие заключается вовсе не в умении выстраивать высокопарные слова в предложение. Это умение выражать свою мысль четко и ясно, вкладывая в нее глубокий смысл. Вот что говорится об этом в "Ковуснама":

"О, сынок, умей различать лицевую и обратную стороны слова. Внимательно разглядывай их, старайся говорить со смыслом. Это и есть признак остроумия. Если же ты, говоря, не будешь понимать смысла произносимых слов, то будешь похож на птицу. Такую птицу зовут попугаем. Попугай тоже разговаривает, но он не понимает смысла произносимых им слов. Каждое слово трибуна должно быть понятно людям, вместе с тем ему самому также необходимо знать слово народа. Такие люди вольются в ряды здравомыслящих, в противном случае они становятся человекоподобными животными. Относись к слову как к величайшей ценности, им нельзя не дорожить. Знакомое тебе слово используй к месту, не теряй времени даром. Если же ты упустишь время, навредишь красноречию".

Крупные мыслители Востока очень бережно относились к слову, в совершенстве владели искусством изложения и умением вести беседу. Великий средневековый ученый Ибн Сина, прозванный Лукман хекимом, подчеркивал, что врач лечит больного, во-первых, словом, и только во-вторых, лекарством. Как видим, влиянию слова в процессе выздоровления великий лекарь придавал не меньшее значение, чем медикаментам.

Вопросы языка Ибн Сина поднимает в своих трудах "Мантык", "Данышнама", подчеркивая значение искусства красноречия, позволяющего оратору завладеть душами людей. Как говорит туркменская пословица: "Добрым словом можно даже змею выманить из норы". В книге "Сагалма" Ибн Сина пытается проследить происхождение языка, отмечая его огромную роль в развитии человека, в формировании и становлении личности. Великий философ говорит: "Только с помощью слова один человек может раскрыть свое сердце другому".

Многие свои работы по медицине Ибн Сина писал в стихах, они предохраняли текст от искажения и облегчали запоминание. Яркой звездой взошедший на научном небосклоне средневекового Востока Аль-Фараби также придавал огромное значение изучению языка. Легенды гласят, что он знал семьдесят языков. Будучи умелым рассказчиком, великолепным оратором, он легко и понятно толковал непростые научные термины и определения. Благодаря своему красноречию и глубине мышления он завоевал авторитет не только в узких научных кругах, но и среди широких народных масс. Аль-Фараби написал целую книгу, посвященную ораторскому искусству.

В дестане "Мыралы ве Солтансойюн" сановник царя знаменитый Мыралы, то есть Новои, благодаря своему красноречию, умел находить выход из самых сложных ситуаций. В притче "Пройдет и это", посвященной этому великому поэту и мыслителю, Мыралы только благодаря силе слова спасается от смерти. В притче "Что надо делать" Солтансойюн, больше всего на свете любивший своего вороного коня и жену Гуль, часто повторял: "В опасности жизнь того человека, который принесет мне весть о гибели моего коня и кончине жены!"

Но когда настал трагический день и надо было известить царя о гибели вороного коня и кончине его любимой Гуль, слуги оказались в затруднительном положении. На помощь им подоспел Мыралы. Он сумел-таки известить царя о великом горе, но сделал это так умело, что спас слуг от неминуемой гибели.

Конечно, в притчах все возможно, но нельзя забывать и о том, что любые легенды складывались из реальных событий. Великий поэт XVII-XVIII веков Нурмухаммет Андалиб одним из самых необходимых для правителей качеств считает умение красиво говорить, произносить услаждающие слух речи. В дестане "Юсуп и Зулейха" главный герой своей добротой и мудрыми речами находит путь к сердцу каждого, завоевывает всеобщую любовь и признание. Люди съезжались со всех концов земли, чтобы послушать великого оратора.

В поэме Андалиба "Огузхан" особенно ярко представлено ораторское искусство Огузхана Туркмена, умевшего "в нужное время, в нужном месте высказать нужную мысль". Вот как говорится об этом в поэме:

"Выйдя к людям, Огуз вдруг произнес речь, его слова сердца людские растопили".

Огузхан туркмен знал, что доброе намерение и ласковое слово могут оказаться сильнее любого клинка, что мудрые проникновенные речи способны объединить народ:

"Нет, не стал я в руки брать кинжал,

Народ на путь наставил словом добрым".

Неудивительно, что во времена Огузхана туркменское государство добилось экономического и культурного расцвета.

В наши дни Сердар туркменского народа Сапармурат Туркменбаши Великий буквально покорил мир своим красноречием, умением просто и доступно выразить свои глубокие мысли. Он соединил в себе все лучшие качества лидера - мудрость и прозорливость, остроту ума и доброту, умение повести за собой народ.

Великий мыслитель Абу Насыр Аль-Фараби считает, что глава любого государства должен обладать следующими достоинствами: "Он должен быть умен и эрудирован, обладать способностью отделять зерна от плевел; быть оратором, уметь произносить приятные речи и хорошо излагать свои мысли".

Все эти качества присущи нашему Сердару Сапармурату Туркменбаши Великому. Создается впечатление, что такой известный мыслитель, как Аль-Фараби, из своей далекой эпохи увидев будущего главу Туркменского государства, нарисовал образ нашего лидера. Глубокий ум и великолепная память, блестящая эрудиция Сапармурата Туркменбаши потрясают всякого, кому посчастливилось общаться с этой незаурядной личностью. Великий Сердар может говорить несколько часов, ни разу не заглянув в лежащие перед ним бумаги, при этом он прочно удерживает внимание любой аудитории. Он говорит на чистейшем туркменском языке, причем таком богатом и сочном, что ему могли бы позавидовать лучшие ораторы и лингвисты. Лидер туркменского народа умеет найти нужные слова для любой публики, будь то труженики полей, чабаны или же известные во всем мире политические и государственные деятели. И что самое главное, его не устают слушать: люди, очарованные его обаянием, не хотят расставаться с Сердаром.

Считаю, что здесь было бы нелишним напомнить о том, что при тоталитарном режиме руководители любого ранга выступали перед народом по заранее заготовленной бумажке. Некоторые из них были не способны даже правильно прочитать то, что написано для них, и оказывались в щекотливом положении. Чтобы быть хорошим оратором и владеть вниманием аудитории, надо обладать отличной памятью, необходимым объемом знаний, аналитическим умом. Хорошо изучить свою работу и добросовестно исполнять ее должен каждый человек. И если он знает свое дело, то для выступления перед аудиторией ему не потребуется шпаргалка. Уважаемый Сердар туркменского народа дает прекрасный образец руководителя: он всегда в гуще событий, глубоко разбирается в любом вопросе. Все, о чем говорит Сердар, продумано им и, как говорится, пропущено через сердце. Всем нам есть чему поучиться у него.

Он и от руководителей государственных органов и ведомств всегда требует полной профессиональной отдачи, добросовестного отношения к своим обязанностям, просит их выступать не по подготовленным секретарями отчетам, а говорить своими словами, живым языком. А как еще можно судить об их компетентности и реальной осведомленности о состоянии дел во вверенной им отрасли или сфере деятельности?

Красноречие Сапармурата Туркменбаши Великого должно быть примером не только для руководящего состава, а для любого, кому приходится выступать перед людьми.

Почти сорок лет я преподаю в высшей школе, и знаю, что непростое это дело - завладеть вниманием аудитории, и уж во всяком случае, никакие угрозы поставить на экзамене двойку не заставят студента слушать то, что ему неинтересно. Единственный путь к вниманию - интересное, живое изложение материала. Для настоящего учителя, как я считаю, каждый урок - испытание его профессиональной пригодности. И если я вижу, что сумел заинтересовать студентов, испытываю чувство глубокого удовлетворения. Не всегда это удается, но я стараюсь.

Я восхищаюсь, когда вижу, как уважаемый Президент вдохновенно и уверенно выступает перед всей страной. Я преклоняюсь перед его ораторским мастерством, огромным обаянием, без которого невозможно убеждать людей, и глубиной его мыслей. Все это вместе и представляет собой непревзойденное по силе воздействия искусство красноречия.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)