ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Из истории Ленинграда. СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ЛЕНИНГРАД

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 29 мая 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




1

Говоря об архитектурной практике Москвы или Ленинграда, нельзя не коснуться истории развития советской архитектуры за 15 - 16 лет ее существования, ибо несомненными центрами всего процесса этого развития прежде всего были и есть Москва и за нею Ленинград.

В памятные для нас годы с 1917 по 1921, т. е. в годы исключительного напряжения всей страны в борьбе со всеми внешними и внутренними защитниками "культуры и чести доблестной России", естественно, было не до архитектуры.

Лишь с 1921 - 1922 года стала возрождаться в стране архитектурная мысль. Желание творчества было велико, но оно находилось в обратной пропорции к тем реальным масштабам строительства, которые существовали тогда в стране.

Творческие порывы революционно настроенной части архитектурно-художественной интеллигенции и в особенности молодежи находят выход в теоретических, бумажных боях против идеализма в искусстве, вообще против рутины старой, предвоенной архитектуры, за создание новой, революционной художественной архитектуры пролетариата.

В этом революционном порыве решительно отбрасываются и объявляются вне закона все старые приемы, на смену которым приходят идеи и настроения революционной героической романтики и индустриальной символики: спираль как форма "выражает революционное стремление вверх"; "куб-форма, выражающая покой и величие"; "квадрат-форма, не имеющая движения", и т. д. и т. п.

Краны, лебедки, цепи, домны и тому подобные образы стали почти постоянными спутниками на всех перспективных чертежах архитектурных проектов того времени.

Художник Малевич создает в Ленинграде свою школу и теорию супрематизма. Его беспредметные объемные композиции привлекают всеобщее внимание и увлекают своим направлением ряд архитекторов и художников того времени как в самом Ленинграде, так и за пределами его.

Творческий подъем этого периода родит множество проектов и предложений новой, революционной архитектурной тематики, чаще всего абстрактных, нереальных, но глубоко эмоционально насыщенных.

Заключительным аккордом этого периода является конкурс на Дворец труда в Москве, объявленный в начале 1923 года. В этом конкурсе участвует ряд ленинградских архитекторов, из которых выходят победителями архитекторы Троцкий и Бурышкин, трансформирующие в своих проектах архитектурные образы средневековья на живописном фоне кранов, лебедок, металлических ферм и тому подобных элементов индустриального мира.

Запоздалым эхом этих настроений в архитектуре явились книги ленинградского архитектора Я. Г. Чернихова "Основы советской архитектуры" и "Конструкция машинных и архитектурных форм", в которых красной нитью проводится мысль, что "влияние машины и всего индустриального мира на архитектуру велико и оно пронизывает архитектуру и подчиняет все, входящее в ее сферу" (из предисловия).

На фоне этих настроений в 1923 году в Москве организуется первое советское архитектурное общество (АСНОВА) - Ассоциация новых архитекторов, - которое в противовес всем старым архитектурным обществам (МОА - Московское общество архитекторов- с 1807 года, ЛОАХ - Ле-
стр. 61

нинградское общество архитекторов-художников - с 1905 года и т. п.) объединило в себе все, что было "революционного" на архитектурном фронте того периода.

В Ленинграде официального отделения этого общества не было, но печать формализма можно было обнаружить на работах многих ленинградских архитекторов.

Эти формалистические влияния можно было видеть в творческой практике даже таких видных ленинградских мастеров, как проф. Никольский, проф. Руднев, акад. В. А. Щуко.

В архитектуре же самого Ленинграда этот период достаточно яркого отражения не нашел.

Металлические и стеклянные "коробочки" на клубе для завода "Красный путиловец", переделанном проф. Никольским из церкви, и тому подобные моменты в других сооружениях были лишь моментами, а не цельными формалистическими организмами. Оттенки господствующего в это время романтического настроения можно видеть и в проекте сооружения Памятника жертвам революции (проф. Руднева, который стремился в рисунке барельефа на ограде и в циклопических, громадных камнях ее выразить всю глубину и потрясающую скорбь миллионов по случаю смерти товарищей).

2

Вторым основным этапом в развитой советской архитектуры, наложившим уже более яркий отпечаток на архитектуру Ленинграда в его реальном строительстве, следует считать период с 1923 по 1927 год.

В отличие от предыдущего периода основой для развития архитектуры была уже реальная программа нового развертывающегося строительства в стране.

На 1927 год, по промфинплану госпромышленности, в стране было уже начато строительство 368 промышленных сооружений с общей суммой капиталовложений в 653 млн. руб., из которых значительная часть падала и на Ленинград. Проводятся большие работы по восстановлению всего запущенного фонда жилищно-коммунального хозяйства. В 1924 - 1925 годах создаются первые жилищно-кооперативные товарищества рабочих с конкретной программой жилстроительства как одной из важнейших проблем эпохи.

Непрерывно возрастают капиталовложения Если до 1925 года все вложения в жилищное строительство выражались в 70 млн. руб., то в 1926 году они составляли уже 156,5 млн. руб. и в 1927 году - 286,7 млн. рублей. Ничтожно малыми кажутся сейчас эти суммы по сравнению с миллиардами, вкладываемыми в жилстроительство за годы второй пятилетки; но тогда, в условиях экономической истощенности страны, эти цифры были героическими цифрами, подтверждающими, что жилищная проблема есть прежде всего проблема социальная, которая ни в какой степени не могла быть решена в условиях капиталистической России.

Подчеркивая важность для пролетарского государства жилищно-коммунального хозяйства, тов. Киров говорил: "Это, в конечном счете, тот участок нашего советского хозяйства, где наши рабочие проводят если не большую часть своего времени, то во всяком случае половину. 7 - 8 часов рабочий работает на заводе, а остальное время он проводит в своем жилище, на улице, в саду, в театре, где хотите, т. е. проводит в коммунальном хозяйстве в широком смысле этого слова" 1 .

К концу этого периода в Москве" Ленинграде и других крупных городах реально возникают уже и такие постройки, как рабочие клубы, гостиницы, дома отдыха, торговые сооружения и др.

Но если небольшие промышленные и жилые сооружения еще являются господствующими в конкретной строительной практике этого периода, то в архитектурных конкурсах, широко практиковавшихся в эти годы, наблюдается широкий диапазон разнообразных по масштабам и содержанию построек - от дворцов труда и домов

1 Киров "Ленинградские большевики между XVI и XVII съездами ВКП(б), стр. 113 1934.
стр. 62

Образец стандартного однообразия Дома жилмассива на Крестовском острове, построенные "Тахитектоном".

советов до небольших архитектурно-скульптурных монументов, первые из которых, как мы знаем, были задуманы и осуществлены по инициативе Владимира Ильича в Москве и в Ленинграде еще в 1918 - 1919 годах. Архитектурная мысль находит в этих конкурсах широкое поле творческой деятельности.

Однако реальная практика этого периода еще значительно сдерживает творческий размах архитектора в силу крайне ограниченных экономических возможностей государства, отдающего максимум средств и сил прежде всего всемерному восстановлению сельского хозяйства и промышленности.

Это ограничение приводит архитектурную мысль страны к поискам наиболее дешевых, наиболее рациональных средств и приемов строительства. Идейно - художественная направленность в архитектуре реагирует на это решительным отказом от всего "художественно-прикладного", от всякого "украшательства".

Следует при этом иметь в виду то обстоятельство, что до 1926 года около 86% всех вложений в жилстроительство мобилизовывалось за счет частнокапиталистического сектора, за счет частных застройщиков. Это положение не могло не способствовать также развитию деляческих - рационалистических" -воззрений в архитектуре жилых сооружений этого периода.

Такая направленность, понятая значительной частью "революционно- прогрессивных" архитекторов того периода как непреложная истина, при формировании "нового стиля современности" приводит к заимствованиям у западной и американской архитектуры, которая достигла в этот период значительных "успехов" в области рационализации и стандартизации Идейно-художественное содержание выхолащивалось из архитектуры как ненужная "добавка", что соответствовало сугубо деловой и коммерческой идеологии эпохи империализма.

В 1925 году организуется уже второе по счету советское архитектурное общество - ОСА (Общество современных архитекторов), - объединяющее в себе сторонников нового, так называемого функционально-конструктивистического направления. Хотя организационно оформленного отделения этого общества в Ленинграде не было, но идеи конструктивизма были господствующими в ленинградской практике этого периода.

Правда, влечение Западом не так быстро проявляет себя в Ленинграде. 1925 - 1927 годы ознаменовываются еще такими постройками, как рабочий городок за Нарвской заставой, проекты которого разрабатываются под руководством проф. А. С. Никольского. В архитектуре этих домов наряду с некоторыми моментами лаконичности, стандартного однообразия их внешности и относительной новизны самого западного приема строчной квартальной застройки можно обнаружить еще некоторые, хотя и упрощенные детали
стр. 63

старых форм и приемов. Карнизы, эркеры 1 и тому подобные "рудименты" еще продолжают свое существование, еще не отвергнуты здесь архитектором. Вместе с тем в их архитектуре отразилось и влияние предыдущего периода романтики и символизма.

В 1928 году вырастает первое и крупнейшее для своего времени здание Дома культуры бывшего Нарвского района (архитекторы Гегелло и Кричевский), в котором положена в основу еще строго симметричная композиция и архитектурная трактовка форм и деталей также не имеет еще достаточно смелого конструктивистического выражения: архитектор еще не решается на сплошные ленточные окна или сплошь застекленные стены, широко привившиеся в позднейшем строительстве этого типа. Зрительный зал этого сооружения не утратил еще и сейчас для нас своей прелести: сравнительно новая и интересная его архитектура внутри еще не сдавлена "рационормой" и делает его большим, светлым и радостным, дав в то же время очень неплохое решение видимости и слышимости в зале.

В дальнейшем все больше и решительней начинают побеждать принципы оголенности, схематизма и рационалистических тенденций. И уже в таких сооружениях 1927 - 1928 годов, как жилой городок "Красного треугольника" (архитектор Лангбард), все эти принципы конструктивизма выявлены гораздо ярче и сильнее, нежели в первом жилом городке за Нарвской заставой. Таким образом, с 1928 года наступает следующий период - период развернутого конструктивизма, под знаком которого находится советская архитектура вплоть до 1932 - 1933 годов, которые мы условно называем началом архитектурного перелома в истории всей советской архитектуры и ленинградской в частности.

3

Архитектура первой пятилетки, с 1928 по 1933 год, являла собой наивысший расцвет конструктивизма и формализма на основе уже более широкой программы и несравненно боль-

Зрительный зал Дома культуры Кировского района (арх. Гегелло и Кричевский).

1 Застекленные вертикальные выступы различного рисунка в сечении на протяжении одного или нескольких этажей.
стр. 64

Фабрика-кухня и универмаг Кировского района (арх. Меерзон, Гильбер и Рубанчик).

ших чем до этого времени масштабов строительства в стране.

Помимо более широкой тематики строительства различных сооружений в этот период во весь рост ставится проблема строительства новых соцгородков и социалистической реконструкции старых. В этой связи в 1928 году рождается новое архитектурное общество - АРУ (Ассоциация революционных урбанистов).

Возникает направление, ряд представителей которого усиленно и энергично пропагандирует идею сплошной и почти насильственной замены обычной жилой квартиры спальными и учебными "кабинетами" в так называемых "домах-коммунах" и домах "переходного типа" с большими общественными столовыми, с "террасами и комнатами шумного и тихого отдыха" и прочими перлами неукротимой "творческой" фантазии. Ярый представитель этой левацкой теории социалистического расселения Сабсович писал: "Размер жилых домов может быть определен на 2 - 3 тысячи человек. В таком доме не должно быть никаких индивидуальных кухонь, прачечных, в нем не должно быть квартир, не должно быть никаких комнат, общежитий, никаких семейных комнат. Каждый трудящийся в таком доме должен иметь отдельную небольшую комнату для спанья и иногда, может быть, для отдыха. Никаких комнат для общего проживания в них мужа и жены быть не должно (?) Времени для переходного периода у нас нет, история не отпустила нам времени для опытов, для продолжительного изучения. Поэтому мы должны к этому делу приступить сразу". И горе тому, кто пробовал было возразить против этого бреда или призвать фантазию Сабсовичей спуститься на землю: на такого "реакционера" со всей яростью обрушивались гнев и стрелы "прогрессистов". Если в Ленинграде мы не имеем ни одного сооружения, выстроенного по рецептам этого толка1 , то в Москве можно найти некоторые стопроцентные образцы этих "домов-коммун", в частности "дом-коммуна" для студентов, выстроенный по проекту архитектора Николаева, где спальные кабины в целях рационализации построены в два яруса наподобие железнодорожных вагонов.

В 1929 году из архитекторов, окончивших уже советские вузы, и студентов, оканчивающих таковые, создается новое архитектурное общество - так называемое ВОПА (Всесоюзное объединение пролетарских архитекторов), имевшее свой филиал и в Ленинграде. О воинственной "левизне" это-

1 Хотя архитектурных конкурсов на эту тему было много, были и более конкретные попытки выстроенный в настоящее время Дом бывших политкаторжан вначале предполагался как "дом-коммуна" и был с этим расчетом начат строительством, но затем был изменен.
стр. 65

го ленинградского филиала можно судить хотя бы по тому факту, что на жилищной конференции в Ленинграде в 1930 году представители этого общества упорно дрались за необходимость строить только "дома-коммуны", считая обычный жилой дом квартирного типа "пережитком мелкобуржуазного мещанства".

Это общество, противопоставив себя всем архитектурным направлениям и группировкам, повело с ними ожесточенную борьбу за пролетарские "принципы" в архитектуре, аналогично РАПП - в литературе, РАПХ - в живописи и т. п.

Архитектура Ленинграда за это время "обогатилась" целым рядом новых сооружений со всеми характерными особенностями конструктивизма. Были построены в основном такие большие жилищные массивы, как Батенинский, Щемиловский, Бабуринский, городок текстилей, Красная заря и т. п.

Все они отличаются тенденциозной оголенностью, ленточными окнами, безрадостными, унылыми фасадами, стандартизованными и упрощенными деталями и, наконец, хитроумными комбинациями из стеклянных, металлических и железобетонных цилиндров, конусов, параллелепипедов и т. д.

В таком характере были задуманы и осуществлены в Ленинграде, кроме жилых массивов и городков, Ряд районных и заводских фабрик-кухонь (Василеостровская, Нарвская, Выборгская и др.), клубов (клуб кожевников, клуб им. Первой пятилетки и т. п.), бань (Ушаковская баня, баня в Лесном и т. п.), дом техучебы Кировского района и был начат строительством ряд районных домов советов, домов культуры и т. п., законченных уже в 1933 - 1934 годах. Правда, на фоне "архитектуры" дореволюционных окраин, на которых прежде всего развернулось все 'новое строительство Ленинграда, - на фоне окружающих хибарок и лачуг Нарвской заставы, Выборгской стороны и т. п. - все это новое строительство сравнительно выигрывало, отличаясь стройностью планировки, отсутствием маленьких грязных дворов, этажностью, гладью чисто оштукатуренных фасадов и т. п.; но с архитектурой общего облика всего города сравнение было явно невыгодно, в особенности когда с 1931 - 1932 годов новое строительство стало более решительно проникать в центры города, своей упрощенческой внешностью диссонируя с устоявшимися архитектурными монументальными ансамблями старого Петербурга.

4

1932 год явился годом резкого перелома в истории советской архитектуры в сторону отхода от упрощенчества и примитивизма прошлых лет в

Жилые дома на Тракторной улице (Кировский район).

стр. 66

поисках более насыщенной и содержательной архитектуры эпохи социализма.

В постановлении правительственной комиссии от 28 февраля 1932 года в результате конкурса на Дворец советов, давшего 272 -проекта, достаточно определенно было отмечено, что "...монументальность, простота, цельность и изящество архитектурного оформления Дворца советов, долженствующего отражать величие нашей социалистической стройки, не нашли своего законченного решения ни в одном из представленных проектов... Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники" 1 .

Последовавшее вскоре историческое решение ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года о консолидации всех творческих сил и групп на фронте искусства создало новую эру и направило архитектурную мысль нашей страны на рельсы новых творческих исканий уже на широкой базе богатого наследия всей мировой архитектуры. Опыт архитектуры Запада и Америки XX века и нашей советской архитектуры за 10 - 15 лет ее развития, естественно, не мог уже удовлетворять требований широкого размаха нашего экономического и культурного роста к началу второй пятилетки. Групповая разобщенность и борьба "пролетарских" художественных объединений против "непролетарских" создавали, как было указано в решении ЦК, опасность "превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих соцстроительству".

Дом бывших политкаторжан (арх. Симонов и Абросимов).

Здание Академии железнодорожного транспорта на площади Революции (Петроградская сторона), законченное в 1933 г.

Проект здания типографии "Правда" на Херсонской улице (арх. Бурышкин).

Проект школы в Гавани (арх. Даугуль).

1 Из участвовавших ленинградцев на этом конкурсе сравнительно успешно выступал архитектор Лангбард. Его проект - единственный из ленинградских - был удостоен премии.
стр. 67

Таким образом, тот значительный поворот, который произошел к этому моменту среди художественно-технической интеллигенции старой школы, в сторону подлинного интереса к соцстроительству в нашей стране, встретил со стороны партии и правительства живейший отклик, внимание и заботу о широком включении этих кадров в общий процесс нашего роста, об использовании на более широкой основе всех их знаний и мастерства. Но было бы грубой ошибкой рассматривать весь пройденный до этого путь как сплошную цепь досадных и случайных ошибок и на этом основании отрицать все его достижения.

Нужно критически освоить достижения прошлых лет и продолжить работу по изысканиям новых форм, подчинив ее практическим задачам современного строительства. Знамя непримиримой борьбы всех советских архитектурных обществ против косности и эклектизма в практике нашей советской архитектуры должно быть нами также развернуто в нашей борьбе за архитектуру эпохи социализма.

Гениально просты" и в то же время мудрые указания товарища Сталина о необходимости большего внимания, заботы и любви к человеку дали небывалую творческую зарядку всему архитектурному фронту нашей страны и, в частности, архитекторам Ленинграда. Его указания открыли перед советским архитектором новую эру борьбы за очеловеченную архитектуру эпохи социализма, которая - в отличие от архитектуры Египта, средневековой и даже нашей унылой, безрадостной, коробчатой архитектуры недавнего прошлого - будет не подавлять, а возвышать человеческое достоинство, подымать чувства и настроения.

Что же характеризует творческую направленность ленинградских архитекторов за последние два- три года?

Наряду с максимальным стремлением отойти от упрощенчества и коробчатости ярко выражена тенденция к ансамблевым решениям. Наиболее показательными примерами этих решений в прошлом в Ленинграде являются образцы творчества Тома де-Томона (ансамбль фондовой биржи), Росси (ансамбль у Александровского театра и ансамбль Главного штаба) и т. п., которые не могут не заражать ленинградских мастеров. Решая задачу, архитектор уже заботится не только об архитектуре самого здания как такового, но и о том, как это здание сольется своей архитектурой с окружением, будет ли оно вместе с другими объектами окружения выполнять или создавать заново цельный архитектурный ансамбль; иными словами, архитектора заботит то, что раньше его мало волновало, когда стройная, однообразная застройка корпусами или отдельно поставленное здание резко диссонировали со всем "капиталистическим" окружением. Эту особенность мы можем видеть почти во всех проектах и строительстве жилищных массивов на окраинах и отдельных сооружений в центре Ленинграда за последние 2 - 3 года. Дня примера можно указать на реконструкцию площади у Нарвских ворот, по проектам архитекторов Троцкого, Валевича, Симонова и др., или цель-

Макет недавно выстроенного Дома советов на Петроградской стороне (арх. Левенсон и Фомин).
стр. 68

Проект гостиницы "Интуриста" (арх. Левенсон и Фомин).

ный ансамбль, осуществляемый в настоящее время архитектором Троцким, застраивающим новыми домами сразу четыре угла на Тверской улице, и т. д. и т. п.

По указанию тов. Кирова, за последние годы был взят решительный курс на застройку не только окраин города, но и его центра, на строительство не только так называемых "массивов" и "городков", а и отдельных сооружений в общей системе уже существующих уличных магистралей и площадей.

В своей яркой речи на пленуме ЛК ВКП(б) 26 марта 1934 года тов. Киров дал ряд руководящих указаний, положенных в основу всего современного строительства в Ленинграде.

"Бывает у нас кое-где так, - говорил тов. Киров, - построят полтора дома и обязательно назовут социалистическим комбинатом, соцгородком.

... Надо отказаться от мысли непременно строить массивы, гиганты. Пустырь есть - надо строить дом. А то сейчас выстроят у нас массив, и если судить по карте, должны быть здесь газоны и фонтаны, но находится он в таком месте, что до него никак и не добраться" 1 .

В работах ленинградских архитекторов за последние годы особенно ярко выражено стремление к монументальности и архитектурно-художественному богатству, к насыщенности в обработке фасадов и внутренней отделки, к широкому применению скульптурных и живописных элементов и различных ценных материалов (гранит, мрамор, дуб и т. п.). За образцы в Ленинграде берутся часто строения таких мастеров XIX века, как Гваренги, Стасов, 'Воронихин, Тома де-Томон, Захаров, или же более поздних мастеров предвоенною Петербурга, как Бенуа, Белогруд, Дидваль и др. При этом бывает, что иногда заимствуется не только общий прием, но и механически копируются или несколько упрощаются отдельные формы и детали этих сооружений, подменяя тем самым метод критического освоения механическим заимствованием или упрощением отдельных деталей и форм отжившего прошлого.

Эти некоторые болезни роста, очевидно, неизбежны на определенной стадии развития архитектуры, и в процессе дальнейшего движения и борьбы они должны будут отмереть как нежизненные.

На закончившемся недавно Всесоюзном творческом совещании архитекторов в Ленинграде были решительно осуждены такие моменты, как ненужная тяжеловесность и гигантомания, механическое, бездумное заимствование образцов из классицизма и, наконец, дешевое неорганическое украшательство, что явилось также своего рода перегибом в результате творческого протеста архитекторов против безрадостного упрощенчества практики прошлых лет.

Но общее стремление к созданию более насыщенной, более выразитель -

1 "Ленинградская правда" N 73 (5752) от 27 марта 1934 г.
стр. 69

ной и богатой архитектуры вполне соответствует тем задачам, которые выдвигает современность перед ленинградскими архитекторами.

Интересно, что те сооружения, которые были начаты строительством до 1933 года и которые были задуманы еще в сравнительно упрощенных и оголенных формах, в процессе их строительства претерпевают ряд значительных художественных изменений, добавок и исправлений. Так например Василеостровский дом культуры, Дом советов Кировского района, клуб завода им. Кирова, гостиница "Интурист" и т. д. значительно "обогатили" фасады уже в процессе строительства.

В заключение следует отметить, что утвердившаяся с 1934 года организационная форма архитектурных мастерских в Москве и в Ленинграде (как и в других крупнейших центрах нашего Союза), во главе которых поставлены виднейшие мастера, вполне оправдала себя и нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.

Эта форма уничтожает обезличку мастера, царившую в прежних больших проектных организациях, создает значительный стимул для его творческого подъема и повышает его ответственность за проделанную работу. Под руководством мастера создается, таким образом, целая архитектурная школа, в которой повышают свою квалификацию и свой творческий уровень средние и молодые архитекторы.

Сейчас мы насчитываем в Ленинграде 11 архитектурных мастерских, возглавляемых такими мастерами, как проф. Никольский, проф. Троцкий, проф. Юнгер, проф. Оль, архитекторы Гегелло и Кричевский, архитекторы Левенсон и Фомин, архитектор Бурышкин, архитекторы Мунц и Лишневский и т. д.; однако этот перечень не охватывает еще всех мастеров, также достойных иметь свои мастерские, не говоря уже о неполном охвате этой системой рядовой массы архитекторов.

Ленинградские мастера играли и будут играть большую роль в истории советской архитектуры. Если такие сооружения, как Дворец советов СССР в Москве (соавторами которого приглашены ленинградцы - академик Щуко и проф. Гельфрейк), или такие работы ленинградских мастеров, как Дом Госпрома в Харькове (проф. Серафимов), Дом проектов в Харькове (проф. Дмитриев), строящийся сейчас Дом правительства в Баку (по проекту проф. Руднева), ряд крупнейших сооружений в Минске и в Сталинграде (арх. Лангбард) и т. п., известны многим, то страна должна знать и о той огромной работе, которую проводили и проводят все ленинградские архитекторы в борьбе за социалистическую реконструкцию великого города, который по праву носит всем дорогое имя - имя Ленина.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)