ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Тенденциозная концепция немецкой истории

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 мая 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Тенденциозная концепция немецкой истории

"Annales. Economies -Societes -Civilisations". Paris. 1962, N 5, pp. 839 - 856.

В апреле 1961 г. в Саарбрюккене состоялась конференция французских и западногерманских историков на тему "Основные направления исторических исследований во Франции и Германии". Один из двух докладов, сделанных западногерманскими учеными, - доклад Карла Босля (Мюнхен) - был недавно опубликован в известном французском историческом журнале "Анналы" под названием "Немецкое общество нового времени. Его средневековые истоки". Содержание доклада показательно для характеристики господствующих среди историков ФРГ методологических и конкретно-исторических воззрений.

Исходной посылкой у К. Босля является утверждение, что уже с начала VIII в. во Франкской империи существовали силы, Способные "духовно" сплотить разнородные социальные и этнические элементы и создать на этой основе новую единую цивилизацию, Этими силами были королевская власть, христианская церковь и знать. Признавая, кроме того, влияние на процесс создания единой цивилизации взаимопроникновения идей античного христианства, с одной стороны, и "германизма" и древней

стр. 199
германской религии, с другой, Босль считает определяющими моментами в складывании нового общества в Западной Европе франкские завоевания и создание империи.

Возникновение особенностей в развитии Западной и Восточной частей империи франков Босль относит к IX - X векам. Специфику Германии этого времени Босль, как и большинство историков XIX в., видит прежде всего в известном архаизме ее общественной структуры, проявлявшемся в длительном сохранении довольно обширного социального слоя людей, свободных от подчинения отдельным феодалам. Однако в отличие от исследователей прошлого столетия, считавших этот слой состоявшим из искони свободных людей, не знавших какой бы то ни было зависимости, К. Босль вместе со всей школой Т. Майера рассматривает его как военнослужилое сословие, созданное силой королевской власти и зависимое от нее. Свобода этого сословия (Konigsfreie) более чем условна, но в этом, с точки зрения Босля, нет ничего удивительного, так как, по его мнению, никогда в прошлом - по крайней мере до прихода к власти буржуазии - свобода вообще не означала ничего иного, кроме большего или меньшего ограничения круга обязанностей человека и круга лиц, в пользу которых эти обязанности должны были выполняться. Иными словами, в течение всей прошлой истории человечества свобода имела только негативное значение; свобода в осуществлении прав человека и социальное равенство чужды общественной практике прошлого.

Более длительное сохранение в Германии слоя Konigsfreie обусловило, по мнению Босля, особую мощь немецких королей в IX - XI вв. и позволило им успешно отражать набеги норманнов, венгров, сарацин, славян. Эта борьба имела "всеевропейское значение". Представляется бесспорным, пишет Босль, что такие страны Запада, как, например, Франция, смогли справиться с внутренней анархией и создать основы раннесредневековой цивилизации именно благодаря "мощному немецкому кулаку", защищавшему их от внешних посягательств. Согласно Бослю, мнение, будто бы войны средневековой Германии ставили своей целью господство над миром (или Европой), в целом ошибочно. Что же касается тех походов, которые совершали немецкие императоры за пределы своих владений (Босль подразумевает здесь, по-видимому, и кровавые действия немецких ' агрессоров в славянских землях и грабительские походы в Италию), то они осуществлялись лишь с целью "защиты и распространения христианства" и покровительства римской церкви. Именно в военной защите Запада состоял, по мнению Босля, "большой вклад" Германии в дело создания "европейской цивилизации". Но сама Германия заплатила за этот "вклад" дорогой ценой. Растрачивая свою военно-политическую мощь на защиту Европы, немецкие короли не смогли вовремя обеспечить слияние отдельных княжеств, усиление которых в конечном счете парализовало королевскую власть - эту, по словам Босля, "объединяющую силу" государства. В результате установилось господство знати; монархию сменила аристократическая форма правления. Апогей этой общественной системы относится к XII в., но сохраняется она, постепенно ослабевая, вплоть до XIX столетия.

В ходе дальнейшего развития, по концепции Босля, играли роль различные силы и факторы: рост населения, внутренняя колонизация, "коллективный подъем народа". Но особое значение имело, с его точки зрения, развитие "имперских городов". Именно здесь складывался прообраз нового государства, новой морали, новой свободы, нового господствующего класса. Основная часть населения - несвободные крестьяне - не принимала никакого участия в выработке новых путей социальной и политической эволюции. По словам Босля, крестьяне были лишь "пассивной, страдающей массой", "сырьем истории".

Изложенная концепция немецкой истории показательна с нескольких точек зрения. Она свидетельствует о том, что в современной западногерманской историографии господствует откровенно идеалистический взгляд на сущность и причины исторического развития. Сущность исторического процесса, согласно Бослю (и той исторической школе, которую он представляет), заключается в создании тех или иных "цивилизаций", понимаемых как форма "духовной общности" людей; причины этого развития - в действиях государственной власти и права, во влиянии религии и расовых традиций. То, чем эта концепция отличается от ряда аналогичных построений, предшествовавших ей, заключается главным образом в двух моментах. Во-первых, из истории человечества предлагается исключить понятие свободы вне ее буржуазного

стр. 200
воплощения. Во-вторых, предлагается видоизменить способ оправдания агрессивных действий немецкого средневекового государства, рассматривая их в целом как "защиту" западной цивилизации и христианской церкви1 .

По своей политической сути концепция Босля удивительно созвучна некоторым тезисам официальной западногерманской идеологии: то же подчеркивание внутреннего единства всей "западной цивилизации", то же превознесение роли Германии как "щита" для Запада и, особенно для Франции, от агрессии извне.

Говоря о конкретном историческом содержании этой концепции, необходимо прежде всего отметить ее необоснованность. В нашей печати уже было показано, что трактовка понятия свободы, предложенная школой Т. Майера, к которой принадлежит и Босль, находится в явном противоречии с фактами2 . То же самое можно сказать и о попытке изобразить средневековую Германию "жертвой" усилий по военной защите Запада. Хорошо известно, что тяготы иноземных набегов давили, например, на Францию или на Англию IX - X вв. не меньше, если не больше, чем на Германию. Тем не менее Франция и Англия сумели в последующие столетия преодолеть раздробленность, еще очень долго сохранявшуюся в Германии. Объясняется это не спецификой политических и религиозных институтов этих стран, а отличиями в общем ходе их социально-экономического развития3 .

В докладе Босля есть и такие тезисы, которые сами по себе можно было бы считать правильными (о недопустимости отождествления феодализма с системой вассальных связей; о взаимодействии римских и германских начал в складывании средневекового общества; о сложности социального состава и происхождении средневековой знати и т. д.). Однако, вплетенные в общую тенденциозную концепцию, они фактически полностью утрачивают свое научное значение.



---------

1 Интересный анализ изменений во взглядах буржуазных историков на значение и характер агрессивных походов средневековых немецких императоров дан в недавней статье ученого ГДР Г. Коха. (G. Koch. Die mittelalterliche Kaiserpolitik im Spiegel der burgerlichen deutschen Historiographie des 19. und 20. Jh. "Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", 1962, Hf. 8).

2 А. И. Данилов, А. И. Неусыхин. О новой теории социальной структуры раннего средневековья в буржуазной медиевистике ФРГ. "Средние века". Вып. XVIII. 1960.

3 См. Н. Ф. Колесницкий. Об этническом и государственном развитии средневековой Германии (VI - XIV вв.). "Средние века". Вып. XXIII, 1963.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)