ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СССР В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08 мая 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Неуклонный рост численности научно-технической интеллигенции в СССР представляет значительный научный и практический интерес и привлекает внимание исследователей1 . Это явление не только характеризует повышение общеобразовательного и культурного уровня населения СССР, но и в значительной степени определяет перспективы научно-технического прогресса в стране, создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития ее экономики, науки и культуры, для строительства материально-технической базы коммунизма.

Внеочередной XXI съезд КПСС записал в своих решениях: "В соответствии с задачами развития народного хозяйства и культуры предусматривается дальнейшее расширение и улучшение подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием" 2 . Решение этих задач потребовало расширения сети высших и средних специальных заведений: если в 1960/61 учебном году в СССР насчитывалось 739 вузов и 3 328 средних специальных учебных заведений, то в 1965/66 учебном году их стало соответственно 756 и 3 8203 . Расширение сети вузов, техникумов и других специальных учебных заведений позволило увеличить контингент обучавшихся в них студентов по сравнению с 1959 г. в 1,9 раза4 . Общая численность специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве, в 1965 г. достигла 12 066 тыс. чел. по сравнению с 8017 тыс. чел. в 1959г., то есть выросла за тот же период в 1,5 раза. В 1965 г. специалисты составляли 16% занятого населения5 . Однако в подготовке специалистов в годы семилетки имелись и недостатки, отмеченные в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963 г. "О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов": не всегда целесообразное размещение вузов по экономическим районам страны, малочисленность выпуска специалистов по отраслям новой техники, отставание подготовки специалистов со средним специальным образованием.

Тесную связь развития высшего и среднего специального образования с научно-техническим прогрессом подчеркнула принятая XXII съездом КПСС Программа партии: "Предстоит ежегодно значительно увеличивать контингенты учащихся высших и средних специальных учебных заведений"6 . В соответствии с этим XXIII съезд КПСС предусмотрел дальнейшее расширение сети высших и средних специальных учебных заведений. В годы восьмой пятилетки было открыто 49 новых вузов и 603 средних специальных учебных заведения. Общая численность подготовленных за это время специалистов с высшим образованием составила 2,4 млн., со средним

1 См. С. С. Хромов. XXIV съезд КПСС и некоторые вопросы социального развития общества. "История СССР". 1972, N 3; А. Е. Беляев, В. Г. Дубинкин. Рост численности научных кадров в союзных республиках (1917 - 1970 гг.). "История СССР", 1972, N 5; С. Л. Сенявский. Изменения в социальной структуре советского общества (1938 - 1970 гг.). "Вопросы истории", 1973, N 4; И. Ф. Суворов. Инженерно- технические кадры промышленности СССР в годы восьмой пятилетки (1966 - 1970 гг.). "История СССР", 1973, N 4, и др.

2 "Внеочередной XXI съезд КПСС". Ч. II. М. 1959, стр. 532.

3 "Народное хозяйство в 1970 году". М. 1971, стр. 637.

4 Рассчитано по материалам справочника "Экономическая жизнь СССР". Хроника событий и фактов. Ч. II. М. 1967, стр. 599 - 856.

5 Рассчитано по материалам юбилейного статистического сборника "Народное хозяйство СССР. 1922 - 1972". М. 1972, стр. 345.

6 "Материалы XXII съезда КПСС". М. 1961, стр. 415.

стр. 198

специальным образованием - 4,6 млн. чел.7 , что отвечало требованиям ускоряющегося научно-технического прогресса. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 3 сентября 1966 г. "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране" указали на недостатки в планировании подготовки специалистов, на необходимость преимущественного развития стационарного обучения студентов как более эффективной формы подготовки специалистов.

Мероприятия партии и правительства по обеспечению страны дипломированными специалистами дали свои положительные результаты. В 1970 г. в СССР насчитывалось людей с высшим и средним специальным образованием 21,7 млн. против 11,7 млн. в 1959 г., а численность специалистов, занятых в народном хозяйстве, увеличилась в 2 раза и составила 16841 тыс. человек8 . Доля специалистов среди занятого населения выросла по сравнению с 1965 г. на 2% и составила 18%. Темпы роста численности специалистов за 1959 - 1970 гг. превышали темпы роста численности рабочих и младшего обслуживающего персонала. Если число рабочих выросло на 39%, то количество специалистов, занятых в народном хозяйстве, за эти годы увеличилось на 93%9 . За 1960 - 1970 гг. численность инженерно-технических кадров в промышленности выросла в 2,3 раза, что свидетельствует о высоком техническом уровне промышленного производства СССР10 . За 10 лет (1960 - 1970 гг.) численность специалистов с высшим образованием выросла более чем в 2 раза, а со средним специальным образованием - в 1,9 раза, преимущественно за счет молодежи.

Молодыми кадрами пополнились и научные учреждения СССР. Численность научных работников за 1959 - 1970 гг. увеличилась в 3 раза, а специалистов, работающих в сфере обслуживания научных исследований, - в 2,1 раза11 . О значительной доле молодежи в науке говорят данные по некоторым отделениям АН СССР. В 1968 г. комсомольцев среди научных работников в отделении математики было 16%, общей и прикладной физики - 18%, наук о Земле - 12%, механики и процессов управления - 16%, общей технической химии - 20%, физико-химии и технологии неорганических материалов - 15%, биохимии, биофизики и химии физиологически активных соединений - 14%, в Сибирском отделении - 17%, в филиалах АН СССР - 10%12 .

Основным источником пополнения кадров специалистов являются высшие и средние специальные учебные заведения. За 1959 - 1970 гг. всеми видами обучения в них было подготовлено 13 060,7 тыс. специалистов, из них 7697,1 (58%)13 - с отрывом от производства. Если учесть, что возраст выпускника вуза составляет в среднем 22 года, а выпускника среднего специального учебного заведения - 19 лет, то в 1970 г. более 1/3 специалистов составляли люди в возрасте не более 30 лет. Этот вывод подтверждают данные переписи населения 1970 г.: из 21,7 млн. специалистов с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием 7,4 млн. чел. (34%) имели возраст до 29 лет14 .

Подготовка специалистов в 1959 - 1970 гг. по ряду отраслей достигла уровня потребности в них или была близка к этому уровню. В 1970 г. в промышленности на тысячу рабочих приходилось 147 специалистов с высшим и средним специальным образованием (в 1965 г. - 109), в строительстве соответственно - 126 и 90, в совхозах - 41 и 2715 . Однако ощущался еще некоторый недостаток инженеров по энергетическим специальностям, по отдельным отраслям машиностроения, радиоэлектроники и связи, счетно- вычислительной технике.

Увеличение численности интеллигенции, особенно научно- технической, XXIV съезд

7 "Народное хозяйство СССР в 1970 году", стр. 531.

8 "Народное образование, наука и культура в СССР". М. 1971, стр. 23, 233.

9 Подсчитано по материалам сборников "Народное хозяйство СССР. 1922 - 1972", стр. 345, и "Народное образование, наука и культура в СССР", стр. 233.

10 "Народное образование, наука и культура в СССР", стр. 237.

11 Там же.

12 Подсчитано по материалам Архива Академии наук СССР (ААН), ф. 411, оп. 57, д. 555, л. 20; д. 556, л. 52; д. 558, л. 83; д. 559, л. 25; д. 561, л. 53; д. 562. л. 26; д. 563, л. 39; д. 567, л. 40; д. 569, л. 2; д. 570, л. 7; д. 574, л. 37.

13 Подсчитано по материалам статистических ежегодников "Народное хозяйство СССР" за указанные годы.

14 "Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года", т. III. М. 1972, стр. 6.

15 "Государственный пятилетний план развития народного хозяйства на 1971 - 1975 годы". М. 1972, стр. 311.

стр. 199

КПСС отметил как один из существенных социальных процессов, происходящих в нашей стране в последние годы16 . Этот процесс - следствие политики партии и Советского государства, направленной на ускорение научно- технического прогресса в условиях развитого социалистического общества. В ходе выполнения заданий девятой пятилетки осуществляются меры по установлению более правильных пропорций в подготовке кадров по различным специальностям и рациональному размещению их в соответствии с потребностями экономических районов и промышленных центров. Увеличивается выпуск специалистов по энергетическим, радиотехническим, строительным специальностям, а также для сферы обслуживания. Значительно возрастает подготовка кадров по новым направлениям науки, по внедрению и эксплуатации автоматизированных систем управления. Сельскохозяйственное производство и смежные с ним отрасли также получают необходимое количество специалистов.

За три года девятой пятилетки в СССР учебными заведениями страны выпущено 5356,5 тыс. специалистов, из них 2 056,6 тыс. - с высшим образованием17 . В 1973 г. в вузы страны принято 938 тыс. чел. (в том числе 545 тыс. - на дневные отделения, что на 12 тыс. чел. превышает прием 1972 г.), в средние специальные учебные заведения - 1 350 тыс. чел. (в том числе 864 тыс. - на дневные отделения, то есть на 15 тыс. больше, чем в 1972 г.). В настоящее время в 825 вузах СССР обучается 4,7 млн. студентов, в средних специальных учебных заведениях - 4,4 млн. учащихся18 , подготавливаемых по более чем 400 специальностям в соответствии с потребностями страны. По выпуску специалистов с высшим образованием существует следующее соотношение: университеты, педагогические и другие гуманитарные вузы готовят 45%, инженерные - 40%, сельскохозяйственные - 7%, медицинские и физической культуры - 8% всех специалистов. Средние специальные учебные заведения дают 60% специалистов для промышленности, транспорта и сельского хозяйства, 24% - для учреждений здравоохранения, физической культуры, просвещения и культуры, 16% - для экономических служб19 .

В условиях научно-технической революции роль высококвалифицированных специалистов постоянно растет. Научно-технический прогресс ведет к появлению новых производств, новых отраслей народного хозяйства, куда, как правило, вовлекаются прежде всего молодые специалисты. Л. И. Брежнев отметил, что "решения XXIV съезда КПСС как бы вручают советской молодежи эстафету, научно-технического прогресса"20 . Это возлагает на молодых специалистов особую ответственность и определяет их возрастающую роль в дальнейшем развитии советского общества.

16 "Материалы XXIV съезда КПСС". М. 1971, стр. 203.

17 Подсчитано по материалам статистического сборника "СССР в цифрах в 1972 году". М. 1973, стр. 205, 207, и данным ЦСУ СССР об итогах выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1973 г. ("Правда", 26.I.1974).

18 "Об итогах выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1973 году". "Правда", 26.I.1974.

19 В. П. Елютин. О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию среднего специального и высшего образования. "Правда". 18.VII.1973.

20 Л. И. Брежнев. Речь на Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 года. М. 1971, стр. 4.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)