ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Рецензии. "НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ЕВРОПА И АМЕРИКА". Т. I (1917-1945); Т. II (1945-1966)

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 25 ноября 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Изд. 2-е, дополненное и переработанное. Изд-во "Просвещение". М. 1967, 1968. Тираж 65000. Цена 2 руб. 39 коп.

Вторым изданием вышло учебное пособие по новейшей истории для педагогических институтов1 . В практике обучения студентов используются и другие учебные пособия2 . В основном они рассчитаны на студентов любого учебного заведения, независимо от его профиля. При этом внимание авторских коллективов всецело концентрировалось на самом историческом материале, а не на способах его преподнесения читателю. Преимущество нового учебника, на наш взгляд, прежде всего заключается в том, что он специально предназначается для студентов педагогических вузов и составлен применительно к действующим программам по изучению новейшей истории. Написан он в соответствии с задачами обучения истории будущих учителей, с учетом требований методики преподавания в педагогическом вузе. Авторскому коллективу удалось обеспечить систематичность изложения, строгую логическую взаимосвязь между материалом, относящимся к различным темам. Учебный материал отбирался с учетом реального уровня исторических знаний, которым должны обладать студенты, пользующиеся данным пособием. Поскольку новейшая история изучается на выпускном курсе истфака, авторы стремились учесть не только знания, приобретаемые по этому предмету в средней школе, но и тот образовательный уровень, который достигается изучением в институте других общественных дисциплин (политэкономии, философии, научного коммунизма, истории КПСС и истории СССР). Внутри глав, названия которых совпадают с темами вузовской программы, выделены разделы, в основном соответствующие примерному плану, который преподаватель может предложить студентам перед чтением той или иной лекции. Учебное пособие написано с должным пониманием ответственной роли, принадлежащей курсу новейшей истории не только в подготовке специалиста-предметника, но и в формировании взглядов советского учителя - убежденного пропагандиста политики КПСС, непримиримого борца против буржу-

1 Авторы: П. М. Кузьмичев, С. А. Могилевский, Д. П. Прицкер. В. Г. Ревуненков, С. М. Стецкевич, В. К. Фураев.

2 "Новейшая история". Ч. I (1917 - 1939). М. 1958; ч. II (1939 - 1958). М. 1959; "Новейшая история стран Западной Европы и Америки (1918 - 1939)". Т. I. М. 1959; "Новейшая история стран Западной Европы и Америки (1939 - 1945)". Т. II. М. 1966; "История зарубежных стран после второй мировой войны". М. 1964.

стр. 161
азной идеологии и любых попыток фальсификации марксистско-ленинской теории.

Авторами учтены последние достижения советской исторической науки и прогрессивной общественной мысли за рубежом. Фактический материал, содержащийся в учебном пособии, позволяет студентам конкретно представить проявление общих закономерностей развития исторического процесса в современную эпоху, начало которой было положено победой Великой Октябрьской социалистической революции.

В учебном пособии приведено данное в Программе КПСС глубоко научное определение современной эпохи (т. I, стр. 10). Содержащаяся в Программе КПСС и важнейших документах международных совещаний марксистско- ленинских партий характеристика этапов противоборства сил социализма и капитализма, развития и углубления общего кризиса капитализма положена авторами в основу периодизации курса (т. I, стр. 10 - 11). На конкретном фактическом материале по истории главных капиталистических стран раскрываются особенности, которые присущи империализму в различные периоды новейшей истории.

Характерно в этом отношении сопоставление глав по истории США в первом и втором томах. В них показано, что если после первой мировой войны США превратились в международного банкира (т. I, стр. 120), то в результате второй мировой войны американский империализм выступил уже в качестве международного эксплуататора и мирового жандарма, претендента ва мировую гегемонию (т. II, стр. 162).

Используя программные документы международного коммунистического движения и отдельных братских марксистско-ленинских партий, публикации материалов и монографическую литературу, авторы освещают ход исторического процесса с последовательно интернационалистических позиций, убедительно разоблачают националистические и расистские воззрения, характерные для буржуазной и ревизионистской идеологии, что особенно отчетливо прослеживается в главе 44 "Краткий обзор литературы и источников по новейшей истории" (т. II, стр. 412 - 429). Самый отбор исторического материала для пособия, его построение являются решительным опровержением "европоцентризма", "атлантизма" и всех других разновидностей националистических и ревизионистских концепций. Большое внимание уделено истории не только США, но и латиноамериканских стран. Как в первом, так и во втором томе главы, посвященные Аргентине, Бразилии, Мексике, Кубе и Чили, насыщены интересным фактическим материалом. Это позволяет читателю яснее представить себе характер и масштабы участия латиноамериканских народов в антиимпериалистической борьбе. Следует отметить, что впервые на столь высоком научном уровне освещена в курсе новейшей истории история латиноамериканских стран. В первом томе (гл. 18) раскрываются причины, обусловившие особенно высокий накал освободительной борьбы кубинского народа против американского империализма и его марионеток. Во втором томе (гл. 32) охарактеризовано национальное и международное значение кубинской революции, раскрыта решающая роль Советского Союза и мировой социалистической системы в сохранении и упрочении социалистических завоеваний трудящихся острова Свободы.

Учебное пособие должно способствовать усвоению студентами представления о целостности исторического процесса, раскрывать взаимосвязь различных его звеньев и факторов. Рецензируемая книга в основном отвечает этому требованию. В главах по истории Германии, Англии, Франции и других стран, характеризуя имевший там место революционный подъем после первой мировой войны, авторы показали прямое воздействие Великого Октября на капиталистический мир. При этом в учебнике подчеркивается, что влияние Октябрьской революции и ленинских идей на судьбы человечества отнюдь не было преходящим, оно, напротив, сохранилось и усилилось на последующих исторических этапах.

Во "Введении" ко второму тому на основании анализа качественных сдвигов в соотношении сил между капитализмом и социализмом охарактеризована возрастающая роль мировой социалистической системы в развитии человеческого общества. Осветив ведущие тенденции, присущие второму и третьему этапам общего кризиса капитализма, авторы вместе с тем избежали нивелировки и шаблона при изложений истории различных стран, показали общие закономерности исторического развития в их конкретном национальном проявлении.

Важное место в учебном пособии занимает история международных отношений и международного коммунистического и рабочего движения. Авторы правильно подчеркивают, что "со времени возникновения Советского социалистического государства I центральной проблемой международной

стр. 162
политики стала проблема взаимоотношений двух общественных систем - социалистической и капиталистической" (т. I, стр. 17). Эта мысль красной нитью проводится при рассмотрении международных событий в период между первой и второй мировыми войнами. Аргументированно доказано, что империалистические государства несут полную ответственность за возникновение второй мировой войны (т. I, стр. 372 - 392).

В главе 42 "Международные отношения после второй мировой войны" (т. II, стр. 331 - 380) последовательно раскрывается значение принципа пролетарского интернационализма как основы крепнущего братского сотрудничества социалистических стран. На примере событий 1956 г. в Венгрии показана непоколебимая верность Советского Союза своему интернациональному долгу, его готовность вместе с другими социалистическими странами решительно отразить любые попытки империалистического экспорта контрреволюции (стр. 368). В то же время раскрыты возможности, которые заложены в политике мирного сосуществования, проводимой Советским Союзом по отношению к капиталистическим государствам. В частности, содержащийся в учебнике анализ внешнеполитического курса Франции в период V республики свидетельствует о том, что наиболее реально мыслящие буржуазные деятели, оставаясь нашими классовыми врагами, оказываются вынужденными искать взаимоприемлемые решения спорных международных проблем. Именно в этом аспекте рассматривается вопрос о выходе Франции в 1966 г. из военной организации НАТО (стр. 378). Многими примерами подтверждается мысль о том, что при оценке внешней политики империалистических держав необходимо различать в ней тенденции, связанные с влиянием как крайних агрессивных кругов, так и представителей более умеренного крыла.

Характеризуя возрастающую роль прогрессивных сил в процессе общественного развития, авторы в то же время не приукрашивают историю, а раскрывают реальные трудности, противоречия, которые приходится преодолевать рабочему классу и его партиям в борьбе против империализма. В этой связи можно сослаться на главу 21 "Международное коммунистическое и рабочее движение от первой до второй мировой войны". Отметив, что V конгресс Коминтерна (1924 г.) вошел в историю как конгресс большевизации, открывший собой полосу превращения зарубежных компартий в подлинно марксистско-ленинские партии, автор этой главы далее пишет: "Справедливое возмущение тактикой правых вождей социал-демократических партий стало принимать форму огульного осуждения всей массы социал-демократов как социал-фашистов, а это исключало возможность осуществления политики единого фронта" (т. I, стр. 409, 410). При характеристике работы VI конгресса Коминтерна (1928 г.) вскрываются недостатки одобренной им тактики "класс против класса", поскольку она вела к явной недооценке возможности и целесообразности компромиссов и сотрудничества с прогрессивными слоями мелкой и средней буржуазии (стр. 412).

Пособие, несомненно, облегчит студентам правильное и прочное усвоение научных терминов, с которыми приходится встречаться при изучении курса новейшей истории. Этому прежде всего способствуют четкие, лаконичные формулировки, данные в самом тексте при раскрытии содержания понятий, которые могут оказаться неизвестными для читателя, а также разъяснения, имеющиеся в примечаниях. Достаточно сослаться, например, на объяснение таких терминов, как "золотой паритет", "золотой стандарт", "стерлинговый блок".

Общий научный и методический уровень рецензируемого пособия достаточно высок. В первом томе как особенно удачную хочется выделить главу 2, посвященную истории Германии на первом этапе общего кризиса капитализма. В ней по-новому, с учетом фундаментального труда ученых ГДР "История германского рабочего движения", освещается ведущая роль КПГ в антифашистской борьбе в 1933 - 1939 гг. (стр. 73 - 78). Во втором томе привлекает внимание глава 43, в которой не только освещается международное коммунистическое и рабочее движение в послевоенный период, но и показан кризис современной социал-демократии, охарактеризована деятельность международных профсоюзных и других общественных организаций. При этом внимание читателей концентрируется на такой кардинальной проблеме, как необходимость сплоченности и единства действий всех антиимпериалистических сил на современном этапе.

В техническом отношении полезными нововведениями являются следующие: курсивом даны названия организаций и географических пунктов, полужирным шрифтом выделены основные даты, в разрядку напечатаны имена собственные. Издание

стр. 163
снабжено обзором основной литературы и источников, краткой библиографией, хронологической таблицей и указателем имен, чего не было до сих пор ни в одном из вузовских учебников по новейшей истории. В тексте помешены черно- белые, а к томам приложены три цветные карты.

С учетом уже имеющегося опыта использования рецензируемого учебного пособия в практике вузовской работы хочется высказать и некоторые критические соображения и замечания. Заметным пробелом в обоих томах является отсутствие глав, посвященных развитию культуры, науки, техники в соответствующие периоды новейшей истории. Студенты не смогут почерпнуть из рецензируемой книги необходимые сведения по этим важным вопросам. Между тем при включении подобных дополнительных глав в них можно было бы с большей полнотой раскрыть и некоторые аспекты идеологической борьбы двух систем, показать великие преимущества социализма в духовной сфере человеческой деятельности.

Во многих главах второго тома наблюдается явная диспропорция в освещении периода 60-х годов по сравнению с первыми послевоенными годами. Например, из 17 - 18 страниц, отводимых на историю каждой европейской социалистической страны, событиям 60-х годов посвящено не более двух-трех страниц. В связи с таким количественным соотношением некоторые важные проблемы строительства развитого социалистического общества в европейских странах изложены схематично. Особенно это заметно в 25-й главе, посвященной послевоенной истории Чехословакии. Что касается освещения истории капиталистических стран, то здесь авторы значительно больше внимания уделяют процессам и событиям 40-х и 50-х, чем 60-х годов. Видимо, в результате той же диспропорции в учебном пособии очень мало места отведено такому важному вопросу, как процесс империалистической интеграции в экономике ряда европейских стран. Правильно охарактеризовав империалистическую интеграцию как попытку ответить на вызов социализма в экономическом соревновании, авторы не останавливаются на том, как создание "Общего рынка" повлияло на условия классовой борьбы трудящихся западноевропейских стран, на решение задач, стоящих перед рядом коммунистических партий.

Не показаны и некоторые важные внешнеполитические маневры империалистических держав в 60-х годах, в частности ничего не говорится о так называемой "новой восточной политике" правящих кругов ФРГ. В некоторых случаях встречаются неточные формулировки. Так, характеризуя усилия ВСРП по быстрейшему устранению последствий контрреволюционного мятежа 1956 г., автор главы называет следующие меры: ликвидация бюрократических извращений, укрепление вооруженных сил, улучшение жизненных условий трудящихся, отмена обязательных поставок и предоставление льгот крестьянам (т. II, стр. 115). На самом же деле речь идет не о последствиях мятежа, а об исправлении допущенных ранее ошибок, которые были использованы контрреволюционерами.

Встречаются отдельные, неудачно отредактированные выражения. Так, при характеристике "плана Барбаросса" сказано: "Верхушка "третьего рейха" исходила из ложных представлений о прочности социалистического общественного и государственного строя..." (т. I, стр. 453). Вместо этого следовало бы сказать, что гитлеровцы исходили из своих ошибочных предположений о непрочности общественного и государственного строя Советского Союза.

В заключение хочется подчеркнуть, что рецензируемое учебное пособие, несомненно, окажется полезным для будущих учителей-историков. Авторский коллектив учел не только чисто профессиональные задачи, но и те требования, которые жизнь предъявляет к преподавателю истории как к работнику пропагандистского фронта. Учебное пособие нацеливает внимание будущих преподавателей на глубокое изучение ленинского теоретического наследия в области новейшей истории и проблем мирового революционного движения. Эта задача приобрела сейчас особое значение в связи с подготовкой к 100-летию со дня рождения В. И: Ленина. Предстоящее празднование, несомненно, вызовет дальнейшую активизацию всей идеологической работы в нашей стране и еще больше повысит требования, предъявляемые к подготовке кадров учителей- историков, на которых возлагаются важные обязанности в деле формирования коммунистического мировоззрения у подрастающего поколения. А в решении этой задачи важная роль принадлежит написанным на должном научном уровне, совершенным в методическом отношении учебным пособиям.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций