ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Экологические права как элемент правового статуса граждан Республики Беларусь

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 17 февраля 2003
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: Проблемы экологии




Тамара Макарова,
«Экоправо», Минск

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН

Конституционное законодательство Республики Беларусь урегулировало право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.46 Конституции Республики Беларусь) и право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34 Конституции Республики Беларусь). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан – права и обязанности в области охраны окружающей среды.

Эти нормы закрепляют именно охранительный аспект экологических прав, составляя, таким образом, самостоятельную группу прав белорусских граждан. Иные эколо-гические права и обязанности, в основном объединяющие правомочия граждан по исполь-зованию природных ресурсов, составляют содержание других законодательных источников, таких, как Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный и Лесной Кодексы, Законы «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха». Эти права являются юридической формой реализации экономических прав и имеют в значительной степени потребительский характер.

Право на благоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь. Впервые это право как известно было закреплено в Законе «Об охране окружающей среды», принятом 26 ноября 1992 г. Статья 2 этого закона называет в качестве одного из принципов охраны окружающей среды – обеспечение права граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду.

Ныне действующая конструкция экологических прав граждан, закрепленных в статье 5 Закона «Об охране окружающей среды» отражает, в основном, сферу организационных отношений, в которых могут участвовать граждане с целью реализации своей социальной активности в общественном экологическом движении. Однако, признавая необходимость экологических прав, как прав отдельного индивидуума, мы отдаем себе отчет, что реализовать экологические права гражданину легче в общественном объединении, чем самостоятельно. По смыслу ч.1ст.7 Закона «Об охране окружающей среды» общественные объединения в области охраны окружающей среды могут быть двух видов: собственно общественные экологические объединения и иные общественные объединения, осуще-ствляющие экологические задачи. Первые осуществляют природоохранную деятельность, как основную свою функцию, в силу того, что природоохранная проблематика зафиксирована в их Уставах как основной вид деятельности. Иные общественные объединения могут осуществлять природоохранную деятельность наряду со своей основной, не входя в противо-речие со своими уставами.

Право на благоприятную окружающую среду предполагает знание о её состоянии. Мы отдаем себе отчет в том, что реализовать права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды возможно только при наличии доступа к экологически значимой информации и участии общественности в принятии решений, затрагивающих проблемы окружающей среды. Правовые аспекты доступа к экологически значимой информации на международно–правовом уровне урегулированы в Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды». Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхусе (Дания) и признана нашим государством.

В Конвенции разработаны и введены такие значимые для экологических прав граждан понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», а также урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды. Таким образом, Конвенция представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее в Беларуси законодательство не только не содержит правовых механизмов реализации конституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом не раскрывает содержание понятия «экологическая информация».

Реализация права на свободу информации о состоянии окружающей среды невозможна без установления правовых гарантий, к которым могут быть отнесены: свободный доступ к экологической информации; свободное функционирование средств массовой информации; возможность беспрепятственного обращения граждан и общественных объединений в государственные органы. Так, свободный доступ к экологически значимой информации обеспечивается, в частности, тем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» на сведения о состоянии окружающей среды, как правило, не должен распространяться режим секретности. Статьи 4-5 Конвенции регулируют условия получения, сбора и распространения экологической информации: государственные органы в ответ на запрос об экологической информации предоставляют общественности названную информацию в рамках национального законодательства, включая копии фактических документов, содержащих или охватывающих эту информацию. В соответствии со ст.9 Конвенции государства, её подписавшие, гарантируют доступ к процедуре рассмотрения решения об отказе в экологической информации в суде или ином независимом органе согласно с законом. Обязанность предоставления экологичес-кой информации возлагается на государственные органы. Специальным органом, осущест-вляющим сбор, хранение и предоставление информации о состоянии окружающей среды в соответствии со ст.12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но в силу того, что сбор информации о состоянии отдельных природных объектов осуществляют и иные государственные органы (в первую очередь, государственные органы специальной компе-тенции, такие, как Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, органы санитарно-эпидемического надзора и другие), они также должны выступать субъектами предоставления экологической информации. В административном законода-тельстве Республики Беларусь закреплены меры ответственности за сокрытие или искажение сведений о состоянии окружающей среды.

Предпринятый в настоящей статье краткий анализ экологических прав граждан показывает, как представляется, что институт прав человека формируется в направлении прав коллективных, как фундамента гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав индивида. Очевидным является и то, что проблемы охраны окружающей среды вошли в ряд проблем дальнейшего развития цивилизации. Именно так расставлены акценты Международной конференцией по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992г. в Рио-де-Жанейро. Декларация по окружающей среде и развитию, как гласит текст ее преамбулы, «преследует цель установления справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами и людьми».

Характерно, что содержащиеся в Декларации 27 принципов объединяют в одном документе проблемы прав человека, роли женщин и молодежи, местных общин, интересы угнетенных народов с проблемами между-народного сотрудничества государств в охране окружающей среды и регулировании природопользования.

Такая постановка не только «вписывает» требования поддержания благоприятной для жизни человека окружающей среды в систему прав человека, но и показывает, что дальнейшее развитие человечества возможно лишь при постоянном внимании к проблеме прав человека как индивида и как члена человеческого общества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л.Н. Шестаков. М.,1990.

2. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993, № 1, ст.1.

3. ООН. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. 1992. (Рио-де-Жанейро). Нью-Йорк, 1993, т.1.

4. ООН. IV Конференция министров «Окружающая среда для Европы». Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Орхус (Дания), 1998. инятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды». Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхусе (Дания) и признана нашим государством.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)