ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Расчет оптимальной цены на основе коэффициента эластичности спроса по цене.

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15 января 2005
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ




Расчет оптимальной цены на основе коэффициента эластичности спроса по цене.

Перед тем, как прибегнуть к фундаментальному и практическому расчету эластичности спроса (в дальнейшем Эц) надо понимать, что же такое эластичность как понятие. Эластичность - это изменение одной величины за счет другой при одной и той же постоянной (константе). Константа – это математическая постоянная величина и обозначается, например, как const (С) = 1.

Абсалютно простой бытовой пример эластичности:
Все знают, что в атрибуте женского нижнего белья есть колготки и чулки. Недаром на упаковке пишут – «эластичные» колготки или чулки. Суть написания данной фразы приближена к математической. Вы берете и растягиваете их с какой – то силой (F), которая будет являться постоянной, а ячейки будут изменяться в размерах. Так вот, это и есть изменение одной величины за счет другой при одной постоянной константе (в просторечии «гибкость»).

Замеры Эц предназначены для того, чтобы определить количественную реакцию спроса при изменении цены.

Формула 1 Эц = Q (в %) / Р (в %),

Где Q (в %) – процентное изменение объема продаж конкретного товара, а Р (в %) – процентное изменение цены этого товара.

Иначе эта формула трактуется как: Коэффициент эластичности спроса по цене прямо пропорционален процентному изменению объема продаж конкретного товара и обратно пропорционален процентному изменению цены на данный товар.
Внимание: Данное отношение берется по модулю.

На основе анализа значений и динамики Эц формулируются общие выводы о зависимости процесса реализации продукции от потребительского спроса и о возможных действиях в области цен.

А. Если организация реализует продукцию, спрос по ценам на которую эластичен (Эц > 1) ,то сам факт эластичности спроса свидетельствует о том, что товар:
• Предназначен для специального сегмента покупателей, чутко реагирующих на изменение цены, так как ее фиксированное изменение ведет к большему (в процентном отношении) изменению количества реализуемой продукции (при Эц = 4 уменьшение Р (цены) на 10% приведет к увеличению продаж на 40%, при Эц = 7 уменьшение Р на 10% приведет к увеличению продаж уже на 70%).
• Занимает значительную часть в бюджете потребителей, что определяет жесткие требования к его качеству и цене.
• Имеет заменители из данной или смежных товарных групп. Чем выше эластичность, тем более таких товаров – заменителей и соответственно выше интенсивность конкуренции. Данное утверждение вытекает из самой формулы расчета Эц:
С увеличением цены на товар происходит уменьшение количества продаваемой продукции за счет переключения потребителей на другие товары.

При высоком коэффициенте эластичности спроса по ценам можно судить о большом ассортименте аналогичной продукции и активности данного товарного рынка.
Таким образом, увеличение выручки (в дальнейшем ВР), которая рассчитывается по формуле:
ВР (от реализации) = Р (цена на данный товар) * К (количество реализованной продукции),

от продаж в условиях эластичного спроса возможно только за счет снижения цен либо за счет проведения модернизации данного товара и тем самым снижения коэффициента эластичности. В этом состоит принципиальная основа построения ценовой стратегии организации в условиях эластичного спроса.




График эластичного спроса:


P






P2

P1



0 Q2 Q1 Q


где Р1, Р2 – цена, Q1, Q2 - объем реализованной продукции (в натуральном выражении).

Б. В случае, если заданное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества реализуемой продукции (Эц <1), то организация реализует продукцию, спрос на которую неэластичен.

С точки зрения маркетинга это означает, что:
• Количество организаций, реализующий данный товар, небольшое (в противном случае потребители переключились бы на аналогичные товары других конкурентов), а качественные заменители продаваемой продукции отсутствуют.
• Потребители продукции малочувствительны к изменению цены (при Эц = 0,3 увеличение цены продукции на 10% приведет к уменьшению продаж на 3%; при Эц = 0,03 аналогичное увеличение цены уменьшит спрос только на 0,3%), и организация может манипулировать ценами в достаточно широком диапазоне.
• При прочих равных условиях, чем ниже эластичность спроса на товар, тем меньшую долю он занимает в бюджете потребителей.

Надо понимать, что данные особенности неэластичного спроса по цене предполагают исключительно только повышение цены.

График неэластичного спроса:

Р






Р2

Р1



0 Q2 Q1 Q



где Р1, Р2 – цена, Q1, Q2 - объем реализованной продукции (в натуральном выражении).


К товарам неэластичного спроса относятся:
- Товары первой необходимости (хлеб, электроэнергия и т.д.);
- Товары, совсем или почти не имеющие замены (молоко, лекарства);
- Относительно недорогие товары (соль, спички).

В. Помимо эластичного и неэластичного спроса существует специфический случай, получивший название единичной эластичности, когда процентное колебание цены сопровождается таким же процентным изменением количества проданной продукции (Эц =1).
• Снижение цены единицы продукции и связанное с этим уменьшение продаж будет полностью компенсировано путем увеличения объема продаж.
• При увеличении цены продукции дополнительная выручка полностью компенсируется потерями за счет уменьшения объема продаж.

Такое равновесное состояние существует непродолжительный период и свидетельствует о малой вероятности изменения цен на товары, так как любые ценовые колебания не приведут к росту выручки от реализации.

Теперь, когда Вы ознакомились с материалом относительно расчета оптимальной цены на основе коэффициента эластичности спроса по цене, напишу облегченный вариант формулы 1:

Формула 2 Эс = ((Q2 – Q1) / (Q1 + Q2)) / ((Р2 – Р1) / (Р1 + Р2)),

где Q1 – объем реализованной продукции при старых ценах;
Q2 – объем реализованной продукции при новых ценах;
Р1 – старая цена;
Р2 – новая цена.

Лирическое отступление от основного вопроса:
Каково место службы маркетинга на предприятии, поскольку мы затронули вопрос ценообразования?

Уважаемые коллеги!

Ваше место - под солнцем! Поскольку маркетинг в нашей стране только развивается (а точнее, находится в зачаточном состоянии), и многие фирмы и производственные предприятия считают своим долгом игнорировать все аспекты, которые касаются исследований, политики позиционирования товара, брендинга и т.д., то эти предприятия и останутся на том уровне своего развития, на котором были. Развиваясь стихийно, эти компании не имеют позитивного имиджа перед Западом, где маркетинг возник с появлением денег ( в отличие от России).

Уважаемые коллеги! Никто Вам не может навязать своего мнения (вплоть до президента компании), если Вы оперируете цифрами и фактами на основе знания рынка и методологий. Не Вы подчиняетесь службе снабжения, отделу продаж, а они - Вам, вследствие того, что Вы - мотор и человек, которого глава предприятия будет слушать внимательней, чем всех остальных. Вы диктуете условия поставки товара, входными ценами и ценами на выходе (от этого зависит рентабельность), политикой позиционирования и т.д. Вы - единственные «ученые» на предприятии, которые с помощью различных методов и творческого подхода увеличиваете доход организации.





Теперь вернемся к еще одному методу расчета эластичности спроса.


Исследователей рынка интересует также эластичность спроса по отношению к другим переменным, помимо цены. Известно, что спрос на некоторые товары растет, когда увеличивается совокупный доход. Зависимость спроса от дохода представляет собой процентное изменение количества товара в результате роста дохода:

Формула 3 Эц = ((Q2 – Q1) / (Q2 + Q1)) / ((I2 – I1) / (I2 + I1)),


где Q1 – величина спроса при старых доходах;
Q2 – величина спроса при новых доходах;
I1 – величина старого дохода;
I2 - величина нового дохода








 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)