ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Проблемы управления вертикально-интегрированными комплексами в переходный период

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 07 октября 2006
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ




Введение
Процесс реформирования отечественной промышленности, ее отраслевых комплексов обусловил разрушение многих социально-экономических связей, вертикали управления и активизировал по-иск новых форм организации и управления производством с учетом неустойчивости формирующейся рыночной среды.
Эти проблемы наиболее остро проявились в нефтяной про-мышленности, где рыночные преобразования начались одними из первых и сумели достичь определенных успехов. В ходе реструкту-ризации данной отрасли, которая может быть отнесена к имеющим важное стратегическое значение для экономического и обществен-ного развития нашей страны, произошло формирование вертикаль-но-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), объединяющих комплекс предприятий по добыче, переработке и нефтепродукто-обеспечению.
Эти компании имели форму «мягкого холдинга», позволяю-щую, с одной стороны, обеспечивать устойчивость их функциони-рования и развития в условиях переходной экономики, при которых объективно существовали большие сложности. А с другой – по це-лому ряду причин здесь начали проявляться иные проблемы, в ре-зультате чего не только снижается эффективность их деятельности, но и образуется явное рассогласование между интересами компаний и общегосударственными интересами.
К таким причинам, помимо самого переходного периода, сле-дует отнести непроработанность новых механизмов управления производством, а также принципов государственного регулирования деятельности предприятий, относимых к естественным монополиям, непродуманность проводимой государственной политики.
В итоге становится возможным наблюдать переход ВИНК от «мягких» к более жестким формам управления деятельностью, ко-гда дочерние компании лишаются самостоятельности даже в облас-ти ведения своей хозяйственной деятельности. И тогда вертикаль корпоративного управления начинает приобретать «традиционную» форму государственного управления, свойственную «советскому» периоду, с той лишь разницей, что роль государства начинают вы-полнять сами ВИНК.
Одновременно вследствие несовершенства экономико-правовой среды, в том числе налогового законодательства, тамо-женного режима и ФЗ «О естественных монополиях», на основании которого, в частности, осуществляется государственное регулиро-вание деятельности нефтяных компаний, создаются предпосылки для расширения ими своих финансовых операций за рубежом, а их деятельность все больше приобретает характер транснациональных компаний.
С одной стороны, создание ВИНК происходило при содейст-вии государства, которое при этом стремилось к удовлетворению стратегически важных интересов, в том числе, крупные компании топливно-энергетического комплекса могли служить главным ис-точником поступления финансовых ресурсов в государственную казну; на них планировалось переложить и большую часть налого-вого бремени, которое в условиях переходного периода имеет тен-денцию к росту. Образование же ТНК было способно обеспечить для страны более активную роль в мировом сообществе.
А с другой стороны, таким образом уменьшались возможно-сти использования средств на нужды отечественного развития, на улучшение технико-технологического обеспечения как данной от-расли, так и всей экономики в целом; к тому же это снижало эффек-тивность проведения реформ. Помимо того, государственные инте-ресы начинали вступать в противоречие с интересами компаний, и ВИНК под влиянием острых проблем переходного периода и несо-вершенного законодательства начинают обретать все большую не-зависимость от регулирования и контроля их деятельности – в инте-ресах всей страны.
Несмотря на ее обоснованную актуальность, на современном этапе проведения реформ, данная проблема относится к малоизу-чаемым. Тем не менее, в некоторых публикациях может быть най-дено освещение отдельных ее аспектов .
При проведении данного исследования, в соответствии со ста-вящимися задачами, потребовалось провести анализ общих проблем реформирования отраслей промышленного производства. Наиболь-шую помощь при написании работы оказали следующие:
Особое внимание было уделено проблемам государственного регулирования деятельности естественных монополий, что, по мне-нию автора, могло послужить основным тормозом при проведении реформ и в процессе оздоровления национальной экономики. Пер-востепенный интерес здесь представляли работы , которые помогли отыскать решения на поставленные исследовательские задачи.
Анализ государственного регулирования деятельности естест-венных монополий, осуществляемого с помощью соответствующего федерального закона, позволил прийти к выводу о необходимости как о сохранении прежних принципов управления, присущих эпохе тоталитаризма, так и заимствования зарубежного опыта, который не получил должной адаптации в сложных условиях переходного периода.
Это актуализировало более внимательное изучение зарубеж-ного опыта, в том числе позволило найти особенности соотношения административных и экономических методов регулирования в ин-дустриально развитых странах, их динамику и направленность, со-ответствующую требованиям общемирового развития, что автору показалось важным использовать в проведении реформ в отечест-венной практике.
В свое работе мы поставили себе целью исследовать вопросы совершенствования управленческой вертикали в нефтяных компа-ниях в условиях переходной экономики и нахождение путей повы-шения эффективности государственного регулирующего воздейст-вия на их деятельность. В развитии этой цели были поставлены ряд важных задач и прежде всего: выявить основные проблемы, возни-кающие в процессе реформирования отечественной промышленно-сти и при построении новой системы вертикальных связей в услови-ях неустойчивой рыночной среды; проанализировать специфику ад-министративного управления отраслями в дореформенный период и возможности его проявления в период рыночных реформ; изучить особенности соотношения экономических и административных ме-тодов регулирования деятельности естественных монополий и всего общественно-экономического развития в зарубежной практике; оп-ределить подходы к трансформации управленческой деятельности в сложных условиях переходной экономики, с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Теоретической и методической основой исследования высту-пают работы отечественных и зарубежных авторов в области управ-ления экономической сферой, в том числе на этапе формирования рыночных отношений и их воздействия на общественное развитие. Автор придерживался той точки зрения, активно разрабатываемой в научной литературе, что только при сочетании особого рода госу-дарственного управления и сохранения рыночных отношений мож-но успешно решать проблемы развития рыночной экономики.
Исследование опиралось на материалы из официальных ис-точников и научных публикаций, анализ действующих законода-тельных актов, экспертные заключения, а также личные наблюдения автора и длительный опыт работы в нефтяной отрасли, в одной из вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
Необходимо отметить, что в ходе исследования были получе-ны ряд интересных материалов и выводов. В частности, определены объективные предпосылки образования вертикально-интегрированных компаний в условиях реформирования отечест-венной экономики. Обосновано несовершенство современной оте-чественной государственной политики в области регулирования деятельности естественных монополий, показано, что государство по прежнему сохраняет за собой функции представителя интересов и производителей и потребителей. Кроме того было углублено со-держание и уточнены функции государственных органов, а также принципы государственного управления экономикой в условиях становления рыночных отношений в связи с образованием новых форм промышленных объединений. В работе был разработан и бо-лее четко определен подход к совершенствованию управленческой структуры вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) в не-стабильной рыночной среде, обоснованы методические подходы к ценообразованию: предложено вместо «потолка цен» использовать «стандарт обслуживания» как более действенный рыночный меха-низм защиты, позволяющий осуществлять защиту прав потребите-лей и обеспечивать более эффективную экономическую политику.
Мы полагаем, что результаты данной работы заключается в том, что разработанные в диссертации подходы к управлению и ре-гулированию деятельности могут быть использованы в рамках са-мих вертикально-интегрированных компаний, в других отраслевых комплексах, в области государственного регулирования социально-экономического развития российского общества.

Теоретико-методологические вопросы реформирования
вертикальных связей в отечественной промышленности
Этот раздел посвящен анализу проблем, возникающих в про-цессе реструктуризации отраслевых комплексов, а также специ-фике административного управления в дореформенный период, ко-торая могла проявиться при формировании новой системы верти-кальных связей в условиях неустойчивой рыночной среды.
В процессе денационализации собственности и реструктури-зации всей отечественной промышленности возникло множество проблем, обусловленных как особенностями самих отраслей произ-водства, так и внешними по отношению к ним факторами: сложно-стями переходного периода, непродуманностью реформ и государ-ственной политики. Причем, и внешние, и внутренние проблемы тесно переплетались.
Устранять эти недостатки и комплексно решать наиболее ак-туальные проблемы – развития рыночных отношений и подъема отечественной промышленности - предполагалось с помощью соз-дания наиболее крупных организационных образований, в частно-сти промышленных корпораций и ФПГ. Целесообразным также представлялось сохранение целостности отраслей производства, отыскание возможности включения в них рыночных отношений и обеспечения здесь действенного государственного контроля.
Деятельность отраслей производства, относимых к естествен-ным монополиям, должна подлежать регулированию со стороны го-сударства именно ввиду ее специфики, так как сами монополии мо-гут быть не заинтересованы в развитии рыночных отношений и ско-рее будут стремиться получать выгоды от своего монопольного по-ложения, и при этом склонны не уменьшать, а, напротив, увеличи-вать собственные издержки.
Осуществлять регулирование их деятельности планировалось с помощью ФЗ «О естественных монополиях» и при проведении со-ответствующей государственной политики. Анализ закона позволил прийти к выводу, что, с одной стороны, при его разработке за «обра-зец» был принят американский опыт, причем он не только не полу-чил необходимой адаптации к реалиям российской экономики, но и многие его позитивные моменты были опущены. С другой – при разработке закона были использованы принципы жесткого верти-кального регулирования, присущие командно-административной системе.
Это проявилось не просто в направленности руководства «сверху вниз», а в довольно специфичном подходе к процессу регу-лирования. Государство «сохранило» за собой функции представи-теля интересов и производителей, и потребителей, одновременно исполняя роль и закона и судьи. При этом оно оказывалось не заин-тересованным, ни в повышении эффективности функционирования естественных монополий, ни в увеличении благосостояния населе-ния (интересы которых объективно возрастают).
Изучение специфики командно-административного монопо-лизма, существовавшего в нашей стране в дореформенный период, позволило осознать саму тотальность использования здесь админи-стративных методов регулирования, при которых для конкуренции и для экономических методов места не оставалось вовсе. Такой мо-нополизм антагонистичен рынку, и любые попытки сохранения его элементов неизменно должны были вступать в противоречие с ры-ночными отношениями, с экономическими преобразованиями.
Но в ходе проведения реформ процесс регулирования пошел уже по иному пути. Причин тому имеется множество: опережение темпов приватизации, расхождение отраслевых и общегосударст-венных интересов, сложности переходного периода и др., хотя кам-нем преткновения все же следует считать не проработанность меха-низмов корпоративного управления и государственного контроля.
Поиск новых форм вертикальных связей – для обеспечения устойчивости функционирования и развития отраслей производства, экономики в целом в условиях переходного периода привел к выво-ду о необходимости более тщательного изучения зарубежного опы-та, с тем чтобы найти возможность его адаптации к России.

Экономические и административные регуляторы
рыночной экономики в индустриально развитых странах

В данном разделе осуществлялся анализ американской модели регулирования деятельности вертикально-интегрированных ком-плексов естественных монополий, динамика и направленность со-отношений административных и экономических методов регулиро-вания в европейских и азиатских странах, а также качественные изменения в государственной политике, обусловленные выходом на мировой рынок.
При изучении зарубежного опыта прежде всего было обраще-но внимание на тот факт, что и в европейских, и в азиатских странах оказалась довольно большой роль государства не только в регули-ровании деятельности естественных монополий, но и всей экономи-ки. Более того, явно прослеживается тенденция к ее дальнейшему увеличению – даже в США, где «традиционно» существовало пол-ное неприятие государственного вмешательства.
Довольно специфичен опыт таких стран, как Япония и Южная Корея, где государство проводило весьма жесткую политику и даже напрямую вмешивалось в сферу экономики, причем не только в пе-риоды неустойчивой экономической, политической и социальной ситуации, но и на этапе подъема экономики. Однако самое главное – такая политика была направлена именно на развитие рыночных от-ношений и стабилизацию экономики, на отыскание некоторого оп-тимума в сочетании административных и экономических методов регулирования, на поддержание равновесия между монополией и конкуренцией.
В Японии, например, по мере возрастания стабильности адми-нистративные методы сменялись рыночными механизмами, и роль государства постепенно переходила в плоскость координирующего воздействия на функционирование самого рынка. Форма согласо-ванности процессов государственного регулирования и саморегули-рования рынка была найдена аналитически-опытным путем, и она позволяла усилить позитивные черты обеих сторон.
Не меньшее внимание государственному регулированию в об-ласти развития рыночных отношений уделялось и в Южной Корее, с той лишь разницей, что наибольший акцент делался на проведении внешнеэкономической политики. Повышение экспорта рассматри-валось, как главный стимул, влияющий на развитие национальной экономики. В связи с этим разрабатывался комплекс мер поощрений и наказаний для экспортно-ориентированных предприятий.
В области внутренней политики обеих стран осуществлялся контроль за динамикой цен, который, как показала практика, стано-вился более эффективным средством по сравнению с борьбой с ин-фляцией, с возможностью появления гиперинфляции, что осуществ-ляется при помощи индексации доходов граждан, тем более, что их последствия и для экономики, и для населения страны устранять много сложнее.
Более прозрачной и эффективной здесь была и система нало-гообложения, увязываемая с другими направлениями государствен-ной политики. Государство также периодически проводило пере-смотр программы развития, с учетом получаемых достижений, и осуществляло перераспределение средств в те отрасли производст-ва, которые к тому времени нуждались в большей поддержке, обес-печивая тем самым комплексный подъем национальной экономики.
Достичь высокого уровня экономического развития этим странам удалось благодаря грамотному подходу к построению вер-тикали государственного регулирования, причем использование од-них механизмов саморазвития не смогло бы принести столь ощути-мых успехов, в сравнении с действиями административных мер. Большую роль здесь также сыграло проведение эффективной внеш-неэкономической политики, тщательно продуманной и увязанной с внутренней политикой.
Япония сумела выйти на передовые позиции на внешнем рын-ке прежде всего благодаря тому, что уделяла большое внимание проблеме поддержания наукоемких отраслей производства, госу-дарственной поддержке инновационной сферы, государственному регулированию и контролю широкого спектра вопросов. Эти требо-вания выдвигаются именно мировым рынком, и без них сегодня уже невозможно осуществить здесь качественный скачок.
Но схожесть характера внешней и внутренней политики мож-но наблюдать и в европейских странах, с их длительными тради-циями развития демократии и рыночной экономики, где само обще-ственное развитие имеет свою специфику. Довольно эффективно в них осуществляется государственное регулирование деятельности естественных монополий, хотя и в своеобразной форме, причем оно носит ярко выраженную социальную направленность.
Особое внимание было обращено на процесс реформирования экономики во Франции, где он проводился «кулуарно», при госу-дарственном вмешательстве в экономическую сферу. Но в его ре-зультате было сформировано стабильное ядро акционеров, способ-ных обеспечить эффективное – уже не государственное управление деятельностью предприятий. Устранена возможность появления нежелательных инвесторов, могущих нанести вред общегосударст-венным интересам, невозможным стал и возврат к национализации промышленности.
При изучении американского опыта большее внимание обра-щалось на регулирование деятельности естественных монополий, на принципы построения и функционирования контролирующих орга-нов – в их сравнении с российской моделью. Деятельность специ-ально создаваемых комиссий в США выстраивается «снизу вверх», на основе финансовой независимости и имеет большое сходство с судебными органами. При этом она направлена на достижение ба-ланса интересов собственников и покупателей и одновременно на обеспечение эффективной деятельности самих компаний.
В рамках ценового регулирования на основании анализа за-трат компаний, ее финансовых издержек и складывающейся ситуа-ции на рынке – определяются размер «справедливой цены» и «спра-ведливого же дохода». Этот уровень дохода компании позволяет ей эффективно функционировать, но при этом сдерживается возмож-ность монопольного роста доходов. Препятствия к увеличению из-держек производства ставятся с помощью контроля над управленче-ской деятельностью.
Помимо установления «справедливых» цен и тарифов, в США используется «стандарт обслуживания», включающий в себя требо-вания по обеспечению техники безопасности и своевременной мо-дернизации используемого оборудования – тем самым осуществля-ется действенная защита интересов граждан как потребителей. При-чем, защита прав потребителей и контроль над управленческой дея-тельностью компаний может считаться наиболее жестким в дея-тельности комиссий.
И в США, и в европейских странах повышается значимость внешнеэкономической политики; причиной такого поворота служат изменения на мировом рынке, нарастание в нем конкурентной борь-бы. Вследствие этого все большее внимание уделяется контролю над экспортом и импортом, вопросам координации научно-исследовательских программ и даже повышению госбюджетных расходов на НИОКР. Однако изменения претерпевает и внутренняя политика, которая, в частности, в США получила наименование «политики роста» – ввиду ее направленности на оздоровление на-циональной экономики.
Таким образом, вопреки сложившемуся стереотипу – чем ста-бильнее положение в государстве, тем больший простор открывает-ся развитию рыночных методов регулирования экономики и меха-низмов саморегуляции, и, наоборот, чем напряженнее социально-политическая обстановка в обществе, тем чаще прибегают к необ-ходимости введения административных методов контроля и регули-рования экономической сферой – в последние годы именно в эко-номически развитых странах можно было наблюдать усиление го-сударственного участия.
И если государство не довлеет тотально над экономикой, если его вмешательство идет по пути внедрения рыночных отношений, а жесткое регулирование имеет тенденцию сменяться механизмами саморегуляции, и если при этом обеспечивается прогрессивное раз-витие экономики и всего социума, то такую роль государства, види-мо, следует оценивать позитивно.

Основные направления формирования вертикально-интегрированных комплексов в переходный период

В данном разделе определяются подходы к трансформации управленческой вертикали в нефтяных компаниях и увязывания ее с общегосударственными интересами – с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также переходной экономики.
Анализ процессов реформирования нефтяной отрасли позво-лил выявить многочисленные проблемы, которые оказались связан-ными с вопросами управления и внешнего регулирования деятель-ности, с просчетами в области государственной политики. Следует отметить, что перемены в ней начались первыми и смогли стать наиболее глубокими: они состояли в демонополизации и акциони-ровании собственности с широким привлечением частного и бан-ковского капитал; здесь были отработаны и апробированы новые модели организации и управления. В результате приватизации госу-дарство перестает быть основным владельцем контрольного пакета акций и теряет правовую основу для прямого участия в финансовых и производственных операциях, в его ведении остается лишь трубо-проводный транспорт, и одновременно создаются предпосылки для развития конкуренции в области нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения.
Сложности переходного периода и несовершенство правовой базы, в том числе в области недропользования, подводят к необхо-димости создания более крупных хозяйствующих субъектов – вер-тикально-интегрированных нефтяных компаний, имеющих форму «мягкого холдинга», в рамках которых осуществляется объединение производственных циклов в единой управляющей системе и одно-временно становится возможным осуществлять контроль над дея-тельностью всей отрасли.
Но впоследствии те же самые причины подвигают ВИНК к расширению своих внешнеэкономических связей, к приобретению большого сходства их деятельности с ТНК. Процесс же государст-венного регулирования, как было установлено ранее, оказался дале-ко не эффективным, тем более, что при создании ВИНК государство стремилось удовлетворять свои интересы, в том числе, рассчитыва-ло с их помощью пополнять государственную казну, что уже могло вступать в противоречие с интересами нефтяных компаний.
Но расширение финансовых операций за рубежом, прежде всего, должно было означать уменьшение возможностей использо-вания средств на нужды собственного общественного развития. ВИНК также начинают выходить из-под контроля государства и даже оказываются способными влиять на проведение государствен-ной политики. Помимо того, негативные изменения замечаются в организационном построении и управлении деятельностью самих ВИНК – последнее приобретает «традиционный стиль» советского управления, с той лишь разницей, что роль государства здесь вы-полняют сами ВИНК.
В результате проявляется настоятельная потребность в усо-вершенствовании системы управления и регулирования их деятель-ности, в увязывании корпоративных и общегосударственных инте-ресов, где следует учитывать как отечественный, так и зарубежный опыт, особенности переходной экономики. Необходимой становится и тщательная проработка государственной политики.
Управление деятельностью нефтяных компаний предложено осуществлять с помощью разработки стратегии ее развития, причем основной ее целью в условиях нестабильной рыночной среды следу-ет признать достижение устойчивого развития. Цель предполагает согласование сроков ее реализации: в зависимости от этого могут быть задействованы различные ресурсы, и разными оказаться ре-зультаты. Характер же текущей деятельности могут определять за-дачи, которые формулируются в раскрытие цели.
Из опыта экономически развитых стран – проведения антимо-нопольной политики, прежде всего, должен быть заимствован под-ход к осуществлению более жесткого контроля в отношении согла-сования стратегической цели с общегосударственными интересами.
В рамках государственного регулирования, со ссылкой на за-рубежный опыт, вместо «потолка цен» предлагается использовать «стандарт обслуживания», как более действенный и в то же время рыночный механизм защиты прав граждан. Представляется целесо-образным также осуществлять контроль и над самой управленче-ской деятельностью – для устранения возможности естественных монополий увеличивать собственные издержки.
Именно для наилучшего увязывания деятельности компаний с общегосударственными интересами может потребоваться усовер-шенствование действующего законодательства, проводимой поли-тики, прежде всего в области налогообложения, так как она стано-вится основным тормозом к развитию ВИНК и влияет на их пере-ориентацию в сторону мирового рынка. Мировой опыт свидетельст-вует, более успешной она может быть не только при большей про-зрачности и гибкости, но и при ее ориентации на прибыль, а не на доходы, и если при этом учитывается необходимость поддержания высокого уровня инвестиционной и деловой активности.
Государство должно отказаться от жесткой регламентации всех аспектов экономической и социальной жизни общества, от ис-пользования прежних методов диктата как в отношении производи-телей, так и рядовых граждан, перейти к иным формам регулирова-ния и контроля, при которых, в частности, интересы и потребности ВИНК не только не ущемлялись бы, но и могли обеспечивать эф-фективное и согласованное развитие их самих и общества в целом. Последнее актуализируется большой значимостью ее продукции для российской экономики. Необходимость использования администра-тивных мер при этом ни в коей мере не отрицается, но они должны направляться на развитие рыночных отношений и дополняться ис-пользованием рыночных механизмов. Российская система регули-рования деятельности естественных монополий наконец-то должна перестать быть «закрытой на развитие».
Потребуется также обращать более пристальное внимание и на совершенствование внешнеэкономической и инновационной по-литики, что диктуется происходящими изменениями на мировом рынке. При этом, для повышения эффективности государственной политики в целом, она должна строиться согласованной по всем ее направлениям.

Заключение
Ввиду сохраняющейся важности нефтяной отрасли для эко-номического и социального развития российского общества про-блема усовершенствования организационного построения ВИНК и отыскания новых форм вертикальных связей, как внутренних, так и внешних по отношению к компаниям приобретает особую значи-мость. Учитывая же некоторое «опережение» процессов проведения реформ в данной отрасли, эта проблема становится значимой и для российского общества в целом. Именно поэтому, как мы считаем требуется дальнейшее исследование представленных в работе во-просов с привлечением разнообразных специалистов и методов ис-следования. В данной работе мы только наметили эти вопросы, обо-значили основные тенденции при образовании новых промышлен-ных образований.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)