ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Социологический аспект исследования качества подготовки специалиста

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 09 октября 2006
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ




Введение в экономику рыночных отношений весьма существенно повлияло на социально-экономическое состояние системы образования. Изменились процессы планирования и подготовки преподавателя высшей и средней школы, появились новые формы обучения. В настоящее время целевая подготовка преподавателя определяется во многом социальным заказом, который, в свою очередь, обуславливается перспективами развития общества и его потребностями в специалистах соответствующего профиля.
Основным критерием нынешнего процесса изменений высшей школы является не только подготовка определенного количества специалистов, но, прежде всего, изменение их профессионального уровня. Понятно, что это предъявляет определенные требования к качеству преподавания, от состояния которого зависит и будущий контингент профессиональной интеллигенции. Сложность настоящего периода заключаются еще и в том, что сегодня довольно существенно меняется номенклатура специальностей, определяемая потребностями рынка. Соответственно предъявляются новые и повышения требования к их подготовке. Опыта качественной подготовки специалистов по новым специальностям в настоящее время в высшей школе чаще всего отсутствует. От сюда возникает резкое неудовлетворенность потребителями в подготавливаемых специалистах, что в свою очередь повышает социальную напряженность между высшей школой и обществом. Безусловно, финансовые трудности накладывают свой негативный отпечаток на качество подготовки специалистов. Тем не менее, по преимуществу эти трудности определяются не совершенством системы финансово-экономических отношений между заинтересованными субъектами общества. Речь в данном случае идет о тех слоях общества, которые являются потребителями и производителями такого специфического товара как специалисты. Первые в принципе готовы платить за подготовку специалистов, но нужного профиля и качества. Однако вторые не всегда готовы удовлетворить эти требования. Но даже когда взаимные требования оказываются полностью удовлетворенными, неотработанные финансово-экономические взаимоотношения не позволяют осуществить взаимодействие к обоюдной выгоде. Таким образом, можно констатировать, что качество подготовки специалиста становится доминирующим фактором в системе образования.
Соответственно, изменились подходы к определению качества преподавателя. При сохранении в неизменности общих фундаментальных принципов, и прежде всего наличие высокого уровня общей и профессиональной культуры, изменяется требования к педагогическому умению вести преподавательскую работу. Отличии от специалиста заключается в том, что преподаватель наряду с высоким уровнем профессионализма в не меньшей степени должен быть хорошим педагогом. В свою очередь это предъявляет требования к формированию определенных личностных качеств преподавателя, знание и обладание некоторыми психологическими приемами ведения педагогического и преподавательского процесса.
При этом основное содержание профессиональной подготовки педагога определяется, по крайней мере, тремя факторами. Первый - это понимание профессиональных требований, предъявляемых к подготавливаемому специалисту. Второй - его соответствие культурным и нравственным нормам, принятым в цивилизованном обществе. И третий - включенность в систему существующих общественных отношений. Необходимо констатировать, что ни один из этих факторов в настоящее время в достаточной мере не действует. Это обусловлено и объективными и субъективными причинами, что, однако, не снимает их актуальность.
Экономическая сторона данного процесса в целом понятна. Это, как мы уже сказали, установление оптимальных экономических отношений между субъектами общества, решающие общую для них задачу. В основном этим вопросам и уделяется внимание в исследовании новых социально-экономических отношений. Но меньше уделяют внимание социальным аспектам. Можно констатировать, что собственно подготовкой специалистов, как общественных субъектов, высшая школа практически не занимается. Понятно, что одно без другого не может эффективно развиваться. И упование только на экономические рычаги не позволит решить насущные проблемы общества. В том числе и качественной подготовки преподавателя. Сегодня можно достаточно уверено говорить о том, что качество подготовки преподавателя является не только актуальной, но и весьма насущной проблемой. От ее решения во многом будет зависит будущее отечественной системы общего и среднего специального образования. Проблема многоплановая и требует разнообразных подходов, в том числе, экономического и социологического, объединения ученых различного профиля. Однако вряд ли можно сказать, что сегодня ей уделяется достаточно внимания.
В свое время, преимущественно в исследованиях ученых Академии педагогических наук, проблеме качества подготовки специалистов уделали довольно много внимания. В немалой степени ее исследовали экономисты и социологи научно-исследовательских центров вузовской системы. Накоплен довольно обширный социологический, экономический, психологический, педагогический и пр. исследовательский материал, который довольно успешно использовался и в практики совершенствования педагогического мастерства. Исследованием проблем образования в целом и качества подготовки педагогов, в частности, занимались и социологи, которые внесли свой вклад в изучении специфических аспектов.
Сегодня, в силу ряда объективных причин, исследование качества подготовки преподавателя уделяется значительно меньше внимания. На первое место в социологии вышли другие проблемы и прежде всего экономического плана, развитие системы экономических отношений в том числе и в вузе. Актуальными становятся вопросы выживания системы образования и сохранения накопленного практического и научного материала.
Самооценка будущими преподавателями своей готовности к педагогической работе является существенным аргументом в коррекции процесса совершенствования всего процесса образования. Это определяется прежде всего личными установками преподавателей на свой труд, ибо никакие объективные условия даже самые хорошие не смогут решить всех вопросов повышения качества преподавания, если сами студенты не будут ориентированы на качество педагогической работы. Соответственно, оценивание студентами социальной инфраструктуры подготовки специалистов, которая создается в настоящее время, оказывает существенное влияние на качество преподавания в вузе. А она, по данным социологических опросов, сегодня не самая лучшая.
Прежде всего необходимо сказать о престиже профессии преподавателя. По данным социологического исследования, сегодня произошло резкое снижение престижа преподавателя вуза и средней школы. Соответственно это сильно сказалось на ориентации будущих студентов на труд преподавателей. Примерно 70 % опрошенных заявили, что они возможно поменяют специальность. И в первую очередь это связывается с низким доходами преподавателя. И вместе с тем, студенты отмечают ряд положительных моментов в работе преподавательского коллектива. Это, прежде всего, возможность для интеллектуального развития, свобода творчества, возможность раскованного общения и пр.
В целом студенты и преподаватели оценивают внутреннюю структуру общения в вузе как способствующих повышения качества подготовки будущих специалистов. Другими словами, сегодня имеются нормальные социально-психологические предпосылки для творческой работы. Достаточно привести такие данные опроса по ценностным ориентациям студентов и преподавателей: учеба, совершенствование в своей специальности, работа по полученной специальности занимают второе и третье места. Первое место по рангу занимает ориентация на семью. Материальное положение, заработок занимает седьмое, шестое место.
Больше всего респондентов беспокоит внешняя ситуация относительно вуза. Согласно опросам большое отрицательное влияние на качественную учебу оказывают такие факторы как нестабильность политической обстановки в стране, которая, кстати говоря, в какой-то степени стимулирует выезд за рубеж части выпускников вуза и преподавателей. Далее, это большие трудности в профессиональной ориентации, рост преступности в стране и, конечно, трудности в материальном обеспечении. Кроме вышеперечисленных можно выделить еще несколько основных факторов, которые мешают оптимальному развитию процесса качественной подготовки преподавателей. Это проблемы трудоустройства выпускников, кроме педвузов. Сегодня практически нет организаций, которые бы занимались устройством молодых специалистов. Имеющиеся центры трудоустройства в вузах фактически не работают. Имеет большое значение и то, что большое количество выпускников вузов не могут в должной мере реализовать себя в новых экономических условиях, не умеют приспособиться к рынку, что ведет к смене специальности, росту социальной напряженности в интеллектуальной среде и пр. В целом можно сделать общий вывод, что сегодня в большей степени на качество подготовки преподавателя, по мнению респондентов, влияют внешние факторы, неблагоприятная социально-экономическая ситуация, которая сложилась в настоящее время вокруг всей системы образования и вузах в частности. Внутренняя структура мотиваций студентов и преподавателей еще сохранила возможности для совершенствования качественной подготовки специалистов. По всей видимости она остается как потребность в каждом преподавателе, если он в принципе ориентирован на педагогическую работу. Однако понятно, что без специальных условий данная потребность не сможет реализоваться в полной мере. Сегодня правильнее говорить не о снижении потребности в качественной подготовке студентов, а условия ее реализации. Если общество не сумеет создать необходимых условий, и прежде всего в области материально-финансового обеспечения, то реализация данной потребности может вообще уйти из высшей школы и переместиться в другие сферы социального бытия.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)