ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Экономика стран СНГ. МАРКЕТИНГ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ - ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ (интервью)

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28 мая 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Выставляемые на приватизацию предприятия - это товар, который нужно показать лицом потенциальным покупателям.



Проводимые в стране маркетинговые исследования до сих пор остаются больше исключением, нежели общим правилом. В этой связи комментарий о роли и значимости маркетинговых исследований дал председатель Общества специалистов маркетинга Азербайджана (ОСМА) Рагим Гусейнов.

- ОСМА было создано 7 июля 2000 года. Маркетинг в переводе на азербайджанский язык звучит как "базаршунаслыг", но его в первую очередь следует воспринимать как элемент управленческой демократии. То есть это значит, что чиновник принимает конкретное решение по тому или иному вопросу не глядя с окна своего кабинета, а на основе изучения мнения людей.

ОСМА не коммерческая структура и занимается глобальным развитием науки маркетинга в Азербайджане. Дело в том, что в Азербайджане достаточно ограничен круг специалистов, которые знают основы маркетинга и их важность проведения. Кроме того, скажем так, профессионалы, команда молодых людей в основном уже задействована в иностранных компаниях, и в связи с перегруженностью вряд ли могут оказать содействие в деле распространения маркетинга в стране.

Как говорят лучшие книги по маркетингу, "маркетинг - это образ мышления". Мы анализировали состояние маркетинга в развитых странах и слабо развитых странах. В демократических странах с развитой экономикой элементы маркетинга достаточно прогрессивны, а в развивающихся странах маркетинг остается по большей части в тени.

- Какие ограничения существуют для маркетолога?

- В свое время я стал членом Американской ассоциации маркетологов. Многие, вступая в ассоциацию, ждут от США какую-то помощь. А мы не входим в этот круг иждивенцев и сами выступаем в роли ее спонсоров. Так, ежегодно мы перечисляем 1250 долларов в данную организацию, где меня избрали членом совета попечительства. Также я являюсь членом Британской академии маркетинга. Кроме того, я стал членом европейского общества маркетологов ESOMAR со штаб-квартирой в Амстердаме. Так, прежде чем стать членом данной организации мне был выслан своеобразный кодекс чести исследователя-маркетолога. В нем отмечено, что будучи членом ESOMAR я не имею права входить ни в одну политическую партию, вкладывать собственные средства в бизнес, кроме бизнеса исследований. Отмечу, что благодаря членствам в международных организациях нам присылаются соответствующие методические пособия, книги.

- На какие средства существует ОСМА?

- Учредителями ОСМА стали 48 компаний, которые платят членские взносы. Кроме того, общество маркетологов выполняет исследовательские заказы в той или иной сфере экономики.

- Какие сферы попали в поле зрения ОСМА?

- В прошлом году с нашей стороны было запланировано провести исследования и анализ рынка прохладительных напитков, анализ рынка банковских услуг со стороны частных банков, автомобильного и мебельного рынка Азербайджана.

Из этих четырех исследований мы смогли провести только ислледование рынка автомобилей и представить анализы исследований интересующим компаниям.

Очень серьезно велась подготовка к изучению рынка банковских услуг. С нашей стороны были отправлены свои предложения двадцати двум более или менее известным банкам. И только от 4 банков мы получили поддержку и желание вложить какие-то средства в проведение маркетинговых исследований.

Но на проведение исследований, например, банковского сектора требуется приблизительно до пяти с половиной тысяч долларов. Так как предстояло провести опрос среди деловых людей и населения, мы рассчитывали, что наберется 12-13 банков, которые из расчета порядка 2 млн.манат "на душу" (чуть менее 500 долларов) оплатят маркетинговые исследования.

В рамках данных работ с нашей стороны предполагалось найти номинальный процент, по которому население готово вкладывать свои средства в частные банки под проценты, анализ того, какие вклады больше интересуют людей : молодежный, детский, пенсионный, годовой, квартальный, ежемесячный, а также проведение опроса среди руководителей частных компаний по поводу того, по какому принципу они выбирают себе банки в партнеры.

- А есть более удачный пример?

- Например, по автомобилям. Конечно, здесь дело обстоит несколько иначе. В данном вопросе у нас был серъезный заказчик. Он заплатил более или менее нормально за проведение исследований, но не методом опроса, а посредством так называемого "метода за столом". То есть, когда анализ состояния автомобильного рынка проводится посредством сбора общей информации из официальных данных, газет и т.д.

Сейчас проводится исследование рынка пива. Заказ на проведение маркетинговых исследований поступил из ближнего зарубежья. Но и в данном случае требуется проведение лишь экспертного анализа статистических данных. Мы уже имеем первый результат, который будет в скором времени послан заказчику.

- У вас заказы только частных компаний?

- Нет. Нами был получен грант в размере 983 долларов от фонда Евразии на проведение первоначальных работ по Кавказской туристической информационной системе. В качестве руководителя проекта пригласили профессора, доктора наук по географии, с которым довели до конца первую часть проекта, и сейчас ждем второго этапа. Конечно, он будет более обширен и охватит материал о потенциале туристического бизнеса в Азербайджане.

- Как можно поддержать местных товаропроизводителей?

- Это очень больной и важный вопрос. Хотелось, чтобы руководители частных компаний, кроме имеющихся у них в обязательном порядке бухалтерии и отдела кадров, собрали специалистов по маркетингу, что намного важнее других отделов и департаментов.

Необходимость этого заключается в обеспечении обратной линии между предприятием и рынком. Работа должна начинаться с изучения рынка. Предприятие получает информацию о состоянии, затем принимает какое-то решение, и лишь потом выходит на рынок.


Сейчас много предприятий не работает. Но лучше уж пусть они не работают, нежели будут брать кредиты и производить неконкурентоспособную продукцию. Без изучения рынка, взяв кредиты и выйдя на рынок, они могут увидеть наличие более дешевого и качественного товара.

- То есть рынок забит или, как принято часто говорить - монополизирован?

- Я ни в коем случае в это не верю. Можно начинать с нуля. Следует наладить менеджмент и дисциплину на предприятиях и найти свое окно на рынке. Например, компания Майкрософт, начавшая в 1970-х годах с нуля, стала мировым лидером.

- Сейчас приватизация вновь набирает обороты. Каким путем она должна идти?

- В первую очередь необходимо получить первичные данные о состоянии какого-либо завода. Специалисты должны определить возможности выпуска продукции на этих станках фабрик и заводов. Затем нужно подготовить список, например, десяти наименований продукций, производство которых можно наладить. Затем необходим маркетинговый анализ рынка. Другой этап, поиск заказчика или возможного потребителя, который согласится приобретать товар высшего или среднего качества, но по более низкой ценой. Таким образом, после определения ассортимента вернемся обратно на завод, наладив на первых порах малыми партиями производство с постоянным мониторингом продажи этого товара, а также возможностей расширения ассортимента.

- Как активизировать население, ведь, по самым скромным подсчетам, из страны ежегодно происходит "бегство" капитала на сумму 800 млн.долларов?

- В данном случае должна быть пропаганда со стороны приватизационных органов. И не просто в форме "Народ! Идите, покупайте!". Необходимо профессионально представить товар и его упаковать. Так, предоставив объективные данные о состоянии предприятия и проведя маркетинговые исследования, необходимо призвать население вкладывать средства в то или иное производство.

- А как защитить уже действующих товаропроизводителей? Например, производителей соков?

- 12-13% маркетинговых исследований проведены в области прохладительных напитков. Основная ошибка товаропроизводителей - это неправильное использование рекламы и маркетинговых исследований. Так, ошибки начинаются с дизайна упаковки и вплоть до определения мест продаж. Необходимо наладить получение информации с рынка на завод и обратно. И если система будет работать, не будет никаких проблем.

- Сколько процентов от оборота компании должны тратить на маркетинговые исследования и рекламу?

- Это зависит от направления деятельности. Например, от 1% от оборота до 20%. Все зависит от того, насколько жесткая конкуренция на местном рынке, сколь известна данная группа товаров для населения.

Итак, маркетинг - это наука, которую еще предстоит познать азербайджанским предпринимателям.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2018. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций