ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

История. ЭТОТ РОМАН СТОИТ ПРОЧИТАТЬ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 апреля 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:





Говорят, у нас нет стихов.

Говорят, у нас нет романов.

Говорят, у нас вообще нет коммунистической литературы.

Это не так!

У нас есть стихи.

У нас есть романы.

И новая коммунистическая литература у нас тоже есть.

В этой связи хотим обратить внимание на роман С. Н. Есина "Смерть титана. В. И. Ленин", изданный фирмой "Астрель" в 2002 году.

Эта книга, к сожалению, выпущена небольшим тиражом (7000 экз.), на бумаге низкого качества, в дешевой суперобложке, на которой отсутствует даже имя писателя. Впрочем, мы не хотим никого упрекать. Ведь редко кто решится сейчас напечатать произведение, в котором не в пасквилянтском духе (как у Волкогонова, Радзинского или Сокурова), сочувственно и уважительно отображен облик Владимира Ильича Ленина.

Рядовой читатель-обыватель, входящий в книжный магазин, не станет, возможно, обращать внимания на такой невзрачный с виду "продукт", думая про себя, что это очередная дешевая либеральная беллетристика об известном, но ныне не очень-то модном политике. Даже несмотря на интригующее название книжной серии: "Вожди в романах". Такой читатель скорее всего устремится к стеллажу с любовными романчиками и остросюжетными детективчиками в красочных обложках. К чтиву.

Но читатель просвещенный, гражданин по убеждениям, а тем более наш товарищ - коммунист, комсомолец - возьмет в руки именно эту книгу. Даже из любопытства. О Ленине? Интересно, что там снова о нем насочиняли. И, взявши ее, он не прогадает: узнает достойного автора и откроет для себя "новый ракурс", новое видение личности В. И. Ленина. Не побоимся предположить: подобно тому как для читателей XIX столетия роман Р. Джованьоли "Спартак" рисовал образец самоотверженности и мужества, в наступившем XXI веке роман С. Есина "Смерть титана. В. И. Ленин" будет одним из источников вдохновения для новой борьбы за социализм.

Роман интересен уже тем, что повествование в нем ведется от первого лица. Мемуарная форма придает ему настоящий историзм и психологическую глубину. В произведении изображены последние дни вождя мирового пролетариата, ситуация в партаппарате, главные события в Стране Советов в 20-х годах.

Ключевое место в романе занимают размышления Ленина о судьбе нового пролетарского государства. На фоне этих размышлений развертывается борьба за власть между Сталиным и Троцким. "Иногда Сталину кажется, что Троцкий его разгадал, поэтому и не любит. Но он, Сталин, тоже разгадал Троцкого: тот тоже видит наследником только себя". По С. Есину, это именно "битва за власть", а не противостояние двух идеологий в русской революции. Скажем прямо, здесь с романистом вряд ли можно согласиться.

На наш взгляд, не менее интересны и те главы, где затронуты повседневный быт главных персонажей, их взаимоотношения с родными и товарищами, их становление как революционеров. Есинский Ленин-мемуарист, как на суде, все время защищает себя и революционное дело, свою "русскость". Эта защита "русскости" - особая крупная тема, на данном этапе принципиальная для коммунистов. В романе она находится постоянно под пристальным вниманием Ленина- как в личностном, так и в общегосударственном плане. Вот одно из его рассуждений: "У коммунистов, конечно, весь мир - отечество, но у российских коммунистов родина - Россия. Здесь трудно аргументировать, я долго сражался с народниками, говорившими об особом пути России, но ведь именно Россия, ее пролетариат и ее народ прорвали цепь исторической предопределенности".

Вспоминает герой романа и своих разнонациональных предков, и брата Александра, и деньги, которые использовались на пользу ревдвижения, и соратников по партии, и годы тюрьмы и ссылки, эмиграции, и тех рабочих и крестьян, с которыми довелось встречаться, и победы и провалы власти Советов, и эволюцию великой коммунистической идеи. И защищает Революцию, как опытный юрист, приводя веские, правдивые аргументы, против которых, как говорится, не попрешь. "Революция из-за столика в круглом читальном зале Британского музея видится по-другому, нежели из очереди за хлебом, зимой, в городе, лишенном дров, угля, воды. По Марксу, российский пролетариат должен был ждать еще сотню лет, прежде чем после буржуазной революции общество "оказалось бы беременным" новой революцией, способной дать власть пролетариату. И ни-ни, не переходить границу, ждать, как послушный гимназист. Собственно, об этом мы и спорили с меньшевиками".

Не обходится и без жесткой самокритики: "Кронштадтский мятеж, подавленный нами с такими неслыханными жертвами и трудностями в 1919 году, - это, конечно, был мятеж, подготовленный и сконструированный контрреволюцией, но ведь это еще была реакция простых и часто неграмотных солдат и матросов на неумение местного большевистского руководства создать сносные условия жизни, на чванливость новой власти - недаром возникло меткое словечко "комчванство"... Это были также "несбывшиеся иллюзии участников любой революции, что уже завтра, послезавтра, ну очень скоро после революции все будет сытно и хорошо".

Внимательный читатель заметит, что мастерство С. Есина проявилось еще и в том, что в романе как бы соединились два романа, две высокохудожественные части. Главы от лица Ленина перемежаются с главами от лица автора. Они дают нам историческую панораму, естественно, под тем углом зрения, под которым смотрит на героическую эпоху писатель. Ленинские главы нечетные: 1,3,5, 7, 9. Собственно, "ленинские мемуары" заканчиваются символическим воспоминанием романного героя о том, как он водил своих товарищей на могилу

Маркса. Авторские главы четные: 2, 4, 6, 8, 10. Десятая глава представляет собой "объективный" вывод художника-исследователя и заключает роман не без личностно-авторской патетики: "В нашей стране никогда не забудут имя Ленина. Его мертвое тело сейчас стало неким талисманом нашей жизни.

Он был гениальным писателем и ученым, бесстрашно начертавшим для человечества путь в будущее. Ясно совершенно, что будущее неизбежно станет другим, а не таким, каким прожили его мы. А если оно будет жадным и беспощадным, то лавочку под названием "цивилизация" надо закрывать. Слово его не потеряло, повторяю, своего значения и сегодня, даже стало отчетливее и строже, чем вчера. Жизнь так распорядилась, что оставила нам не только дела и мысли величайшего человека, но и его трагический облик.

Он лежит в полувоенном кителе, устало сложив руки. Воистину смертью смерть поправ".

Существуют и другие описания мертвого Ленина. Помнится, где-то я читал, что он лежит так, как будто хочет вскочить для дальнейшей борьбы. И что одна из ладоней сжата в кулак...

Есть еще одна авторская глава - одиннадцатая. Она венчает собой не весь роман, а только тему борьбы за власть: "Ленин уже лежит в своем стеклянном саркофаге, и Сталин показывает его делегатам Коминтерна, а для того чтобы разделаться с Троцким, был придуман "троцкизм". Если действовать по аналогии, то структурно роман Есина напоминает нам известный роман Хулио Кортасара "Игра в классики", который можно читать по-разному: все от начала до конца и отдельно каждую часть.

Роман - как большой живой организм. В нем должно быть все, и все должно быть соразмерно. "Смерть титана" - по-нашему, название слабоватое, так как титаны не просто умирают, а гибнут. И точнее, думается, было бы не "Смерть титана", а "Гибель титана".

В романе есть разноплановость и многоуровневость. Переплетаются, а порою и сталкиваются государственное и частное, общественное и личное, связь времен, родное и враждебное, любовь и ненависть, серьезность и ирония, лексический разброс от "расчет зиждился" до "мысли на всемирном компьютере".

Обратим внимание и на так называемые нити в современность: "Организовывается ядро, которое позже можно назвать и руководством, и аппаратом партии. Наш современник сможет проконтролировать этот процесс по ленинской переписке, просто взять том собрания сочинений, если этот том после интеллектуальной паники 1993 года еще сохранился, и посмотреть, кто адресаты ленинских писем". А вот другой интересный пассаж, говорящий о недалеком прошлом: "Все работы, написанные Лениным в тревожное время между приступами болезни, изучались в советских институтах. Плохо изучались, а если бы хорошо, возможно, не понадобилась бы перестройка, и растерянный Горбачев знал бы, что делать с огромной державой, а просто невежественный Ельцин не стал бы инициатором ее развала по Беловежскому соглашению, спровоцировавшему претензии Чечни на полную независимость".

Как у нас любят "некать"! И часто "донекиваются" до того, что просто становится смешно. Например, один "д. э. н., профессор" в газете "Молния" N 9 (264) за 2002 год пишет:

"Партия - не дискуссионный клуб, а организатор массовых политических действий". Нетрудно догадаться, что "стрелы критики" направлены в сторону КПРФ. Но не смешно ли, что наш профессор, дожив до седых волос, оказывается, так и не осознал: партия - это и дискуссионный клуб, и организатор массовых политических действий, и многое другое, без чего нет ни партии, ни революционера. Здесь важно, говоря драматургическим языком, единство места, действия и времени. В романе С. Есина эта мысль, охватывая целиком политическую жизнь, сформулирована во второй части пятой главы: "...не следует думать, что отдельные направления и течения политической жизни, о которых учебник рассказывает последовательно, приводя одно за другим, в той же последовательной расстановке существуют и в жизни. Действительность все перемешивает, идет соревнование идей и мнений, все еще только кристаллизуется, противники поддерживают друг друга, друзья соперничают, вчерашние недруги блокируются против вчерашних друзей".

С улыбкой сожаления вспоминаю я реальный случай, который мне пришлось наблюдать на одном окружном собрании комсомольцев. Они вели спор о том, где лучше проводить агит-работу: в районах или в вузах, или в беседе с отдельным человеком. Так и не пришли они к "соединению противоположностей". А ведь Ленин учил: абстрактных истин нет, истина всегда конкретна. Он показывал пример того, как надо избавляться от узкого, одностороннего взгляда на вещи. Работа должна вестись на всех фронтах! И работа очень сложна и многогранна.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Товарищи комсомольцы, советуем вам прочитать рецензируемый роман о нашем великом вожде. Это настоящая комсомольская книга! Она, как мы считаем, должна стать одной из настольных для молодого коммуниста. Потому что затрагивает многие из тех проблем и противоречий, которые существуют и сейчас, может быть своего рода энциклопедией политических знаний. В ней содержится богатый теоретический материал, способный и сегодня служить руководством к действию. Автор романа попытался сам и помогает нам проникнуть в лабораторию мысли великого человека. А следовать за мыслями великого человека, как известно, есть несказанное интеллектуальное счастье.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)