ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Г. ДУНСТ. Заметки о греческих надписях

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 апреля 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




G. DUNST. Bemerkungen zu griechischen Inschriften. Berlin. 1960. 53 S. Г. ДУНСТ. Заметки о греческих надписях. За последнее время благодаря археологическим раскопкам удалось обнаружить большое количество новых древнегреческих эпиграфических памятников. Эти памятники содержат сведения об экономике, политической истории и идеологии древнегреческого общества, особенно ценные для изучения районов, недостаточно описанных в литературных источниках. Новые надписи не только проливают свет на малоизученные проблемы, но и заставляют пересмотреть прежние точки зрения и трактовку ранее найденных документов. В этой связи представляет интерес небольшая работа сотрудника Немецкой Академии наук (ГДР), специалиста по античным текстам Г. Дунста. Она состоит из отдельных статей, посвященных толкованиям древнегреческих надписей. Книжку Дунста в целом отличает тонкий филологический анализ, большое внимание к мелочам, без которого невозможно использование эпиграфических источников. В своих исследованиях и заметках автор опирается не только на сравнительный материал надписей, но и на многочисленные работы ученых-эпиграфистов. Исследования Дунста посвящены надписям города Эретрии (о-в Эвбея) и острова Хиос. Эти надписи происходят именно из тех районов, история которых весьма односторонне отражена в нарративных (преимущественно афинских) источниках. Главное место в работе Дунста занимает исследование нового фрагмента эретрийской надписи III в. до н. э. о продаже жреческих должностей (стр. 5 - 20). Прежде всего автор устанавливает связь между отдельными частями текста. Затем, комментируя надпись, он рассматривает собственные имена, эпитеты, относящиеся к божествам, последовательность вступления различных лиц в жреческую должность и т. д. Интересно наблюдение Дунста, показывающее, что в Эретрии культ тех героев, имена которых известны и из других эретрийских надписей, обслуживался лицом, занимавшим одну жреческую должность. Аналогичные явления можно наблюдать в период эллинизма и в других областях греческого мира, ибо тогда местные пантеоны весьма часто пополнялись многими новыми богами и культы нередко приходилось объединять. Наибольшее значение имеет исследование автором, по данным эретрийской надписи, форм купли-продажи жреческих должностей. Замещение этих должностей путем продажи с аукциона представляло собой характерное явление для эллинистического мира; особенно оно было распространено в малоазийских и островных полисах 1 . Аристократический характер большинства эллинистических полисов, где власть принадлежала крупным земельным собственникам и рабовладельцам, обусловил именно этот порядок замещения жреческих должностей в отличие от более демократического обычая, осуществлявшегося путем выборов. Дунст подробно останавливается на одной специфической форме продажи - диасюстасис, когда должность передавалась новому лицу не в результате продажи с аукциона, а самим жрецом. Из текста надписи нельзя узнать, платил ли новый жрец государству за вступление в должность. Сравнивая различные цифры, обозначавшие уплаченные суммы, автор убедительно доказывает, что независимо от того, сколько заплатил в свое время старый жрец, новый опять платил государству. Если преемником оказывался сын (а это случалось наиболее часто), последний получал эту должность не от отца, а непосредственно от полиса. Таким образом, диасюстасис являлась формой продажи жреческой должности человеку, указанному владельцем самой должности (такое указание могло делаться и в завещании). А чтобы государство, отказываясь от аукциона, не потерпело финансового ущерба, сумма взноса при подобном замещении равнялась сумме, которая уплачивалась при первоначальной покупке, или даже превышала ее (стр. 15 - 16). Сам Дунет не объясняет, в чем заключались причины распространения подобной формы продажи жреческих должностей. Между тем эта практика свидетельствовала о том, что господствующая верхушка эллинистического полиса стремилась изолироваться от остального населения, не допустить в свою среду "новых людей". Финансовые интересы города, связанные с возможностью получения больших сумм при продаже с аукциона, отступали на задний план перед стремлением сохранить важные должности в руках "своих людей" или 1 См. A. Laumonier. Les cultes indigenes en Carie. Paris. 1958, p. 452. стр. 181 одних и тех же семейств. Диасюстасис являлась своеобразным переходом к наследованию жреческих должностей, которое противоречило всем прежним традициям классического демократического полиса. Следующей затрагивающей интересную историческую проблему статьей является исследование термина "хилиастюс", встречаемого в эретрийских надписях (стр. 21 ел.). Этот термин служил в ряде полисов (например, в Эфесе, на островах Самос и Кос) для обозначения подразделения коллектива граждан наряду с филами. Мы находим данный термин в эретрийской надписи 1 в. до н. э., причем от самого названия сохранились лишь отдельные буквы. Для восстановления текста Дунет привлек другую надпись - от IV в. до н. э., в которой говорится о запрещении занимать некоторые должности в течение десяти лет больше одного раза. На нарушителя этого правила налагался штраф, половина которого шла в пользу доносчика, а другая - в пользу неких Пепройой. Сопоставляя надписи, Дунет приходит к выводу, что в них упоминается одно и то же имя. Эти Пепройой, по мнению Дунста, представляли собой в IV в. до и. э. независимую общину, а к I в. были включены в эретрийское государство, внутри которого и стали коллективом типа "хилиастю". Вывод Дунста о подчинении Эретрией соседней самоуправлявшейся общины интересен тем, что он показывает, как один и тот же процесс возникновения крупных городских объединений, охватывавших значительные территории, происходил в самых различных областях греческого мира. Этот процесс достаточно хорошо известен для эллинистических государств Востока; в данном случае важным является тот факт, что идентичные явления можно наблюдать и в "чисто греческих" областях. В связи с вышеназванными текстами Дунет рассматривает также хиосскую надпись с упоминанием о "хэ хилиастюс хэ Халкидеон". В Эретрии существовала фила Халкис, и Дунет поэтому предполагает, что часть жителей этого поселения переселилась с острова Эвбеи на остров Хиос. Кроме этих наиболее значительных статей, в работе имеются отдельные весьма интересные заметки, касающиеся эретрийских имен (стр. 27) и восстановления ряда неясных мест, остроумные комментарии к отдельным терминам. Дунстом опубликованы также пять новых однотипных эретрийских надгробных надписей. В целом всё материалы книги показывают тщательную работу, проведенную автором над текстами. Можно лишь пожалеть, что Г. Дунет не попытался сделать сколько-нибудь значительных выводов и при анализе надписей почти полностью отвлекся от конкретно-исторической обстановки даже того узкого района, памятники которого он исследует. Оторванность филологического анализа от исторического, обычно свойственная изысканиям буржуазных ученых, сохранилась, к сожалению, и в книге Дунста, что существенно снижает ценность проделанной автором работы. Тем не менее данное компактное и интересное исследование позволяет дополнить важными выводами установившуюся в исторической науке картину развития древнегреческих полисов.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)