ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Я. А. ЛЕНЦМАН. РАБСТВО В МИКЕНСКОЙ И ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28 июля 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




М. Изд-во АН СССР. 1963. 306 стр. Тираж 1500. Цена 1 руб. 36 коп. Монография старшего научного сотрудника Института истории АН СССР Я. А. Ленцмана открывает собой серию "Исследований по истории рабства в античном мире", выпускаемую сектором древней истории института. Автор рассматривает наименее изученные периоды древнейшей истории греков, а также столь неясный вопрос, как развитие рабства в ахейских государствах и его отражение в гомеровском эпосе. Книга начинается с историографического раздела, в котором дается обзор работ как советских, так и зарубежных ученых (с первых десятилетий XIX в. до наших дней). Я. А. Ленцман анализирует борьбу прогрессивного и реакционного направлений в современной зарубежной исторической литературе, показывает все возрастающее влияние советской науки на науку западных стран, особенно после второй мировой войны. Ранее на Западе почти безраздельно господствовала теория В. Вестерманна, которая сводилась к четырем основным положениям: число рабов в древних государствах, как правило, было незначительным; в трудовом процессе рабы не играли решающей роли; положение рабов было вполне терпимым, так как не существовало четкой грани между рабами и свободными; классовой борьбы древний мир фактически не знал (восстания рабов II - I вв. до н. э. оценивались как вызванные сугубо привходящими причинами, например, переходом от земледелия к ремесленному производству). За последние годы под влиянием марксистско-ленинской историографии у ряда буржуазных историков возродился интерес к изучению положения и роли рабов в древнем мире; в связи с этим усилилась критика концепции Вестерманна. Это привело к росту разногласий среди буржуазных авторов: на одном фланге находятся ныне видные ученые (М. Финлей, в какой-то степени И. Фогт), в значительной мере учитывающие огромную работу, проделанную советскими античниками; на противоположном - ярые враги марксизма (З. Лауффер, Дж. Старр; ср. стр. 91). Исследуя рабовладельческие отношения в микенской Греции (главы 1 - 4), автор вводит читателя в круг тех основных вопросов, к которым приковано ныне внимание специалистов всех стран: древнейшая в Греции письменность (линейное письмо "Б"); эволюция взглядов на общество и культуру микенских государств; история расшифровки их письменности; проблемы миграций в III - II тысячелетиях до н. э. на территории Греции; связь микенской культуры с Востоком Заметим, что по вопросу о миграциях начала бронзового века в раннеэлладскнй период Я. А. Ленцман становится на точку зрения единства культуры всего Эгейского района. Однако с этим трудно согласиться: в Фессалии в то время еще продолжался неолит; в Центральной же и Южной Греции начался бронзовый век. Разнообразными, явно относящимися к различным социальным эпохам были и поселения: от небольших поселков (Агиос Козмас в Аттике - колонисты с о-ва Мелоса) до дворцов в Филакопи (Мелос) и Лерне (Арголида). Проблема существования городов в микенском обществе сводится автором сначала к вопросу о наличии больших городов, а затем - о существовании полисов (см. стр. 133). Конечно, городов-полисов в полном смысле слова в микенском обществе еще не было; но этим проблема не снимается. Автор ограничился описанием двух "более мелких поселений" (Зигурии, Малти- Дорион), из коих последнее, несомненно, уже город; однако нужно бы рассмотреть также Лерну, Евтресис, Филакопи и другие центры, которые, не буду полисами, тоже являлись городами. В пр( стр. 157 тивном случае, если встать на точку зрения автора, пришлось бы сотни городов древнего Востока объявить простыми "поселениями". Главы, посвященные проблеме рабства в микенском обществе (Пилос), весьма интересны. Концепция автора, основанная на гипотезе о дворцовом характере рабства, то есть на предположении о том, что в микенском обществе существовала сильная царская власть (стр. 166), которую обслуживала бюрократизированная система административного учета, представляется логически выдержанной и цельной (стр. 168). В целом этот раздел носит полемический характер и направлен одновременно и против, несовпадающей концепции проф. С. Я. Лурье (Львов), доказывавшего в своих трудах применение рабства не только во дворцах, как полагает Я. А. Ленцман, но и в широких кругах ахейских рабовладельцев, и против тезиса акад. А. И. Тюменева о большей роли в тогдашнем обществе не царской власти, а родовой знати. Ряд аргументов Я. А. Ленцмана нельзя, однако, признать достаточно убедительными. Это относится прежде всего к утверждению о наличии сильной централизованной власти в Микенах. Нам кажется, что автор неправ и тогда, когда он призывает отказаться от гомеровских параллелей, то есть от сопоставления с данными единственного греческого источника, восходящего своими корнями еще к ахейскому обществу. Невзирая на спорность выдвинутых Я. А. Ленцманом положений, его интересная гипотеза, несомненно, послужит развитию творческих дискуссий по этой проблеме как в Советском Союзе, так и за его пределами. Касаясь проблемы рабства в гомеровской Греции, автор рассматривает сначала общий вопрос о регрессе послемикенской Греции, а затем Афин XI - VIII вв. и Кипра XI - X вв., а отчасти и городов Ионии. На основании изучения результатов археологических исследований он констатирует резкое изменение условий жизни в Греции; изоляцию ее от внешнего мира почти на 300 лет; исчезновение былых дворцов. Автор приходит к выводу, что в гомеровское время вряд ли могли поэтому существовать крупные царские хозяйства. К сожалению, Я. А. Леадман, как, впрочем, и многие другие исследователи Гомера, ищет параллели только на материковой Греции, но не в Малой Азии, хотя именно там Гомер завершал труд поколений своих предшественников, ионийских сказителей. Думается также, что прообразы царских дворцов следовало бы скорее всего искать во Фригии (Гордион) и Лидии (Сарды)1 . В Гордионе при царе Мите (Мидасе) работали прекрасные металлурги и плотники; там процветала искусная резьба по слоновой кости (ср. описания этих изделий у Гомера). Золотые изваяния в мегароне Алкиноя не могли найти параллелей в Микенах; но изобилием золота славилась Фригия (VIII в.), богата золотом была и Лидия2 . Разбирая гомеровские термины, обозначающие рабов (гл. 3), и доказывая разновременность различных свидетельств "Одиссеи" о рабах (гл. 4), автор подчеркивает, что в отличие от терминологии классического периода для гомеровского эпоса характерна явно специфическая терминология при обозначении рабов и вообще групп зависимого населения. На основании этого вывода он приходит к мысли о последующем изменении самого характера рабовладения в архаической и классической Греции. Бесспорное наличие в памятниках определенного, хотя и небольшого числа терминов, свойственных уже классическому периоду, означает, что оформление гомеровских поэм происходило в период начавшегося зарождения и развития новых форм рабства, в связи с чем так называемое "гомеровское рабство" не представляет собой исторически единого явления (стр. 244 - 245). В целом рабыни и рабы входили в семейную общину своих господ как младшие ее члены. Их жизнь была тесно связана с семейным укладом хозяев. Вообще же картина рабства у Гомера оказалась далеко не полной: в основном им приводятся сведения только о знатных семьях. Единственный вид рабов, занятых сельскохозяйственным трудом, - это рабы в хозяйстве Лаэрта, которые вместе со своим господином трудятся в виноградинке. Таким образом, можно полагать, что в гомеровскую эпоху рабство фактически было развито сильнее, чем это отражено в поэмах. 1 См. "Actes du He Congres International d'Epigraphie Grecque et Latine (1952)". Paris. 1953. 2 Золотые статуи из Лидии засвидетельствованы и для VI в. до н. э. Ср.: подарки Креза в Дельфы; изображения льва и коров; золотая статуя женщины (Геродот, I, 50 сл., 92). Геродоту показывали богато украшенное кресло Мидаса в Дельфах (Геродот, I, 14). стр. 158 Я. А. Ленцман вообще считает, что описание царских хозяйств в эпосе не отражает полностью явлений ни микенского, ни гомеровского времени. Отдельные элементы эпоса восходили к современной поэту действительности, некоторые - к дошедшей до поэта традиции. Автор приходит к справедливому заключению, что в поэмах, хотя и основанных на реальных элементах, оказались слиты в одно целое два разных мира: новое и старое, реальное и воображаемое (стр. 268). Интересны страницы, посвященные зарождению идеологии рабов. Я. А. Ленцман прослеживает появление пассивного протеста рабов против своего приниженного положения, возникновение первых их требований к представителям знати. Становление этой новой для тогдашней Греции идеологии Я. А. Ленцман относит к уже современной Гомеру действительности, с чем нельзя не согласиться. К книге приложены ценные указатели: свидетельств о рабах в источниках, самих источников, греческих терминов, именной и предметный, - значительно облегчающие в дальнейшем работу специалистов. В настоящее время проблемы перехода от родового строя к рабовладельческому вновь привлекли внимание научной общественности как одна из тем развернувшихся острых дискуссий, особенно в связи с вопросом о так называемом азиатском способе производства и противостоящем ему классическом рабовладении. Вот почему самая дискуссионность ряда проблем, выдвинутых автором на основе тщательного изучения разнообразных источников и литературы, делает эту монографию особенно ценной. Несомненно, книга вызовет широкий отклик среди античников. Содержащиеся в ней выводы позволяют теперь рассматривать становление рабовладельческой формации в древней Греции в несколько ином, нежели ранее, свете и гораздо более обстоятельно.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)