ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Рабы в древних Афинах "Mnemosyne". Leiden. 1968, N 1.

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 декабря 2016
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Рабы в древних Афинах "Mnemosyne". Leiden. 1968, N 1. У греческого ритора Афинея, жившего в III в. н. э., в его сочинении "Пирующие софисты" сохранились, со ссылкой на историка III в. до н. э. Ктесикла, данные ценза, произведенного в Аттике Деметрием Фалерским в 311 г. до н. э. Соответственно этим данным зависимое население (то есть рабы, отпущенники, иностранцы) Аттики составляло 400 тыс. (при 21 тыс. полноправных граждан мужского пола). Несмотря "а то, что сходные данные о численности рабов имеются для Коринфа и Эгииы (по сведениям Тимея и Аристотеля, 460 тыс. и 470 тыс. соответственно), свидетельства Афинея относительно числа аттических рабов нередко объявляются сильно преувеличенными. Начиная еще с известного английского философа и историка Давида Юма (то есть с середины XVIII в.) в науке время от времени раздаются голоса против широко засвидетельствованного источниками факта наличия в древности, и в частности в Афинах, рабовладельческой системы хозяйства, с широким применением труда зависимых лиц не только в производстве, но и в домашнем хозяйстве. Иногда, впрочем, названное Афинеем количество аттических рабов ставилось под сомнение учеными, вовсе не отрицавшими рабовладельческого характера античного хозяйства, на том основании, что данные ценза Деметрия Фалерского не были вполне исчерпывающими. Так, иногда считается, что эти данные относятся лишь к совершеннолетним мужчи- стр. 186 нам, хотя очевидно, что в числе 400 тыс. зависимых лиц необходимо предполагать все вообще зависимое население Аттики обоего пола и всех возрастов. Некоторые ученые, категорически возражая против отнесения к категории рабов зависимого населения Пелопоннеса, Крита и Фессалии (галотов, кларотов, пенестов), а также лиц, пребывавших во всякого рода условном рабстве (неисправных должников, отпущенников, иеродулов и т. д.), отрицают на этом основании тезис о преобладании рабского труда в античной экономике. Такова, в частности, оказавшая некоторое влияние также и на марксистскую историческую мысль концепция В. Л. Вестермана, высказанная в работах, изданных преимущественно в 1950-е годы1 . Опираясь на выводы и утверждения Вестермана, еще дальше в отрицании рабовладельческого характера древнего общества, и в частности демократических Афин, идет А. Джонс - автор известного труда об афинской демократии, изданного в 1957 году2 . Джонс утверждает в этой книге, что в Аттике V в. было не более 20 тыс. рабов, вследствие чего рабский труд не имел решающего хозяйственного значения. Он отвергает также и рабовладельческий характер афинского быта, полагая, что лишь немногие зажиточные люди имели в домашнем хозяйстве рабов. Однако эта концепция встретила даже в западной науке довольно резкие возражения. В частности, П. Бикнелл в рецензируемой статье "Демосфен и домашние рабы в Афинах", посвященной методу использования Джонсом древних источников, показывает, что утверждения о малом количестве домашних рабов в Афинах основываются в значительной мере на недоразумении, порожденном неправильным пониманием древнего текста. Скудость древних источников по истории рабства заставляет исследователя иногда высказывать далеко идущие предположения, основываясь, в сущности, лишь на отдельных намеках. Так, Джонс аргументировал свое мнение о небольшом числе рабов в Афинах словами Демосфена в речи против Тимократа (XXIV, 197), заключая из них, будто не во всяком зажиточном доме имелась рабыня-служанка. Бикнелл же убедительно показывает, что Джонс в этом случае просто неправильно понял Демосфена. Значение упомянутого свидетельства в действительности совершенно противоположно тому, какое ему хотел бы придать Джонс. Следует добавить, что еще несколько раньше Бикнелл выступил против подобного же утверждения Вестермана. В подтверждение своего мнения о том, что многие зажиточные афинские семьи будто бы вовсе не имели домашних рабов, Вестерман ссылался на данные афинских ораторов Лисия и Исея, перечислявших имущество отдельных граждан, в составе которого ими не были упомянуты рабы3 . Объясняя этот факт, Бикнелл указывал на широкое распространение различных форм отпущеничества в Греции уже в те времена. Освобождение из рабства, будучи чисто условным, представляло, однако, для рабовладельцев значительные удобства. Подобные рабы-отпущенники, хотя очень редко упоминались в разного рода официальных документах, фактически же оставались весьма прочно привязанными, как и их дети, к своим владельцам.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)