ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Очередная атака на марксистскую концепцию Французской революции конца XVIII века "Annales Economies, Societes, Civilisations". Paris. 1971, N 2.

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




В последнее время в западной литературе наметилось резкое обострение идейной борьбы вокруг проблем Французской буржуазной революции конца XVIII в., и в частности явное оживление попыток "опровергнуть" марксистско-ленинскую концепцию этой революции1 . Статья французского буржуазного историка Франсуа Фюре чрезвычайно характерна для этой тенденции. Концепция, разбиваемая современными французскими историками-марксистами (А. Собулем, М. Мазориксм, Р. Робэн и 1 См. А. В. Адо. Еще одна попытка "опровергнуть" марксистскую концепцию Французской революции. "Вопросы истории", 1968, N 10; "Проблемы якобинской диктатуры". Симпозиум в секторе истории Франции. Институт всеобщей истории АН СССР. 20 - 21 мая 1970 г. "Французский ежегодник. 1970". М, 1972; Т, С. Кондратьева. Концепция Французской революции конца XVIII века Антуана Барнава. "Проблемы новой и новейшей истории стран Европы и Америки". М. 1972, стр. 70 - 73. стр. 178 др.), вызывает у него крайнее раздражение, Он утверждает, что эта концепция представляет собой "ленинско-народническую вульгаризацию" (стр. 261), "прямолинейную схему", превзойденную будто бы развитием науки (стр. 289). Под "упрощенной" и "прямолинейной" схемой Фюре разумеет взгляд, согласно которому "Французская революция, втянув крестьянские массы и народные массы городов, привела к переходу от феодального способа производства к капиталистическому", а якобинская диктатура, "возвеличенная как эпизод, наиболее ярко выразивший народный характер этого процесса, объявляется им одновременно и самым "прогрессивным" этапом", который путем войны и террора "довел до конца" решение задач, заранее предписанных буржуазной революции" (стр. 260). Фюре отвергает марксистское понимайте революции как важнейшего рубежа в процессе перехода от одного способа производства к другому (стр. 279 - 280). Во Франции XVIII в., утверждает он, не было "феодального режима" как системы экономических и социальных отношений, которая бы тормозила экономическое развитие страны, Сеньориальный строй, по его славам, не идентичен феодализму, "феодальная реакция", в его представлении - это "в гораздо большей мере психологическая, политическая и социальная реальность, чем явление экономической жизни" (стр. 268). Если же кое-где бремя сеньориальных повинностей действительно возрастало, то это, по мнению Фюре, означало не усиление феодальной эксплуатации, а "включение сеньории в развитие капитализма в деревне" и ее превращение в проводника буржуазной эволюции (стр. 265, 280). Соответственно и крестьянское движение против сеньориального строя во время революции, по словам Фюре, было не антифеодальным, а скорее "антибуржуазным и антикагаиталистическим", "архаичной формой их (крестьян. - А. А.) сопротивления экономическим переменам" (стр.265). Столь же решительно Фюре отрицает и наличие в недрах французского общества XVIII в. обострявшихся противоречий между феодально-дворянским классом и буржуазией как одной из важнейших социальных предпосылок революция, сводя все дело к, растущему несоответствию относительно узких возможностей "социальной мобильности", допускаемых абсолютизмом в рамках "сословного общества", интересам буржуазии (стр. 275). В конечном счете в изложения Фюре от Французской буржуазной революции остается очень немногое. Прежде всего она исчезает как внутренне цельное (при всей его сложности и противоречивости), объединенное определенным историческим содержанием явление. Он полностью отвергает обоснованное марксизмом объединение общим понятием "буржуазная революций" движений различных классов и социальных групп в 1789 - 1794 (или 1789 - 1799) годах. Буржуазная революция, в его понимании, это лишь "метафизический персонаж" и даже "метафизический монстр" (стр. 279, 282). В его трактовке она рассыпается, распадается на ряд разнородных, противоречивых движений: либеральное дворянско- буржуазное реформаторство 1789 - 1790 гг., автономную и архаичную по целям и результатам крестьянскую революцию, не имеющее буржуазного содержания "санкюлотское" движение в Париже. При этом возрождается высказанная тем же Фюре ряд лет назад концепция "буксования революции"2 , согласно которой якобинский ее период был практически бесплоден, поскольку он в лучшем случае фиксировал меры, фактически уже проведенные раньше. По сути дела, внутренний смысл всех рассуждений Фюре сводится к отрицанию значения революции как великого рубежа в истории Франции, определившего во многом все ее дальнейшее развитие, к отказу от взгляда на Французскую революцию конца XVIII в, как "точку отсчета" для последующей французской истории (стр. 257). Схема Фюре характерна для современных нападок на марксистскую трактовку революции со стороны ряда французских, английских и американских буржуазных историков. Он базируется, в сущности, на далеко не новых методологических посылках. Это, с одной стороны, неспособность буржуазного исторического мышления дать научное определение понятия "феодализм", сведение его к вассалитетным связям, раздроблению публичной власти, системе крепостничества. Отсюда неспособность различить феодальные элементы в социально-экономической структуре предреволюционной Франции, раскрыть экономическое содержание противоречий внутри имущих классов XVIII века. С другой стороны, это не менее традиционное противопоставление уравнительных стремлений и идей содержанию 2 О ней см.: "Французский ежегодник. 1970", стр. 280, 274. стр. 179 буржуазной революции и отсюда оценка крестьянского и "санкюлотского" движений как консервативных, чуждых буржуазией революции по целям и результатам. Идеологические истоки всех этих "новых прочтений" истории Французской революции конца XVIII в., атаки "а ее марксистскую интерпретацию отчетливо вписываются в общую волну отрицания плодотворности революций как таковых, характерную для современной западной буржуазной мысли.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций