(мы переехали!) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1
24 мая 2014 | Администратор | |
Комментариев: 0
ПОД КРЫШЕЙ ДОМА МОЕГО СОСЕД ПОСТРОИЛ КАЗИНО... (правовой беспредел в Киргизии)
Читать далее
22 апреля 2014 | Администратор | |
Комментариев: 0
The Black Sea Fleet as a Factor of International Security in the South of Europe
Читать далее
05 сентября 2009 | Султанов Айдар Рустэмович | Вопросы межд.права |
Комментариев: 0
О ПРОБЛЕМЕ МОТИВИРОВАННОСТИ СУДЕБНЫХ АКТОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
...Суть функционирования судебной ветви государственной власти состоит в том, что в этом функционировании логика силы заменена силой логики. Убеждающая сила правового обоснования принимаемых решений... суть принципа верховенства права, суть правового государства.
Профессор Боштян Зупанчич - судья Европейского суда по правам человека <1>
-------------------------------- <1> Боштян Зупанчич. Об универсальной природе прав человека // Права человека. Практика Европейского суда по правам человека. 2007. N 6. С. 26.
В предыдущей статье <2>, посвященной практике Европейского суда по правам человека, мы указывали, что один из уроков, который может вынести для себя российский правоприменитель из Постановления ЕСПЧ по делу "Пронина против Украины", - это необходимость надлежащего мотивирования судебных актов. Проблема мотивированности судебных актов является крайне актуальной, некоторые авторы полагают, что "главной болезнью судебного контроля в России является игнорирование судами доводов жалоб" <3>. Нельзя не согласиться с тем, что "оставление в силе судейских нелепиц невозможно без аргументов, но обосновать, что "черное" - это "белое", мотивированно оправдать явную ошибку без демонстрации собственного невежества нельзя" <4>. -------------------------------- <2> Султанов А.Р. Практика Европейского суда по правам человека, повод учиться на чужих ошибках // Международное публичное и частное право. 2007. N 6. С. 17. <3> Поляков Ю.Н. К вопросу о независимости суда // Государство и право. 2000. N 10. С. 85. <4> Там же.
Будь суды проверочных инстанций более внимательны к обязанности выносить мотивированные судебные акты, то, вполне возможно, нагрузка на вышестоящие судебные инстанции и вал жалоб в Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) были бы меньше. Данное предположение основано на утверждении, которое воспринимается практикующими юристами как аксиома: невозможно правильно мотивировать ошибочное решение по делу <5>. Поэтому в неправосудных актах проверочных инстанций можно увидеть, что они являются немотивированными, в них игнорируются аргументы и доводы сторон. Как бы суды ни пытались мотивировать неправосудные акты, всегда видно, как в данных актах идет искажение не только доводов сторон, но и порой подменяются вопросы, поставленные перед судом в исковом заявлении. И поэтому суды в своих актах, пытаясь не искажать аргументы и доводы сторон, просто их игнорируют, за исключением тех, которые находятся в полном соответствии с логикой судебного постановления. По всей видимости, данные умолчания, на взгляд судей, представляют меньшее нарушение, чем явное искажение позиций сторон. Однако от этого решение не становится правосудным. Но решение, в котором, скажем, обойдены острые углы, имеет гораздо больший успех устоять в вышестоящих судах, нежели решение, в котором подробно описаны позиции сторон и в которых сделана попытка мотивировать неправосудное решение. Данное наблюдение выявляет также еще одну чашу весов, которую применяет судья при вынесении судебного постановления, на этой чаше весов на одной стороне - собственное суждение судьи по рассматриваемому делу, а на другой стороне этих весов - риск отмены судебного постановления вышестоящим судом. -------------------------------- <5> Сасов К.А. Споры о конституционности налоговых законов: полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2006. С. 166.
В качестве подтверждения этого можно привести дружественное напутствие судьи вышестоящего суда начинающему федеральному судье: "Не пиши в решении много, чем больше напишешь, тем легче отменить решение". К сожалению, именно риск отмены судебного постановления порой делает невозможным вынесение правильного судебного акта, когда он может хоть на йоту не совпадать со сложившейся практикой вышестоящего суда. Сложившаяся судебная практика, даже находящаяся в противоречии с законом, - вещь очень трудно преодолимая. И хотя суд при вынесении решения должен руководствоваться только Конституцией и законом (ст. 120 Конституции РФ), ни один из судей не может себе позволить игнорировать сложившуюся судебную практику вышестоящих судов. Впрочем, этой проблеме в России много лет, еще в конце XIX века проф. Г.Ф. Шершеневич писал: "Судебная практика рабски ловит каждое замечание кассационного департамента, старается согласовать свою деятельность со взглядом сената. Эта масса решений, нарастающая с каждым годом все крепче и крепче, опутывает наш суд, который, как лев, запутавшийся в сетях, бессильно подчиняется своей участи, отказывается от борьбы и живет разумом высшей судебной инстанции... Борьба перед судом ведется не силой логики, не знанием соотношения конструкции института и системы права, не искусством тонкого толкования, а исключительно ссылкой на кассационные решения..." <6>. -------------------------------- <6> Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. М.: Статут, 2003. С. 241.
Однако было бы неправильно называть данную проблему только российской. Проблема немотивированности судебных актов была не однажды предметом рассмотрения ЕСПЧ.
Читать далее
05 сентября 2009 | Султанов Айдар Рустэмович | Вопросы межд.права |
Комментариев: 0
В данной статье свобода совести рассматривается как основа демократического общества. Религиозная свобода была родоначальницей всех естественных прав. На почве признания полной религиозной свободы, отделения церкви от государств а выросли американские "декларации прав" - отдельных штатов и всего союза, - декларации, послужившие образцом знаменитому акту французского национального собрания - Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Убедительное исследование немецкого юриста Георга Еллинека в книге "Декларация прав человека и гражданина" о корнях зарождения концепции прав человека показывает, что именно стремление к религиозной свободе стало причиной принятия Декларации штата Виргинии 1776 года, которая оказала сильнейшее воздействие на все последующие декларации прав человека <1>. -------------------------------- <1> Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. Одесса, 2006 (репринт издания 1906 года). С. 48 - 58, 60, 74.
В 1988 году папа Иоанн Павел II напомнил, что "гражданское и общее социальное право на религиозную свободу, поскольку оно затрагивает самую глубоко интимную сферу духа, предстает как опорная точка, а в известном плане также и становится мерилом всех других основных прав". В современном конституционном праве России свобода совести понимается как отношение человека к религии, как его самоопределение по отношению к ней. В большом толковом словаре русского языка совесть определена как "чувство моральной ответственности за свое поведение; нравственные принципы, взгляды, убеждения". Слово "совесть" образовано путем создания кальки с греческого оригинала, буквально значившего "совместное познание". Так и было создано слово "со-весть" - узнавание вместе, совместное получения знания (ведания). Таким образом, можно понимать свободу совести как свободу на самоопределение личности, иметь нравственные принципы, взгляды и действовать в соответствии со своими убеждениями, получать знания и распространять их. Поскольку моральные нормы в большинстве своем содержатся в религиозных учениях, свобода совести включает в себя свободу вероисповеданий. Свобода совести также включает в себя право на обучение религии. Это право на обучение в двух видах - право изучения религии (как правило, это изучение религиозных трудов, ознакомление с религиозными обрядами, применение духовных практик с целью духовного совершенствования и другие действия, которые, как правило, направлены на повышение моральной ответственности, причем не только за свое поведение) и право действовать с целью передачи религиозных убеждений другим лицам, ознакомление с религиозными положениями с целью помощи другим лицам в осознании "пути к спасению", для чего живет человек, кто он - человек, его место в мироздании и т.д. Как пишет великий исламский просветитель XX века Мухаммад аль-Газали в книге "Права человека в исламе": "Цель веры не в укрощении человека, как животного, ради добрых дел, а в том, чтобы его разум развивался при помощи науки, а душа эволюционировала" <2>. -------------------------------- <2> Мухаммад аль-Газали. Права человека в исламе. М., 2006. С. 49.
Верующие почти каждой конфессии заявляют, что именно их религия дает правильные ответы на вопросы жизни и мироздания, что, исповедуя только их религию, можно достичь своих целей. И это не удивительно, поскольку человек, познав то, что помогло ему, хочет также помочь другим и хочет их уберечь от ошибок и заблуждений. Конечно же, данное желание не может быть осуждаемо, но именно сам человек должен делать свой выбор. И надо отметить, что еще в XX веке начали распространяться две противоположные тенденции: рост нетерпимости и рост толерантности. Развитие человечества в конечном итоге зависит именно от того, какая из тенденций одержит победу. Нетерпимость основана на непризнании за другими людьми возможности иметь мнение, взгляд, убеждение, отличное от их собственного. И лица, проявляющие нетерпимость, фактически отказывают другим в способности разумно мыслить и действовать. Нетерпимость - это отрицание свободы совести для других. Толерантность имеет в своей основе уважение к личности и ее праву на самоопределение.
Читать далее
05 сентября 2009 | Султанов Айдар Рустэмович | Вопросы межд.права |
Комментариев: 0
В данной статье анализируются различные подходы к решениям Европейского Суда по правам человека. И делается среди прочего, что иногда нарушение Конвенции является одновременно и нарушением норм Конституции РФ. Соответственно исполнение решений ЕСПЧ способствует реализации /конституционных ценностей. ... используя данный подход, можно действительно принести права человека домой и продолжить движение по реализации Всеобщей декларации прав человека. И тогда вынесение постановления ЕСПЧ будет восприниматься не как проигрыш России, а как помощь в улучшении правового поля и в защите прав и свобод человека жителей России.
Читать далее
05 сентября 2009 | Султанов Айдар Рустэмович | Вопросы межд.права |
Комментариев: 0
В данной статье автор рассматривает вопрос применения в правоприменительной практике общепризнанных принципов права и правовых позиций Европейского Суда по правам человека. Анализируется практика высших судебных инстанций России, включая практику Конституционного Суда РФ.
Читать далее
05 сентября 2009 | Султанов Айдар Рустэмович | Вопросы межд.права |
Комментариев: 0
В данной статье автор рассматривает процедуру пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам с точки зрения соответствия ее применения европейским стандартам, а также затрагивает вопрос исполнения решений межгосударственных органов
Читать далее
05 сентября 2009 | Султанов Айдар Рустэмович | Вопросы межд.права |
Комментариев: 0
Бег по кругу? Султанов Айдар Рустэмович, судья Третейского энергетического суда, член Ассоциации по улучшению жизни и образования
Много великих людей, включая Френсиса Бэкона предостерегали от употребления расхожих выражений без понимания значения слов. А Рене Декарт советовал: «Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». Другие, чьи имена, к сожалению, не остались в памяти общества обращали внимание на то, что – «все знают словари». Современные ученые правоведы также рекомендуют обращаться для проверки правильности толкования тех или иных терминов к толковым словарям русского языка.1 Зачастую прояснение слова в словаре открывает новый взгляд на то, что думал когда-то понятым, и появляется понимание, которое гораздо ценнее любого запоминания. В тоже время, наверное любой, пытавшийся уточнить дефиницию того или иного слова в толковом словаре, помнит то разочарование которое он испытал столкнувшись с круговой дефиницией, когда в одной словарной статье имеется отсылка к другой, а в этой другой имеется обратная ссылка. Данная статья посвящена некоторым "круговым дефинициям" российского законодательства.
Читать далее
10 августа 2009 | Назаров Азер Искендерович | Госуд. управление |
Комментариев: 0
В материалах статьи дается описание общей системы права КНР, существующей в наши дни. Дается также анализ ее особенностей.
Читать далее
05 ноября 2008 | Елена Дейнеко | |
Комментариев: 0
Факты и мнения о некоторых судебных делах, в которых рассматривались вопросы свободы совести. Вашему вниманию предлагается статья Султанова Айдара Рустэмовича - судьи Третейского энергетического суда, члена Ассоциации по улучшению жизни и образования - "О свободе совести и отношении к ней в российских судах и европейских стандартах" :
Читать далее
Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Следующая страница
|