ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23 сентября 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maskaev
АвторРУБРИКА: ИГП зарубежных стран




АВТОР: А. Б. Мезяев

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №6,2001


История показывает, что смертная казнь в древних африканских обществах не занимала значительного места в уголовной политике. В ряде африканских обществ предпочтение отдавалось изгнанию как альтернативе смертной казни1. Об этом свидетельствуют многие исследователи традиционного доколониального африканского права. Даже должность палача, существующая ныне, не была известна до прихода белых в Африку. По обычному праву Уганды, убийца обязан был только выплатить родственникам убитого компенсацию женщинами, домашними животными, тканями. Случайное убийство вообще не считалось преступлением2. Однако, как свидетельствует М.А. Супатеев, ссылаясь на мадагаскарскую газету “Имунку ваувау” от 25 марта 1988 г., на юге страны были отмечены многочисленные случаи самосуда в соответствии с древними традициями. Ворам, грабителям, насылавшим “порчу” колдунам и другим лицам, нарушившим “коллективное соглашение”, которое заключается между жителями одной или нескольких деревень, — писала газета, — отрубают голову, а тело сжигают. Хоронить убитого там, где покоятся предки, нельзя, а это, по традиционным верованиям, является самой страшной карой”3.

На 1 января 2001 г. 10 африканских государств отменили смертную казнь. Страны, уголовные законодательства которых предусматривают смертную казнь как вид наказания, можно разделить на три группы:

страны, активно применяющие смертную казнь;
страны, редко применяющие смертную казнь;
страны, хотя и сохранившие смертную казнь в законе, но не применяющие ее на практике (отменившие смертную казнь de facto).
К странам первой группы относятся Нигерия, Камерун, Эфиопия, Сьерра-Леоне, Судан.

НИГЕРИЯ. Право Нигерии, в том числе формулирование единого подхода к вопросу о смертной казни, формировалось в сложных условиях. Часть населения страны имеет древние традиционные обычаи, а другая — следует установкам исламского права. Судьба убийцы в Северной Нигерии, на которую приходится около 80% территории страны, во многом зависела от родственников-наследников убитого. Они могли избрать убийство уличенного в преступлении, причем оно осуществлялось не ими лично, а органами власти, или принять плату за кровь. В то же время вероотступничество, преступления против власти и некоторые другие нарушения законов и обычаев карались смертной казнью практически безальтернативно.

Нигерия занимает одно из первых мест в мире по количеству смертных приговоров и смертных казней. Так, в 1984 г. было казнено 355 человек, в 1985 г. — 301 человек. В 1988 г. один из военных трибуналов Нигерии приговорил к смертной казни группу подростков из 12 человек. В 1995 г. к смертной казни был приговорен 15-летний мальчик, он был казнен через 2 года после вынесения приговора. В последнее время число казней несколько уменьшилось, что, видимо, связано с приходом к власти президента О. Обасанджо, который сам был приговорен к смертной казни и несколько лет провел в камере смертников.

До 1966 г. в Нигерии вообще не ставился вопрос об альтернативе высшей мере наказания: смертная казнь была обязательной всегда, когда суды выносили приговор по так называемым capital offence (“смертным делам”). Сам текст Уголовного кодекса по capital offence всегда интерпретировался так, что у судов не было никакого выбора. И только с 1966 г. военные правительства стали вводить нормы, ясно предусматривающие дискреционную смертную казнь. Исследователь нигерийского уголовного права Алан Милнер не смог найти достоверных сведений, позволяющих судить, насколько широко судами Нигерии применяется дискреционная смертная казнь, но по его мнению, судьи неохотно используют это свое право4. Что касается альтернативы смертной казни — пожизненного заключения, то проф. А. Адейеми считает, что пожизненное заключение не может рассматриваться как “моральный эквивалент” смертной казни, поскольку оно является видом жестокого и бесчеловечного обращения. Он утверждает, ссылаясь на Конституцию страны, что суды смогут признавать пожизненное заключение неконституционным “когда-нибудь в будущем”.

Уголовный кодекс Нигерии запрещает назначение смертной казни лицам, которые “признаны виновными в убийстве, но, по мнению суда, не достигли 17-летнего возраста” (ч. 2 ст. 319). Это не соответствует международно-правовым нормам, причем данный случай является более серьезным. Нигерия является участником Конвенции о правах ребенка 1989 г., никаких оговорок к ней не заявляла и, следовательно, должна исполнять положение ст. 37 (п. “а”) и повысить возраст лиц, которым не может быть назначена смертная казнь, до 18 лет. Что же касается странной, на первый взгляд, формулировки о достижении 17-летнего возраста “по мнению суда”, дело здесь в следующем. Федеральный Верховный Суд Нигерии дал толкование этого положения в том смысле, что достижение 17-летнего возраста относится ко времени вынесения приговора, но не ко времени совершения преступления. В печально знаменитом деле Р. против Бангаза (1960 г.) к смертной казни были приговорены лица, совершившие убийство в 12-летнем возрасте, но затем они бежали и были пойманы и приговорены к смертной казни через 9 лет. Таких примеров интерпретации достижения 17-летнего возраста было немало.

По обычному праву в Нигерии смертная казнь исполнялась по-разному: через повешение, обезглавливание, забивание камнями, сжигание заживо, утопление, лишение жизни тем же способом, каким воспользовался убийца. На способы исполнения смертного приговора значительно влияние оказал ислам. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу смертная казнь исполняется в Нигерии через повешение. Применяется также расстрел. Казни совершаются как в тюрьмах, так и на площадях и рынках; с 1936 г. публичные казни были запрещены, но в последнее время стали практиковаться вновь. Особенно участились они в годы правления генерала Cани Абачи (1994–1998). Так, 22 июля 1995 г. в Лагосе были публично казнены сразу 43 человека5. В феврале 1998 г. 6 человек, признанных виновными в вооруженном налете, были публично расстреляны в присутствии более 2 тыс. человек. Что касается эффективности смертной казни, то большинство нигерийских криминологов подтверждают выводы европейских и американских исследователей об отсутствии какой-либо зависимости между числом совершенных тяжких преступлений и числом смертных приговоров. Таков, например, вывод заведующего кафедрой публичного права Лагосского университета А. Адейеми. Этот вывод тем более важен, что в развивающихся странах, особенно в странах традиционного права Африки, подобные статистические и криминологические исследования довольно редки. Отсутствие влияния казней на уровень преступности отмечает и профессор А. Милнер.

Практика применения смертной казни в Нигерии чрезвычайно широка. Смертные приговоры привычно выносились как в отношении так называемых простых людей, так и высших государственных деятелей: были расстреляны бывшие руководители Нигерии А. Дж. Агийи-Иронси и М. Мухаммед. Казнь 1995 г. 9 человек народа огони, в том числе известного деятеля Кен Саро-Вива, вызвала бурю возмущения во всем мире и даже послужила поводом приостановления членства Нигерии в Содружестве. Традиция казнить участников антиправительственных заговоров в Нигерии довольно крепка: во время правления генерала И. Бабангида в 1985 г. за попытку свергнуть его режим, было казнено 10 офицеров, в 1990 г. — 69 участников путча генерала г. Оркара, а в 1995 г. — 80 военных, обвиненных в заговоре против режима С. Абачи. Известны и другие случаи.

КАМЕРУН. Ни конституция Федеративной Республики Камерун, ни новейшая Конституция 1996 г.6 не содержат в своих статьях правового регулирования наказания в виде смертной казни. В то же время Уголовный кодекс страны регламентирует применение смертной казни очень подробно. Каждый смертный приговор в Камеруне должен быть представлен президенту Республики на утверждение и не может быть приведен в исполнение до решения главы государства (ст. 22)7. Не могут быть казнены беременные женщины (до родов). Казни не производятся в воскресенье или в общественные праздники. Смертная казнь в Камеруне производится путем расстрела или повешения, что устанавливается в приговоре и, как правило, казнь является публичной. Тела казненных передаются их семьям по их просьбе, но оговаривается, что похороны должны быть скромными. О состоявшейся казни пресса может публиковать только официальные сообщения. Решение отклонить петицию о помиловании министр юстиции через Генерального прокурора передает в соответствующий апелляционный суд. Исполнение смертного приговора приводится в исполнение немедленно, как только от генерального прокурора будет получено решение об отклонении прошения о помилования. Место, день и время казни определяют Генеральный прокурор и губернатор, они же следят за соблюдением всех условий казни. Осужденный извещается об отклонении его ходатайства о помиловании непосредственно перед казнью. Генеральный прокурор может без указаний, но с обязательным уведомлением министра юстиции, отложить казнь в случаях особой важности или опасности. Казнь производится в присутствии прокурора, губернатора, министра религии, которую исповедует осужденный, врача и “другого необходимого персонала”. На казни может присутствовать адвокат осужденного. На двери тюрьмы на восемь дней вывешивается официальное сообщение о ходе состоявшейся казни.

Смертная казнь по Уголовному кодексу Камеруна установлена за следующие составы преступлений: участие или помощь в вооруженном нападении на Родину (составляет государственную измену и наказывается смертной казнью без альтернативы); подстрекательство иностранного государства совершить вооруженное нападение на Камерун; оказание помощи врагу; нанесение ущерба обороне страны или действия, направленные на совершение аварии или катастрофы (в случае признания гражданина Камеруна в государственной измене, а иностранца — в шпионаже, смертная казнь обязательна); любое нарушение территориальной целостности государства в военное время или во время чрезвычайного положения; провокация, подстрекательство к гражданской войне; заговор между гражданскими и военными официальными лицами против безопасности государства; убийство официального лица; разбой в составе банды в военное время.

Что касается наказания за убийство, то уголовное право Камеруна знает два вида убийств: простое убийство и тяжкое. За простое убийство назначается пожизненное заключение, за тяжкое — смертная казнь, причем без альтернативы. В понятие тяжкого убийства включается: убийство после специальной подготовки; отравление; подготовка, помощь или совершение указанных тяжких преступлений. Уголовному праву Камеруна в наиболее яркой форме характерна безальтернативность наказаний вообще8 и смертной казни в частности.

Особой проблемой для Камеруна являются смертные приговоры военных судов. Дело в том, что такие суды обладают юрисдикцией как в отношении военных, так и гражданских лиц. Осужденное таким судом лицо “не имеет права на апелляцию, и даже Кассационный суд страны не может рассмотреть вопрос о законности приговора. Проблема смертной казни в Камеруне неоднократно становилась объектом обсуждения и критики в Комитете по правам человека ООН. Так, в своих Рекомендациях государству Комитет указывал на необходимость “сократить количество преступлений, караемых смертной казнью”9. В октябре 1999 г. нам довелось присутствовать на заседаниях Комитета по правам человека ООН в Женеве во время обсуждения Третьего Периодического отчета Камеруна. К сожалению, вопрос о смертной казни обсуждался поверхностно10, и вопросы смертных приговоров в военных судах там даже не поднимались, хотя это прямое нарушение положений Пакта о гражданских и политических правах.

ЭФИОПИЯ. Смертная казнь в Эфиопии применялась и продолжает применяться довольно широко. Казнили как “простых” граждан, так и высших руководителей. В 1975 г. был казнен император Хайле Селассие, в 1974 г. — военный лидер страны генерал Аман Андом, а в 1977 г. — генерал Тефери Бенти. Случаи массовых казней по политическим мотивам и без соблюдения должной юридической процедуры также не являлись единичными. Так, в ноябре 1974 г. “по приказу” высшего руководства Эфиопии было казнено 60 видных чиновников императорского режима. В 1976 г., в период “красного террора”, объявленного правительством Эфиопии в ответ на “акции монархистов и леваков”, “погибло” более 5 тыс. контрреволюционеров. Новая федеральная Конституция Эфиопии 1995 г. не упоминает смертную казнь особо. Ст. 15 “Право на жизнь” гласит лишь: “Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть лишен жизни, кроме как в порядке наказания за уголовное преступление, определенное законом11.

В соответствии с Уголовным кодексом Эфиопии (1957 г.) смертная казнь не может быть вынесена, кроме случаев, определенных в законе, как наказание за оконченное преступление при отсутствии смягчающих обстоятельств. Казнь производится через повешение, для военнослужащих — через расстрел. Способ казни “устанавливается в судебном решении и, кроме случаев, когда суд решает, что казнь должна быть публичной для примера другим … исполняется на территории тюрьмы”. Исполнение наказания производится “без жестокости, нанесения увечий или иных физических страданий. После казни тело должно быть передано семье казненного, а в случае отсутствия родственников соответственно похоронено”12. В период ожидания утверждения или исполнения наказания заключенный должен содержатся в таких же условиях, в каких содержаться заключенные, отбывающие строгое тюремное заключение (ст. 117 УК).

Смертная казнь в Эфиопии предусматривается за следующие тяжкие преступления: геноцид (ст. 281); военные преступления против гражданского населения (ст. 282); военные преступления против раненых и больных лиц или лиц, потерпевших кораблекрушение (ст. 283); военные преступления против военнопленных и интернированных лиц (ст. 284); мародерство, пиратство (ст. 285). За все эти преступления в “исключительно тяжких случаях” может быть назначена смертная казнь. Как видим, в Уголовном кодексе Эфиопии уже с 1957 г. имплементированы нормы международного гуманитарного права. Взаимодействие уголовного права Эфиопии и международного права достаточно четко определено статьями 287, 288 и 290 УК. В соответствии с ними смертной казнью караются действия, противоречащие международному гуманитарному праву и международным гуманитарным конвенциям, а также использование методов ведения войны, запрещенных международными конвенциями. Это довольно редкий случай столь полной имплементации международно-правовых норм в уголовном праве стран Африки. Смертная казнь назначается также за государственную измену, дипломатическую измену, предательство в военное время, шпионаж, воинские преступления (в том числе неподчинение начальству, деморализация войск, трусость, капитуляция и др.), убийство первой степени (особо тяжкое убийство при отягчающих обстоятельствах, с особой жестокостью или опасностью, вооруженной группой, организацией для совершения убийств и грабежей, для совершения или сокрытия другого преступления).

Во время правления Менгисту Хайле Мариама УК Эфиопии был дополнен новыми преступлениями, за которые назначается смертная казнь: преступления против независимости государства, преступления против политической и территориальной целостности государства, вооруженное сопротивление и гражданская война (включает в себя вооружение населения и подстрекательство его к вооруженным столкновениям), нанесение вреда обороноспособности государства (публичное подстрекательство личного состава вооруженных сил или сил безопасности к неисполнению своих обязанностей; а также неисполнение военных и иных мер безопасности, необходимых для целей обороны), подделка государственных документов, совершенная государственным чиновником, действия, повлекшие серьезный ущерб или кризис в любом секторе национальной экономики, коррупция. В отличие от нигерийского или камерунского уголовных кодексов эфиопский УК предусматривает обязательную смертную казнь гораздо реже. Практически лишь одно преступление — тяжкий разбой с применением огнестрельного оружия предусматривает безальтернативную смертную казнь. Чаще же всего УК устанавливает альтернативу (в виде пожизненного или срочного тюремного заключения).

В целом уголовное право Эфиопии можно считать одним из самых жестких и суровых на Африканском континенте. По нашим сведениям, в настоящее время идет подготовка нового Уголовного кодекса.

СЬЕРРА-ЛЕОНЕ. Законодательство Сьерра-Леоне предусматривает смертную казнь за убийство, разбой, мятеж, измену и ряд других преступлений. Смертные приговоры выносились, а казни совершались, достаточно регулярно. Анализ ситуации со смертной казнью в Сьерра-Леоне показывает, что сегодня это небольшое государство вышло на первое место в мире по числу казней. Более того, вынесение множества смертных приговоров вступает в противоречие с нормами международного права и вызывает серьезные протесты международных организаций. Ситуация в Сьерра-Леоне особенно обострилась после государственного переворота 1997 г. После восстановления власти свергнутого президента началось массовое вынесение смертных приговоров и казней. Так, в августе 1998 г. 16 человек, в том числе 5 журналистов (а среди них — одна женщина) были приговорены к смертной казни за измену. В октябре 1998 г. военный трибунал приговорил к смертной казни 34 офицера, признанных виновными за участие в государственном перевороте. Поскольку военно-уголовное законодательство Сьерра-Леоне не предусматривает возможности обжалования приговора, осужденные подали свои жалобы в Комитет по правам человека ООН. Сьерра-Леоне является участником международного Пакта о гражданских и политических правах, где предусматривается обязанность государств предоставить каждому приговоренному к смертной казни право на обжалование приговора. Комитет по правам человека принял дело к рассмотрению и направил правительству страны просьбу об отсрочке казни до вынесения окончательного решения по делу. Однако, несмотря на просьбу Комитета, в ноябре 24 военнослужащих были расстреляны13. Казни и нарушение международного права, выразившееся в игнорировании постановления Комитета по правам человека стали предметом серьезной критики со стороны Генерального секретаря ООН и даже обсуждения в Совете Безопасности ООН14. В то же время Совет Безопасности не принял каких-либо активных шагов в отношении правительства Сьерра-Леоне, видимо, понимая, что уровень насилия и жестокости в стране просто уникален. Но справедливости ради следует сказать, что имеются факты жестокости, точнее сказать, зверств, не только со стороны мятежников, но и со стороны военнослужащих миротворческих сил ЭКОМОГ и ООН.

Во вторую группу стран, применяющих смертную казнь, редко входят такие государства, как Зимбабве, Танзания, Гана, Малави.

ЗИМБАБВЕ. Обычное право народов Зимбабве не влекло за собой те же наказания за убийство, какие применялись в западных обществах. “Социальный ответ” на убийства в древних обществах Зимбабве чаще всего предусматривал компенсацию и реституцию, нежели кару и возмездие. Что касается современной правовой системы Зимбабве, в значительной степени воспринявшей англосаксонское право, ситуация следующая. Основной закон Зимбабве закрепляет право каждого на жизнь. В то же время смертная казнь не признается нарушением права на жизнь. Уголовное право15 Зимбабве предусматривает смертную казнь за государственную измену, убийство, изнасилование, покушение на убийство, разбой или покушение на разбой, покушение на совершение преступления, потенциально опасного для жизни, если преступник (исполнитель и даже соучастник) причиняет потерпевшему смерть. Кроме того, смертная казнь может быть назначена за политические преступления, если так называемые “диссиденты” (термин закона) используют оружие. Таковы, например, вербовка лиц для достижения политических целей с использованием физического насилия, саботажа, запугивания, неповиновения законам. Важно отметить, что смертная казнь может быть назначена и за нарушение международно-правовых норм. Так, “грубое нарушение любой из четырех Женевских Конвенций 1949 г., которое повлекло убийство охраняемого лица” влечет смертную казнь. Очень важным обстоятельством при назначении судами наказания в виде смертной казни являются смягчающие обстоятельства. Дело в том, что уголовное право Зимбабве предусматривает обязательную смертную казнь при отсутствии смягчающих обстоятельств. В то же время сами зимбабвийские юристы признают, что смягчающие обстоятельства никогда не были точно и глубоко определены16. Определенное толкование таких обстоятельств в Зимбабве и других странах юга Африки (Ботсвана, Лесото и Свазиленд) было дано, например, в решении по делу S v. Lesoto (1970 г.): “смягчающие обстоятельства — это факты, которые снижают моральную упречность обвиняемого, отличные от его юридической виновности”. Однако это слишком широкое понимание. Есть и еще одна проблема — “перевешивание” смягчающих обстоятельств, отягчающими. Каждый приговоренный к смертной казни в Зимбабве имеет “автоматическое право” на апелляцию в Верховный суд. Однако это не означает автоматического рассмотрения всех смертных приговоров Верховным судом. Президент страны имеет традиционное для главы государства право помилования приговоренного к смертной казни, но следует отметить, что полномочия президента Зимбабве по помилованию чрезвычайно широки. Он может осуществлять помилование в форме приостановления исполнения любого наказания на неограниченное время. (Подобные формы “помилования” встречаются в конституциях государств нечасто. Аналогичным полномочием обладает, например, президент Замбии.) Такая форма помилования, как и практика мораториев на исполнение смертной казни фактически вводимых в государствах, отменяющих смертную казнь de facto, может быть расценена как жестокое обращение и наказание, ибо длительное, притом неограниченное сроком ожидание исполнения смертной казни, является не чем иным, как определенной формой пытки. Именно так оценил длительное ожидание смертной казни Европейский суд в защиту прав человека в 1989 г. в деле Soering. Данное дело оказало огромное влияние на многие страны, и не только Европы. Самым неожиданным образом прецедент Soering оказал влияние на право Зимбабве. В 1993 г. Верховный суд Зимбабве, сославшись на это решение Европейского суда в защиту прав человека, отменил смертную казнь нескольким приговоренным к смерти17. Зимбабвийский парламент, несогласный с таким толкованием конституции, внес специальную поправку в Основной закон страны, где особо оговаривалось, что любая задержка в исполнении смертного приговора не составляет нарушения конституции и не является жестоким обращением и наказанием.

В 1999 г. в Зимбабве был представлен проект новой конституции страны. По сравнению с действующим Основным законом, проект исключал применение смертной казни за любые преступления, кроме одного — убийства. При этом отменялась также обязательность смертной казни, и она становилась всегда альтернативным видом наказания. Этот шаг правительства заслуживает особого внимания, если учесть, что статья о смертной казни в проекте конституции была составлена на редкость подробно и содержала все основные гарантии, предусмотренные международным правом18. К сожалению, проект конституции был отвергнут на всенародном референдуме.

ГАНА. Смертная казнь в Гане назначается за убийство, причем в отличие от УК ранее рассмотренных стран Африки, речь идет о любом виде убийства (ст. 40 УК Ганы)19. Наказание может быть снижено только в одном случае — провокации убийства (ст. 47). Провокация признается смягчающим обстоятельством, если она удовлетворяет ряду условий. Верховный суд Нигерии, уголовное право которой значительно связано с уголовным правом Ганы, в одном из своих решений указал на три условия: провокация действия носит такой характер, что если бы оно совершилось в отношении разумного лица, то было бы способно лишить его самоконтроля и вынудить к нападению; убийство в ответ на провокацию совершено в состоянии сильного душевного волнения; реакция обвиняемого должна быть адекватна провокации. Смертной казнью в Гане караются также пиратство (ст. 194 УК) и измена (ст. 180 УК). К смертной казни должно быть приговорено лицо даже за покушение на совершение тяжкого убийства если оно совершено лицом, приговоренным к тюремному заключению на три года и более (ст. 49 УК). Не является редкостью для Ганы практика публичных казней. Казни высших руководителей страны также известны истории Ганы. В 1979 г., после первого государственного переворота, были осуждены и казнены сразу три (!) бывших руководителя Ганы: генералы И. Ачеампонг, Ф. Акуффо, А. Африфа. Что касается ограничений на применение смертной казни, то они установлены в Уголовно-процессуальном кодексе (ст. 295 и 312). Смертная казнь не может быть назначена несовершеннолетним до 17 лет и беременным женщинам — для них смертная казнь заменяется на неопределенный срок лишения свободы по указанию министра юстиции.

ТАНЗАНИЯ. Среди семи основных видов уголовного наказания, предусмотренных Уголовным кодексом Танзании, на первом месте указана смертная казнь. Традиционно смертной казнью карается измена и другие государственные преступления. Так, ст. 39 предписывает судам назначать смертную казнь гражданам Танзании за убийство или покушение на убийство президента республики; за развязывание с территории Танзании войны против республики; за умышленную помощь врагу, выражающуюся в создании помех правительству в восстановлении общественного порядка, в воспрепятствовании операций вооруженных или полицейских сил или создающих угрозу жизни человека20. Если же указанные деяния будут совершены не гражданами Танзании, то они должны быть квалифицированы по ст. 40, что ничуть не смягчает участь иностранца — он также должен быть приговорен к смертной казни. За убийство любое лицо также приговаривается к смертной казни (ст. 197 УК). При этом убийство определяется как “преднамеренное умышленное незаконное действие или бездействие, приведшее к смерти” (ст. 196 УК). Причем особо оговаривается, что беременным женщинам смертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы. Смертная казнь не назначается за спровоцированное убийство (ст. 201).

Способ приведения смертной казни в исполнение предусмотрен ст. 26 УК — повешение. Однако более подробная регламентация исполнения смертной казни устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом 1985 г. Так, этот закон предписывает судам при назначении наказания четко указывать способ казни — повешение (хотя он и является единственным). В 1994 г. Верховный суд Танзании в деле Republic v. Mbushu счел, что смертная казнь, приводимая в исполнение через повешение, не соответствует конституции страны. Однако Апелляционный суд, в целом согласившись с тем, что ожидание смертной казни в данном деле нарушило ст. 30 конституции, не разделил мнения Верховного суда о неконституционности смертной казни, как вида наказания21. Приговоренному к смертной казни должно быть сообщено о времени, в течение которого, если он пожелает, можно подать апелляцию; такая апелляция является приоритетной (ст. 323 УПК)22. В кратчайший срок после провозглашения смертного приговора, если на него не поступило протеста со стороны Верховного суда или поданная апелляция не удовлетворена, председательствующий судья направляет все документы президенту страны. Применение смертной казни в Танзании невелико. Уже в первый год независимости (1962) число смертных приговоров уменьшилось почти в два раза, также уменьшилось более чем в два раза число исполненных смертных приговоров. Президент Танзании неоднократно использовал свое право помилования приговоренных к смертной казни. В Танзании в отличие от других африканских стран руководителей страны и участников государственных переворотов не казнили.

Что касается МАЛАВИ, то смертная казнь в Уголовном кодексе страны предусматривается за убийство, изнасилование и разбой. Однако в 1997 г. президент страны Б. Мулузи помиловал всех приговоренных к смертной казни. Суды продолжают выносить смертные приговоры: в 1997 г. было вынесено десять, в 1998 г. — три. Такая позиция президента позволяет отнести Малави к группе государств, где смертная казнь не приводится в исполнение. На заседании Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел Малави сообщил, что до всенародного обсуждения этой проблемы президент обязался приостанавливать все казни. Сам же глава государства, выступая на Всемирном Совете церквей, заявил: “Я подтверждаю свое обещание никогда не подписывать смертный приговор любому человеку. Жизнь является священной”.

К третьей группе стран относятся такие государства, как Мали, Сенегал, Конго.

МАЛИ. Новая Конституция Мали 1991 г. закрепляет право на жизнь в первой же строке. Ст. 1 содержит традиционную формулу “каждый имеет право на жизнь”. В настоящее время действует Уголовный кодекс 1961 г., в соответствии с которым смертной казнью караются:

Государственная измена. Существует несколько видов государственной измены. Наиболее тяжкий составляет деяние, когда “любой малиец, который поднимает оружие против Республики Мали; вступает в отношения с иностранным государством с целью склонить его к военному вторжению в страну, помогает проникновению неприятельских сил на территорию республики или снижает верность вооруженных сил; предает иностранному государству малийские войска, территории, укрепления и т.п.; во время войны подстрекает военнослужащих переходить на сторону иностранного государства или поддерживает отношения с иностранным государством, с тем, чтобы содействовать его операциям против Мали (ст. 29).
Шпионаж. В случае, если суд усмотрит в каждом конкретном деле смягчающие обстоятельства смертная казнь может быть заменена на пожизненные каторжные работы.
Заговор против правительства.
Попытку спровоцировать отчуждение части территории государства.
Участие в бандах, совершивших нападения на представителей власти, разграбление и захват государственного и личного имущества, нарушения телефонных и телеграфных линий, с использованием оружия. К смертной казни приговариваются все члены банды (ст. 46–51).
Смертной казни подлежат военачальники, сохранившие командование войсковой частью, несмотря на приказ о ее роспуске, и лица, незаконно вербующие военные отряды (ст. 44).
Смертная казнь в истории страны применялась довольно часто к высшим должностным лицам государства. Несмотря на то, что в официальном списке стран, отменивших смертную казнь de facto, Мали числится с 1980 г., смертные приговоры продолжают выноситься. Так, бывший президент Мали Мусса Траоре был приговорен к смертной казни дважды: в 1994 и в 1999 г., причем второй смертный приговор он получил за хищения национального богатства. В то же время нынешний руководитель страны Альфа Умар Конаре заявил, что не допустит смертных казней до тех пор, пока он является президентом страны.

СЕНЕГАЛ. Смертная казнь в Сенегале предусматривается в Уголовном кодексе за ряд преступлений, в том числе за умышленное убийство, отравление, “акты варварства”, захват заложников. Приговоренные к смертной казни имеют право на апелляцию, однако приговоры Суда государственной безопасности обжалованию не подлежат. За всю историю независимости Сенегала было казнено четыре человека — двое за политические преступления и двое — за общеуголовные (убийства). С 1967 г. смертные приговоры в исполнение не приводятся. В 1997 г. в Комитет по правам человека ООН встал вопрос о том, что Сенегал, видимо, нарушает Международный пакт о гражданских и политических правах, так как его законодательство предусматривает возможность вынесения смертного приговора лицам, совершившим преступления в возрасте до 16 лет (по Пакту — должно быть 18 лет). Однако Сенегал возразил: “в статье 52 УК несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством. Если несовершеннолетнему грозит смертная казнь, судебные присяжные должны руководствоваться данной статьей… и, прежде всего, не выносить смертный приговор”.

Наконец, следует рассмотреть и особую группу стран Африки — стран, отменивших смертную казнь. Это группа особенно важна для нашего исследования, так как опыт этой группы показывает, что даже в условиях гражданских войн и экономического кризиса, даже при росте преступности, отмена смертной казни возможна. При этом чрезвычайно важно наблюдение за последствиями такой отмены.

Анализируя данную группу государств важно посмотреть, как, каким образом была проведена отмена смертной казни. На Африканском континенте 11 государств отменили смертную казнь: Ангола — в 1992 г.; Кабо-Верде — в 1981 г.; Гвинея Бисау — в 1998 г.; Мозамбик — в 1990 г.; Сан Томе и Принсипи — в 1990 г.; Маврикий — в 1995 г.; Намибия — в 1990 г.; Республика Сейшельские Острова — в 1993 г.; Джибути — в 1995 г.; Южно-Африканская Республика — в 1997 г.; Кот-д’Ивуар — в 2000 г.

Большинство вышеуказанных государств отменили смертную казнь в своих конституциях. Так, конституция Анголы (1992 г.) установила: “Смертная казнь запрещена”. Конституция Кабо-Верде (1992 г.) гласит: “Никто не может быть подвергнут пыткам или жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению и наказанию и, ни при каких обстоятельствах не может быть смертной казни”. Новая конституция Сан Томе и Принсипи также подчеркнула, что “смертной казни не может быть ни в каком случае”. Недавно получившая независимость Намибия после долгих лет оккупации ЮАР и расистских смертных казней, закрепила в своей первой конституции более подробное регулирование этой проблемы: “Право на жизнь уважается и защищается. Ни один закон не может предусматривать смертную казнь как вид наказания. Ни один суд или трибунал не имеет полномочий назначать смертную казнь. В Намибии не может быть исполнено никаких смертных приговоров”.

Особый интерес вызывает ситуация в ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. После крушения режима апартеида в 1991 г. в ЮАР были приняты сначала переходная (1993 г.), а затем постоянная (1996 г.) конституции. В обоих случаях Основной закон страны был лаконичен: “Каждый имеет право на жизнь”23. Важнейшее толкование этой статьи было дано в знаменитом решении Конституционного суда ЮАР по делу State v. Makwanyane and M. Mchunu в 1995 г. Осужденные Т. Маквениане и М. Мчуну были приговорены к смертной казни за убийство на основании уголовно-процессуального закона 1977 г. После принятия новой конституции они подали апелляции в Верховный суд страны, заявив, что их смертные приговоры противоречат конституции. Верховный суд передал дело в Конституционный суд. Ряд низовых судов приостановили рассмотрение дел со смертной казнью в ожидании решения Конституционного суда24. Решение Конституционного суда стало действительно уникальным. Все 11 судей единогласно приняли решение о неконституционности смертной казни. Однако к самому решению было приложено 10 (!!) несогласных мнений. Этот парадокс объясняется тем, что все судьи пришли к единому выводу по-разному: 10 судей признали смертную казнь как вид жестокого и бесчеловечного наказания; 8 — как нарушение права на жизнь; 4 судьи — как нарушение права на достоинство; и 1 судья — как нарушение права на равенство. Суд воспринял практику Европейского суда в защиту прав человека по делу Soering v. United Kingdom. В этом деле Европейский Суд, рассматривая дилемму экстрадиция в США или в Германию, на самом деле выбирал между смертной казнью и другими видами наказания, соразмерными совершенному преступлению25. Также была воспринята практика Комитета по правам человека ООН, в частности, дела Kindler v. Canada, Ng v. Canada и практика Комитета в целом, где подтверждается точка зрения о том, что смертная казнь может быть признана жестоким и бесчеловечным наказанием. Важнейшим элементом решения Конституционного суда является то, что он выявил факты, демонстрирующие, что современное международное право развивается именно в направлении отмены смертной казни, и счел этот факт одним из важнейших аргументов для признания смертной казни неконституционной. Конституционный суд признал смертную казнь, как она закрепляется в уголовно-процессуальном законе 1977 г., не соответствующей конституции и запретил судам и всем другим государственным органам казнить лиц приговоренных к смертной казни.

Чтобы понять, почему проблема смертной казни так остра в южно-африканском обществе, следует вспомнить, что за несколько десятилетий расистский режим превратил ЮАР в страну самого варварского законодательства, сделал ее символом “животной жестокости”. Неоднократно вопросы смертных казней в ЮАР выносились на обсуждение Совета Безопасности ООН, принимались соответствующие резолюции. Сегодня Южная Африка, после долгих лет жестокого правления белых расистов, полностью отменила смертную казнь.

Кроме конституционных механизмов, четыре африканских государства использовали и универсальные международно-правовые механизмы. Мозамбик, Сан Томе и Принсипи, Намибия и Республика Сейшельские Острова, подписали и ратифицировали Второй Дополнительный протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах, который полностью посвящен отмене смертной казни. В заключение следует отметить, что по последней резолюции Комиссии по правам человека ООН о запрещении смертной казни, среди государств Африки “за” проголосовали не только те 10 государств, которые уже отменили смертную казнь, но и два государства (Мали и Конго), где все еще предусмотрен этот вид наказания, а еще шесть (Уганда, Гвинея, Мадагаскар, Сенегал, Марокко, Тунис) воздержались. Это весьма любопытный момент, демонстрирующий, что смертная казнь в Африке утратила свои, еще 10 лет назад столь прочные, позиции. И международное право играет в этом процессе весьма значительную роль.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Adeyemi A.A. Death Penalty: criminological Perspectives. The Nigerian Situation // Revue international de droit pйnal. 1987. V. 58. №3/4. P. 485–486. (назад)

2 Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. М., 1974. С. 31–32. (назад)

3 Супатаев М.А. Право в современной Африке. М., 1989. С. 133. (назад)

4 См.: Milner A. The Nigerian Penal System. London, 1972. Р. 325–326. (назад)

5 Доклад о положении прав человека в Нигерии, подготовленный Специальным Докладчиком Комиссии по правам человека ООН // Документ ООН: А/53/336 от 17 августа 1998 г. С. 9, 22. (назад)

6 La Constitution de la Republique du Cameroun (du 18 Janvier 1996) // L'Effort camerounais. Yaounde, № 40 (1037), 10 au 23 Fevrier 1996. P. 8. (назад)

7 Rйpublique Unie du Cameroun. Code Pйnal. Nouvelle Edition. Yaoundй. Р. 26. (назад)

8 Уголовному праву Камеруна известно всего три основных вида наказания (штраф, тюремное заключение и смертная казнь), тогда как, например, в уголовном праве Мадагаскара — 6 видов, Гвинеи — 8 видов. УК Камеруна в лучшем случае устанавливает временные границы лишения свободы или особую альтернативность по схеме не “или”, а “или и” (то есть суд должен назначить либо первое наказание, либо оба!). (назад)

9 UN Human Rights Committee. Consideration of the 2d Periodic Report of the Republic of Cameroon. Meetings 1306–1308, 30–31 March 1994 // WWW.UN.ORG, посещено 21 октября 1999 г. (назад)

10 Так, например, одним из членов Комитета был задан вопрос: “А смертная казнь у вас есть?”. (назад)

11 Constitution of the Federal Republic of Ethiopia (21 August, 1995) // Federal Negarit Gazeta (официальное издание Эфиопии). 1995. №1. Р. 5. (назад)

12 Penal Code of the Empire of Ethiopia // Negarit Gazeta. Addis Abeba, 1957. №1. Р. 37. (назад)

13 Death Penalty News. December 1998. London, Р. 2. (назад)

14 См.: Документ ООН: S/PV/3957. С. 3–14. (назад)

15 Уголовное право Зимбабве состоит из некодифицированных уголовно-правовых законов. В данном разделе мы использовали лишь два из них — Criminal Procedure and Evidence Act и The Law and Order (Maintenance) Act. (назад)

16 См.: выступление министра юстиции Зимбабве Е. Думбучена на Международной Конференции по смертной казни // Revue international de droit pйnal, 1987. №3/4. Р. 528. (назад)

17 African Journal of International and Comparative Law. 1996. №4. Р. 939–940. (назад)

18 См. официальный сайт правительства Зимбабве в интернете: www.gta.gov.zw/Constitutional/Draft.Constitution.htm. (Посещен 10 мая 2000 г.). (назад)

19 Republic of Ghana. The Criminal Code. 1960; Accra, Ghana Publishing Corporation. 1981. Р. 41. (назад)

20 The United Republic of Tanzania. Penal Code, Dar-es-Salaam. 1985. Р. 32. (назад)

21 Journal of African Law. London, Vol. 39. №2. 1995. (The Tanzanian position. Р. 192). (назад)

22 The Unite Republic of Tanzania. Criminal Procedure Act (1985), Dar-es-Salaam, 1985. Р. 214. (назад)

23 The Constitution of the Republic of South Africa. Act 108 of 1996. Р. 7. (назад)

24 См., например, дело S. v.December, South Africa, Appellate Division, 22 November 1994 // International Law Reports. Vol. 107. P. 186–193. (назад)

25 Constitutional Court of the Republic of South Africa. Case №CCT/3/94. Judgement of 6 June 1995. The State v. T. Makwanyane and M. Mchunu // Human Rights Law Journal. Vol. 16. 1995. P. 165. (назад)






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)