ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Охрана общественного порядка и формирование гражданского общества в России

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23 сентября 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maskaev
АвторРУБРИКА: Вопросы межд.права




АВТОР: С. В. Калашников

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №3,2001


Одним из наиболее важных направлений деятельности органов внутренних дел России в сфере обеспечения прав и свобод личности является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. При осуществлении этой охранительной функции государством в условиях формирования в России гражданского общества необходимо создать благоприятные условия для реализации личностью своих прав, свобод и законных интересов. Вместе с тем должны быть защищены интересы государства, личности и всего общества от различного рода проявлений политического экстремизма. Правовую основу российского законодательства, регламентирующего деятельность государства по борьбе с экстремизмом, составляют как внутригосударственные нормативно-правовые акты, так и международно-правовые акты. К числу последних относятся: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. (ст. 1, 3, 4, 10, 11, 15); Международная конвенция по борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г. и другие1. Принятие упомянутых и ряда других актов показывает, что на межгосударственном уровне создана достаточно прочная международно-правовая база, позволяющая компетентным органам государства осуществлять борьбу с различного рода проявлениями экстремизма.

Международные нормы, принципы и практика борьбы с экстремизмом нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации 1993 г., в частности, в принципах конституционного строя России и иных конституционно-правовых нормах. Провозглашая и признавая идеологический и политический плюрализм, равноправие общественных объединений перед законом, Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13). Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений; предусмотрено право каждого объединения на защиту своих интересов (ст. 30), свободу мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29). Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения (ст. 63).

Свобода мысли, слова, политический и идеологический плюрализм, а также непосредственные формы реализации волеизъявления граждан в условиях любого демократического государства и цивилизованного общества должны обеспечиваться правом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Оно закреплено в ст. 31 Конституции. Конституционное законодательство правомерно содержит и некоторые ограничения политических прав и свобод, например, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя (ст. 56).

Законом РФ “О чрезвычайном положении” от 17 марта 1991 г.2 чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для его введения, представляют собой реальную, исключительную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю страны, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер (ст. 3). Основаниями введения чрезвычайного положения могут стать: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождаемые насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения, требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ (ст. 4).

Закон РФ “О милиции”3 охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности определяются как одна из основных задач органов внутренних дел (ст. 2), требующая от сотрудников высокого профессионализма, умений и навыков ориентироваться в экстремальной обстановке, принимать правильные решения.

По Закону РФ “Об организации Федеральной службы безопасности в РФ” от 22 февраля 1995 г.4 органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности России и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства (ст. 1). Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью (ст. 8).

Законом РФ №1 45-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности в РФ”5 от 14 августа 1995 г., с последующими изменениями и дополнениями, определены задачи оперативно-розыскной деятельности: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от наказания, а также без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности России.

Законом РФ “О внутренних войсках МВД РФ” от 24 декабря 1992 г.6 регламентируется правовой статус, структура соответствующих структур в системе МВД России, позволяющие внутренним войскам выполнять возложенные на них задачи, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Таким образом, условием существования формирующегося в России гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом.

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Защищенность, таким образом, суть общественной безопасности.

Законом РФ “О безопасности” от 5 марта 1992 г.7 к основным объектам безопасности отнесены: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1). Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России и за ее пределами.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

законность;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению правопорядка;
интеграция с межгосударственными системами безопасности.
По мнению автора, общественная безопасность не может рассматриваться в отрыве от охраны общественного порядка, и наоборот. Эти понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Осуществляемая органами внутренних дел охрана общественного порядка не может рассматриваться в отрыве от иной сферы жизни общества — общественной безопасности, входящую составной частью в понятие национальной безопасности.

Под общественным порядком в отечественной юридической литературе понимается определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию8.

А.П. Коренев интерпретирует общественный порядок как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц9.

Большой вклад в отечественную юридическую науку внес Ф.Е. Колонтаевский, исследовавший проблемы деятельности милиции при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности10.

По мнению М.И. Ерошкина и ряда других ученых-юристов, под охраной общественного порядка следует понимать проведение государственными органами в тесной связи с общественностью разнообразных мер по обеспечению неприкосновенности граждан, защите их прав и законных интересов, народного достояния, по созданию обстановки спокойствия, нормальных условий для работы государственных, общественных предприятий, организаций и учреждений11.

По мнению автора, под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих.

Сохранить стабильность в обществе, обеспечить надлежащий порядок и общественную безопасность призваны, в первую очередь, правоохранительные органы и Вооруженные Силы России, находящие поддержку, одобрение и помощь граждан и общества в целом, а также различные негосударственные общественные объединения и органы местного самоуправления, которые должны быть в этом заинтересованы.

В соответствии с Законом №82-ФЗ “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 г.12, с изменениями и дополнениями в редакции федеральных законов №78-ФЗ от 17 мая 1997 г. и №112-ФЗ 19 июля 1998 г., деятельность общественных объединений основывается на принципах: добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Ограничения составляют следующие основания: создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ст. 16).

Законом РФ №125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26 сентября 1997 г. в Российской Федерации свобода совести и веры исповедания гарантируются правом каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 3). Ограничены эти права и свободы могут быть федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом №98-ФЗ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” от 28 июня 1995 г.13 определены гарантии, общие меры государственной поддержки соответствующих объединений в России, предусмотрены основные направления и формы государственной поддержки и ответственность лиц, федеральных органов исполнительной власти и руководителей молодежных и детских объединений за исполнение настоящего Федерального закона, а также судебная защита прав молодежных и детских объединений.

Таким образом, российское законодательство предоставляет общественным объединениям свободу их образования и деятельности, детализирует и гарантирует реализацию положения ст. 30 Конституции о праве каждого на объединение, а также содержит некоторые запреты в целях защиты конституционного строя России.

Однако, как показывает практика, реализация политических прав и свобод граждан в России порой сопровождается массовыми беспорядками, иными нарушениями общественного порядка и законности, созданием угрозы общественной безопасности и конфликтами с правоохранительными органами, включая органы внутренних дел.

Проведение различных массовых мероприятий регламентировано в Указе Президента РФ “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” от 25 мая 1992 г.14, которым запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигание расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Законодательство различных стран примерно одинаково регламентирует общественные отношения, связанные с организацией и проведением уличных шествий, митингов и демонстраций. Их организаторы обязаны заранее сообщить об этом властям.

Так, в соответствии с Законом Франции от 23 октября 1935 г. (ст. 1), с последующими незначительными изменениями, порядок организации и проведения массовых мероприятий граждан и их объединений (манифестаций) связан с обязанностью их организаторов заблаговременно информировать власти о готовящихся массовых выступлениях. В противном случае проведение подобных мероприятий запрещено. С 1960 г. во Франции все собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации в общественных местах, если они осуществляются без согласования с властями, считаются “сборищами” и в обязательном порядке подлежат пресечению силами полиции. В соответствии со ст. 104 Кодекса Франции “О наказаниях” в общественных местах запрещены: а) вооруженные сборища; б) невооруженные сборища, которые нарушают общественное спокойствие15.

Во Франции действует также Закон “О свободе печати” 1881 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в него законами 1972, 1977, 1983 и 1987 гг., устанавливающий запреты на публикации, которые подстрекают к дискриминации, поощряют ее, возбуждают ненависть или призывают к насилию по мотивам происхождения или расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности. Эти действия караются тюремным заключением на срок от 1 года и более и (или) штрафом от 300000 франков (п. 5 ст. 24)16.

Однако, новый Уголовный кодекс Франции, принятый 22 июня 1992 г. и вступивший в силу с 1 марта 1994 г., не затрагивает эти нормы закона о свободе печати 1881 г., они по-прежнему остаются в силе17.

В Австрии действует Конституционный закон “О запрете национал-социалистической рабочей партии” от 8 мая 1945 г. и Конституционный закон “О военных преступлениях и других злодеяниях национал-социализма”. На основании этих двух законов народные суды за период 1945-1955 гг. рассмотрели 13829 уголовных дел18.

В соответствии с §8 Конституции Германии право граждан на уличные шествия и демонстрации выражается в том, что “… все немцы имеют право принимать участие в мирных демонстрациях и собраниях без предварительной регистрации или специального разрешения при условии, что они не будут иметь при себе оружие”. Однако в Германии действует также специальный Закон “О собраниях” от 24 июня 1953 г., с изменениями и дополнениями в редакции от 15 ноября 1978 г., в котором, в частности (§14) закреплено: “… тот, кто намеревается организовать общественное собрание под открытым небом или демонстрацию, шествие и иные мероприятия с участием людей, должен заявить об этом компетентным органам не позднее, чем за 48 часов до публичного объявления о своем намерении”19.

В Италии в 1973 г. был принят Закон “О запрещении неофашистской деятельности”. Против участников неофашистской организации “Национальный авангард” к началу 1974 г. было возбуждено более 100 судебных дел.

Расовые отношения в Великобритании регулируются Законом “О расовых отношениях” 1976 г., которым запрещается прямая или косвенная расовая дискриминация в сфере занятости, образования, предоставления услуг и товаров. Разд. “5а” Закона “Об общественном порядке” 1936 г. объявляет уголовно наказуемым деянием печать и распространение материалов, а также публичное употребление слов, каким-либо образом угрожающих цветным, оскорбляющих их достоинство, возбуждающих вражду против представителей проживающих в Великобритании расовых групп20.

В столице США, Вашингтоне, правила проведения массовых мероприятий на улицах устанавливаются местным муниципалитетом. Они предусматривают обязательную подачу на рассмотрение властей специальной анкеты — заявления не позднее, чем за 4 дня (исключая выходные и праздничные дни) до даты проведения планируемого массового мероприятия21. Аналогичные требования содержатся в законодательстве Бельгии, Швеции, Испании, Японии и многих других государств22.

Таким образом, зарубежное законодательство, в том числе развитых демократичных государств, показывает, что предоставленные гражданам этих стран политические права и свободы при их реализации не должны дестабилизировать общую политическую обстановку в стране, создавать массовые беспорядки, угрожать безопасности граждан и интересам государства. В этой связи основным требованием к организаторам массовых мероприятий является предварительное уведомление и согласование их проведения с властями, поскольку последние обязаны быть готовыми к самым непредсказуемым действиям со стороны митингующих и принять соответствующие меры для предотвращения негативных последствий таких акций.

По мнению автора, основной проблемой правового регулирования общественных отношений в сфере деятельности органов внутренних дел при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности в условиях формирования гражданского общества является определение границ между процессом реализации политических прав, свобод, законными интересами граждан и нарушениями общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий общественно-политическими силами и группами граждан. Зачастую массовые мероприятия сопровождаются двумя крайностями: либо они перерастают в акты политического или иного (религиозного) экстремизма, создающие угрозу общественной и государственной безопасности, либо, наоборот, сопровождаются разгоном манифестантов милицией и силами внутренних войск, арестами инакомыслящих, включая международных наблюдателей, представителей иностранных средств массовой информации, что вполне можно квалифицировать как нарушение политических прав и свобод, принципов и норм международного права. Особую актуальность подобного рода проблемы приобрели в странах СНГ, включая Россию.

Характерен следующий пример: 25 марта белорусская оппозиция регулярно отмечает День воли — создание Белорусской Народной Республики, при этом каждый раз для разгона митингующих используются силы милиции и ОМОНа. В 2000 г. оппозиция уведомила власти о своем желании провести в марте очередную массовую демонстрацию. Она получила разрешение на проведение митинга на отдаленной площади, без права шествия. Это вызвало негодование оппозиции и привело к эксцессам. Результатом стали аресты около двухсот участников, члена консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ Кристофера Панька и съемочной группы трех российских телеканалов — НТВ, ОРТ и РТР23.

Борьба с экстремизмом проявляется в различных направлениях и формах, в частности, на религиозной почве. Так, например, широкая кампания борьбы с “исламским экстремизмом” в Узбекистане и в соседних республиках началась после того, как в декабре 1997 г. в Намангане было совершено убийство высокопоставленного сотрудника милиции, которому преступники отрезали голову. Узбекские власти обвинили в происшедшем “исламских фундаменталистов”. В 1998-1999 гг. в Узбекистане прошел ряд судебных процессов над членами уголовных банд, причастных к убийствам и ограблениям граждан. В основу обвинений была положена версия о том, что эти уголовные преступления совершались в рамках разработанного “исламскими экстремистами” масштабного плана, направленного на дестабилизацию внутриполитической обстановки. За “причастность” к ташкентским взрывам 16 февраля 1998 г. было осуждено около 80 человек. В целом, в период 1998-1999 гг. были проведены массовые репрессии в отношении верующих. В специальных списках МВД республики в число “фундаменталистов” попали и те, кто занимался челночной торговлей с Турцией, Ираном, Пакистаном или арабскими странами, недавно сбрил бороду, имел двух жен и т.п.24.

Приведенные данные и материалы свидетельствуют о том, что в странах СНГ вопросы охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности тесно увязываются с проблемой борьбы с экстремизмом. Эта проблема сложна и многогранна, причем в ходе ее решения нередко допускаются “срывы”, выходы за рамки законности.

В многонациональной России проблемы политического и религиозного экстремизма тесно переплетаются с вопросами борьбы против терроризма, в частности с ведением военных действий против бандформирований в Чечне, а также с вопросами взаимоотношений Федерации и ее субъектов по применению федеральных законов на территории субъектов федерации. Сюда примыкают проблемы межнациональных отношений, вопросы государственно-территориального устройства и др. (сохранение единого федеративного государства, обеспечение прав человека и гражданина на территории субъектов РФ, в частности, права пользования родным языком и т.д.)

Так, например, в многонациональной Республике Башкортостан, где титульная нация занимает третье место по численности населения, уступая русским и татарам (причем последние этнически близки башкирам), очень сложно и противоречиво идет введение государственного языка. Всю языковую политику правительство Республики Башкортостан строит на придании башкирскому и русскому языкам де-факто статуса государственных, “забывая” про многочисленную татарскую диаспору. Опросы общественного мнения показывают, что для основного населения республики характерна языковая терпимость, согласие с введением двух (башкирского и русского) государственных языков. Например, большинство опрошенных (56,8% башкир, 25,5% татар и 42,3% русских) не отрицали возможности двуязычия для государственного аппарата. В то же время представители татарского этноса наилучшее решение языкового вопроса в Башкирии видели в признании государственными языками республики трех языков: русского, башкирского и татарского (45,3%). Представители ряда национальных организаций видят в придании башкирскому языку статуса государственного дискриминацию небашкирского населения. Деятели русских национальных объединений считают, что это ущемляет права русских, большинство из которых не владеет башкирским языком, а также русскоговорящего населения в целом. Представители татарского националистического движения также отрицательно относятся к этой ситуации. Многие оценивают возможное принятие закона “О языке” в Республике Башкортостан как один из механизмов ускорения башкиризации. С конца 80-х годов правительственные круги республики взяли курс на строительство суверенного государства, способного утверждать верховенство своих законов над федеральными, не подчиняться федеральной власти и самостоятельно выступать на международной арене. Созданы полностью автономные от центра три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, формируется правовая база, идеологически и практически закрепляющая суверенитет Башкортостана25.

По мнению автора, политика официальных властей Республики Башкортостан создает в рамках субъекта федерации сложную общественно-политическую и социально-психологическую ситуацию, чреватую не только массовыми митингами протеста, которые могут перерасти в нарушения общественного порядка в виде массовых беспорядков, но и условия, способствующие разжиганию национальной вражды и ненависти, создающие угрозу национальным интересам государства, с одной стороны, и, с другой, — ущемляющие законные интересы граждан, не относящихся к титульной национальности, проживающим на территории этой республики, что создает угрозу национальной безопасности России, конституционному строю и спокойствию российского общества.

Справедливым и компромиссным решением языкового вопроса, по мнению автора, могло быть признание русского языка — языком межнационального общения, а башкирского и татарского языков — государственными языками. Другим вариантом могло бы стать признание трех языков государственными языками в Республике Башкортостан. Искусственное насаждение (навязывание) языка или национальной культуры, сопровождающееся игнорированием Конституции РФ и федеральных законов, и отказ от компромисса с центром не могут позитивным образом сказаться на укреплении законности и правопорядка, возрождении национальных традиций. Такая политика не сможет обеспечить подлинный расцвет национальной культуры одного народа на фоне ущемления конституционных прав представителей других наций. Она не будет способствовать формированию демократического и гражданского общества.

Таким образом, проблемы, связанные с деятельностью органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, не могут быть эффективно решены без изменения государственной политики, касающейся общественно-политических, национально-культурных, социально-экономических вопросов, применительно к конкретным особенностям республик, краев, областей, городов или районов, а также страны в целом. Милиция в одиночку не в силах эффективно решить задачи такого уровня, которые нередко просто-напросто выходят за рамки ее компетенции. Однако в большинстве своем именно органы внутренних дел являются объектом жесткой критики со стороны средств массовой информации, отдельных политиков, общественных объединений, структур государственной власти и даже общества в целом при обсуждении вопросов, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

По мнению автора, эффективность решения проблем охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в рамках задач правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, в условиях формирования в России гражданского общества зависит не только от их согласованных и скоординированных действий, но, в первую очередь, от правильности государственной политики, уровня подготовки и квалификации кадров, качества законов и эффективности правоприменительной практики.

Обеспечение охраны общественного порядка и безопасности личности, общества, государства носит комплексный характер. Оно не только связано с осуществлением непосредственных функций органов внутренних дел и других силовых структур власти, но и неотделимо от задач и обязанностей исполнительной, законодательной и судебной власти, действий федерального центра и субъектов федерации, включая органы местного самоуправления, направленных на решение различных вопросов общественной жизни, включая борьбу против экстремизма.

Современная политическая ситуация в России отличается заметной нестабильностью, излишней политизированностью общества, ростом социальной напряженности, которая выливается в различного рода конфликты на национальной, политической или религиозной почве. Подобные конфликты имеют тенденцию к обострению в условиях низкого уровня жизни многих граждан, экономического кризиса, роста преступности и т.п. Это дестабилизирует общественно-политическую обстановку в стране и создает благоприятную питательную среду для появления политического экстремизма, что не может не отражаться негативным образом на формировании в стране гражданского общества.

Следовательно, гражданское общество и политический экстремизм — несовместимые общественно-политические категории и понятия.

По мнению А.Ф. Майдыкова и В.Б. Козлова, крайне опасными для общества и государства методами политического экстремизма являются: подстрекательство к незаконным действиям, массовым беспорядкам; саботаж; террористические акты26.

Ныне действующий Уголовный кодекс РФ в сравнении с предыдущим уголовным законодательством достаточно полно регламентирует правовое регулирование общественных отношений, касающихся борьбы с экстремизмом. Достоинством его можно считать системность расположения норм в уголовном законе. Гл. 24 “Преступления против общественной безопасности” достаточно четко формулирует и раскрывает составы преступления27.

По мнению автора, существующая судебная практика характеризуется незначительным количеством дел, связанных с политическим экстремизмом, и показывает, что к субъектам данного преступления применяются достаточно мягкие меры наказания. Согласно сведениям, поступившим на запрос Верховного Суда РФ из 45 республик, краев и областей в 1996-1998 гг., рассмотрено крайне незначительное количество гражданских дел названной категории (всего 4 дела), к числу которых относится рассмотренное Ульяновским областным судом дело по заявлению прокурора Ульяновской области о приостановлении деятельности Симбирской (Ульяновской) областной организации народно-демократической партии “Ватан”. За последние 2 года судами России были также рассмотрены 9 уголовных дел, связанных с проявлением политического экстремизма. В марте 1997 г. Оренбургским областным судом был осужден по ч. 1 ст. 74 УК РСФСР к штрафу в 10 минимальных размеров оплаты труда с назначением принудительного наблюдения и лечения у психиатра по месту жительства гражданин Михайлов В.С. 8 сентября 1997 г. Бакчарский районный суд Томской области осудил по ч. 1 ст. 282 УК РФ к штрафу в 1500000 руб. Нахтигаля Д.И., признанного виновным в оскорбительных нецензурных высказываниях в адрес азербайджанца Расулова Р.А, унижающих его национальную честь и достоинство. 12 ноября 1997 г. Московский городской суд осудил по ч. 1 ст. 74 УК РСФСР к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно, освободив от наказания в соответствии с Амнистией 1995 г. гражданина И.В. Лазаренко28.

Опыт ряда зарубежных европейских стран в данной сфере заметно отличается от отечественной правоприменительной практики. Так, например, в Австрии за разжигание национальной розни предусмотрены наиболее суровые меры наказания — до 20 лет тюремного заключения29. В США участие в выступлении против властей страны или законов государства карается 10-тысячным штрафом или заключением под стражу до 10 лет. Сговор с целью мятежа, даже если в нем участвуют лишь два лица, наказывается 20-тысячным штрафом и заключением до 20 лет.

Само понятие “политический экстремизм” представляется не столько новым, сколько недостаточно распространенным. В существующих ныне условиях оно мало употребляется в отечественной юридической науке и правоприменительной практике. Данное утверждение можно подкрепить ссылкой на отсутствие этого понятия во многих известных словарях30. Лишь в немногих словарях дается толкование интересующего нас понятия. “Экстремизм” от лат. extremus означает крайний, приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике; термин, обычно применяемый реакционерами и реформистами по отношению к революционным деятелям). “Экстремист” — это человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер31.

О.Е. Кутафин справедливо отмечает, что само понятие политического экстремизма существует в нашей стране и во многих других странах давно, хотя мы раньше не уделяли большого внимания этому вопросу и даже не выработали четкого определения политического экстремизма32. По мнению автора, политическим экстремизмом является общественно-опасная, виновная и уголовно-наказуемая деятельность определенных лиц, социальных групп, общественных объединений, выражающаяся в создании вооруженных или невооруженных формирований, организации и опубликовании, хранении и распространении антиконституционных печатных материалов, а также в публичных выступлениях в средствах массовой информации, организации и проведении митингов, шествий, демонстраций и пикетов, посягающая на насильственное изменение существующего конституционного строя, общественный порядок и общественную безопасность. Подобная деятельность создает угрозу интересам и безопасности граждан, общества и государства. Особенностью ее является политический характер.

Основными причинами, связанными с нарушениями общественного порядка в российском обществе, по мнению автора, являются: социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом. Все эти причины в той или иной мере влияют на эффективность не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества.

Таким образом, в целях эффективной организации деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с различного рода проявлениями экстремизма в условиях формирующегося в России гражданского общества представляется необходимым осуществить ряд целенаправленных мероприятий.

1. Ужесточить санкции уголовно-правовых норм от 10 до 20 лет лишения свободы, содержащих составы преступления, относящиеся к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка (гл. 29 УК РФ).

2. Незамедлительно принять закон РФ “О запрещении политического, религиозного и иного экстремизма на территории России”, в котором следует закрепить само понятие политического экстремизма, как состава преступления, установить цели, задачи и принципы государственной политики в борьбе против экстремизма, определить правовой статус всех правоохранительных органов государства, уполномоченных осуществлять функции, направленные на пресечение, выявление и профилактику борьбы против экстремизма, ответственность государства перед личностью и обществом за имущественный и нравственный вред, причиненный неправомерными действиями или бездействием специально уполномоченными органами государства, а также сформулировать и закрепить в этом законе систему норм, запрещающих фашизм в стране. Отдельной главой следует закрепить полномочия местных органов самоуправления в осуществлении мер, связанных с борьбой против экстремизма.

3. Исполнительным органам власти на федеральном, региональном и местном уровнях целесообразно разработать программы по борьбе с политическим, национальным, религиозным и молодежным экстремизмом, в которые необходимо включить не только планы мероприятий, адресованные правоохранительным органам, но и определить с учетом конкретной ситуации потенциал сил и средств местного самоуправления, иных негосударственных субъектов, способных и желающих оказать посильную поддержку и помощь в борьбе против экстремизма. Это позитивно скажется и на охране общественного порядка.

4. Судам надлежит шире использовать судебную практику, связанную с запрещением организации и деятельности общественных объединений, которые неоднократно осуществляли акции экстремистского характера, независимо от того, в какой форме это выражалось.

5. Органам прокуратуры целесообразно усилить прокурорский надзор за соблюдением законности, прежде всего, конституционных норм о равноправии граждан и запрете создания и деятельности объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя на территории России, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой и религиозной розни. Необходимо также обеспечить тесное взаимодействие прокурорских органов, Уполномоченного по правам человека и Судебной палаты по информационным вопросам при Президенте России со всеми заинтересованными общественными объединениями и средствами массовой информации. Это позволит укрепить общественную безопасность страны, консолидировать усилия как государства, так и общества.

6. Обеспечить четкую координацию деятельности ФСБ, Таможенного комитета РФ, Федеральной пограничной службы, МВД России и внутренних войск по задержанию и привлечению к установленной законодательством ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио- и видео материалы, направленные на пропаганду идей фашизма и возбуждающих национальную, социальную, расовую и религиозную вражду.

7. Органам внутренних дел, исходя из задач, определенных в Законе РФ “О милиции”, и с учетом несовершенства законодательства по борьбе с экстремизмом при содействии высших учебных заведений МВД России разработать практикум по применению законодательства России применительно к деятельности органов внутренних дел в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций, включая различного рода проявления экстремизма.

8. Произвести структурные изменения в подразделениях МВД России. По мнению автора, для борьбы против различных проявлений экстремизма целесообразно образовать в системе МВД России специализированные подразделения, поскольку проведение защитных и профилактических мероприятий в этой сфере требует от сотрудников органов внутренних дел особой профессиональной подготовки и навыков. Эффективность деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности во многом зависит не только от достоверности, полноты и своевременности информации о готовящихся массовых выступлениях, но и тактики поведения в экстренных непредвиденных ситуациях. В связи с этим автором предлагается создать в рамках учебных заведений системы МВД России научно-информационный и научно-методический центр по проблемам противодействия экстремизму, специализирующийся на вопросах изучения и совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, включая борьбу с проявлениями экстремизма, который разрабатывал бы практические рекомендации по тактике поведения органов внутренних дел в нестандартных ситуациях при охране общественного порядка.

9. Укрепить взаимодействие органов внутренних дел с общественными организациями, заинтересованными в противодействии экстремизму, а также средствами массовой информации (СМИ), которые помогали бы милиции информированием населения о ее роли по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка, повышая престиж милиции в обществе, и одновременно вели пропагандистскую работу, направленную на профилактику экстремизма.

10. Организовать четкое взаимодействие и координацию органов внутренних дел и муниципальной милиции, а также внутренних войск в системе МВД России при осуществлении мероприятий, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

11. Ввести в систему служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел изучение законодательства России, относящегося к деятельности МВД России по борьбе с проявлениями экстремизма, что способствовало бы повышению их уровня правовой культуры и профессионализма.

12. Совершенствовать дальнейшее сотрудничество российской милиции с полицейскими учреждениями зарубежных стран по обмену положительным опытом, в частности с Германией, где сотрудники полиции, участвующие в обеспечении общественного порядка, проходят специальную психологическую подготовку, цель которой состоит в выработке у них психологических установок на “терпимость”. Полицейских учат использовать различные методы убеждения и поиска компромиссов, прежде чем применять силу. Реализация этой концепции в Германии позволила сократить число манифестаций, проводимых с нарушением требований закона до 1,5-2% от их общего числа. Так, в 1989 г. в общем числе 2200 массовых манифестаций, состоявшихся в Германии (Западной), нарушения общественного порядка были отмечены лишь в 44 случаях33.

Таким образом, использование комплексного подхода и всего потенциала правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, в решении проблем обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, позволит обеспечить национальную безопасность страны, укрепить процесс формирования в России гражданского общества, гарантировать законные права и свободы граждан, их защищенность, и отстоять интересы общества и государства.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Подробнее об этом см.: Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1995 и 1996.; Бирюков И.Н. Международное право. Воронеж, 1996. (назад)

2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №22. Ст. 773. (назад)

3 Закон РФ “О милиции”, с изм. и доп. 2-е изд. М., 2000. (назад)

4 Собрание законодательства РФ. 1995. №15. Ст. 1269. (назад)

5 Там же. №33. Ст. 3349. (назад)

6 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №42. Ст. 2334. (назад)

7 Там же. №15. Ст. 769. (назад)

8 Лазарев В.В., Попов Л.Л., Розин Л.М. Правовые основы обеспечения общественного порядка. М., 1967. (назад)

9 Административная деятельность ОВД / Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 23. (назад)

10 Колонтаевский Ф.Е. Понятие и содержание организации охраны общественного порядка // Теория и практика совершенствования общественного порядка. М., 1985. С. 24-30; он же. Организация и совершенствование милиции общественной безопасности. Учебное пособие. М., 1995 и др. работы. (назад)

11 Ерошкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973. С. 8. (назад)

12 Собрание законодательства РФ. 1995. №21. Ст. 1930. (назад)

13 Сборник законов Российской Федерации, с изм. и доп. на 1 августа 1999 г. М., 1999. С. 1147. (назад)

14 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №22. Ст. 1216. (назад)

15 См.: Берлиоз Ж-Л. Проведение демонстраций и связанные с этим проблемы юридического и практического характера // Ревю де ля полис насьональ (Франция). 1987. Сборник переводов. №126. С. 7-15. (назад)

16 Зарубежное законодательство против фашизма // Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. №4 (сентябрь). С. 8–17. (назад)

17 Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993. (назад)

18 Зарубежное законодательство против фашизма. С. 23-24. (назад)

19 Квинтер Г. Свобода, порядок и полиция. Сборник переводов. М., 1982. №195. С. 128. (назад)

20 Зарубежное законодательство против фашизма. С. 31-37. (назад)

21 Масленников А.С. Задумана демонстрация // Правда. 1988. 11 ноября. (назад)

22 Более подробно об этом см.: Обзор зарубежного опыта обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий / Сост. С.С. Степанишин, В.А. Князев. М., 1990. (назад)

23 Более подробно об этом см.: Лукашенко “зачистил” собственную столицу // Московский комсомолец. 2000. 27 марта. С. 1-3. (назад)

24 См.: Пономарев В. Угроза “исламского экстремизма” в Узбекистане: мифы и реальность. М., 1999. (назад)

25 См.: Идея государственности и проблемы этнической дискриминации в Республике Башкортостан. М., 1999. С. 56–57; 68–69. (назад)

26 Майдыков А.Ф., Козлов В.Б. Место и роль ОВД в предупреждении криминальных проявлений политического экстремизма. М., 1996. С. 6. (назад)

27 Более подробно см.: Уголовный кодекс РФ №63-ФЗ от 13 июня 1996 г. Часть Особенная. С. 35–48. (назад)

28 Более подробно см.: Справка отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ “О применении судами правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина”. М., 1999. (назад)

29 См.: Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., 1996. С. 29; Майдыков А.Ф., Козлов В.Б. Указ. соч. С. 48–63. (назад)

30 См.: Даль В. Толковый словарь. СПб., 1998; Малый энциклопедический словарь. М., 1997; Современный словарь иностранных слов. М., 1992. (назад)

31 См.: Словарь иностранных слов в русском языке. М., 1995; Большая советская энциклопедия. М., 1978; Петрученко О. Латино-русский словарь. Репринт IX-го издания 1914 г.; Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. (назад)

32 Кутафин О.Е. Правовые аспекты противодействия политическому экстремизму // Информационный бюллетень общественно-политической жизни. 1996. №6 (апрель). С. 1–6. (назад)

33 Более подробно об этом см.: Вернер Г. Опыт и практические результаты использования полицией внушения во время демонстраций “новых левых”. Сборник переводов. М., 1980. №120. С. 62–81. (назад)






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)