ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Некоторые вопросы регулирования авторских правоотношений в США

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23 сентября 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maskaev
АвторРУБРИКА: Вопросы межд.права




АВТОР: А. Л. Алферов

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №2,2001


Вопросы защиты авторских прав законодательствами зарубежных стран в настоящее время имеют для России определенную значимость. После падения “железного занавеса” активизировалось сотрудничество отечественных и западных издателей. Но в связи с этим возникли и определенные проблемы, связанные с различиями в терминологии, законодательном регулировании, процедурах переговоров и практикой заключения контрактов. Поэтому важной областью изучения становится авторское право зарубежных стран и международное авторское право.

Взаимодействие между государствами в области авторского права регулируются на основании норм международных конвенций, таких как Бернская конвенция 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Большинство западных стран являются членами обеих конвенций. В то же время США присоединились к Бернской конвенции только после пересмотра внутреннего авторско-правового законодательства в вопросах, касающихся регистрации авторства.

В этой статье мы остановимся на нескольких вопросах авторского права США, которые, на наш взгляд, представляют наибольший интерес.

Становление американского законодательства об авторском праве

Первый американский закон об авторском праве был принят Конгрессом Соединенных Штатов в 1790 г. в соответствии с Конституцией, чтобы “поддержать прогресс науки и искусства, защищая в течение ограниченного времени исключительное право авторов и изобретателей на соответствующие произведения и открытия”1.

После пересмотра этого документа в 1831 и 1870 гг. был принят Закон об авторском праве 1909 г.2. Первый закон об авторском праве (Act of May 31, 1790) защищал книги, чертежи и карты. Печатные издания были добавлены впоследствии специальной поправкой (Act of April 20, 1802). В результате пересмотра закона в 1831 г. защита была распространена на музыкальные произведения (Act of February 3, 1831). Фотографии вошли в список произведений, подлежащих защите, в марте 1865 г.3. В 1870 г. список был дополнен произведениями живописи, рисунка, скульптуры, дизайна и иными произведениями изящных искусств (Act of July 8, 1870). Уже после основного пересмотра закона в 1909 г. были сделаны еще две поправки: в 1912 г. — кинофильмы, а в 1971 — звукозаписи были добавлены в список произведений, подлежащих защите4.

Несмотря на бурный технический прогресс и быстрый рост отраслей промышленности, связанных с авторским правом (например: кино, звукозаписи, радиовещания, телевидения и издательского дела), и развитие новых технологий и методов для воспроизводства и распространения печатных материалов, аудио-визуальных произведений и других произведений, защищенных авторским правом5, Закон 1909 г. действовал без серьезных изменений до 1 января 1978 г., когда вступил в силу Закон об авторском праве 1976 г.6.

Правовой словарь Баллентайна7 определяет авторское право как установленную законом исключительную привилегию автора или владельца произведения печатать или другим способом умножать, издавать и продавать копии его литературных, артистических или интеллектуальных произведений, и лицензировать их производство и продажу другими лицами в течение срока существования привилегии. Иными словами, авторское право (copyright) означает право копировать. Исторически, до принятия Закона об авторском праве 1976 года, американское право включало двойную систему охраны, благодаря чему предоставление права и его защита обеспечивались и на уровне штата и на федеральном уровне. Следовательно, существовало авторское право на уровне штата в виде “общего права” (common law) для неопубликованных работ и федеральное, установленное законом авторское право для изданных работ8.

Одним из основополагающих условий нового Закона стало принятие единой унифицированной национальной системы защиты авторских прав на основании федерального закона и отмена защиты авторских прав в рамках общего права на уровне штата9.

Статьей 1, секц. 8, п. 8 американской Конституции установлено право федерального правительства принимать авторское законодательство (т.н. “Copyright Clouse”).

Верховный Суд США в своих определениях по нескольким гражданским делам так обосновал философию, лежащую в основе осуществления этого права:

“…устанавливается, что поддержка индивидуального усилия личной выгодой есть лучший способ увеличить общественное благосостояние, используя таланты авторов…” (Дело “Мазер против Стайна”, 1973 г.)10;
“…чтобы поощрять людей посвящать себя интеллектуальному и художественному творчеству, Конгресс может гарантировать авторам … награду в форме контроля над продажей или коммерческим использованием их работ” (Дело “Голдстайн против Штата Калифорния”, 1973 г.)11;
“творческая работа должна быть поощрена и вознаграждена, но частная мотивация должна в конечном счете уступать задаче продвижения и доступности литературы, музыки и других искусств для широкой общественности. Непосредственный эффект нашего закона об авторском праве состоит в гарантии справедливого вознаграждения за творческий труд автора. Но основная цель — стимулировать, таким образом, развитие художественного и творческого потенциала для блага широкой публики. Единственный интерес Соединенных Штатов и основной объект обсуждения монополии … состоит в общественных выгодах полученных публикой от труда авторов” (Дело “Музыкальная корпорация Двадцатый век против Айкена”, 1975 г.)12.
Данные формулировки показывают, что защита авторских прав осуществляется в целях поощрения авторов к созданию литературных и художественных работ для общественного блага.

Двойная система защиты авторских прав

На протяжении всей истории американского законодательства об авторском праве существовала дихотомия между изданными и неопубликованными произведениями. Неопубликованные работы с момента их создания защищались правом штата, общим правом или правом, установленным законом. После публикации произведения, защита на уровне штата заканчивалась и становилась доступной только федеральная правовая защита. Заметим, что говорить о действии общего права в сфере охраны авторских прав не всегда корректно, т. к. защита неопубликованных работ в некоторых случаях осуществляется на основании писаного законодательства, а не общего права13. Федеральная защита изданных произведений вообще обычно упоминается как “установленное законом авторское право”14.

Различие между общим правом штата и установленным законом (федеральным) авторским правом состоит в объекте защиты. Право штата обеспечивает защиту произведения, пока оно не издано, а федеральный закон защищает авторство после выполнения некоторых установленных законом формальностей.

Публикацию можно назвать “курком” спускового механизма, прекращающего защиту произведения на уровне штата и активизирующего защиту на федеральном уровне. Такая практика уходит корнями в историю первых судебных решений в Англии и США по делам о защите авторского права15, повлиявших на развитие американского законодательства об авторском праве. Подобные судебные решения установили существование общего авторского права до публикации работы и его прекращение после публикации. Верховный Суд в 1973 г. также установил, что пункт об авторском праве не предоставляет Конгрессу исключительного права на принятие законов в области авторского права, и поэтому штаты сохраняют право защищать авторские произведения, если такая защита не противоречит федеральным законам16.

Закон об авторском праве 1909 г. устанавливал это различие между защитой опубликованных и неопубликованных произведений в ст. 2: “Ничто в этом законе не может быть причиной аннулировать или ограничить право автора … неопубликованной работы, в общем праве или по справедливости, предотвращать копирование, публикацию, или использование такой неопубликованной работы без его согласия…”.

Несмотря на то, что сегодня общее авторское право, двойная система защиты и определяющая роль публикации практически отменены, эти концепции не потеряли своего значения, что будет показано далее.

Защита на уровне штата (общее авторское право) возникала с момента создания работы и прекращалась с момента ее публикации. Таким образом, пока произведение не было опубликовано, его защита на основании общего права могла продолжаться вечно, так как штаты не были связаны ограничением авторского права во времени (limited time), закрепленным в федеральной Конституции.

Статья 12 Закона 1909 г. содержит исключения, на основании которых некоторые неопубликованные работы могли получить федеральную защиту. Такая защита распространялась на следующие типы произведений: чтение лекций и произведения, предназначенные для устного исполнения, драматические и драматическо-музыкальные пьесы; музыкальные пьесы; произведения искусства; рисунки или пластические работы научного или технического характера; фотографии и кинофильмы17. В то же время установленное федеральным законом авторское право не было доступно для неопубликованных: книг; периодических изданий; карт; копий произведений искусства; печатных изданий, рисованных иллюстраций, коммерческих печатей или ярлыков; звукозаписи18.

Собственники таких неопубликованных работ для того, чтобы получить защиту своих прав на основании Закона 1909 г. были обязаны внести определенный депозит и выполнить определенные регистрационные формальности. Но, выбрав защиту на основании федерального закона, собственник отказывался от защиты общего авторского права.

До принятия Закона 1976 г., который прекратил действие общего авторского права, оно прекращалось публикацией работы или регистрацией неопубликованной работы в соответствии со ст. 12 Закона 1909 г. В любом случае срок действия авторского права измерялся от даты первой публикации или регистрации неопубликованной работы19.

В настоящее время регистрация авторского права — это юридическая формальность, предназначенная для общественного учета основных объектов защиты частного авторского права. Регистрация не является обязательным условием защиты авторского права. Несмотря на то, что регистрация не является требованием для защиты, закон об авторском праве обеспечивает отдельные стимулы или преимущества для целей поощрения владельцев авторского права к регистрации.

Регистрация произведения дает его автору следующие преимущества: регистрация устанавливает публичную запись требования авторского права; до того, как иск о нарушении может быть зарегистрирован в суде, регистрация необходима для работ, появившихся в США, и для иностранных работ, не имеющих происхождением страну, являющуюся стороной Бернского Союза. Кроме того, если регистрация произведена до или в течение 5 лет после публикации, она будет служить доказательством в суде действительности авторского права и фактов, заявленных в свидетельстве.

Если регистрация осуществлена в течение 3 месяцев после публикации работы или до нарушения работы, владельцу авторского права предоставляется возмещение убытков, установленное законом, и судебных издержек. В противном случае предоставляется только возмещение фактических убытков и доходов. Регистрация позволяет владельцу авторского права сделать запись регистрации в Таможенной службе США для предотвращения контрабандного вывоза копий его произведения.

До 1 января 1978 г. ст. 4 Закона 1909 г. устанавливала, что федеральное авторское право распространяется на “все, написанное автором”20. Это условие соответствовало Конституции (пункт об авторском праве), которая предоставляет Конгрессу право защищать “авторов” и “произведения”.

Слово “автор” в конституционном смысле означает “создатель”, человек, от которого зависит происхождение чего-либо21. Точно так же слово “произведение” может быть определено как “любое физическое воплощение плодов творческой, интеллектуальной или эстетической работы”, и не ограничено письменным или напечатанным материалом22. Более того, “эти термины не были рассмотрены в узком буквальном смысле, но скорее с широтой, необходимой для отражения всеобъемлющих возможностей гарантированных конституционными принципами”23.

Авторское право защищалось посредством публикации работы с отметкой об авторской принадлежности; данное требование применялось только к изданным копиям и не имело никакого значения для неопубликованных работ, зарегистрированных в установленном законом порядке24.

Срок действия авторского права согласно Закону 1909 г. составлял 28 лет, считая с момента первой публикации, с правом возобновления в дальнейшем еще на 28 лет25.

Статья 1 Закона содержала список исключительных прав автора по использованию произведения. Владельцам авторского права принадлежало исключительное право печатать, издавать и продать копии произведения, адаптировать и создавать новые версии произведения, публично исполнять произведение и записывать его. В основном, содержание общего авторского права было таким же.

Казалось бы, отмена действия общего авторского права покончила со значением публикации, которая играла роль границы между общим правом и правом, установленным законом. Однако, это не так. Потеряв свою определяющую роль в правоотношении, доктрина публикации продолжает иметь значение. Например, всякий раз, когда произведение, защищенное согласно Закону 1976 г., издавалось, оно должно было содержать отметку об авторском праве, содержащую информацию о “годе первой публикации”, а также о количестве изданий с момента первой публикации26. Это требование относилось ко всем распространенным копиям произведения27.

Закон 1909 г. не давал определения публикации. Ст. 26, однако, определяла “дату публикации”, как дату, когда копии были “выпущены в продажу, проданы или публично распространены…”28. Но определение даты публикации не то же самое, что определение самой публикации, как было верно замечено при слушании одного из дел в суде29.

Публикация, как определено в ст. 101 Закона 1976 г., означает “распространение копий … произведений на публике путем продажи или иным способом передачи права собственности, путем сдачи в аренду, проката, предоставления во временное пользование. Предложение по распространению копий … группой лиц с целью дальнейшего распространения, публичного исполнения или общественного показа, составляет публикацию”. Это определение в материальном смысле ничем не отличается от определения, данного прецедентным правом. Суды определяли публикацию подобным образом для того, чтобы защитить права авторов и предотвратить пиратство. Суды различали также “ограниченную публикацию” и “основную публикацию”, что помогало определить случаи, при которых сохранялось или не сохранялось общее авторское право. В судебном решении по делу “Уайт против Киммелля” суд установил, что “ограниченная публикация, сообщающая содержание рукописи определенно отобранной группе и для ограниченной цели, и без права распространения, воспроизводства, распределения или продажи, рассматривается как “ограниченная публикация”, которая не приводит к потере обычного авторского права на рукопись; но обращение должно быть ограничено, и относительно людей, и относительно цели, иначе это не может называться частной или ограниченной публикацией30.

В настоящее время публикация не несет того определяющего значения, что раньше, а ее современное значение отражено в следующих статьях Закона 1976 г.:

ст. 104 (a): неопубликованные произведения защищены независимо от национальности или постоянного места жительства автора;
ст. 104 (b): изданные произведения иностранных авторов защищены, если выполнены определенные условия;
ст. 108 (b) и (c): права библиотек воспроизводить (копировать) определены тем, издано ли произведение или нет;
ст. 115 (a): обязательные условия лицензирования относятся только к изданным грампластинкам, содержащим недраматические музыкальные произведения;
ст. 118 (b) и (d): использование определенных произведений в связи с некоммерческим радиовещанием ограничено определенными изданными произведениями;
ст. 203 (a) (3): период, в течение которого определенные виды перехода (передачи) авторского права могут быть отменены, начинается после 35 лет с “даты публикации” или после 40 лет от даты перехода прав, в зависимости от того, какой срок истечет первым;
ст. 302 (e): может существовать презумпция утраты авторства в связи со смертью автора по истечении 75 лет с момента “первой публикации”;
ст. 407 (a): требования депозита применяются только к изданным произведениям;
ст. 410 (c): сертификат о регистрации авторского права, полученный в течении 5 лет после “первой публикации”, является абсолютным свидетельством законности авторского права;
ст. 412: требование о регистрации авторского права как определенное средство предотвращения нарушений меняется в зависимости от того, нарушены ли права на опубликованное или неопубликованное произведение;
ст. 601 (b) (7) (B): в том случае, если “первая публикация” произведения предварительно была осуществлена за пределами Соединенных Штатов, условия производственного пункта не применяются.
Итак, ст. 301 Закона 1976 г. стала краеугольным камнем регулирования правоотношений в области авторского права. Двойная система защиты авторских прав (общего права для неопубликованных работ и федерального или установленного законом авторского права для изданных работ), действовавшая с 1790 г., была заменена единой национальной системой федерального авторского права, установленной законом и защищающей все произведения с момента их создания.

Приобретение авторско-правовой защиты по Закону 1976 г. и причины отказа от двойной системы защиты

На основании Закона 1976 г. произведения приобретают авторско-правовую защиту с момента своего создания. Момент “создания” произведения определяется законом как момент, когда работа “зафиксирована” в виде копии или в виде звукозаписи в первый раз. Иначе говоря, впервые зафиксирована в материальной форме. Так как все произведения по Закону 1976 г. защищены на федеральном уровне с момента создания, т.е. фиксации в материальном выражении, защита авторских прав в рамках общего права на уровне штата не существует. В результате, концепция публикации потеряла свое значение разделительной линии между федеральной защитой и защитой на уровне штата. Ст. 301 ясно выражает намерение законодателя “отменить любые права в рамках общего права или законов штатов эквивалентные авторскому праву в отношении произведений, находящихся в пределах регулирования Федерального закона об авторском праве”31.

Почему же после двухсотлетнего существования двойной системы защиты авторских прав Конгрессом было принято решение об ее отмене? Ответ фактически содержится в докладе Палаты представителей к обсуждению вопроса о новом законе. Итак, согласно докладу, двойная система была “анахронична, неточна, непрактична, и слишком сложна…”. Единая национальная система, по мнению составителей доклада, “…значительно улучшила бы действие закона об авторском праве и была бы более эффективна для выполнения основных конституционных целей унификации <правового регулирования> и содействия развитию литературы и просвещения”32.

Основные аргументы в пользу унификации формулировались следующим образом:

развитие национальной унификации авторского права33;
отмена концепции публикации, которая становится “все более и более искусственной и неясной” и “потеряла основное свое значение и обоснование”, и, таким образом, “избежание хаоса, который возник от разнообразных судебных интерпретаций “публикации”, с непредсказуемым и часто несправедливым результатом”34;
осуществление условия пункта авторского права об “ограниченном времени”, который был искажен в соответствии с концепцией публикации (защита общего права, была бесконечной для “неопубликованных” работ)35;
улучшение международных деловых отношений в области произведений, защищенных авторским правом36.
Права авторов в США и объекты авторского права

Авторско-правовые отношения в США кроме собственно законодательства об авторском праве регулируются нормами и других отраслей права, а также судебными прецедентами. Это характеризует систему авторского права США как эклектическую, не имеющую четко очерченной совокупности норм37. Не останавливаясь подробно на судебной практике, поскольку “нельзя объять необъятное”, рассмотрим некоторые нормы законодательства об авторском праве США. Как уже отмечалось, защитой авторских прав обеспечиваются в соответствии с законами Соединенных Штатов авторы “подлинных авторских трудов”, включая литературные, драматические, музыкальные, художественные и другие интеллектуальные произведения. Эта защита распространяется как на опубликованные, так и на неопубликованные труды. Закон об авторском праве 1976 г. предоставляет владельцу авторских прав исключительные права производить и разрешать другим лицам производить следующие действия:

воспроизводить обеспеченный авторским правом труд в копиях или фонограммах;
готовить производные труды на базе произведения, обеспеченного авторским правом;
распространять копии или фонограммы обеспеченной авторским правом работы среди общественности путем продажи или иной передачи собственности, аренды, проката или передачи во временное пользование;
публично представлять обеспеченную авторским правом работу, в случае литературных, музыкальных, драматических, хореографических работ, пантомимы, кинофильмов и других аудио-визуальных трудов;
производить публичный показ с экрана обеспеченной авторским правом работы, в случае литературных, музыкальных, драматических, хореографических работ, пантомимы, художественных, графических или скульптурных работ, включая отдельные фрагменты кинофильмов или другой аудио-визуальной работы;
в случае звуковых записей, представлять работу публично посредством цифровой передачи звука.
Кроме того, авторы некоторых визуальных произведений обладают правом атрибуции и целостности. Запрещается нарушать любое из прав, обеспеченных владельцу авторским правом Законом об авторском праве. Эти права в то же время законодательно ограничены. Одним из основных ограничений является доктрина “о справедливом использовании” (fair use). В других случаях ограничение приобретает форму “обязательной лицензии”, которая разрешает отдельное ограниченное использование защищенных авторским правом произведений при оплате соответствующего авторского вознаграждения в соответствии с условиями, установленными законом.

На авторское право по закону могут претендовать только автор или лица, принимающие права от автора. Защита авторского права существует с момента, когда труд создан в установленной форме. Авторское право на произведение немедленно становится собственностью автора, который создал данный труд. В случае, когда произведение создано в условиях найма, автором считается не работник, а работодатель. Закон об авторском праве определяет как работу, “произведенную в условиях найма”, следующее:

работу, произведенную работником в рамках рабочих обязанностей;
работу, заказанную или произведенную для использования в качестве участия в коллективной работе (часть кинофильма или другой аудио-визуальной работы, перевода, дополнительной работы, сборника [композиции], текста инструкций, теста, ответов на тест, карты). При этом необходимо наличие письменного документа, подтверждающего волю сторон считать указанную работу произведенной в условиях найма. Авторы совместного труда (соавторы) являются совладельцами авторских прав, если только не существует соглашения, иначе регулирующего отношения между ними.
Авторское право на отдельное произведение (“вклад”), входящее в коллективный труд или обнародованное в периодическом издании, отличается от авторского права на коллективный труд в целом и изначально принадлежит автору вклада.

По общему правилу, право собственности на книгу, рукопись, картину или любую другую копию или фонограмму не дает ее владельцу авторского права. Закон гласит, что передача права собственности на любой материальный объект, который включает защищенную работу, не предполагает передачу каких-либо авторских прав.

Защита авторского права распространяется на все неопубликованные работы, независимо от национальности или постоянного местожительства автора.

Законодательство об авторском праве США защищает “подлинные авторские работы”, которые представлены в осязаемой форме выражения. Представление необязательно должно быть непосредственно осязаемым, если оно может быть выражено при помощи машины или устройства. Работы, подпадающие под авторское право, включают следующие категории:

литературные работы;
музыкальные работы, включая любые сопровождающие слова;
драматические работы, включая любое музыкальное сопровождение;
пантомима и хореографические работы;
живопись, графические и скульптурные работы;
кинофильмы и другие аудиовизуальные работы;
звукозапись;
архитектурные работы.
Эти категории рассматриваются в широком смысле. Например, компьютерные программы и большая часть сборников могут быть зарегистрированы как “литературные работы”; карты и архитектурные планы могут быть зарегистрированы как “живопись, графические и скульптурные работы”.

Отдельные категории материалов обычно не подпадают под защиту Федерального закона об авторском праве. Сюда помимо прочего входят:

работы, которые не были представлены в осязаемой форме выражения (например, хореографические работы, которые не были зафиксированы или записаны, или импровизационные речи, или представления, которые не были письменно зафиксированы или записаны);
заглавия, имена, короткие фразы и лозунги; популярные символы или образцы (дизайн); простые вариации типографских узоров, надписи или окраска; простые списки ингредиентов или содержимого;
идеи, процедуры, методы, системы, процессы, понятия, принципы, открытия, или устройства, которые отличаются от описания, толкования или иллюстрации;
работы, полностью состоящие из информации, которая является общей собственностью, и не содержащие какого-либо подлинного авторства. Например: стандартные календари, шкалы высоты и веса, мерные ленты и линейки, списки или таблицы, взятые из общественных документов или других общих источников.
Авторское право автоматически гарантировано, когда работа создана, т.е. впервые представлена в виде копии или фонограммы. Копии являются материальными объектами, с которых работа может быть прочитана или визуально воспринята либо непосредственно, либо с помощью машины или устройства (например книги, рукописи, ноты, пленки, видеозаписи или микрофильмы). Фонограммы — это материальные объекты, воплощающие фиксирование звуков (за исключением, как определено законом, музыки из кинофильмов), например кассетных лент, компакт-дисков или LP. Так, например, песня может быть зафиксирована в нотах (“копии”) или на фонографических дисках (“фонограммах”), либо в виде двух этих источников.

Отметка об авторском праве

Использование отметки об авторском праве не является обязательным требованием Закона 1976 г., хотя часто это представляется удобным. Предшествующий закон содержал такое требование, и обязательное использование отметки все еще используется при решении вопросов о принадлежности авторского права старых работ.

Все произведения, изданные до 1 января 1978 г., без надлежащей отметки о принадлежности авторского права, переходили в общественную собственность. Любое произведение, которое перешло в общественную собственность до этой даты, не защищается на основании Закона 1976 г.38. Поэтому, при определении правового режима защиты того или иного произведения, чрезвычайно важно было определить, была ли осуществлена его публикация в надлежащем порядке до 1978 г. и если нет, повлекло ли это переход произведения в общественную собственность.

Требование об отметке об авторском праве было аннулировано после присоединения Соединенных Штатов к Бернскому Соглашению 1 марта 1989 г. Несмотря на то, что многие работы, ранее изданные без надлежащей отметки, перешли в общественную собственность, авторское право на ряд произведений было восстановлено на основании соглашения, принятого в ходе “Уругвайского раунда” (Uruguay Round Agreement Act, URAA).

Изначально Закон об авторском праве 1976 г. также требовал отметку об авторском праве. Это требование было аннулировано после присоединения США 1 марта 1989 г. к Бернскому Соглашению. Хотя работы, изданные без отметки до этой даты, могли перейти в общественную собственность Соединенных Штатов, решения “Уругвайского раунда” восстанавливают авторское право ряда иностранных работ, первоначально изданных без отметки.

Агентство по авторским правам не определяет, должны ли копии работ, первоначально изданные с отметкой до 1 марта 1989 г., которые распространены до этого или после 1 марта 1989 г., содержать отметку об авторском праве.

Использование отметки, безусловно, имеет большое значение, так как посредством этого общественность информируется о том, что работа защищена авторским правом, идентифицируется владелец авторского права и отражается год первой публикации. Кроме того, в случае нарушения авторского, если соответствующая отметка об авторском праве появляется на изданной копии или копиях, к которым имел доступ ответчик, в иске по нарушению авторского права никакого веса не должно придаваться позиции защиты такого ответчика, за исключением случаев, предусмотренных в законе об авторском праве. Неумышленное нарушение имеет место, когда нарушитель не осознавал, что работа была защищена.

Ответственность за использование отметки об авторском праве несет владелец авторского права и никакого предварительного разрешения или регистрации в Агентстве по авторским правам не требуется.

Отметка для визуально различимых копий должна содержать три элемента:

1. Символ © (буква С, заключенная в круг), или слово “Copyright” (“Авторское право”), или соответствующее сокращение;

2. Год первой публикации работы. В случае сборников или производных работ, включающих материалы, изданные ранее, достаточно указать год первой публикации сборника или производной работы. Год может быть опущен, если живопись, графическая или скульптурная работа сопровождается текстом, если таковой имеется, и воспроизведена на поздравительных открытках, почтовых открытках, почтовой бумаге, драгоценностях, куклах, игрушках или любом другом полезном изделии;

3. Имя владельца авторского права. Имя владельца авторского права, или сокращение, посредством которого распознается имя, или известное альтернативное обозначение владельца.

Например: © 1997 Oscar Wilde.

Знак “буква С, заключенная в круг” используется только на “визуально приметных копиях”. Некоторые виды работ — например, музыкальные, драматические и литературные работы — могут быть зафиксированы не в “копиях”, а посредством звука в звуковой записи. Так как звуковая запись типа звуковых лент и фонографических дисков — это “фонограммы”, но никак не “копии”, знак “буква С, заключенная в круг” не используются для указания защиты основных музыкальных, драматических или литературных работ, которые были записаны.

По желанию автора или владельца авторского права отметка об авторском праве может быть поставлена на любых неопубликованных копиях или фонограммах, которые им контролируются.

Сроки защиты авторских прав и переход авторского права

Для работ, изданных в разное время, существуют разные сроки защиты авторских прав.

Работа, созданная (впервые зафиксированная в материальной форме) к 1 января 1978 г. или после этой даты, автоматически защищена с момента создания и в течение всей жизни автора плюс дополнительные 50 лет после смерти автора. В случае “совместной работы, подготовленной двумя или более авторами, которые не работали в условиях найма”, “срок длится в течение 50 лет после смерти последнего выжившего автора”. Для работы, выполненной в условиях найма, и для анонимного и псевдоанонимного труда (если только подлинность автора не выявлена в записях Агентства по авторским правам), продолжительность авторского права будет 75 лет с даты публикации или 100 лет с даты создания, кратчайший из них.

Иной правовой режим существует для работ, созданных и изданных или зарегистрированных до 1 января 1978 г. Согласно закону, действовавшему до 1978 г., авторское право было гарантировано либо на день публикации работы либо на день регистрации, если работа была зарегистрирована в неопубликованном виде. Срок охраны авторских прав составлял 28 лет с момента его обеспечения. В течение последнего (двадцать восьмого) года первого срока авторское право возобновлялось по закону. Действующий закон об авторском праве продлил срок возобновления с 28 до 47 лет для авторских прав, которые существовали на 1 января 1978 г., давая этим работам право на общий срок защиты, — 75 лет.

Специфической особенностью законодательства США об авторском праве является то обстоятельство, что в нем не предусмотрена охрана личных неимущественных прав автора. Все перечисленные в законодательстве об авторском праве правомочия носят имущественный характер39.

Любое или все исключительные права владельца авторского права или любое подразделение этих прав могут быть переданы, но передача исключительных прав недействительна, если она делается не в письменной форме и не подписана владельцем прав или должным образом уполномоченным агентом такого владельца. Передача права на неисключительной основе не требует письменного соглашения.

Авторское право может также быть передано на основании закона, может быть завещано или перейти по наследству как личное движимое имущество в соответствии с законом о наследовании при отсутствии завещания.

Передача авторского права обычно проводится на основании договора (contract). Закон предусматривает ведение протокола передачи авторского права в Агентстве по авторским правам. Хотя ведение такого протокола не является обязательным требованием для законной передачи прав, оно дает некоторые юридические преимущества и может требоваться для доказательств законности передачи прав третьим лицам.

Согласно предыдущему закону, авторское право на произведение переходило назад к автору при жизни, или, если автор умер, другим указанным бенефициариям, при условии, что требование о возобновлении было зарегистрировано на 28-м году от первоначального срока. Действующее законодательство исключает возобновление, за исключением работ, уже находящихся на первом сроке установленной законом защиты, когда действующий закон вступил в силу. Напротив, действующий закон разрешает завершение предоставления прав по истечении 35 лет при известных условиях, через письменное уведомление на цессионария в пределах указанных сроков.

Авторское право в работах, имеющих право возобновления на 26 июня 1992 г. или после этой даты, переходит на имя претендента на возобновление на дату вступления в силу регистрации любого возобновления, осуществленной в течение двадцать восьмого года от первоначального срока. В противном случае, право возобновления переходит стороне, имеющей право требовать возобновления на 31-е декабря двадцать восьмого по порядку года.

Для работ, уже находящихся под защитой авторского права, установленного законом до 1978 г., представленный закон обеспечивает одинаковое право завершения, охватывающего вновь добавленные годы, которые расширили прежний максимальный срок авторского права с 56 до 75 лет.

Производная работа как объект авторского права

“Производная работа” — это работа, которая основана на (или получена из) одной или более уже существующих работ. Она также подлежит охране авторским правом, если она включает то, что закон об авторском праве называет “подлинной авторской работой”. Производные работы, также известные как “новые версии”, “включают такие работы, как переводы, музыкальные аранжировки, постановки, беллетристику, художественное воспроизводство (репродукции) и краткое изложение”. Любая работа, в которой произведены редакционные изменения, аннотации, детальные разработки, или другие изменения, представляет, в целом, подлинную авторскую работу и является “производной работой” или “новой версией”.

Для получение авторско-правовой защиты, производная работа должна достаточно отличаться от оригинала, с тем чтобы расцениваться как “новая работа” или содержать значительный объем нового материала. Незначительные изменения или дополнения небольшого объема к существующей ранее работе не будут квалифицироваться как новая версия для целей получения авторского права. Новый материал должен быть подлинным и подлежать получению авторского права сам по себе. Заглавия, короткие фразы и формат, например, не подлежат получению авторского права.

Авторское право в производной работе охватывает только дополнения, изменения или другой новый материал, появляющийся впервые в работе. Оно не распространяется на любой материал, существовавший ранее, и не подразумевает авторского права в том материале. Никто не может расширять срок защиты для обеспеченной авторским правом работы, создавая производную работу. Работа, которая подпала под общественную собственность, т.е., которая больше не защищена авторским правом, может использоваться для производной работы, но авторское право в производной работе не будет восстанавливать авторское право материала, являющегося общественным достоянием. При этом не возникнет препятствий для использования той же самой работы, являющейся общественным достоянием, для другой производной работы.

Производные работы могут быть следующих типов:

телевизионная постановка (основанная на романе);
кинофильм (основанный на спектакле);
роман на английском языке (перевод книги, первоначально изданной на русском);
скульптура (основанная на картине);
картина (основанная на фотографии);
литография (основанная на картине);
биография N.N. (который содержит журнальные статьи и письма N.N.);
постановка о N.N. (основанная на письмах и журнальных статьях о N.N.);
слова и музыкальные аранжировки (например, аранжировки на основании выдержек из Моцарта);
музыкальная аранжировка (например, на основании произведений Гайдна).
Сборники и сокращения могут также подлежать получению авторского права, если они содержат новое авторское произведение. Когда сбор существующего ранее материала, который составляет сборник — абсолютно механическая задача без элементов редакционной выборки, или когда всего лишь несколько незначительных удалений составляют сокращение, то в этом случае в отношении сборников и сокращений как для новой версии защита авторского права не осуществляется.


--------------------------------------------------------------------------------

1 “To promote the Progress of Science and useful Arts, by securing for limited Times to Authors and Inventors the exclusive Right to their respective Writings and Discoveries” (U.S. Constitution, Article 1, Sec. 8, Clause 8). (назад)

2 Copyright Act of 1909. Title 17, USC Secs. 1 et seq. (назад)

3 Act of March 3, 1865. (назад)

4 См.: Boorstyn N. Copyright Law. San Francisco (California), 1981. P.1. (назад)

5 См.: House Report on the Copyright Act of 1976. 94th Congress. 2nd Session. Report No. 94-1476. P.47. (назад)

6 P.L. 94-554. Title 17. USCS Secs. 101 et seq. (назад)

7 Ballentine’s Law Dictionary. 3d Ed. 1969. (назад)

8 См. дела: Wheaton v. Peters, 33 US 591, 8 L Ed 1055 (1834); Goldstein v. California, 412 US 546, 37 L Ed. 2d 163, 93 S Ct 2303 (1973), а также Act of 1909, 17 USC Sec. 301(a). (назад)

9 Act of 1976. Title 17 USCS Sec. 301(a). (назад)

10 См. дела: Mazer v. Stain, 412 US 546, 555, 37 L Ed. 2d 163, 93 S CT 2303 (1973). (назад)

11 См. дела: Goldstein v. California, 412 US 546, 37 L Ed. 2d 163, 93 S Ct 2303 (1973). (назад)

12 Twentieth Century Music Corporation v. Aiken, 422 US 151, 156, 45 L Ed. 2d 84, 95 S Ct 2040 (1975). (назад)

13 См. напр.: Гражданский кодекс штата Калифорния. Sec. 980(a). (назад)

14 Boorstyn N. Указ. соч. С. 4. (назад)

15 См. дела: Miller v. Taylor, 4 Burr 2303 (1769, KB); Donaldson v. Beckett, 4 Burr 2408, (1774, HL); Wheaton v. Peters, 33 US 591, 8 L Ed. 1055 (1834). (назад)

16 См. дело: Goldstein v. California. (назад)

17 См.: Copyright Office Regulations promulgated under the Copyright Act of 1909, Title 37, Code of Federal Regulations (see Appendix 7). Sec. 202.6 — 202.8; 202.10 — 202.13, 202.15. (назад)

18 Там же. Sec. 202.4, 202.5, 202.9, 202.11, 202.14, 202.15a. (назад)

19 См. дело: Marks v. United States, 96 F2d 204 (1938, CA9 Cal). (назад)

20 “All the writings of an author”. (назад)

21 См. дела: Burrow-Giles Lithographic Co. v. Sarony, 111 US 53, 58, 28 L Ed. 349, 4 S Ct 279 (1884). Так же см.: Goldstein v. California. (“to whom anything owes its origin”). (назад)

22 См. дело: Goldstein v. California. (назад)

23 Там же. (назад)

24 См.: 17 USC Sec. 10 (Act of 1909); Sec. 1:3, supra. (назад)

25 Там же. Sec. 24. (назад)

26 См.: 17 USCS Sec. 401(a), 401(B)(2). Sec. 3:2, infra. (Act of 1976). (назад)

27 Там же. Sec. 302 (c). (назад)

28 “…placed on sale, sold, or publicly distributed…”. (назад)

29 См. дело: Hirshon v United States Artists Corp. 1957. (назад)

30 См.: 193 F2d 744 (1952, CA 9 Cal). (назад)

31 “…abolish any rights under the common law or statutes of a state that are equivalent to copyright and that extend to works coming within the scope of the Federal copyright law…”. (назад)

32 H. Rep. P. 129. (назад)

33 Там же. (назад)

34 H. Rep. P. 130. (назад)

35 Там же. (назад)

36 Там же. (назад)

37 См., например: Гришаев С.П. Основные положения авторского права в США. Дисс. на соискание уч. степени канд. юрид. наук. М., 1984. С. 151. (назад)

38 17 USCS Sec. 103, Transitional and Supplementary Provisions, (Act of 1976). (назад)

39 См., например: Гришаев С.П. Указ. соч. С. 151. (назад)






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)