ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Государство - гарант свободы личности

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23 сентября 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maskaev
АвторРУБРИКА: Вопросы межд.права




АВТОР: Ф. К. Рахимов

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №1,2001


С момента своего рождения каждый человек независимо от пола, расы, национальности, места рождения, вероисповедания, языка и социального происхождения становится носителем и обладателем неотчуждаемых и естественных прав. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Никто не имеет права лишать жизни и здоровья другого человека, подвергать его пыткам или жестокому обращению, содержать в рабстве или унижать его достоинство.

Основные права и свободы личности, как известно, провозглашены и закреплены в таких важных международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему (1966 г.). Кроме того, существуют другие важные международно-правовые акты, в том числе Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о ликвидации дискриминации женщин, Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, Декларация прав ребенка и др.1.

Первым шагом нашего независимого государства на пути укрепления и защиты прав и свобод человека было принятие 8 декабря 1992 г. новой Конституции Республики Узбекистан и закрепление в ней всего комплекса прав и свобод человека, признанных приоритетными нормами международного права. В Конституции провозглашено, что демократия в республике базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права (ст. 13).

Что делается нашим государством для укрепления и защиты прав и свобод человека?

Прежде всего, национальное законодательство совершенствуется и приводится в соответствие с нормами и принципами международного права. Цель этой законодательной деятельности заключается в том, чтобы наиболее полно раскрыть механизм осуществления прав и свобод граждан и порядок их защиты.

Признавая приоритет общепризнанных норм международного права, Узбекистан присоединился ко многим международным конвенциям, направленным на закрепление прав и защиту различных категорий граждан, и принял на себя обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты их прав и свобод на своей территории.

Принципы недопустимости произвольного ареста, задержания или изгнания, других ограничений прав и свобод человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека и иных упомянутых международно-правовых актах. Эти положения международного права нашли отражение в Основном законе — Конституции Республики Узбекистан, в частности в гл. VII “Личные права и свободы”, а также в действующих уголовном, уголовно-процессуальном и других законодательствах.

“Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона” (ст. 25 Конституции). Реализация и гарантия этого права обеспечены государством. В частности, надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Узбекистан осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, что закреплено в ст. 118 Конституции.

Дальнейшее развитие положения Конституции Республики Узбекистан получили в ряде законов: в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе об административной ответственности, Законе “О прокуратуре”.

Одним из серьезных ограничений прав и свобод человека является задержание и арест. Прокурор, руководствуясь нормами Конституции и другими законодательными актами, принимает меры по предотвращению незаконного задержания и ареста граждан.

Каким образом реализуется на практике в республике право граждан на свободу и личную неприкосновенность?

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством никто не может быть подвергнут произвольному задержанию или содержанию под стражей, никто не должен быть лишен свободы иначе, как на основании закона.

Правовые основы и порядок задержания граждан, подозреваемых в совершении преступления, подробно регламентированы в гл. 27 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. Большое значение уделяется выполнению функциональных обязанностей прокурора.

Прокурор, осуществляя надзор за законностью задержания подозреваемых, должен четко представлять сущность и правовую природу задержания подозреваемого. Ведь задержание, как и заключение под стражу в качестве меры пресечения, является одной из мер процессуального принуждения. Но в то же время задержание подозреваемого — это не мера пресечения. Задержание применяется только к подозреваемому, а не к обвиняемому. Кратковременное задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, предусмотрено законом в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. В отличие от заключения под стражу как меры пресечения для задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, не требуется санкция прокурора. Сроки задержания подозреваемых и содержания под стражей обвиняемых также различны. Вместе с тем закон не предусматривает продления срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, тогда как в соответствии со ст. 245 Уголовно-процессуального кодекса республики срок содержания под стражей может быть продлен. По истечении установленного законом срока задержания подозреваемый либо освобождается, либо в отношении его применяется мера пресечения — содержание под стражей.

Задержание состоит в кратковременном (не более 72 часов) лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях пресечения его преступной деятельности, предотвращения побега, сокрытия или уничтожения им доказательств.

Задержание может быть произведено как до возбуждения уголовного дела, так и после его возбуждения. В последнем случае задержание допускается лишь по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или по определению суда.

По каким основаниям может быть задержано лицо, подозреваемое в совершении преступления?

Эти основания четко конкретизированы в законе и не подлежат расширительному толкованию.

Таких оснований всего четыре:

когда лицо застигнуто при совершении преступления или сразу же после его совершения;
когда очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо указывают на данное лицо, как на совершившее преступление;
когда на нем или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы совершенного преступления;
когда имеются данные, дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, и если оно покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства либо не установлена его личность (ст. 221 УПК РУ).
Не могут быть задержаны и доставлены в милицию или иной правоохранительный орган депутаты, судьи и прокуроры. Этот запрет не распространяется на случай задержания, предусмотренный в п. 1 ст. 221 УПК РУ.

Изложенный порядок полностью отвечает принципам Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г., ст. 9).

Срок задержания исчисляется с момента доставления задержанного в милицию или иной правоохранительный орган.

Принципиально новым в действующем уголовно-процессуальном законодательстве явилось закрепление в нормах права обязанности органов дознания и следствия разъяснения прав, а также обеспечения реализации права подозреваемого на защиту с момента задержания или предъявления постановления об аресте и составлении протокола задержания.

Ранее в законе не было указано, в какой срок должен быть допрошен задержанный. В новом законе указано, что задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента доставления, причем с участием защитника.

Участие адвоката в ходе следствия допускалось только после предъявления обвинения, т.е. только обвиняемому было дано право пользоваться защитой. В настоящее время в уголовно-процессуальное законодательство Узбекистана внесено изменение: участие адвоката допускается с момента задержания подозреваемого или обвиняемого. Все эти новшества в законодательстве защищают интересы личности.

До истечения срока задержания и при наличии необходимых на то оснований, если лицо должно быть привлечено к участию в деле в качестве обвиняемого, ему необходимо предъявить обвинение, допросить его в качестве обвиняемого (в том числе обеспечить участие защиты) и решить вопрос об избрании меры пресечения.

В исключительных случаях с санкции прокурора в отношении подозреваемого может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей. При этом подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в течение 10 дней со дня его задержания. В противном случае мера пресечения отменяется и лицо освобождается из-под стражи (ст. 226 УПК РУ).

После возбуждения уголовного дела и в течение всего срока задержания дознаватель и следователь, которым подследственно дело, могут производить в пределах своей компетенции следственные действия для установления обстоятельств совершения преступления, а прокурор — проверки обоснованности задержания.

В случае возбуждения уголовного дела до задержания подозреваемого дознаватель, следователь, прокурор выносят постановление, а суд — определение о задержании, привлечении к участию в деле в качестве подозреваемого и направляют сотруднику милиции или иного правоохранительного органа для исполнения. Компетентное лицо обязано сообщить задерживаемому об основаниях его задержания и немедленно доставить его в ближайшее учреждение милиции или иной правоохранительный орган. О произведенном задержании должны быть немедленно уведомлены компетентное лицо или суд, вынесший постановление или определение о задержании.

В случае задержания разыскиваемого обвиняемого, если в отношении него нет постановления об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, прокурор района (города) по месту задержания вправе вынести постановление о задержании обвиняемого на срок, необходимый для доставления задержанного к месту производства следствия, но не более чем на десять суток. Перед вынесением постановления прокурор обязан допросить задерживаемого.

Время, прошедшее с момента фактического задержания подозреваемого, включается в срок содержания обвиняемого под стражей и в срок назначенного судом наказания.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по делам о преступлениях, за которые Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.

Мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена лишь в отношении задержанного, подозреваемого или лица, привлеченного к участию в качестве обвиняемого.

При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами уголовного дела и при необходимости лично допросить подозреваемого или обвиняемого, после чего выполнить одно из следующих действий:

1) санкционировать постановление следователя о применении в качестве меры пресечения заключение под стражу;

2) применить другую, более мягкую меру пресечения или отказаться от применения меры пресечения и немедленно освободить задержанного.

В настоящее время среди практиков, особенно работников суда и адвокатуры, обсуждается вопрос о передаче суду права санкционировать арест обвиняемого, изъяв это право у прокурора. На наш взгляд, суд не является органом уголовного преследования; будучи органом, осуществляющим правосудие, он должен быть арбитром при решении вопроса о виновности подозреваемого или обвиняемого. Суд, санкционируя арест, предрешает вопрос о виновности того или иного лица в совершении преступления, так как для дачи санкции у суда или у прокурора должны быть основания. Как мы знаем, при даче санкции на арест обязательно принимаются во внимание собранные материалы, доказывающие причастность лица в совершении преступления. Таким образом, суд, санкционировав арест, основывается на доказательствах, собранных в начале предварительного следствия, и фактически не может рассмотреть это уголовное дело.

Приводится довод, что суд не будет рассматривать уголовное дело в отношении лица, арест которого им же санкционирован. Известно, что в районах функционирует суд в определенном составе, в таком случае санкцию на арест должен дать другой районный судья. На практике это довольно сложный процесс, решение которого потребует много усилий и затрат.

Кроме того, если санкция на арест дана прокурором, то суд при рассмотрении дела решает вопрос об обоснованности вины обвиняемого, определяет наказание или оправдывает подсудимого. Поэтому, как представляется, на сегодня оставление за прокурором прав дачи санкции на арест является оправданным и законным.

Лица, содержащиеся под стражей, могут находиться в местах для задержанных в течение не более 10 суток. Однако, если своевременная доставка арестованных в следственный изолятор невозможна, они могут содержаться в местах для задержанных до 30 суток.

Содержание под стражей в качестве меры пресечения при расследовании преступлений не может продолжаться более двух месяцев. Однако этот срок может быть продлен прокурором в случае невозможности закончить расследование при отсутствии оснований для изменения меры пресечения. Ввиду особой сложности дела в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, максимально срок содержания под стражей может быть продлен Генеральным прокурором Республики Узбекистан до 1 года 6 месяцев. Никакое дальнейшее продление срока не допускается.

Материалы оконченного расследования уголовного дела должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику не позднее чем за месяц до истечения соответствующего предельного срока содержания под стражей.

Вред, причиненный лицу незаконным задержанием либо незаконным содержанием под стражей в качестве меры пресечения, возмещается в полном объеме, если в дальнейшем в отношении данного лица был постановлен оправдательный приговор или уголовное дело прекращено по реабилитирующим основаниям, предусмотренным ст. 83 УПК РУ.

Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия осуществляется прокурором. Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

· отменяет незаконные и необоснованные постановления дознавателей;

· дает письменные указания об избрании, изменении или отмене меры пресечения;

· поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу;

· продлевает сроки расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения;

· отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если им допущено нарушение закона при расследовании дела.

Все эти процессуальные нормы защищают права и интересы гражданина, они не позволяют следователю, прокурору, суду превысить полномочия, ибо Конституция Республики Узбекистан является гарантом защиты прав и свобод граждан.

Важные гарантии неприкосновенности личности граждан, охраны их прав и интересов предусматриваются Конституцией РУ в части установления уголовной ответственности за незаконное задержание или незаконное взятие под стражу (ст. 234 УК РУ).

Необходимо отметить и право граждан на судебное обжалование действий и решений государственных должностных лиц и служащих, предусмотренное в ст. 44 Конституции Республики Узбекистан.

В целом можно констатировать, что в современных условиях в Республике Узбекистан существует устойчивый нормативно-правовой комплекс, обеспечивающий защиту прав и свобод граждан.

В заключение следует отметить, что в период формирования рыночных отношений, дальнейшей стратификации общества и образования нового среднего класса роль государства в урегулировании социально-экономических трений и противоречий очень велика. Весьма важна она и в деле защиты прав предпринимателей и кооператоров в сложных и во многом противоречивых условиях развития современного общества, когда приходится сталкиваться с функционированием крупных организованных преступных группировок. Совершенно ясно, что только государство может обуздать их неуемные аппетиты и защитить частных производителей, как и массу простых граждан, от рэкета, грубого нажима, запугиваний.

Вместе с тем государство, несомненно, должно играть важную роль в защите прав личности в отношениях регионального и местного уровня.

Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, государство обеспечивает полнокровное развитие личности, а также всех социальных, политических и экономических отношений.

Необходимо отметить, что на данном этапе в нашей стране созданы все условия для всестороннего соблюдения основополагающих прав и свобод личности, гарантией чего служат принципы и нормативные требования Конституции Республики Узбекистан.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Организация Объединенных Наций и права человека. Нью-Йорк, 1978. (назад)






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)