ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

Европа: эволюция взглядов на многогражданство во второй половине XX в.

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23 сентября 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: maskaev
АвторРУБРИКА: Вопросы межд.права




АВТОР: Е. С. Смирнова

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №1,2001


“Мы, европейцы, строители соборов. Мы посвятили этому много времени.
И мы преуспели. Мы начинаем строительство Западной Европы. Какой собор! Нам опять понадобиться много времени. Нам потребуется много сил… Фундамент уже построен — это перемирие Германии и Франции.
Возведены опоры в виде экономического сообщества Шестерки. Крышей из перекрытий станет политическое сотрудничество”.

Шарль де Голль.

Письма, записки, дневники 11—12 июня 1965 г
Бонн.

ХХ век отмечен не только такими драматическими событиями, как две мировые войны, революции, дважды приведшие к смене общественно-политического строя на одной шестой части суши, холодная война и конфронтация блоков. Это эпоха освоения космоса, новый этап научно-технического прогресса — развитие физики, химии, биоинженерии, кибернетики, медицины. Именно в этом идея создания нового контура объединенной Европы нашла свое реальное воплощение.

Мысль о необходимости построения общего европейского дома, прозвучавшая в трудах гуманистов Ренессанса и Просвещения, поддержанная таким выдающимся мыслителем, как И. Кант, выдвинувшим идею всемирного гражданства, которое “принадлежит всем людям”1 , получила новый импульс в истерзанной второй мировой войной Западной Европе. Еще в движении Сопротивления возрождается идея “единой Европы” с наднациональной политической структурой, федеральной или конфедеральной, которая заменила бы окончательно скомпрометировавшую себя традиционную структуру межгосударственных отношений, основанную на принципе “европейского баланса сил”2.

Встав на путь интеграции 50 лет назад, европейские государства кропотливо реализовывали планы экономического и политического объединения посредством европейских институтов – Европейского Союза и Совета Европы. Это дало возможность европейцам путем проб и ошибок – от принятия целого ряда конвенций, благоприятствующих приобретению многогражданства, через конвенцию, ограничивающую многогражданство, в конце ХХ в. закрепить de jure единое европейское гражданство.

История европейского гражданства после второй мировой войны начинается принятием в 1949 г. Устава Совета Европы и Конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1950 г. Эти два важнейших документа Совета Европы послужили базой дальнейшей интеграции народов европейских государств3 . В статье 1 Устава Совета Европы определена цель этой региональной организации: “...осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием”.

Идеология и психология конфронтации отошли на задний план, доминирующее положение в общественном сознании заняли идеи гражданского объединения, основанного на приоритете законности и на понимании того, что есть границы общественной активности, разногласий и борьбы, которые преступать нельзя 4 .

Российские ученые называют пятилетний (1945—1950) период подготовительным и предстартовым, временем, когда произошли изменения в формах реализации идеи объединения Европы5 . Активно поддерживали эту концепцию Франция и Бельгия, в частности, такие политические лидеры, как генерал де Голль и бельгийский министр иностранных дел П.-А. Спаак.

Необходимо подчеркнуть, что дальнейшей политической интеграции, как считали западноевропейские политики, должны предшествовать экономическое объединение, в поднятии уровня жизни европейца на должную высоту. В день капитуляции фашистской Германии Р. Шуман, министр иностранных дел Франции, обнародовал декларацию, в которой предложил учредить франко-германское объединение угля и стали, открытое для присоединения других европейских стран. Договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) был подписан в Париже шестью государствами в 1951 г. Подписанные в 1957 г. два Римских договора — о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) — дали новый мощный импульс объединению Европы.

По мнению зарубежных исследователей, концепция единого европейского гражданства была заложена также в Римском договоре 1957 г., в котором проводилась идея о большем сближении людей Европы6 . Так, в ст. 52 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества отмечается, что “ …ограничения на свободу жительства и экономической деятельности граждан какого-либо государства-члена на территории другого государства-члена будут поэтапно и в возрастающей степени устраняться в течение переходного периода”7.

Совет Европы тогда же принял ряд конвенций, подтверждающих заложенные в Уставе Совета Европы цели интеграции народов Европы: в 1957 г. Европейское соглашение о режиме передвижения людей между государствами — членами Совета Европы, в 1959 г. Европейское соглашение об отмене виз для беженцев и в 1961 г. — Европейское соглашение о передвижении молодежи по коллективному паспорту. Соглашения такого рода, а также некоторые другие конвенции, принятые в рамках Совета Европы, привели к увеличению числа многогражданства в Европе, что порождало дополнительные сложности в работе государственных органов государств-участников.

Как следствие этого, в 1963 г. была подготовлена и открыта для подписания Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства. Конвенция 1963 г. предусматривала утрату гражданства одного государства после добровольного приобретения им гражданства другого государства, а также указывала на то, что лицам, имеющим гражданство двух и более стран и проживающим за пределами одного из государств, следует отказываться от одного из гражданств.

Необходимо отметить, что к Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. присоединилось незначительное число государств8 . Практическое осуществление Конвенции 1963 г. весьма затруднительно, что привело к тому, что многие европейские государства стали выступать в поддержку двойного гражданства.

Принятая в 1988 г. Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы касалась решения вопроса двойного гражданства супругов, имеющих различное гражданство, а также двойного гражданства детей, родившихся от таких браков. Второй протокол, подписанный в феврале 1993 г., внес дополнительные поправки в Конвенцию 1963 г. в отношении гражданства второго поколения мигрантов. Важной новацией стала возможность сохранения в отдельных случаях гражданства страны происхождения.

В рамках Европейских Сообществ концепция гражданства союза, формальным утверждением которого получили бы юридическую значимость многочисленные, отдельно уже признанные в Сообществах права, стал замысел, который Европейский Совет уже рассматривал в 1984 г. в Фонтенбло. Более конкретно эта идея была изложена в докладе на встрече глав государств и правительств государств-членов в 1990 г. в Дублине9 .

Одной из составляющих европейского геополитического пространства всегда оставалась Россия, поэтому, по мнению западноевропейских ученых, невозможно рассматривать проблемы Европы без учета постоянного фактора, имя которому Россия10. Вступление России в марте 1996 г. в Совет Европы явилось знаменательным событием, предоставившим возможность 150 миллионам российских граждан пользоваться достижениями европейского права. Ратификация в марте 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. позволила российским гражданам обращаться в Европейский суд по правам человека11.

Эти исторические события заставляют российских законодателей привести нормотворческую деятельность в соответствие с европейскими стандартами в таком важном праве человека, как право на гражданство. Европейское право, в частности европейское гражданство, в настоящее время служат позитивным ориентиром для правового закрепления и развития договорной системы стран СНГ по вопросам гражданства.

В ноябре 1993 г. в Страсбурге страны Совета Европы провели заседание по вопросам гражданства для государств Центральной и Восточной Европы с учетом изменений, происшедших на территориях государств постсоветского региона. Комитет экспертов по вопросам многогражданства счел необходимым начать подготовку новой конвенции, регулирующей вопросы гражданства. Разработка новой конвенции велась с учетом того, что Совет Европы стал открытым для стран Центральной и Восточной Европы.

В 1997 г. была принята новая Европейская конвенция о гражданстве. Следует отметить максимальную гибкость названной конвенции. Решения, содержащиеся в ней, приемлемы даже в отношении тех европейских государств, которые применяют общий принцип единого гражданства. Конвенция 1997 г. не создает препятствий для многогражданства, но и не требует от государств признавать многогражданство как общий принцип12 . Конвенция предоставляет лицам, имеющим второе гражданство, равные права на территории проживания. В ней затрагиваются проблемы гражданства после распада государства. Содержание главы “Правопреемство государств и гражданство” учитывает опыт решения проблем гражданства государствами Центральной и Восточной Европы — Союза ССР, Чехословакии.

Для государств, входящих в Совет Европы, Конвенция 1997 г. имеет большое значение, будучи средством унификации их национальных законодательств о гражданстве. Присоединение стран СНГ и Балтии к названной конвенции поможет им избежать конфликтных ситуаций при реализации права на гражданство на всем постсоветском пространстве. Отмечая значимость принятой в 1997 г. Советом Европы Конвенции о гражданстве, академик РАН О.Е. Кутафин подчеркивает:

“Россия в числе первых государств — членов Совета Европы подписала этот документ, и желательно, чтобы он поскорее был ратифицирован Государственной Думой”13 .

Положения пункта 1 статьи 28 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. позволяют присоединиться к ней государствам, которые не являются членами Совета Европы14 .

Разработка российского национального законодательства о гражданстве с учетом накопленного опыта Совета Европы и возможное присоединение к ней России свидетельствуют о стремлении нашего государства совершенствовать правовую систему в соответствии с европейскими нормами15 .

Следует отметить как позитивный пример то, что в рамках Совета Европы функционирует Центр документации по вопросам гражданства государств — членов Совета Европы, а также то, что издается Бюллетень Совета Европы по проблемам гражданства, что позволяет учитывать все случаи получения второго гражданства гражданами государств — членов Совета Европы.

Качественно новое содержание получил институт гражданства в Европе после заключения Соглашения между правительствами государств Экономического Союза Бенилюкса, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене контроля на общих границах (Шенгенское соглашение) от 14 июня 1985 г. Свобода передвижения граждан европейских государств стала дополнительным фактором сближения европейских народов.

При рассмотрении вопросов, связанных с проблемой европейского гражданства, необходимо подчеркнуть, что отождествление двух структур — Совета Европы и Европейского Союза — ошибочно. Являясь независимыми, эти организации имеют различную компетенцию. Тем не менее все государства — члены Европейского Союза входят в состав Совета Европы. Существует мнение, что те функции, которые выполняет Европейский Союз, предполагалось закрепить за Советом Европы16 . Пример провозглашения Европейским Союзом единого европейского гражданства только подкрепляет это мнение. Согласованные действия двух региональных европейских организаций при рассмотрении проблем гражданства способствуют более эффективному разрешению вопросов.

Феноменальным явлением можно считать гражданство Европейского Союза, которое зафиксировано в статьях 8-8-е раздела 2 Маастрихтского договора от 7 февраля 1992 г. Гражданство Европейского Союза имеет субсидиарный (дополнительный) характер по отношению к национальному гражданству (гражданству государств). Так, в пункте 1 статьи 8 Договора о Европейском Союзе, одобренном на заседании Европейского Союза в июне 1997 г., отмечается: “ Настоящим устанавливаю гражданство Европейского Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Европейского союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство” 17 .

Права граждан Европейского Союза, содержащиеся в Договоре о Европейском Союзе, можно подразделить на следующие категории:

а) миграционные — право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов (статья 8-а);

б) политические права гражданина Европейского Союза, проживающего на территории другого государства-члена, гражданином которого он не является:

- право участвовать в голосовании и баллотироваться кандидатом на выборы в Европарламент (статья 8-в);

- право избирать и быть избранным в муниципальные органы на равных условиях с гражданами данной страны (статья 8-в);

- право обращаться с жалобами в Европарламент и в Омбудсман (статьи 8-d, 138-d, 138-е);

- право гражданина, находящегося на территории государства, не входящего в Европейский Союз, на дипломатическую защиту со стороны представительства любого государства — члена Европейского Союза (статья 8-с).

В отношении гражданства Европейского Союза следует заметить, что при решении вопроса предоставления гражданства значительному кругу лиц, что может являться следствием территориальных изменений или при решении миграционных проблем, существуют ограничения для государства — члена Европейского Союза. Например, государство Европейского Союза не может свободно предоставить свое гражданство большой группе иностранцев без консультаций с другими государствами — участниками Европейского Союза, так как решение будет иметь определенные последствия для других государств. Исходя из названного требования, Германия (до ее объединения) должна была проводить консультации с другими государствами — членами Европейского Союза.

Можно сделать вывод, что установление Маастрихтским договором правового института гражданства Европейского Союза призвано, с одной стороны, подтвердить цель объединения, а с другой — сыграть важную побудительную роль для дальнейшего развития интеграционных процессов в Западной Европе, ведущих к сближению правового положения граждан всех стран — членов Европейского Союза.

В отношении практической реализации идеи европейского гражданства необходимо отметить следующее: в ноябре 1996 г. начала действовать первая фаза программы “Граждане — прежде всего”. Цель ее — предоставить населению стран — членов Сообщества максимально полную объективную информацию о праве граждан Европейского Союза на проживание, работу и обучение в любой стране, способствовать всесторонней интеграции граждан Европейского Союза18 .

О необходимости введения контроля за осуществлением трудовых и пенсионных прав граждан в государствах — членах Совета Европы свидетельствуют зарубежные публикации19 . Совместное решение ряда социальных прав женщин и детей в европейских государствах предполагает разработку широкого круга мероприятий, проводимых государствами — членами Совета Европы20 .

Реализация идеи европейского гражданства имеет не только позитивные примеры, когда совместными усилиями государств Европейского Союза достигается более полноценная реализация социальных, культурных и других прав граждан Европы21. Разногласия, возникшие со времени принятия Маастрихтского договора, когда против всеобъемлющего объединения высказывались Великобритания и Дания, существуют и в настоящее время. Так, французский исследователь Ж.Бодсон отмечает: “Понятие “европейское гражданство” бесполезно осложнило дискуссии о необходимости Маастрихтского договора. Гражданство было создано лишь для того, чтобы дать каждому гражданину сообщества право избирать и быть избранным на муниципальных выборах в государстве-члене, в котором он находится”22 . Достижение европейского идеала о единстве во имя торжества Права, провозглашенное в 1949 г., приносит определенные сложности при осуществлении гражданами своих избирательных прав на местном уровне в регионах, постоянными жителями которых они не являются. Трудности возникают и при претворении мигрантами права на труд в Германии, где некоторые партии обвиняют мигрантов в отсутствии лояльности государству23 .

Словенский политолог и правовед М. Арах заявляет: “Нет необходимости специально подчеркивать, что члены Сообществ или Союза этим договором взвалили на себя слишком серьезные обязательства, значительно более масштабные по сравнению с теми, которыми они до сих пор обеспечивали право свободного перемещения в Сообществе”24.

Институт европейского гражданства является новым, не насчитывающим десятилетия явлением в жизни Европы. Можно предположить, что трудности его роста окупятся в значительной степени большими достижениями при осуществлении гражданами Европы своих демократических прав и свобод. В настоящее время реализация права на гражданство в государствах Европы находится в том гармоничном равновесии, когда многогражданство является фактором не дестабилизирующим, а, напротив, гарантирующим европейцу полноценное претворение его прав человека и защиту всего европейского сообщества в случае нарушения этих прав.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Трактаты о вечном мире. М., 1963. С.40.

2 Борко Ю.А., Загорский А.В., Караганов С.А. Общий европейский дом: что мы о нем думаем? —М.: Международные отношения. 1991. С. 90.

3 См.: Основы права Европейского Союза/Учебное пособие под ред. проф. С.Ю. Кашкина. —М.: Белые альвы, 1997. С. 23—26.

4 Борко Ю.А., Загорский А.В., Караганов С.А. Общий европейский дом: что мы о нем думаем? —М.: Международные отношения, 1991. С. 91.

5 См. там же.

6 См.: Duff D. Between State and Civil Society: Citizenchip/Edited by G. Andres. —London: Lawrence and Wishart, 1991. P. 21.

7 Договоры, учреждающие Европейские сообщества. —М.: Международная издательская группа “Право”, 1994. С. 134.

8 См.: Выступление М. Киллерби на семинаре по вопросам гражданства/Материалы семинара по вопросам гражданства. Дагомыс, 27–30 октября 1993 г. С. 45—48.

9 См.: F. De La Serre. Le traite d Union europeenne, Regards sur e actualite/№. 180/1992. P. 13—14.

10 См.: Паскуаль де ла Парте. Европа на пороге ХХI века/В кн.: Европа на пороге ХХI века. Ренессанс или упадок? М.,1998. С. 13.

11 См.: Третья годовщина вступления России в Совет Европы//Дипломатический вестник. 1999. №4. С. 22.

12 См.: Европейская конвенция о гражданстве. Страсбург, 1997. С. 9.

13 Дипломатический вестник. 1998. № 3. С. 45.

14 См.: Европейская конвенция о гражданстве. Страсбург, 1997. С. 16.

15 См.: Шумов В. Как стать гражданином? // Российская газета. 1999. 18 мая.

16 См.: Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992. С. 61.

17 Сборник международных правовых документов. Регулирующих вопросы миграции. —М.: МОМ. 1994. С. 147.

18 См.: Европейский обзор. Брюссель, 1997. № 47. С. 8.

19 См.: The single market in action. Europe on the move. / ECSC—EAEC. Brussels. Luxemburg, 1992. P. 22.

20 См.: Parlamentary affairs. A Journal of Comparative Politics. / Editor F. F. Ridley. Oxford University Press. Vol. 49. № 2. April 1996.

21 См.: Граждане прежде всего / Европейский обзор. Брюссель, 1997. №47. С. 8—10.

22 Бодсон Ж. Европа апатридов. Белград, 1996. С. 109.

23 См. подробнее: The Wall Street Journal Europe. 1999, February 25. P. 2.

24 Арах М. Европейский Союз: видение политического объединения. —М.: Экономист, 1998. С. 370.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)