ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНО–ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ОТ 23 МАЯ 1969Г.

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28 февраля 2008
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Умарахунов Иркин
АвторРУБРИКА:





Автор доктор юридических наук Иркин Мирзахидович Умарахунов

Заместитель председателя Узбекской ассоциации международного права


СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНО–ПРАВОВОЙ
ПРИРОДЫ ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ОТ
23 МАЯ 1969Г.



Право международных договоровi определяет современное развитие отношений субъектов через процесс международного правотворчества, дальнейшего заключения соглашений между ними.
Вопросам права международных договоров уделяли внимание такие зарубежные ученые, как – Г.Гроций, Д.Анцилотти, Я.Броунли, Э.Де Ваттель, Г.Кельзен, Г.Лаутерпахт, М.Ляхс, Ф.Ф.Мартенс, Л.Оппенгейм, Ш.Руссо, И.Синклаир, Ф.Фридман, П.Фошиль, Г.Фицморис, Ч.Хайд, И.Херцег, Г.Шварценбергер – и ученые стран СНГ – Л.А.Алексидзе, Э.Д.Бейшембиев, И.П.Блищенко, Г.В.Буткевич, В.А.Василенко, А.Н.Гавердовский, Г.М.Даниленко, Г.В.Игнатенко, Р.А.Каламкарян, Н.С.Крылова, Г.И.Курдюков, И.И.Лукашук, Л.Н.Матарадзе, С. Раджабов, М.А.Сарсембаев, А.Н.Талалаев, Г.И.Тункин, М.О.Хаитов, В.М.Шуршалов и др.ii
Необходимо признать все возрастающее значение договоров как источника международного праваiii и как средства развития мирного сотрудничества между государствами.
Отдельным аспектам проблемы права международных договоров и смежных с ней отраслей права посвятили свои работы ученые страны, среди них – Х.Т.Адилкариев, К.З.Алимов, Ф.Бакаева, И.И.Бобокулов, Г.А.Маткаримова, П.А.Маккамбаев, А.Р.Рахмонов, М.А.Рахимова, Р.Т.Хакимов и др.
Следует, однако, отметить, что за годы независимости до сих пор в нашей республике нет достаточно четких ответов на многие вопросы по темам, связанным со стадиями подготовки и заключения международных договоров, их классификацией, ратификацией и денонсацией. Сфера международной договорной практики субъектов международного права расширяется, охватывая все стороны международной жизни: политики, экономики, культуры, гуманитарной и юридической сферы. Это является предпосылкой для научного и практического исследования многочисленных вопросов договорно–правовой практики государств в процессе расширения пространства межгосударственного, межправительственного и межведомственного сотрудничества и партнерства.
Источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 мая 1986г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978г., регистрация и опубликование договоров и международных соглашений, правила для введения в действие ст. 102 Устава Организации Объединенных Наций и др.
Решение вопросов заключения и исполнения международных договоров, главным образом, отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая содержит один из основных принципов международного права – «Pacta sunt servanda».iv
«Анализ принципов международного права указывает, что основные принципы международного права, т.е. принципы, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970г.), а также в Заключительном акте СБСЕ (1975г.), являются критерием законности в международном праве».v
Соответствие этому положению – существенное основание для определения юридической значимости и силы заключенных государствами договоров. Конвенция является право образующим международным источником для основных субъектов – государств при заключении международных договоров (ст. 1 Конвенции).vi
С юридической точки зрения Конвенция включает в себя и более широкий смысл – совокупность процедур с применением различных правовых методов, посредством которых обосновывается существование международных договоров.
Каждый международный договор проходит стадию выработки текста, в котором выражается юридическое согласие государства на обязательность для него международного договора. В вопросе о порядке и стадиях заключения международных договоров есть еще один важный аспект – соотношение обязательств, которые предусмотрены Венской конвенцией о праве международных договоров 1969г.
Международно–правовая природа Конвенции состоит в том, чтобы законодательно регулировать порядок заключения, исполнения, прекращения, приостановления и денонсации международных договоров. В преамбуле Венской конвенции указано на то, что государства – участники Конвенции признают всё возрастающее значение договоров как источников международного права и как средство развития мирного сотрудничества между нациями независимо от различий в их государственном и общественном строе.
В современных условиях нормы международного права в своем применении являются, в основном, нормами сотрудничества субъектов. Устав ООН с помощью правовых норм активно воздействует на формирование норм международного права с таким содержанием. При этом учитываются такие тенденции в развитии международной правосубъектности, как все более обоснованная конкретизация видов прав и обязанностей по критериям их содержания и по характеру, более скрупулезное определение границ компетенции и мер ответственности субъектов международного права.
Устав ООН – юридически определяет международное сотрудничество государств и других субъектов на равных друг с другом правах. При этом возникают своеобразные функциональные позиции:
во–первых, Устав ООНvii юридически обеспечивает нормальное функционирование процесса международного правотворчества при заключении международных договоров, который характеризует суверенитет государств как субъектов международного права, через него формируются и поддерживаются соглашения по различным вопросам;
во–вторых, международная правосубъектность, согласно Уставу ООН, в механизме международного правового регулирования распределяется по субъектам и содержит в себе требования, которые имеют императивный характер и при заключении международных договоров.
В международных отношениях, включая процесс правотворчества, право созидающая сила государства,viii в основном, проявляется через демократические процессы регулирования практики соотношения прав и обязанностей, формирования и применения договорных норм международного права согласно Уставу ООН. Наряду с этим, качество правового регулирования зависит от целей, задач субъектов международного права.ix Обращая внимание на это обстоятельство, можно отметить, что «благодаря Уставу возникает новый самостоятельный субъект международного права. Тем не менее Устав остается соглашением между государствами».x
Устав ООН определяет содержание международного правового регулирования, которое выражается в двух направлениях: во–первых, в упорядочении и заключении международных правоотношений; во–вторых, в содействии развитию новых международных правоотношений через процесс правотворчества и прогрессивного развития международного права. Конвенция имеет прямое правовое отношение к Уставу ООН, органически связана с ним. Содержание гл. 1 ст. 1 Устава ООН определяет основные принципы для государств – «поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества». Из этого следует, что принципы, провозглашенные в Уставе, обязывают каждое государство при заключении международных договоров соблюдать их добросовестно. Конвенция юридически закрепляет и развивает принципы Устава ООН:xi
а) народы Объединенных Наций создают условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров;
б) принципы международного права, утвержденные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенстваxii и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств,xiii запрещение угрозы силой или ее применения и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, являются основным императивом при заключении международных договоров, невыполнение которых представляет собой нарушение международного права;
в) кодификация и прогрессивное развитие права международных договоровxiv способствуют достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно – поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом на основе договоров.
Конвенция является основным международным источником для государств в области заключения договоров и последующего их добросовестного исполнения. Конвенция содержит в себе такие правовые аспекты, которые раскрывают юридическую взаимосвязь международной инициативы, правотворчества и заключения международных договоров:
а) заключение договоров;
б) вступление в силу договоров и их временное применение;
в) соблюдение договоров;
г) применение договоров;
д) толкование договоров;
е) договоры и третьи государства;
ж) поправки к договорам и изменение договоров;
з) недействительность, прекращение и приостановление действия договоров;
и) недействительность договоров;
к) прекращение договоров и приостановление их действия;
л) процедура;
м) последствия недействительности или прекращения договора или приостановления его действия; н) депозитарий, уведомления, исправления и регистрация.
Международный договор становится тогда эффективным инструментом регулирования прав и обязанностей, когда субъекты соблюдают принцип «Pacta sunt servanda».
Принцип «Pacta sunt servanda» - договоры должны соблюдаться.
В первом разделе «Соблюдения договоров» записано: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». Ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. вводит для субъектов положение, обязывающее соблюдать международный договор, не препятствовать его функционированию, не допускать противоправных деяний со стороны участников, которые могут нарушить международную законность и взаимовыгодное сотрудничество. Принцип «Pacta sunt servanda» не распространяется на договоры агрессивные, насильственные, неравноправные и другие недействительные договоры, заключенные в противоречии с основными принципами международного права, а также на договоры и обычаи, которые утратили свою юридическую силу.xv
Принцип «Pacta sunt servanda» является гарантом обеспечения выполнения международных договоров в современных условиях и эффективным средством укрепления международной законности, упрочения правоотношений между государствами. Используя этот принцип, государства выступают за добросовестное, волевое выполнение статей международного договора.xvi
Принцип «Pacta sunt servanda» имеет свое закрепление в Уставе ООН, где декларировано, что народы, вступающие в Организацию Объединенных Наций, преисполнены решимости создать условия, при которых соблюдаются справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права. Устав ООН и закрепленный в его статьях юридический принцип «Pacta sunt servanda» основаны на инициативе государств, их стремлении к выполнению норм международного договора.
Принцип «Pacta sunt servanda»xvii помогает определить юридическую природу международного договора. Без этого принципа понятие «международный договор» не будет полно отражать смысл другого принципа – «выполнение взятых обязательств государствами вытекает из их соглашения». Бесспорно, что рассматриваемый принцип по своему содержанию применим только к правомерным договорам и только по отношению к ним может играть прогрессивную роль и тем самым содействовать укреплению международной законности.
Государство вправе не исполнять свои обязательства по международному договору по следующим причинам: а) когда в результате революции или национально–освободительной борьбы возникли новый социальный строй и новая государственная власть, которая вправе отвергнуть кабальные договоры свергнутых правительств; б) когда обязательства связаны с конкретной территорией, над которой соответствующее государство утратило территориальное верховенство; в) когда один из контрагентов утратил свою международную правосубъектность в результате слияния нескольких государств в одно целое или разделения одного государства на два и более.xviii
Таким образом, договор является соглашением равноправия между двумя или несколькими государствами, когда устанавливаются взаимные права и обязанности. Работая с договором, государство осуществляет свою главную функцию в международном сообществе – функцию суверенного участникаxix в процессе решения актуальных проблем, выражая при этом свое согласие через договор, не нарушая основных принципов международного права, исполняя обязательства по международному договору, в том числе и по принципу «Pacta sunt servanda».
Современная международная практика заключаемых соглашений между субъектами строится на применение большого количества наименований договора поэтому актуальность рассматриваемой проблематики находит множество вопросов к какому же названию лучше использовать, и какова их юридическая сила.
Раскрывая вопросы юридической природы международного права, считает важной проблему толкования наименований международных договоров.
Необходимо отметить, что толкование наименований договорных норм, заключаемых государствами, не обладает каким–то автономным или новым для общего международного права инструментарием, так как это исходит из международной практики субъектов международного права, которые сами определяют, как назвать международный договор. Установление нормативного содержания того или иного права не выходит за рамки ст. 2 «Употребление терминов» Венской конвенции о праве международных договоров 1969г.
Вместе с тем существует особая природа наименования международных договоров, которая признана как в доктрине, так и в практике международного права. Она не может не преломляться и через их толкование. В частности, от интерпретатора требуется придание решающего значения их объекту и цели, с возможным игнорированием при этом иных средств и приемов толкования.xx Иначе говоря, специфическая природа указанных договоров «сообщает» процессу их толкования целевую ориентацию, на достижение именно эффективной защиты прав и обязанностей посредством заключенных соглашений. Такая защита становится главным мерилом для взвешивания степени адекватной реализации государством своих прав.
«То же самое надо сказать о государственном праве, отмечает Ф.Ф.Мартенс, – внутренние государственные порядки всегда отражаются на порядке, существующем в международных отношениях. Современное положительное международное право нельзя понять, не зная действующего государственного права образованных народов. С другой стороны, если разумная цель каждого государства заключается в установлении такого порядка внутри страны, который обеспечивал бы всестороннее развитие личных сил и способностей каждого подданного, то эта цель может быть достигнута только путем международных сношений, обменом услуг и взаимной помощью государств как субъектов международного права».xxi
В основе толкования наименования международных соглашений в области права международных договоров лежит принцип эффективности,xxii который органически взаимосвязан и наиболее широко применяется, исходя также из нормы национального права.xxiii
Согласно части первой ст. 4 Закона Республики Узбекистан О международных договорах Республики Узбекистан от 22 декабря 1995г., которая находится в органической взаимосвязи со Ст. 2 п. 1 (а) Венской Конвенции о праве международных договоров 1969г., юридически определяющей применение государствами различных наименований международного договора, автор, исходя из международно–договорной практики субъектов международного права, а также практики Республики Узбекистан, предлагает широкий перечень классификации наименований международного договора.
Международный договор – родовое понятие, охватывающее все международные соглашения, которые могут иметь самые различные наименования. Независимо от наименования все договоры имеют одинаковую юридическую силу.
Международный договорxxiv является основным источником международного права, органически взаимосвязанным с Уставом ООН,xxv общепризнанным принципам и нормам международного права, заключаемый письменно, представляющий собой добровольное соглашение субъектовxxvi – иметь равноправные права и обязанностиxxvii по конкретному виду международных отношенийxxviii и их надлежащее исполнение.xxix
Таким образом, международный договор - является равноправным соглашением между двумя или несколькими государствами (субъектами), когда устанавливаются взаимные права и обязанности. Через международный договор государство осуществляет свою главную функцию в международном сообществе, - функцию суверенного участника в процессе решения актуальных проблем, выражая при этом свое согласие через договор, не нарушая основных принципов международного права, исполняя добросовестно обязательства по международному договору, согласно принципу – «договора должны соблюдаться» (Pacta Sunt Servanda).

____________________________________________________

i См.: Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров. Международное право. – М.: Междунар. отношения, 1998. – С.135.; Право международных договоров – отрасль международного права, определяющая порядок заключения, действия и прекращения международных договоров. Эта отрасль занимает стержневое положение в системе международного права. Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. – М.: Изд–во Бек, 1997. – С.61.; Право международных договоров – отрасль международного права, нормы которой определяют условия действительности, порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных договоров. Объектом этой отрасли является сам международный договор в широком смысле этого слова, давно уже ставший ведущим источником международного права. Большой юридический словарь. – М.: ИНФРА–М, 1997. – С.517.; Сарсембаев М.А. Международное право: Учебное пособие. – Алматы.: Жет Жаргы, 1996. – 448с.

ii См.: Адилкариев Х. Новая Конституция – великий символ суверенитета Узбекистана. – Т.: Адолат, 1993. – 60с.; Адилкариев Х., Очилов Б.Э. Хозирги замон халкаро хукуки. – Т.: УМЭД, 2002. – 520с.; Алламуратов А.Т. Теоретические вопросы дипломатического и консульского иммунитета в уголовном процессе. – Т.: ТГЮИ, 2003. – 53с.; Бакаева Ф. Развитие и укрепление национального мониторинга прав человека в сфере правосудия: цели, задачи, первый опыт // Мониторинг прав человека: Сб. материалов международной конференции – Т.: Изд–во Узбекистон миллий энциклопедияси, 2003. – С.165–174.; Бобокулов И.И. Особенности нормообразования в международном праве.: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Т.: УМЭД. 2002.; Маткаримова Г.А. Халкаро хукук ва Узбекистон хукукий тизими. ТГЮИ. – Т., 2002. – 94с.; Маткаримова Г.А., Зиганшина Д. Международное право окружающей среды. – Т.: ТГЮИ, 2004. – 89с.; Маккамбаев П.А. Правовой режим государственной границы Республики Узбекистан и проблемы ее совершенствования.: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Т.: УМЭД, 1997. – 25с.; Рахманов А.Р. Международно–правовые аспекты обеспечения всеобъемлющей национальной безопасности в Республике Узбекистан.: Автореф. дисс. … доктора юрид. наук. – Т.: АГОС, 2001. – 54с.; Рахимова М.А. Международно–правовые аспекты экономического сотрудничества Республики Узбекистан с международными организациями.: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Т.: АГОС, 2000. – 24с.; Нугманов Н.А. Применение международно-правовых норм по правам человека в Республике Узбекистан.: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Т.: УМЭД, 2005. – 28с. и др.
Анцилотти Д. Курс международного права. // Под ред. Д.Б.Левина. – М.: Ин. лит., 1961. Т.1. 47с.; Ваттель Э. Право народов. М.: Юрид. Лит., 1960. – 110с.; Ляхс М. Многосторонние договоры. – М.: Ин. лит., 1960. – 320с.; Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. – М.: Юридический колледж МГУ, 1996. Т.1, 2. 684с.; Оппенгейм Л. Международное право. – М.: Изд. ин. лит., 1949. Т.1. 548с.; Хайд Ч. Международное право. – М.: Изд. ин. лит., 1952. Т.4. 596с.; Rousseau Ch. Droit international public. – Tome II. Les sujets de droit. – 1974.; Schwarzenberger G. International law. – London, 1945. V.1. и др.
См.: Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права (императивные нормы). – Тбилиси: Тбил. ун–т., 1982. – 406с.; Блищенко И.П., Солнцева М. Мировая политика и международное право. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 158с.; Василенко В.А. Основы теории международного права. – Киев: Вища шк., 1988. – 288с.; Гавердовский А.Н. Имплементация норм международного права. – Киев: Вища шк., 1980. – 319с.; Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. – М.: Наука, 1984. – 189с.; Игнатенко Г.В. К вопросу о понятии и классификации субъектов международного права. – Свердловск, 1969. – 88с.; Каламкарян Р.А. Фактор времени в праве международных договоров. – М.: Наука, 1989. – 175с.; Каламкарян Р.А. Принципы добросовестности в современном международном праве. – М.: Наука, 1991. – 188с.; Каламкарян Р.A. К вопросу о допустимости формулирования оговорок согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. // Ж. Государство и право, 1998. – № 10. – С.88–93.; Крылова Н.С. Содружество наций: политико–правовые проблемы. – М.: Наука, 1991. – 263с.; Лукашук И. И. Механизм международно–правового регулирования. – Киев: Киев. ун–т, 1980. – 108с.; Лукашук И.И. Функционирование международного права. – М.: Наука, 1992. – 222с.; Лукашук И.И. Нормы международного права. – М.: Spark, 1997. – 226с.; Матарадзе Л.Н. Теоретические вопросы понятия международного договора.: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук.. – М., 1972. – 21с.; Матарадзе Л. Н. Форма международного договора. – Тбилиси: Б.И., 1971. – 59с.; Талалаев А.Н. Право международных договоров. Общие вопросы. – М.: Междунар. отношения, 1980. – 312с.; Талалаев А.Н. Право международных договоров: Договоры с участием международных организаций. – М.: Междунар. отношения, 1989. – 271с.; Талалаев А.Н. Право международных договоров: Действие и применение договоров. – М.: Междунар. отношения, 1985. – 294с.; Тункин Г.И. Теория международного права. – М.: Междунар. отношения, 1970. – 192с.; Тункин Г.И. Вопросы теории международного права. – М.: Междунар. отношения, 1962. – 330с.; Филиппов С.В. Оговорки в теории и практике международного договора. – М.: ИМО, 1958. – 104с.; Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. – Казань: Казан. Ун., 1965. – 258с.; Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. – Казань: Казан. Ун., 1974. – 131с.; Шуршалов В.М. Основания вопросы теории международного договора. – М., 1959. – 472с.; Шуршалов В.М. Основные действительности международных договоров. – М., 1957. – 232с. и др.

iii Согласно принципу универсальности общих многосторонних договоров, который с полным основанием может рассматриваться как один из общепризнанных принципов современного международного права, каждое государство имеет право на участие в договоре, имеющем такой характер. См.: Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. – М.: Наука, 1987. – С.14.; Талалаев А.Н. Международные договоры в современном мире: Вопросы права международных договоров в свете работы Венской конференции ООН 1968–1969гг. – М., 1973. – С.13.; Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношениях: Некоторые вопросы теории. – Киев, 1981. – С.219.

iv Конвенция определяет, что императивная норма общего международного права (jus cogens) «принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Действие принципа добросовестного выполнения международных обязательств распространяется равным образом на международные обязательства из общепризнанных норм международного права. Международных договоров или иных источников международного права – обычаев, односторонних актов государств, судебных и арбитражных решений. Решений международных организаций, если их уставом определена обязательная сила решений. В этом смысле обязательства, вытекающие из договора, стоят в одном ряду со всеми другими международными обязательствами. См.: Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. – М.: Наука, 1987. – С.55–56.

v См.: Бобокулов И.И. Особенности нормообразования в международном праве.: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Т.: УМЭД, 2002. – С.13.

vi См. также Талалаев А.Н. Венская конвенция о праве международных договоров: Комментарий. – М.: Юрид. лит., 1997. – 334с.

vii См.: Ст.1. Устава ООН 1945г. (извлечение). Глава I «Цели и принципы». Статья 1. «Организация Объединенных Наций» преследует Цели: 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира; 3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

viii См.: Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995г. (извлечение). Статья 151. Юридическая сила международных актов. При возникновении противоречия между нормативно–правовыми актами, входящими в систему законодательства Азербайджанской Республики (исключая Конституцию Азербайджанской Республики и акты, принятые путем референдума), и межгосударственными договорами стороной которых является Азербайджанская Республика, применяются международные договоры. Конституции мира. Сборник конституций государств мира. – Т., 1997. Т.1. С.200.

ix Идея государственного суверенитета указывает только на то, что государство есть самобытная юридическая личность; она не дает возможности выяснить, в каких отношениях государства находятся друг к другу, какие обязанности и права соединяют их между собой. С точки зрения самодержавия государства понятны вражда и неприязнь, которые обыкновенно разделяют существующие замкнутые в себе народы. Ну, нельзя представить себе в подобном первобытном состоянии ни одно современное цивилизованное государство. Постоянные сношения, в которых находятся образованные народы, заставляют последних взаимно ограничивать безусловное применение своего самодержавия ради достижения общими силами тех благ, которые выходят за пределы средств или ведомства территориальной государственной власти.
Другими словами, необходимость мирной и устроенной международной жизни государств вытекает из необходимости их международных сношений и оборотов; порядок и право в этой области зиждутся на международном общении, а не на суверенности государств. Поэтому, рассматривая государства, как субъектов международного права, не отдельно, самих по себе, отвлеченно, но в общении друг с другом как членов «международного союза» или «международные ассоциации», мы не приписываем этому общению характера всемирного государства. См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. – М.: Юридический колледж МГУ, 1996. Т.1. С.154–155.

x Вестник Московского Университета. Сер. Право. – М.: Изд. МГУ, 1998. – № 11. – С.93.

xi Основные принципы определены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970г.: 1) Принцип неприменения силы или угрозы силой; 2) Принцип мирного разрешение международных споров; 3) Принцип территориальной целостности государств; 4) Принцип нерушимости границ; 5) Понятие и юридическая квалификация принципа суверенного равенства государств. Республика Узбекистан и принцип суверенного равенства государств; 6) Понятие и юридическая квалификация принципа невмешательства во внутренние дела. Понятие внутренней компетенции государств; 7) Понятие и юридическая квалификация принципа равноправия и самоопределения народов. Противоправность применения силы для лишения народов формы их национального существования; 8) Понятие и юридическая квалификация принципа сотрудничества государств; 9) Понятие и юридическая квалификация принципа уважения прав человека. Республика Узбекистан и права человека; 10) Понятие и юридическая квалификация принципа добросовестного выполнения международных обязательств – «Pacta Sunt Servanda». (Венская конвенция о праве международных договорах 1969г., Ст. 26. «Pacta sunt servanda». Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться).

xii Суверенитет – является самым главным признаком любого государства. Именно в этой связи ст. 1. Конституции Республики Узбекистан узаконила, что новое рожденное независимое узбекское государство – независимо. См.: Комментарий к Конституции Республики Узбекистан. – Т.: Адолат, 1997. – С.37–38.

xiii Территориальное верховенство государства означает его полный и исключительный суверенитет над своей территорией. Территория Республики Узбекистан и ее экономический потенциал неделимы, ее границы неприкосновенны и находятся под защитой. Территориальная целостность и неприкосновенность границ страны являются главным признаком любого суверенного государства и основным принципом международного права. Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций. См.: Комментарий к Конституции Республики Узбекистан. – Т.: Адолат, 1997. – С.43.

xiv Кодификация есть, прежде всего, очистительная работа, освобождающая действующее международное право от неясностей, противоречий и устаревших норм; затем, у всех народов она служила наилучшим средством для ознакомления с законом. С теми правами и обязанностями, которые принадлежат каждому; наконец, она всегда пробуждала и в правительстве, и в обществе уважение к праву, точно определенному и всеми известному. Эти соображения, оправдывающие кодификацию, имеют большее значение в области международного права, нежели в гражданском и уголовном. Институт международного права, усматривая именно в кодификации международных законов главнейшую задачу, поставил себе целью сообщаемыми на усмотрение всех европейских правительств проектами органических международных актов вызвать в государствах сознание необходимости вступить на путь правительственной кодификации. См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. – М.: Юридический колледж МГУ, 1996. Т.1. С.152–153.

xv См.: Талалаев А.Н. Право международных договоров. – М.: Междунар. отношения, 1985. – С.22.

xvi Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. См.: Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. – М.: Наука, 1987. – С.53.

xvii Исходной причиной возникновения таких принципов и норм, является растущая интернационализация различных аспектов жизни общества, расширение и интенсификация международных связей. В результате этого увеличивается количество вопросов, свободное регулирование которых на локальной, многосторонней или двусторонней основе может нанести ущерб интересам других государств. См.: Тункин Г.И. Теория международного права. – М., 1970. – С.180.

xviii См.: Шуршалов В.М. Основные вопросы теории международного договора. – М.: 1959. – С.289.

xix Одним из важнейших признаков государства является суверенитет. Он предполагает: во–первых, верховенство государственной власти внутри страны; во–вторых, независимость ее на международной арене. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций. В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое выражение полновластия господствовавших кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. См.: Общая теория государства и права. Академический курс. – М.: Зерцало, 1998. Т.1. С.98.

xx Harris D. J., O’Boyle M., Warbrick С. Law of the European Convention on Human Rights. – London; Dublin; Edinburgh. – 1995. – P.16.

xxi Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. – М.: Юридический колледж МГУ, 1996. Т.1. С.146.

xxii См.: Mik С. On the Specific Character of State Obligations in the Field of Human Rights // Polish Yearbook of International Law. – 1993. Vol.20. P.126–127.

xxiii См.: Закон Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан» от 22 декабря 1995г., Статья 4. Наименование и виды международных договоров (извлечение). Международные договоры могут именоваться и заключаться в виде: договора, соглашения, конвенции, протокола, меморандума, декларации, обмена письмами и нотами, а также иметь другие наименования.

xxiv Автор рассматривает данное понятие прежде всего исходя из двух аспектов международного и национального права. Как показывает практика часто имплементация какого – либо соглашения становится предметом больших дискуссий в правовом смысле этого понимания, и не влечет неукоснительного применения международных соглашений субъектами. Во – первых, здесь надо выделить международный аспект, где из вышеназванного авторского определения следует закрепить связь каждого международного договора с нормами и принципами заложенными в Уставе ООН и последующих источниках, чья нормативная роль столь велика. Это позволит прогрессивно развивать и совершенствовать вопросы исполнения (имплементации) международных договоров, т.к. нормы и принципы о которых идет речь, в частности Венской конвенции О праве международных договоров от 23 мая 1969г., находится в органической взаимосвязи с Уставом ООН и обеспечивает международную гарантию исполнения договоров в соответствии со ст.ст. 26, 27, 53. Во – вторых, необходимо отметить, что не все субъекты международного права имея обязательства по международному договору могут полноценно применять эти нормы во внутригосударственном праве, эта проблема столь значительна, что автор определяет как первостепенную важность в вышеназванном определении через призму обязательного исполнения, применяя необходимые правовые нормы своего внутреннего права. Применение данного определения, если конечно оно найдет свое практическое применение в нормах позволит обеспечить поднятие авторитета не только самого международного права, но и повысит исполняемость заключаемых международных договоров, в частности даст возможность для субъектов более детально (подробно) и аналитически подходить к большому комплексу вопросов заключенных договоров.

xxv Устав Организации Объединенных Наций (Сан–Франциско, 26 июня 1945 г.). Статья 103. В том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому–либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу.

xxvi См.: 1) Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Латвийской Республикой. Рига, 6 июня 1995г.; 2) Договор между Республикой Узбекистан и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам. Ташкент, 23 мая 1996г.; 3) Договор между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Латвийской Республики о взаимном поощрении и защите инвестиций. Ташкент, 23 мая 1996г.; 4) Договор о воздушном транспорте между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Португальской Республики. Лиссабон, 2 декабря 1996г., на узбекском, португальском и английском языках; 5) Договор о сотрудничестве в области туризма между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Португальской Республики. Лиссабон, 2 декабря 1996 года, на узбекском, португальском и английском языках; 6) Договор о поощрении и взаимной защите инвестиций между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Словацкой Республики. Ташкент, 16 мая 1995г., на узбекском, словацком и русском языках; 7) Договор о торгово–экономическом и научно–техническом сотрудничестве между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Словацкой Республики. Ташкент, 16 мая 1995г., на узбекском, словацком и русском языках; 8) Договор об основах взаимоотношений и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Словацкой Республикой. Братислава, 16 января 1997г., на узбекском, словацком и русском языках; 9) Договор о воздушном транспорте между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Словацкой Республики. Братислава, 17 января 1997г., на узбекском, словацком и русском языках; 10) Договор о связях по автомобильным пассажиро– и грузоперевозкам между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Словацкой Республики. Братислава, 17 января 1997г., на узбекском, словацком и русском языках и др. – Текущий архив МИД Республики Узбекистан.

xxvii Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. См.: Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. – М.: Наука, 1987. – С.10; С.53.

xxviii Международные отношения – это совокупность политических, экономических, культурных, правовых, дипломатических, военных и других связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными политическими, экономическими, культурными и другими организациями и движениями, действующими на мировой арене. По своему содержанию международные отношения выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого–либо одного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. См.: Комментарий к Конституции Республики Узбекистан. – Т.: Адолат, 1997. – С.64.

xxix См.: Закон Республики Узбекистан О международных договорах Республики Узбекистан от 22 декабря 1995г. (извлечение) Статья 28. Выполнение обязательств по международным договорам Республики Узбекистан. Президент Республики Узбекистан в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств. Правительство Республики Узбекистан разрабатывает меры по выполнению международных договоров Республики Узбекистан и определяет министерства, ведомства и должностных лиц, на которые возлагается ответственность за исполнение обязательств по международным договорам Республики Узбекистан. Правительство Республики Узбекистан, министерства и ведомства, другие государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Республики Узбекистан, обеспечивают выполнение обязательств, принятых по договору со стороны Узбекистана, наблюдают за осуществлением принадлежащих Республике Узбекистан прав, вытекающих из таких договоров, и за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Правительство Республики Узбекистан осуществляет контроль за выполнением обязательств по международным договорам Республики Узбекистан. // См.: Информационно–правовая система «Право». – Т., 2006.








 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)