ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10 января 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Одна из примечательных особенностей нашего времени - активная деятельность многочисленных международных организаций, как межправительственных (МПО), созданных на основе межгосударственных соглашений и состоящих из государств-членов, так и неправительственных (МНПО), объединяющих различные национальные общества и союзы, а в ряде случаев даже отдельных лиц. Межправительственные организации - Организация Объединенных Наций, Совет Экономической Взаимопомощи и другие - давно уже стали предметом изучения как юристов, так и историков-международников. Сравнительно меньше разрабатываются проблемы международных неправительственных организаций, хотя роль их в современном мире постоянно растет.

Трудности изучения этой весьма многочисленной группы международных организаций начинаются уже с определения предмета исследования, поскольку к МНПО относятся самые разнообразные организации, действующие практически во всех областях человеческой деятельности. В 1971 г. насчитывалось свыше двух тысяч МНПО - общественно-политических, научных, экономических, медицинских, культурных и т. д.1 .

В деятельности МНПО при всем разнообразии их целей и направлений находят отражение крупнейшие мировые проблемы, они нередко становятся местом, где развертывается острая идеологическая полемика представителей противоборствующих систем. Дальнейшее расширение экономических, научных, культурных и иных связей, интернационализация научно-технической и общественно-политической деятельности вызывает к жизни появление все новых МНПО. Представители СССР и других социалистических стран настойчиво борются за то, чтобы МНПО были одним из факторов воздействия демократической общественности на решение международных проблем.

В советской литературе многочисленные аспекты деятельности этих организаций исследованы пока недостаточно2 . А между тем необходимость изучения общих и частных проблем деятельности МНПО, их места в современной международной жизни бесспорна. Историческая наука, и в частности история международных отношений, может сыграть в этом немаловажную роль.

Целесообразно прежде всего рассмотреть основные причины возникновения такого рода организаций, ставших одной из постоянных форм международного общения, определить главные тенденции в эволюции

1 "Yearbook of International Organizations. 1970/71". Brussels. 1971, p. 1007.

2 Ряд теоретических проблем деятельности МНПО освещен в работе: Г. И. Морозов. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М. 1969; см. также В. Л. Швецов. Межпарламентский союз. М. 1969; В. В. Кравченко. Общественные организации СССР на международной арене. М. 1969; Н. Н. Ульянова. Международные демократические организации. Киев. 1956; "Международные неправительственные организации". Справочник. М. 1967, и др.

стр. 75

этой группы интернациональных органов и показать важнейшие изменения в положении МНПО на разных исторических этапах.

История многостороннего сотрудничества на неправительственном уровне насчитывает не одно столетие, хотя точных сведений о первых международных встречах не сохранилось. Встречи ученых, традиционные торговые ярмарки проводились еще с античных времен. На отдельных этапах, например, в период феодальных войн, длившихся десятилетиями, эти временные и нерегулярные контакты служили практически единственно возможной формой общения. Первый международный конгресс неправительственного характера, о котором имеются документальные сведения, был встречей медиков. 46 врачей приехали в Рим из разных стран; конгресс этот чрезвычайно затянулся, он проходил с 10 марта 1681 по 8 июля 1682 г.; ежемесячно проводилось по 3 - 4 заседания. Число конгрессов, конференций и других международных встреч постоянно возрастало. К 1899 г. было зарегистрировано уже 1 414 международных встреч по научным, профессиональным, моральным, религиозным и другим проблемам3 . Но далеко не все из них завершились созданием постоянно действующих органов. В западной литературе широко распространено мнение, что конгрессы и конференции сами по себе привели к образованию широкой сети МНПО4 . Это не совсем точно. Должна была созреть общественная потребность в появлении таких форм международного общения. А эта потребность особенно возросла в результате промышленной революции, давшей толчок прогрессу науки и техники, способствовавшей огромному усилению интернационализации производственной и общественной деятельности людей.

С развитием капитализма, указывал В. И. Ленин, "хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества все более интернационализируется"5 . Расширение мирового капиталистического рынка, развитие международных экономических связей усложнили систему международных отношений, возросла потребность в постоянных международных органах. Европейские государства начали создавать межправительственные организации еще в начале XIX в., что само по себе свидетельствовало о недостаточности одной только традиционной дипломатии. С середины XIX в. в международной жизни стали принимать участие и организации неправительственного характера. Число их быстро росло и уже в конце XIX в. намного превысило число МПО6 .

Развитие МПО и МНПО тесно связано между собой. Многостороннее межгосударственное сотрудничество способствует расширению связей неправительственного характера. С другой стороны, и межправительственные организации часто складываются на базе МНПО. Так, Международный комитет по олову (МПО) был создан на основе неправительственной организации - Ассоциации производителей олова, создание Международного конгресса весов, мер и монет (МНПО) предшествовало Метрическому союзу (МПО) и т. д.

Утверждению постоянных форм многостороннего сотрудничества к середине XIX в. способствовало и то, что, как пишет Г. И. Морозов, "к этому времени сложился ряд норм и институтов международного права, необходимых для деятельности международных организаций"7 .

3 "Les congres internationaux de 1681 a 1899". Union des Associations Internationales, Documents. Bruxelles. 1960. Doc. N 8, pp. 11, 60.

4 Термин "международные неправительственные организации" был впервые введен в оборот в документах ООН; до этого обычно использовалось обозначение "международные частные ассоциации".

5 В. И. Ленин. ПСС. Т. 23, стр. 318.

6 Если принять число МНПО за 100%, то число МПО по отношению к ним составило: в период до 1900 г. - 12%, в 1900 - 1917 гг. - 8%, в 1945 - 1951 гг. - 13% ("The 1 978 International Organizations founded since the Congress of Vienna". Documents. UAI. Brussels. 1957. Doc. N 7, p. IX).

7 Г. И. Морозов. Указ. соч., стр. 10.

стр. 76

В свою очередь, развитие транспорта и средств связи удешевило и облегчило практику международного общения, расширило возможности обмена информацией и культурными ценностями. Развитие коммуникаций позволило поддерживать контакты и в периоды между конгрессами и конференциями. В области хозяйственных связей международные ассоциации возникли, как справедливо отмечал один из первых исследователей МНПО, П. Отле, "из потребностей в унификации и кооперации отдельных видов человеческой деятельности"8 . Ряд организаций - профессиональных, пацифистских, просветительских - ставил своей задачей воздействовать на правительства и общественное мнение. Другая группа организаций заведомо отказывалась от общественно-политической деятельности, например, объединения эсперантистов, различного рода коллекционеров, спортивные организации и т. д.

Для многих буржуазных авторов характерна недооценка объективных факторов и преувеличение роли отдельных личностей в создании МНПО9 . Часто вспоминают А. Лафонтена, одного из основателей Международного союза ассоциаций и Международной федерации документации; А. Дюнана, инициатора создания Международного комитета Красного Креста; П. Кубертена, стоявшего у истоков Международного олимпийского движения, и многих других энтузиастов. Разумеется, в истории МНПО отдельные энтузиасты сыграли определенную роль, но это не значит, что без них организации не возникли бы вовсе. Некоторые авторы видят истоки системы МНПО как составной части международных отношений в глубине веков, пытаясь, таким образом, преуменьшить роль объективных факторов, социально-экономических потребностей, вызвавших к жизни МНПО в определенную эпоху. Конечно, и до XIX в. МНПО влияли на международные отношения, но лишь начиная со второй половины этого столетия стала складываться система МНПО, охватывающая различные области человеческой деятельности, и эти организации оформились как институт постоянного международного общения.

Представляет интерес вопрос о периодизации истории МНПО. Буржуазные исследователи весьма произвольно подходят к выбору хронологических рамок10 . Они не предлагают сколько-нибудь серьезных объективных оснований для выдвигаемой ими периодизации и оставляют в стороне глубокие социальные и политические изменения, происходящие в результате революционных сдвигов, хотя, действуя в сфере международных отношений, МНПО неизбежно испытывают на себе их влияние. Усиление воздействия народных масс на внешнюю политику государств, на международные отношения в целом (рост числа и влияния МНПО является отражением этого процесса) обусловлено такими коренными изменениями в мире, как Великая Октябрьская социалистическая революция, образование мировой системы социализма. Эволюцию общественной роли МНПО следует рассматривать исходя из марксистской периодизации международных отношений, которые выражают главные социальные конфликты данной эпохи.

Изменение социального содержания международных отношений, борьба классов, различных политических сил за использование МНПО в своих интересах - таковы основные причины, обусловившие эволюцию роли МНПО.

8 Р. Ollet. L'organisation international et les associations internationales. Bruxelles. 1910, p. 8. Бельгиец П. Отле являлся одним из основателей и руководителей неправительственной организации - Международного института библиографии (ныне - Международная федерация документации).

9 См., например, L. Vегniers. La cooperation intexnationale et nous. Documents. UAI. Bruxelles. 1961. Doc. N 10, p. 123.

10 Cm. D. G. -H. J. Developpement de la structure internationale. "Bulletin NGO- ONG", 1952, N 6 - 7; G. Langrod. L'evaluation du role des organisations non-gouvernementales. "Associations internationales", 1955, N 8; G. P. Speeckaert. L'evaluation de la structure internationale. "Associations internationales", 1957, N 1, a; o.

стр. 77

Первые МНПО - пацифистские, аболиционистские, - как правило, являлись объединениями, не имевшими широкой опоры в массах. После Великой Октябрьской социалистической революции и особенно после второй мировой войны с образованием мировой системы социализма и распадом колониальных империй возникли поистине массовые организации, такие, как Всемирный Совет Мира, Всемирная федерация профсоюзов и т. д. Если первые международные научные организации чуждались политики и занимались сугубо научными проблемами, то в настоящее время даже конгресс микробиологов предпринимает такие политические по своему характеру акции, как осуждение применения бактериологического оружия.

С середины XIX в. все больше проявляется необходимость существования постоянных органов многостороннего сотрудничества. Деятельность международных научно- технических ассоциаций способствовала унификации научной терминологии, знаков и стандартов; экономические объединения содействовали расширению сферы международных хозяйственных связей; спортивные организации проводили международные встречи и устанавливали единые правила, что способствовало росту спортивного мастерства и т. д. Все более заметной становилась и деятельность МНПО в социально-политической области. Перед лицом все более мощных революционных выступлений рабочего класса буржуазия активно использовала развитие интернациональных связей в своих классовых целях. Возникли такие организации, как Международное объединение клубов "ротари" (деловых людей), Межпарламентский союз, основатели которого стремились внедрить в практику межгосударственных отношений принципы арбитража и посредничества. Для того чтобы помешать интернациональному сплочению трудящихся на революционной основе, отвлечь их от классовой борьбы, буржуазные политики содействовали созданию многочисленных филантропических и пацифистских организаций, таких, как Международное бюро мира, основанное в 1892 году. Буржуазия стремилась внедрить оппортунистическую и реформистскую идеологию в международное профсоюзное движение.

Первые интернациональные профсоюзные организации: созданная в 1886 г. Международная федерация рабочих-табачников, а за ней серия так называемых отраслевых Секретариатов, - по словам французского историка П. Ренувена, "являлись скорей органами информации, статистическими бюро, нежели центрами действий"11 . Многие МНПО возникли под влиянием католической церкви, располагавшей богатым опытом международных действий. В середине XIX в. церковь приступила к созданию сети массовых религиозных организаций среди самых различных слоев населения. Первой из них был Всемирный альянс молодых христиан (ИМКА), основанный в 1885 г., существующий и поныне. Церковь также старалась использовать в своих интересах новые возможности международного общения, возникшие во второй половине XIX века12 .

С ростом численности МНПО возникла проблема координации усилий организаций, действовавших в одной области. Неоднократно возникали проекты единой системы этих организаций, что было в значительной степени связано с определением международно- правового статуса МНПО. Заметим, что эта проблема не решена до сих пор13 . Первая попытка была предпринята еще в 1910 г., когда был создан Союз между -

11 См. "The 1 978 International Organizations...", p. XXI; P. Renouvin. La crise europeenne et la premiere guerre mondiale. P. 1969, p. 122.

12 Cm. B. Stosic Les organisations non-gouvernementales et les Nations Unies. P. 1964, p. 24.

13 См. по этому поводу: S. Bastid. Perspectives d'un statut international pour les ONG. "Bulletin NGO - ONG", 1952, N 4; Draft Convention Aiming at Fascilitating the Work of Non- Governmental Organizations. "Associations Internationales", 1959, N 7, a. o.

стр. 78

народных ассоциаций (СМА). На его учредительном конгрессе присутствовали представители многих существовавших в ту пору МНПО14 .

К 1914 г. насчитывалось около 400 МНПО15 . Деятельность их была парализована мировой войной, когда активно действовали лишь организации, занимавшиеся облегчением участи раненых и военнопленных, например, Международный Красный Крест. Под влиянием роста антимилитаристских настроений на территории стран, которые не затронула война, - Швейцарии, а также США до их вступления в войну - возникли разнообразные пацифистские объединения. Одним из них была Международная лига женщин за мир и свободу, основанная в 1915 году.

Возникновение первого социалистического государства и раскол мира на две системы обусловили начало нового этапа в развитии МНПО. Возникли международные революционные объединения трудящихся, например, Красный интернационал профсоюзов (Профинтерн), Международная организация помощи рабочим (Межрабпом). Революционные объединения! рабочих отличались своей последовательностью в отстаивании интересов международного рабочего класса, классовым подходом к общественным явлениям, будь то вопросы мира или борьбы за экономические и политические права трудящихся. Их деятельность имела важное значение для выработки принципов международного сотрудничества демократической общественности, которые нашли свое отражение в деятельности массовых демократических МНПО, возникших после второй мировой войны.

Для борьбы с распространением революционных настроений, а также для ограничения влияния Советской России мировая буржуазия создавала в 1920 - 1925 гг. реформистские и оппортунистические организации в международном рабочем движении, новые реакционные конфессиональные организации. На основе буржуазной идеологии активно действовали тогда пацифистские, филантропические и другие объединения, которые объявляли себя стоящими вне политики. Попыткой координации антикоммунистической деятельности на неправительственном уровне явилось создание в 1924 г. Международного антикоммунистического союза, получившего финансовую поддержку монополистов. В 1926 г. его руководители призвали к усилению деятельности буржуазных неправительственных организаций в социальной и политической областях, выразив опасение, что в противном случае коммунисты смогут создать "федерации среди широких слоев населения - рабочих, женщин, молодежи, студентов, журналистов и др., в которых будут играть доминирующую роль"16 . Сотрудничавшие с антикоммунистическим союзом реакционные организации препятствовали налаживанию международных связей советской общественности. Так, они внесли в список организаций, "прямо связанных с международным коммунизмом", Международную женскую лигу за мир и свободу за то, что она попыталась пригласить советских женщин посетить ее штаб-квартиру17 . Представителей советской общественности не допускали к участию в международных конференциях по важнейшим проблемам. В 1929 г. советская делегация не была допуще-

14 См. "Международные неправительственные организации". М. 1968, стр. 382 - 383. Под эгидой СМА проводится значительная работа по изучению истории и методов деятельности различных групп МНПО. Выпускаемые им серии документов, обширные справочные материалы, а также издаваемый им журнал "Международные ассоциации" ("International Associations") представляют собой ценный источник для изучения роли МНПО в системе международных отношений. В изданиях СМА и особенно в комментариях, сопровождающих публикации документов, проявляется объективистский подход, вообще присущий буржуазной науке.

15 "Munda: eum. Le Nouveau Palais Mondial organise en Centre intellectuel international". UAI. Bruxelles (s. a.), p. 18.

16 Цит. по: В. Pickard. The Greater United Nations. N. Y. 1956, p. 38.

17 G. Bossyey, M. Tims. International League lor Peace and Freedom. L. 1965, p. 79.

стр. 79

на в Берлин на Международный антифашистский конгресс, в 1932 г. - в Амстердам на Международный антивоенный конгресс и т. д. Тем не менее советская общественность, международные революционные объединения трудящихся не раз обращались к различным МНПО с призывом объединить усилия для защиты мира и демократии. Профинтерн, например, многократно обращался к другим профсоюзным объединениям с призывом к единству действий, однако ни разу не получил положительного ответа18 . В период между двумя мировыми войнами Советский Союз был слабо представлен в МНПО, но в тех организациях, где участвовали советские представители, они немало способствовали расширению их массовой базы и вовлечению МНПО в решение важнейших мировых проблем. Так, в Международном кооперативном альянсе (МКА) советская делегация добивалась, чтобы МКА принимал участие в общей борьбе против фашизма, угрозы мировой войны, за улучшение жизни трудящихся19 . Советские ученые, деятели культуры стремились развивать контакты с зарубежными коллегами, принимая деятельное участие в ряде мероприятий некоторых научно- технических и культурных МНПО20 .

Со временем возникла потребность не только в координации сотрудничества в сравнительно узких сферах, но и в крупных международных объединениях, которые связывали бы между собой МНПО, принадлежащие к различным направлениям. Возникли Международный совет научных союзов, объединивший международные ассоциации в области естественных наук, Международный союз академий, который пытался координировать сотрудничество в области гуманитарных наук - истории, философии, археологии. С годами МНПО завоевывали все более прочные позиции в международной жизни, тем более что потребности регулирования некоторых областей научной и общественной деятельности в мировом масштабе не могли быть обеспечены одними МПО. Об этом, в частности, свидетельствовало расширение практики приглашения представителей важнейших МНПО на крупные межправительственные конференции, а также сотрудничество МПО с МНПО. В качестве примера можно привести участие ряда МНПО, связанных с экономическими проблемами, в Женевской экономической конференции 1927 года. Пяти делегатам и шести экспертам от Международной торговой палаты (МТП) были предоставлены на этой конференции равные права с делегатами от государств-участников. Эксперты МТП и МКА участвовали в выработке резолюций, рекомендаций и других документов этой конференции, то есть фактически в процессе принятия решений этой межправительственной организации21 .

В определенной степени сотрудничала с МНПО и Лига Наций, а также связанные с нею организации. Под влиянием международных профессиональных объединений в Парижский мирный договор был включен раздел об учреждении Международной организации труда22 . Включение в статут Лиги Наций статьи 24-й - о взаимоотношениях Лиги с неправительственными организациями - было первой попыткой определить статус МНПО в международных делах. Согласно этой статье, все МНПО должны были быть поставлены под руководство Лиги Наций, оказы-

18 См. Г. М. Адибеков. Профинтерн в борьбе за единство международного рабочего и профсоюзного движения. "Новая и новейшая история", 1971, N 4; В. А. Кузько. Возникновение Красного интернационала профсоюзов. "Вопросы истории", 1971, N 7.

19 "Международные неправительственные организации", стр. 89.

20 См. М. С. Кузьмин. Деятельность партии по развитию международных научных и технических связей СССР (1917 - 1932 гг.). Л. 1971.

21 См. L. White. International Non-Governmental Organizations. N. Brunswick. 1951, pp. 15 - 16.

22 "The 1978 Internationale Organizations...", p. XXI; D. Follows. Antecedents of the International Labour Organization. Oxford. 1951; J. Knott. Freedom of Associations. A Study of the Role of International Non-Governmental Organizatians in the Development Process of Emerging Countries. Brussels. 1962.

стр. 80

вать ей необходимое содействие, причем указывалось, что Совет Лиги мог "включить в расходы Секретариата расходы всякого Бюро или комиссии, поставленной под руководство Лиги"23 . Однако этот опыт сотрудничества МПО и МНПО нельзя назвать удачным. Руководители многих МНПО, хотя и разделяли идеи Лиги Наций, не спешили стать под ее контроль. Межпарламентский союз, например, в резолюции, принятой в 1920 г., ограничился заявлением о согласии с целями Лиги24 . Лишь женские пацифистские МНПО пытались использовать возможность оказывать влияние на международные отношения через Лигу Наций. К конференции по разоружению 1932 г. они собрали 8 млн. подписей под петицией, призывавшей правительства принять действенные меры в области разоружения. Однако, как отмечают руководительницы Международной женской лиги за мир и свободу Г. Боссей и М. Тиме, "на практике голос женщин оказался не более чем шепотом на ассамблее наций"25 .

На практике Лига Наций крайне неохотно сотрудничала с МНПО. Вслед за принятием упомянутой 24-й статьи последовал ряд резолюций, существенно ее ограничивавших. Функционеры Лиги Наций чинили препятствия представителям МНПО, стремившимся выступить на том или ином заседании или передать петицию от имени своей организации. Даже официально приглашенным на заседания рабочих органов Лиги представителям МНПО не предоставлялись места в зале заседания, и они толпились на галерее, отведенной для публики26 . Попытки наладить сотрудничество с Лигой Наций предпринимались в основном организациями, действовавшими в социально-политической области. С международными объединениями в области науки, техники, медицины Лига Наций поддерживала связь лишь в отдельных случаях, когда требовалось мнение экспертов по той или иной проблеме. Короче говоря, в межвоенный период сотрудничество межправительственных и неправительственных организаций носило, в общем, непостоянный, случайный характер. Вера во всемогущество Лиги Наций была поколеблена первыми же серьезными испытаниями, с которыми она столкнулась. Органические пороки привели Лигу к закономерному краху, а вместе с тем и к глубокому кризису тех МНПО, которые стояли на позициях буржуазного пацифизма и реформизма.

В межвоенный период происходило некоторое расширение географии МНПО, хотя деятельность большинства организаций по-прежнему протекала в основном на европейском континенте. В зависимых странах членами буржуазных МНПО могли быть лишь белые колонисты27 . Тогда же возникли панамериканские региональные МНПО. На их деятельности сказалась доктрина Монро. Среди организаций, которые полностью контролировались национальными ассоциациями США, можно назвать Панамериканскую ассоциацию женщин, Межамериканскую ассоциацию библиотек и библиографии и другие.

Характерно, что если в 20-х годах число МНПО увеличивалось, то в 1930 - 1934 гг. численный рост их замедлился вследствие кризиса, а в условиях обострения международных противоречий накануне войны практически прекратился28 . К 1939 г. число МНПО достигло тысячи29 . Они превратились в неотъемлемый элемент международных отношений.

23 "Итоги империалистической войны. Серия мирных договоров. Версаль". М. 1925, стр. 14.

24 См. В. Швецов. Межпарламентский союз. М. 1969, стр. 32.

25 G. Bossey, M. Tims. Op. cit., p. 73.

26 См. В. Pickard. Op. cit., p. 45.

27 Cm. L. White. The Structure of Private International Organizations. Philadelphia. 1933, p. 35; "Handbook of International Organizations". Geneva. 1938, p. 387.

28 "The 1 978 International Organizations...", pp. XIII, 51 - 105.

29 L. White. International Non-Governmental Organizations, p. 7.

стр. 81

Вторая мировая война сковала деятельность МНПО, и многие из них вообще перестали существовать30 . В первые же послевоенные годы произошел резкий скачок: в 1945 - 1950 гг. число МНПО увеличилось в несколько раз, и притом почти во всех областях. В среднем ежегодно возникало до 60 новых организаций31 . Но самое главное - в послевоенный период заметно изменилась роль МНПО в общей системе международных отношений. Новое соотношение сил на мировой арене в пользу социализма обусловило дальнейшее возрастание влияния народных масс на политику, роли демократического общественного мнения. Значительно расширилась и массовая база МНПО. Уже в 1954 г. 200 из 1 000 организаций охватывали более 700 млн. человек32 . Бурный научно- технический прогресс оказал решительное воздействие на большинство отраслей производства и усилил тенденции к интернационализации, что серьезно повлияло на расширение масштабов сотрудничества. В этот же период сложился механизм взаимодействия организаций на государственном и неправительственном уровнях.

Появление массовых демократических МНПО, таких, как Всемирная федерация профсоюзов, Всемирный Совет Мира, Всемирная федерация демократической молодежи, и других было прямым отражением в международных отношениях глубоких социально- политических сдвигов, происшедших после второй мировой войны. Эти организации выросли на основе антифашистских и антивоенных движений, в результате роста политической активности трудящихся.

Советские общественные организации - профсоюзные, молодежные, женские - внесли большой вклад в создание новых МНПО. Образованию Всемирной федерации профсоюзов предшествовала инициатива ВЦСПС, направленная на создание мирового профсоюзного центра. По предложению советских молодежных организаций еще в октябре 1942 г. в Лондоне была созвана Всемирная конференция молодежи и начата работа по созданию всемирной молодежной организации. Советские женщины принимали активное участие в Международном инициативном комитете, готовившем созыв Всемирного женского конгресса, и т. д.

Характерной особенностью массовых демократических объединений стало их активное участие в решении сложных международных проблем политического характера. Например, в документах Учредительной всемирной конференции профсоюзов прямо говорилось, что "Всемирная федерация профсоюзов не может появиться на свет, ограничив себя чисто профессиональной ролью, объявив себя чуждой политическим проблемам, проблемам искоренения фашизма, проблемам установления прочного мира"33 .

Международные демократические организации объединяют людей, придерживающихся различных идеологических и политических убеждений. Общей платформой для них является последовательная борьба за мир, демократию и социальный прогресс. По инициативе ВФП, ВСМ, ВФДМ и ряда других организаций в начале 50-х годов были проведены мощные всемирные кампании протеста против агрессии США в Корее, сбор подписей под Стокгольмским воззванием и т. п. Сейчас эти организации ведут неустанную борьбу за немедленный вывод войск США и их сателлитов из Индокитая, справедливое разрешение ближневосточного кризиса, создание системы европейской безопасности. Каждой из этих организаций присуща своя специфика: для ВФП центральной является

30 "The 1978 International Organizations...", pp. 104 - 109; "Annuaire des organisations internationales". Geneve. 1948.

31 Подсчитано по: "Annuaire des organisations internationales". Geneve. 1948; "Yearbook of International Organizations". Brussels. 1952. Эти ежегодники международных организаций издаются Союзом международных ассоциаций при содействии ООН.

32 "Bulletin NGO - ONG", 1954, N 11, р. 547.

33 "Всемирная конференция профсоюзов". М. 1945, стр. 25

стр. 82

проблема единства международного профсоюзного движения и защита прав трудящихся; для ВФДМ - вопросы, связанные с положением молодежи в современном мире. Но общей для массовых демократических организаций остается борьба за интересы трудящихся, всех простых людей мира. Сотрудничество массовых МНПО в борьбе за решение важнейшей проблемы современности - обеспечение мира и безопасности народов - стало "одним из важных материальных воплощений растущей роли народных масс, роли общественного мнения народов во внешней политике"34 .

Организации, объединяющие демократическую общественность мира, в нашей литературе чаще всего именуются "международными общественными организациями". Это не меняет сути дела. По научной классификации они относятся к МНПО, а по политической характеристике представляют собой самый прогрессивный отряд международных неправительственных организаций. Вклад демократических МНПО в борьбу за единство антиимпериалистических сил и укрепление международной безопасности в современных условиях весьма значителен. Представляя интересы сотен миллионов людей, эти организации мобилизуют мировое общественное мнение против империализма и войны, вырабатывают программу коллективных действий, способствуют сплочению прогрессивных сил планеты35 .

В самый разгар "холодной войны" в конце 40-х - начале 50-х годов империалистические круги создали ряд организаций, противостоящих демократическим МНПО и предназначенных для дезориентации народных масс. Противоборствуя демократическим силам, сея раскол в международном рабочем, профсоюзном, молодежном, женском движениях, реакционные МНПО выступают как апологеты капитализма, пособники неоколониализма. Попытки руководства таких организаций, как Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная ассамблея молодежи (ВАМ) и др., продолжать прежний курс антикоммунизма в сотрудничестве с наиболее реакционными кругами заводят деятельность подобного рода организаций в тупик. Они испытывают в настоящее время глубокий внутренний кризис и оказываются в изоляции на мировой арене. Некоторые западные авторы стремятся изобразить демократические МНПО как "проправительственные", а противодействующие им - как "истинные демократические" или же стоящие "вне политики". Такой точки зрения придерживается, например, американский ученый Д. Нотт, который рьяно выступает против участия советских национальных организаций в деятельности МНПО. Он упрекает демократические МНПО в том, что их позиции в вопросах поддержания мира и международной безопасности совпадают с позициями правительств социалистических стран36 .

Предложения социалистических стран, направленные на оздоровление обстановки в мире и развитие международного сотрудничества, встречают растущую поддержку мировой общественности, в том числе и МНПО. В последнее время, например, в центре внимания многих организаций находятся предложения СССР и других социалистических стран о безопасности Европы. Комиссия по европейской безопасности ВСМ обратилась ко всем правительствам европейских стран с призывом безотлагательно приступить к многосторонней подготовке общеевропейского совещания37 . 59-я конференция Межпарламентского союза предложила

34 Ю. А. Арбатов. О роли народных масс в международных отношениях. М. 1956, стр. 45.

35 См. Н. Н. Ульянова. Международные демократические организации. Киев. 1956; П. Г. Пименов. Международная федерация профсоюзов. М. 1965; Н. В. Попова. Женщины мира и современность. М. 1967, и др.

36 J. Knott. Op. cit., pp. 45 - 46, 47.

37 "Правда", 21.XII.1971.

стр. 83

парламентским группам "приложить все усилия в соответствующих парламентах с целью способствовать созданию эффективной системы коллективной безопасности согласно положениям Устава ООН и рекомендациям, содержащимся в Декларации ООН об укреплении международной безопасности"38 . Необходимость участия ученых в решении этой важной задачи подчеркнули конференции Международной ассоциации юристов-демократов, Всемирной федерации научных работников и другие39 .

Руководство ряда МНПО всячески афиширует "надблоковый" характер своей деятельности, пытаясь уйти от острых политических дискуссий, которые якобы мешают сотрудничеству. Общественные же организации социалистических стран ведут борьбу за превращение МНПО в действенный инструмент международных отношений и международного права, добиваясь повышения их роли в борьбе за обеспечение мира и безопасности народов. Характеризуя изменения, происшедшие в последнее время во Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН, советские ученые, участвующие в ее работе, отмечали: "Федерация все больше и больше отходит от чисто просветительской деятельности и обращает более пристальное внимание на животрепещущие политические проблемы. Позиция Федерации по этим проблемам, таким, как вопросы войны и мира, проблемы ликвидации колониализма и разоружения..., в целом соответствует стремлениям народов к миру и прогрессу"40 .

Все большую роль играют в мирном международном общении объединения по специальностям и профессиям. Число организаций в области точных и естественных наук с 1956 по 1971 г. выросло с 69 до 174, гуманитарных - с 57 до 91, техники - со 123 до 239, здравоохранения и медицины - со 100 до 225, сельского хозяйства - с 27 до 83 и т. д.41 . Научно-техническая революция заставила международные организации заняться "налаживанием международного многостороннего сотрудничества в проведении различных наблюдений и исследований глобального характера, осуществляемых по единой программе и методике и в строго согласованные сроки"42 .

Все чаще международные научные форумы собираются в СССР, советские ученые избраны в руководство ряда мировых организаций, что говорит о росте авторитета советской науки43 .

Проявлением заботы ученых о судьбах человечества можно назвать Пагуошское движение, основанное в 1957 году. Один из его инициаторов, известный физик Дж. Рутблат, пишет, что Учредительная конференция "явилась, пожалуй, первой международной конференцией ученых с участием представителей Востока и Запада, которая была созвана для обсуждения не специфических вопросов технического характера, а проблем, связанных с социальным воздействием научных открытий"44 .

Установление ООН и ее специализированными учреждениями системы постоянных связей с МНПО - свидетельство признания МНПО как активных участников международного общения. По инициативе СССР

38 "Правда", 13.IX.1971.

39 "Правда", 24.XI.1971.

40 "Известия", 29.VI.1971.

41 "Yearbook of International Organizations. 1970/71". Brussels. 1971, p. 1007.

42 Д. Гвишиани. Научно-технические связи СССР и перспективы их развития. "Международная жизнь", 1971, N 6, стр. 41.

43 В качестве примера можно привести прошедший в Москве в 1970 г. с большим успехом XIII Международный конгресс исторических наук. Подробнее см.: А. А. Губер. Московский конгресс историков (Москва, 16 - 23 августа 1970 г.). "Вопросы истории", 1970, N 3; его же. XIII Международный конгресс исторических наук в Москве (некоторые итоги и перспективы). "Вопросы истории", 1971, N 6.

44 J. Rootblat. Science and World Affairs (History of the Pugwash Conference). L. 1962, p. 10.

стр. 84

в Устав ООН была включена 81-я статья, согласно которой МНПО получили возможность сотрудничать с ООН, оказывать определенное влияние на решения этой крупнейшей мировой межправительственной организации45 . Массовые демократические МНПО стремятся использовать возможности так называемого консультативного статуса, предусмотренного этой статьей, что вызывает противодействие империалистических держав, старающихся в этом смысле сузить права МНПО. В ООН не прекращается упорная борьба между силами прогресса и реакции по вопросу о предоставлении консультативного статуса тем или иным организациям. Определенные круги Запада проводят дискриминационную политику по отношению к многомиллионным демократическим организациям, добиваясь предоставления консультативного статуса при ООН и ее специализированных учреждениях лишь малопредставительным МНПО реакционного толка46 . За последнее пятилетие ряд демократических МНПО получил возможность участвовать в работе ООН и ее органов. Однако до сих пор среди неправительственных организаций с консультативным статусом при ООН немало и таких, чья деятельность пронизана духом вражды между народами. Примером могут служить сионистские организации, допущение которых в ООН, по существу, противоречит духу и букве ее Устава и ее специальных резолюций.

Постоянные отношения с МНПО поддерживают практически все ее специализированные учреждения. В 1970 г. Экономический и социальный совет ООН в списке организаций, с которыми он постоянно сотрудничает, указал 305 МНПО. 205 других организаций также так или иначе связаны со специализированными учреждениями ООН. Из последних с наибольшим числом МНПО связана ЮНЕСКО: в 1970 г. она предоставила различные категории консультативного статуса 287 организациям47 . Это сотрудничество нуждается, однако, в правовом регулировании в соответствии с общепризнанными демократическими нормами международного права и принципами Устава ООН с тем, чтобы содействовать развитию общения между народами на основе взаимного уважения и равноправия.

Советский Союз, твердо придерживаясь ленинских принципов демократизации международной жизни, неустанно способствует расширению контактов прогрессивной общественности, ученых, специалистов по линии МНПО. Программа мира, выдвинутая XXIV съездом КПСС, предусматривает целый ряд важных мероприятий, нацеленных на создание благоприятных условий для расширения сотрудничества между странами и народами. В своей речи в Тбилиси 14 мая 1971 г. Л. И. Брежнев говорил: "Выступая за международную безопасность и мир, против агрессивных поползновений на независимость и законные права народов, мы готовы сотрудничать со всеми организациями и партиями, которые действительно стремятся к этим целям"48 .

Тенденция к увеличению численности и влияния МНПО устойчива. Будущее этих организаций тесно связано с изменением соотношения классовых сил на мировой арене. Систематическое изучение различных аспектов современной деятельности МНПО, а также их истории может помочь определению путей более активного использования МНПО в интересах социального прогресса и сплочения антиимпериалистических сил.

45 "Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда". М. 1945, стр. 28.

46 См. Н. Н. Ульянова. Указ. соч., стр. 149 - 156; К. А. Рубаник. Международно- правовые проблемы ЮНЕСКО. М. 1969, стр. 125 - 126.

47 United Nations. Report of the Economic and Social Council, 1970, Chapter XV, p. 98; "International Associations", 1970, N 10.

48 "Известия", 14.V.1971.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций