ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


К вопросу о доколумбовых контактах африканцев и американцев

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11 января 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




К вопросу о доколумбовых контактах африканцев и американцев

"Ghana Notes and Querist. Accra, 1970, N 11.

Ганский историк Р. Дэвис собрал данные по вопросу о доколумбовых контактах между Африкой и американскими континентами. Первое упоминание о таких связях встречается в книге арабского историка и географа Ибн Фадла Аллах аль-Умари (или аль-Омари) "Масалик ал-Абсар фи Мамалик аль-Амаср", относящейся к началу XIV века. Аль-Умари передает рассказ мансы Мусы, императора Мали, о том, что его предшественник манса Мухаммед, убежденный, что океан не безбрежен, отправил в плавание около 200 кораблей, снаряженных для многих лет путешествия. Из этого странствия возвратился лишь один корабль. Его капитан поведал о таинственном сильном течении в открытом море, которое поглотило одно за другим все суда флотилии. Мухаммед не поверил этому рассказу и вновь снарядил флот, на этот раз в составе "2000 кораблей, одну тысячу с людьми, другую - с продовольствием для людей". Он сам отправился за океан, и с тех пор никто не видел ни его самого, ни его спутников. Этот рассказ повторен в хронике арабского историка аль- Халхашади "Субх-аль-Аша", относящейся к началу XV века.

Африканисты по-разному воспринимали данное сообщение. Некоторые, как, например, М. Годфруа-Демомбинь, издатель сочинений аль-Омари, расценивали его как плод фантазии. Однако большинство современных африканистов полагает, что в этих сообщениях, возможно, нашли отражение действительно имевшие место события. Одни историки считают, что флот отправился из устья реки Сенегал (английский историк М. Трилингэм), другие же - от берегов Гвинеи (египетский историк Ахмад Зеки Паша). Высказывалось также предположение, что "таинственное течение в открытом море" - это река Амазонка, которая, обладая очень сильным течением, выносит свои воды далеко в открытый океан. Встает вопрос о судах, пригодных для такого путешествия. Автор статьи приводит мнение известного французского африканиста Р. Мон", что ими могли быть суда, подобные встреченным первыми европейцами в Западной Африке сенегальским (стр. 1), обладающим, по свидетельству того же историка, грузоподъемностью более 10 тонн (стр. 4). Р. Дэвис считает, что уверенность мансы Мусы в том, что океан не безбрежен, имела свои корни в арабско-мусульманской географической науке, анализу достижений которой этот ученый уделяет довольно много места.

В статье рассматриваются сведения древних и средневековых авторов об Азорских и Канарских островах. Автор полагает, что ко времени путешествия мансы Мухаммеда были известны оба архипелага, хотя сведения арабов о них были все-таки весьма приблизительны. Эти острова могли служить перевалочными пунктами для тех путешественников через Атлантику, которые плыли в тропических широтах, то есть там, где ветры благоприятствуют таким плаваниям. Пассаты, дующие от Западной Африки на юго-запад, к северо-восточным берегам Бразилии, отличаются постоянством направления и скорости и очень благоприятны для трансатлантических плаваний. Дэвис подсчитал, что скорости 5 узлов в час достаточно, чтобы преодолеть расстояние от о-вов Зеленого мыса до устья Амазонки в течение примерно трех недель. Некоторые авторы, в частности, английский ученый У. Джеффри, видят доказательство афро-американских связей в доколумбово время в арабских сообщениях об открытии острова "Саас", где жили безбородые люди, которые одевались в листья, а "дыхание их было подобно дыму горящего дерева". Эти историки, пишет Р. Дэвис, полагают, что речь идет о жителях островов Вест-Индии, которые курили табак, как известно, не распространенный тогда ни в каких иных местах земного шара.

Интересна ссылка автора на работы американского ученого Хуи Лин Ли, переведшего китайские работы по географии периода Южно-Сунской империи (1127 - 1279 гг.), в которых есть упоминания о длительном морском путешествии к западу от Та-Ши (страны арабов) в страну Му-лань-ни, "лежащую за большим морем". Из этого путешествия были привезены растения, животные, зерна, которые Хуи Лин Ли отождествляет с табаком, кукурузой и альпаком (стр. 4). Однако Р. Дэвис считает, что эти данные необходимо тщательно проверить.

стр. 199

Доказательства африкано-американских связей, пишет он, можно видеть и в названии "Бразилия", которое выводят из арабского слова, означающего "далекая" страна, или из названия одного из берберских племен - Бану Бирзаль.

Дэвис отмечает, что пока еще мало возможных следов пребывания африканцев на территории Америки. К таким свидетельствам исследователи (Джеффри, а затем Р. Мони и др.) относили сходство скелетных остатков в долине реки Пекас в Техасе и Нью-Мехико с негрскими черепами на границе с Сахарой. По мнению американского ученого Л. Винера, изучавшего первые сообщения европейцев об Америке и написавшего трехтомный труд "Африка и открытие Америки", белые, прибыв в Америку, нередко встречали там негров, потерпевших, как полагали, кораблекрушение у берегов Америки.

К историческим загадкам относятся и открытые в последней четверти XIX в. в бразильской области Параиба наскальные изображения и надписи, изучение которых позволило семитологу Э. Ренану предположить финикийско-карфагенское влияние на Америку. Дэвис выдвигает гипотезу, что через греков и арабов малийцы познакомились с опытом и умением финикиян в мореплавании, что натолкнуло их на мысль попытаться пересечь омывающий их побережье океан (стр. 5). Автор сопоставил данные о происхождении и распространении маиса, что позволило ему подвергнуть критике предложенное Джеффри обоснование доколумбового проникновения маиса в Европу через Африку и Турцию (стр. 6). Дэвис склоняется к мысли, что маис завезли в Африку португальцы, причем уже после открытия Америки Колумбом. Он высказывает предположение, что сведения о небезбрежности океана могли прийти в Мали и другим, более длинным и сложным путем, а именно от норвежцев (сохранивших память о Лейфе, сыне Эрика Рыжего) через Россию, имевшую широкие торговые связи с арабскими странами.

В целом решение этого вопроса требует тесных контактов представителей разных наук. Большие надежды следует при этом возложить на археологию, а также на изучение средневековых португальских, арабских и других документов.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций