ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


"Невозможно прыгнуть через голову!"

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Крик души опытного учителя

Владимир Магазинер, учитель физики, Подмосковье

"Учитель старой закалки, тянущий 30 часов в неделю, да ещё в выпускных классах, никогда не станет затевать игры на уроке, - считает сегодняшний автор. - Для новаторских технологий нужна аудитория помоложе". В следующей статье читайте ответ В. Букатова автору письма.

Если каждый учитель будет считать, что главное на уроке - это общение, что главное - нести разумное, доброе, вечное, то не начнёт ли он проповедовать себя, нести себя? Представьте, сколько учителей - и все несут своё разумное и своё вечное...

По мне так честнее задачек по физике побольше решить. Побольше и потруднее. Это и есть воспитание. (Хотя, признаться, грешен - иногда люблю строфу-другую на уроке продекламировать.)

Конечно, мы, учителя, не чистый лист бумаги. Конечно, мы так или иначе что-то несём в себе и приносим его в класс. Но как происходит обучение непреходящим ценностям? Не знаю. Как-то происходит. Или не происходит. Но считать это своей миссией - очень опасно, по-моему.

Лучше уж я буду физике учить. И если я люблю свой предмет, не халтурю, стараюсь быть честным и справедливым, то, значит, несу "непреходящее". Только не мне об этом судить.

Другое дело - как учить? Но - физике!

* * *

Смысл всей педагогики - в ответе на вопросы "чему учить?" и "как учить?"

Первый вопрос (содержание образования) лежит вне компетенции учителя. Это вопрос идеологический, общественный. Основы программ, по которым мы сейчас учим детей,

стр. 5
были сформулированы еще при советской власти и определялись её нуждами. Предполагалось, что все ученики обязаны глубоко знать точные науки, чтобы хорошо работать в так называемых ящиках на военную промышленность.

В сфере гуманитарных наук (в отличие от точных) программы изменились сильно. Это так. Приоритетными стали языки, обществознание. Это понятно - ведь приоритеты в образовании определяет общество. А учителю остаётся им следовать.

В нашем государстве никто не предоставил мне, учителю физики, право расставлять свои приоритеты в предмете. Может, это когда-то произойдёт. А что делать сейчас? Мне, который вынужден всех сидящих у меня в классе обучать физике, сложнейшей науке, - и вовсе не на ознакомительном уровне с отметкой "зачтено"!

Оценки же "три", "четыре" или "пять", которые я вынужден выставлять, требуют определённого уровня ЗУНов. И программа есть программа - её никто не отменял. Я не могу её перекраивать на свой вкус (хотя уже давно знаю, как) - я так воспитан. Я могу крутиться как уж на сковородке, но программу я должен дать, а дать её всем невозможно! Даже на троечку! А я не умею ставить отметки за красивые глаза - это развращает и ученика, и учителя (моё глубокое убеждение)...

Теперь скажите мне, как в этой ситуации сделать уроки физики уроками радости?

Можно - в физико-математической школе. Можно - если отменить всеобуч. Можно - если наплевать на физику. Можно - если наплевать на программы и ЗУНы. В двух последних случаях это означает для меня - халтурить.

* * *

Как учить всех, я не знаю. Я уверен, что единого рецепта здесь нет. Много лет нам пытались что-то навязать: то такой метод, то сякой. В каждом из этих методов было, конечно, рациональное зерно. От каждого есть что учителю положить в свою профессиональную копилку (так, например, от Шаталова я взял "тихий опрос").

Но массового применения эти методы не нашли. И вот почему: учителя-адепты показывали на открытых уроках опять-таки то, что хотелось увидеть методистам! А на обычных

стр. 6
уроках втихаря каждый делал то, что сам считал важным и нужным. Может, это и хорошо? Может, это как раз и спасает педагогику?

Я думаю, что какая-нибудь новаторская технология в обучении, внутренне принятая (приятная - от слова приять, принять) и освоенная учителем, может дать хороший результат. Особенно в начальном и среднем звене.

Но сформировавшийся учитель, уже давно дующий в свою дуду, да ещё лишённый, скажем так, артистизма и определённой лёгкости в мыслях (подвижности, что ли), вряд ли когда-нибудь будет на своём уроке проводить, например, театральное упражнение (и я в первую очередь). Для него это искусственно. Позволю себе такую параллель (для ясности).

В юности я был хорошим (если не сказать блестящим) танцором - танго, вальсы, фокстроты. Когда теперь на школьных дискотеках я пытаюсь танцевать современные танцы (а просто очень хочется), я кажусь себе нелепым, неловким, подстраивающимся под молодёжь. В общем, "не своей чешуей шуршу" (Мандельштам, одно из самых любимых стихотворений).

Так и тут - когда пытаюсь (даже мысленно) примерить на себя тот или иной инновационный стиль. Будь я помоложе, не проработай всю жизнь в старших классах, я, может, и попробовал бы какие-нибудь дидактические игры на уроке. Но невозможно прыгнуть через голову! И я, хоть и симпатизирую вашему журналу - остроумные ходы, неожиданные приёмы, искренний тон (потому и пишу, что в него поверил), но читаю его, скорее, как литературу. И при этом представляю, как он может раздражать учителя старой закалки, тянущего 30 часов в неделю, да ещё в выпускных классах. Никогда не станет он скакать и считаться по считалочке.

Для новаторских технологий нужна аудитория помоложе. Например, в педагогических вузах. (Нет там такого предмета?) Вот молодые учителя, с самого начала впитавшие в себя эту идеологию и этот стиль, который стал для них нормальным, органичным, наверное, будут действительно суперучителями. Не для открытого урока, не для показухи. И не ради эксперимента. Но и времена, наверное, будут другие.

* * *

Это не значит, что сейчас я не пытаюсь сделать свои уроки радостными для учеников. Но для меня эта радость формулируется таким и только таким словом: "Понял!"

Много лет назад мой ученик, желая, видимо, хоть как-то порадовать меня, нарисовал перед уроком на доске сияющую рожу - рот до ушей - и внизу вот это слово - "Понял!!!" Вот я и стараюсь всем своим опытом, эрудицией, артистизмом сделать так, чтобы основы моего предмета были понятны всем.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций