ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


Новинка! Ukrainian flag (little) LIBRARY.UA - новая Украинская цифровая библиотека!

СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 21 февраля 2017
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИКОЛЫ, РЕЧЁВКИ, СМЕШНЫЕ СТИХИ-ЗАПОМИНАЛКИ...

Мария Ганькина, педагог, автор книг, г. Москва

Когда-то считалось, что фольклор - это нечто, во-первых, только устное и, во-вторых, только крестьянское. Но уже в XIX веке обнаружилось, что есть фольклор и городской, и тюремный, и студенческий, и детский. А потом стало ясно, что фольклор может быть и письменным, и даже авторским. Вот только педагогического фольклора учёные до сих пор не замечают. А что же тогда, по их мнению, всем известное "Цыган на цыпочках..." или "Каждый охотник желает знать..."?

Эти "20 правил" прислал мне (а также всем друзьям и знакомым) по электронной почте наш любимый журналист, публицист и педагогический издатель Андрей Русаков с припиской: читайте, мол, и радуйтесь, и вообще - знай наших!

1. Не надо нигде не использовать ненужных отрицаний.

2. Если Вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.

3. Глагол, кроме того, всегда должны согласовываться в числе с существительными.

4. Заменяя существительные местоимениями, позаботьтесь о правильном его согласовании.

5. Между нас говоря, падеж местоимения тоже важен.

6. Что касается незаконченных предложений

7. Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.

8. Автор использующий причастные обороты должен не забывать о пунктуации.

9. Не используйте запятые, там, где они не нужны.

10. Вводные слова однако следует выделять запятыми.

11. Ставьте, где надо, твердый знак или хотя бы апостроф: обём сочинений так все равно не сэкономить.

12. Не сокращ!

стр. 31
13. Проверьте в тексте пропущенных слов.

14.Автор должен усечь: хочешь неслабо выступить - завязывай с жаргоном.

15. Если неполные конструкции - плохо.

16. Маленькое замечание о повторениях, которые иногда встречаются в журналах, которые издаются у нас и за рубежом, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел бы сказать автор, о которых мы и хотели сделать это замечание.

17. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет сочинение, определённо не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.

18. Вотще надеяться, что архаизмы в грамоте будут споспешествовать пониманию оной.

19. Неделите не делимое и несоединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.

20. Штампам не должно быть места на страницах наших сочинений!

* * *

Я не то что обрадовалась - пришла в восторг. Спрашиваю (опять же по электронной почте, поскольку Андрея, то и дело путешествующего по просторам нашей необъятной родины, днём с огнём не сыщешь): это кто ж такие "наши"? Андрей отвечает: да это Виталик Кириченко.

Виталик - художник, автор, житель славного града Киева. А я с Виталиком недавно познакомилась, поэтому пишу уже ему: браво, мол, Виталик, а вот не расскажешь ли, как тебе пришло в голову написать такой из ряда вон выходящий текст, а заодно про свои взаимоотношения со школьным русским языком?

* * *

Вот ответ Виталика:

"Маша, не хочется тебя расстраивать, но обманывать - ещё меньше. Увы, это не моё сочинение. Я только собрал правила в кучу и немного подредактировал, чтобы было смешнее. Правда, парочку придумал сам (например, "Не сокращ!"). А остальные ко мне попали от брата жены, который учится на филолога по-французски. Он-то и понапритаскивал их из разного "филологического Интернета" по капле. А потом, по моей просьбе, все вместе опять-таки отправил в свободное плавание по Сети.

В школе я ненавидел диктанты - за то, что не умел писать красиво и грамотно (и сичас стродаю!). А уроки литературы не воспринимал ваще. (Мне пророчили будущее физ-матика, а художником, педаго-

стр. 32
гом и - уж тем более - газетчиком я оказался совсем случайно.)

Язык и литературу я ненавидел настолько, что стал издеваться над тем и другим. Во втором классе, начитавшись былин, я захотел сочинить что-то в этом роде. За основу взял "Курочку Рябу". Былина не сохранилась: мама взяла её на работу похвастаться, и во время всеобщего стона, плача и ржания кто-то её "зачитал".

Но кое-что помню:



"Ой, во доме сельском да однокомнатнем

Жили бабка с дедком, да с ими куричка..."




А еще там были слова "кур расплодье", под коими я подразумевал яйцо:



"Змеевидным хвостом мыша дрыгнула,

Кур расплодье на пол опрокинула..."




Долго ещё после этого у нас дома яйца никто иначе и не называл!

Вот так примерно издевался я, издевался над родным языком да к окончанию школы и полюбил его".

Дорогой читатель, правил-то грамматики не 20, их гораздо больше. Так что присылайте свои "орфограммы"! А мы, как говорит Виталик, "отправим их в свободное плаванье".

...Интересно, а можно ли создавать подобные "правила" по другим школьным предметам: например по физике, математике, биологии?.. Что-то сразу не приходит в голову. А вам?

* * *

Я подумала: а чтоб мне самой не откликнуться на призыв с миру по нитке собирать образцы дидактического фольклора? И вот вам, пожалуйста, знаменитый диктант, кочующий из поколения в поколение - учителей, учеников и родителей:

На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича.

Этот текст я писала дома на кухне. И продиктовала мне его мама. Мама была учительница русского языка, но не моя. А я была самонадеянная девятиклассница.

Я сделала две ошибки: Ипполлитович с двумя "л" и коноплянник с двумя "н" - перестраховалась отличница. Я помню эти ошибки всю жизнь. Развеялся миф о моей "абсолютной" грамотности. Так и живу теперь - грамотная, но не абсолютно.

Совсем недавно, разбирая семейный архив, я наткнулась на этот мой диктантик. Усадила на кухне мужа и младшего сына и продиктовала им это мудреное предложение. То-то был удивлен мой не менее, чем я когда-то, самоуверенный сын, когда наш папа перещеголял его - на одну ошибку меньше сделал! Теперь Никита

стр. 33
даже иногда спрашивает у отца, как что пишется.

Кстати, при подготовке этого материала выяснилось, что слово "веснушчатая" я пишу неправильно - через "щ". Значит, в том, кухонном, диктанте я сделала не две, а целых три ошибки. Да-а-а...

Как же я тогда проверяла диктанты мужа и сына?.. Судью на мыло!

Словесники, ау! Перед тем как поставить ученику очередную двойку, попросите коллегу продиктовать вам этот милый диктантик. Интересно, какую отметку получите вы?

От редакции

Все мы бывшие школьники. И, наверное, каждый может вспомнить что-нибудь из того, что скрашивало нашу многотрудную Мученическую жизнь: какие-нибудь дидактические приколы (например, "Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам"), мнемонические правила (про глаголы-исключения), стишки ("Пифагоровы штаны во все стороны равны"), речёвки ("Мы писали, мы писали, наши пальчики устали...") и мало ли что ещё. И наверняка в разных местах бытуют разные варианты. На то он и фольклор, что ни канонического варианта нет, ни проблемы авторства. А может быть, кто-то из читателей поделится собственными "фольклорными новоделами", которые он использует на своих уроках? Ждём с нетерпением.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2017. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Статистика последних публикаций