ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В ДЕСТРУКТИВНЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24 ноября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Автор: Т. В. Егорова

Т. В. Егорова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного гуманитарного университета и кафедры общей психологии и акмеологии Ковровской государственной технологической академии им. В. А. Дегтярева, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Тел.: (49232) 5-65-00; e-mail: eiv@list.ru

В статье рассматривается специфика воспитательно-профилактической работы в образовательном учреждении с участниками деструктивных неформальных объединений, дезориентирующих подростков в построении конструктивной жизненной стратегии и ведущих к асоциальному и противоправному типу поведения. Автор считает, что воспитательно-профилактическая работа в образовательном учреждении с подростками из неформальных молодежных объединений должна проводиться на персонально-индивидуальном, микрогрупповом, групповом и коллективном уровнях и быть сориентирована с учетом глубокого изучения личности и оценки актуального состояния на возможные перспективы развития и поддержку выбора просоциалъного жизненного пути.

Ключевые слова: воспитательно-профилактическая работа, ситуация развития, подросток, деструктивные неформальные объединения, самосбережение, саморазвитие, позитивная деятельность.

Наряду с модернизацией и наметившимися положительными тенденциями в отечественной системе образования, незавершенность социально-экономических преобразований, глобальная информатизация на фоне продолжающегося поиска национальных приоритетов, дефицит доступных условий для продуктивного, духовно насыщенного времяпрепровождения и отсутствие должной межведомственной координации в профилактической работе создают немало трудностей в процессе воспитания подрастающего поколения. Все это ведет к социальным отклонениям, которые носят антигуманный характер: табакокурение, наркомания, алкоголизм, участие в религиозных сектах и неформальных объединениях деструктивной направленности, и осложняет личностное становление современных молодых людей, так как в подростковом и юношеском возрасте происходит формирование характера, развиваются познавательные процессы, формируются потребности и ценностные ориентации личности, мотивация поведения. Если в этот момент в структуру личности вторгаются различные виды отклонений, то последствия бывают разрушительными, а иногда и необратимыми.

Отклонения в поведении возникают наиболее часто у подростков, находящихся в конфликтных ситуациях с ближайшим социальным окружением, испытавших сильное психическое потрясение, потерявших уверенность в собственных силах, испытывающих одиночество, отчужденность, внутреннюю неудовлетворенность собой, своей жизнью, системой ценностных ориентации и установок, что приводит к трудностям в усвоении ролей, норм, требований и ценностей социальных институтов.

Ситуация развития подростка, юноши характеризуется, прежде всего, самоопределением и началом его вступления в самостоятельную жизнь. Юность - решающий этап формирования мировоззрения, т. е. системы знаний, опыта и убеждений, переживание
стр. 38

которых сопровождается чувством их истинности, правильности [4]. В этот период происходит решение проблем, связанных с вхождением во взрослую жизнь, завершается формирование смысложизненных ориентации, определяется общий смысл жизни, включающий социальную ориентацию личности, осознание себя частью социальной общности (группы, объединения, нации и т. п.). В поисках себя, собственного смысла жизни молодые люди, стремясь проявить самостоятельность, принимают участие в различных объединениях и движениях.

Участники неформальных объединений - это молодые люди, пытающиеся адаптироваться в обществе, обрести смысл жизни, но по каким-либо причинам не вписавшиеся в нормальный ход социальной жизни. Опасность состоит в том, что в неформальном объединении деструктивной направленности (экстремистском, радикальном, криминально-ориентированном, сатанинском, тоталитарном и др.) будут формироваться нормы и установки, отрицающие или противостоящие ценностям и правилам существующего общества, что может привести к стагнации развития самосознания подростка и его дезориентации в построении конструктивной жизненной стратегии, асоциальному и противоправному типу поведения.

Объединение деструктивной направленности "освобождает" своих членов от моральной ответственности за деструктивное поведение, дегуманизируя объекты насильственных, экстремистских, радикальных и т. п. действий. Антисоциальные действия, осуществляемые объединением, рассматриваются их членами как нормальные. Эти процессы в неформальных объединениях деструктивной направленности можно охарактеризовать как диссоциальное воспитание - "формирование антисоциальных сознания и поведения" (А. В. Мудрик), препятствующее успешной интеграции молодого человека в общество.

В процессе диссоциального воспитания "человек рассматривается не как личность (самосознательный ответственный субъект), а как индивид (т. е. как представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия лидеров", осуществляемого посредством определенного набора средств: формированием специфической субкультуры объединения (жаргон, способы свободного времяпрепровождения, эстетические пристрастия: одежда, прическа, тагу, пирсинг и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор); автократического (самовластного) стиля руководства, предполагающего беспрекословное подчинение рядовых членов, жесткий контроль за жизнью и поведением каждого, использование широкого набора негативных санкций; антисоциального рода занятий объединения (криминальный, квазикультовый, экстремистский) [2].

Общение, совместные дела в деструктивном объединении влияют на самосознание человека, разрушая морально-нравственные основы личности подростка, что влечет за собой раскол смысла жизни.

Так, по данным "Информационно-аналитического центра СОВА", с 2004 по 2007 г. число противоправных действий со стороны участников только экстремистских объединений существенно выросло. В 2004 г. подверглись нападениям, были избиты и ранены 218 человек, в 2005 г. - 418, в 2006 г. - 502, в 2007 г. - 566. Также произошел рост числа убитых в результате экстремистских действий со стороны участников неформальных объединений [3].

Поэтому участие подростка в неформальном объединении деструктивной направленности следует рассматривать как социальное отклонение, требующие профессионального внимания со стороны педагогов, первичной профилактической направленности всех видов воспитательной деятельности специалистов, а также компетентных действий родителей.

В связи с этим с целью самосбережения, саморазвития, самоутверждения в позитивной деятельности и учитывая ярко выраженную особенность подростков противостоять консервативным традициям общества, понимая и принимая романтическое, порой бунтарское начало данного возраста, необходима полноценная воспитательная работа по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные неформальные объе-
стр. 39

динения в образовательном учреждении и социуме, предполагающая целенаправленную и согласованную педагогическую деятельность учителя, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, родителей, привлекаемых специалистов медицинских и правоохранительных учреждений. Данная работа должна включать устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности: медико-санитарного и правового просвещения; воспитательно-разъяснительную деятельность, ориентирующую личность на здоровый образ жизни как условие сохранения психологического здоровья; психодиагностику и психокоррекцию (тренинги личностного роста с акцентом на ситуации выбора, ценности жизни, самореализацию); оформление карт развития личности и класса с отражением педагогической траектории личностного развития подростков, степени соответствия возрастной норме, наличия акцентуаций, сферы интересов.

Следует отметить, что в европейских странах, в частности в Германии, на современном этапе преобладает мнение, что тенденция к образованию объединений в юношеском возрасте так распространена, что ее следует считать естественной особенностью развития и что молодых людей -участников объединений следует не только ограничивать, наказывать, поучать и осуждать, а стремиться понять, так как лишь исходя из понимания можно достичь успеха. Среди общих принципов работы немецких специалистов следует выделить:

- принцип самоценности личности;

- принцип акцептации (от немецкого akzeptieren - принимать, признавать);

- групповой принцип, признающий важность неформальных молодежных объединений молодежи, осознания ими своей социокультурной самостоятельности;

- социально-пространственный, предусматривающий учет институциональных и социальных условий;

- временной, требующий уважительного отношения к молодым людям;

- биографический, согласно которому следует учитывать различные биографические условия каждого конкретного человека.

Работа с подростками, участвующими в неформальных объединениях, реализуется в Германии по двум направлениям:

1) деятельность социальных работников посредством общения с членами неформальных объединений, неформальных встреч в специальных центрах, где молодой человек получает возможность обосновать свою жизненную позицию, отрефлексировать переживания;

2) деятельность социальных педагогов в образовательном учреждении (предусматривает комплекс профилактических мер, консультации, сотрудничество с родителями, персоналом, координацию работы с социально-правовыми учреждениями) [1].

Учитывая современные реалии российского общества, педагог-воспитатель, по нашему мнению, должен быть нацелен, прежде всего, на персональную работу с подростком в психологически здоровой среде образовательного учреждения, обладающего наибольшими воспитательными и профилактическими ресурсами, тесными и устойчивыми связями педагогического коллектива с родителями.

Предупреждение вовлечения подростков в деструктивные объединения в рамках образовательного учреждения должно проводиться по трем направлениям: общая воспитательная работа с учащимися; воспитательно-профилактическая работа с подростками группы риска; коррекционно-педагогическая работа с подростками, участвующими в деструктивных неформальных объединениях.

И если до 6-го класса следует работать в направлении формирования навыков самовыражения, саморегуляции, осознания не только ближайших перспектив деятельности, но и собственной самоценности (знакомить с условиями здорового образа жизни, совместно с семьей вовлекать в него посредством формирования навыков позитивного взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов, содействия в выборе занятий по интересам), то начиная с 7-го класса необходимо проводить активную воспитательно-профилактическую работу, включающую ознакомление учащихся с деструктивными явлениями социума, отработку навыков от-
стр. 40

каза от сомнительных предложений, а главное - укрепление самоуважения, содействия в позитивной самореализации, конкретизации жизненных планов. Для этого необходимы: превентивная работа с классом (беседы, тренинги по отработке навыков просоциального поведения), родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы); работа с классом по формированию умений сказать "Нет!", сделать осознанный жизнесберегающий, нравственный выбор; работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы); специальная работа с учащимися группы риска и подростками - участниками деструктивных объединений; работа с конкретными семьями (при необходимости привлечение специалистов медицинских, правоохранительных учреждений); формирование у учащихся убеждения в необходимости выбора здорового образа жизни (дискуссии, индивидуальные беседы, элементы уроков рефлексивного характера и т. п.) и готовность помогать сомневающимся учащимся (включенность в шефскую, волонтерскую работу).

Реализация воспитательно-профилактической работы должна осуществляться в контексте воспитательной системы школы, опирающейся на конкретную воспитательную программу с обязательными компонентами: просветительском (знакомство с культурой народа, цивилизации, окружающим миром); профилактическом (предупреждение отклонений - первичная профилактика; работа с учащимися с отклоняющимся поведением - вторичная профилактика); психологическом (содействие всем участникам педагогического процесса в рефлексии, самопознании и самоизменении); развлекательном (содействие субъектам в развитии свободы самовыражения, творчества, формировании навыков конструктивного взаимодействия); трудовом (формирование у личности готовности к преобразованию, помощи, заботе).

В каждом из компонентов посредством педагогических, психологических, тематических акцентов находят свое отражение традиционные направления воспитания (патриотическое, нравственное, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое), предложенные Б. Т. Лихачевым, В. А. Сластениным и др.

Просветительский компонент предполагает проведение семинаров для учителей, родительских собраний на тему "Деструктивные неформальные молодежные объединения как фактор риска для подростка", классных часов и диспутов с учащимися о социальных рисках, например: "Неформалы: путь к себе или...", "Трудные жизненные ситуации: ищем выход", "Взрослеть -значить умнеть" и др.

Профилактический компонент включает социально-педагогическую диагностику класса; проведение профилактических тренингов, направленных на формирование умений отказа от асоциальных и антисоциальных действий "Учимся говорить "Нет!"", игр с целью определения интересных и социально-значимых занятий; индивидуальную работу с подростком - членом неформального объединения, его семьей, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования.

Психологический компонент предусматривает психологическую диагностику ученика, класса; акцептные беседы с подростками - членами неформальных молодежных объединений в обстановке доверия и понимания; индивидуальное консультирование ученика - члена неформального молодежного объединения, его родителей, классного руководителя; тренинги личностного роста; классные часы с элементами тренинга ("Принимаю себя"; "Познаю себя"; "Управляю собой"; "Общаюсь, разрешаю конфликты"; "Мечтаю о будущей профессии"; "Ценности во мне и в других" и др.).

Развлекательный компонент направлен на совместную организацию и проведение государственных, школьных, классных праздников, выставок, выступлений с привлечением подростков группы риска и членов объединений к участию в мероприятиях с учетом их сферы интересов и склонностей.

В рамках трудового компонента важно привлечь подростка - члена неформального молодежного объединения к трудовой деятельности, причем не насильственно, а выбрав для него наиболее привлекатель-
стр. 41

ную, поощряя за успехи, стимулируя в случае отказа.

Воспитательно-профилактическая работа должна сопровождаться общепедагогической диагностикой, выполняющей следующие функции:

- побуждения и коммуникации с целью достижения конструктивного результата;

- обратной связи, позволяющей педагогу лучше ориентироваться в ситуации педагогического процесса на достижение оптимального результата;

- профилактики отклоняющегося поведения подростков;

- оценки результата воспитательно-профилактической деятельности;

- информирования о результатах;

- определения перспективного развития подростка.

Целесообразным представляется ориентировка каждого специалиста, осуществляющего диагностику личности учащихся на социально-психолого-педагогическую карту, включающую:

- социальную характеристику (семьи, места проживания, приоритетных форм и мест отдыха, социального статуса, сферы интересов и деятельности вне образовательного учреждения, наличия просоциальных планов на будущее, учета правонарушений и элементов отклоняющегося поведения: интерес к нестандартным или деструктивным формам проведения досуга, общение или участие в неформальном объединении);

- психологическую характеристику - определение темперамента, акцентуации, специфики активности, уровней развитости сфер личности (эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, морально-нравственной, действенно-практической, отношений, экзистенциально-бытийной);

- педагогическую характеристику, предполагающую общую педагогическую характеристику, направленную на выявление: активности в педагогическом взаимодействии, учебной мотивации, уровня обучаемости, готовности к самообучению, самовоспитанию, участия в жизни образовательного учреждения и частную педагогическую характеристику, определяющую на основе повседневных педагогических наблюдений уровень духовных интересов, степень влечения к асоциальному проведению свободного времени, преобладания утилитарных интересов, физиологических потребностей над социальными и духовными, готовности к аморальным способам их удовлетворения, развитость чувства долга, наличие и степень развитости познавательных и эстетических интересов, отношение к знаниям, к труду, направление проявления инициативности, способность осуществлять осознанный выбор в процессе деятельности, перспективы в жизни, наличие просоциальных эталонов и идеалов, способность адекватно оценивать деятельность окружающих, реакции на убеждения, наличие друзей просоциальной направленности и др.

Воспитательно-профилактическая работа в образовательном учреждении с подростками из неформальных молодежных объединений должна проводиться на персонально-индивидуальном, микрогрупповом, групповом и коллективном уровнях и быть сориентирована с учетом глубокого изучения личности и оценки актуального состояния на возможные перспективы развития и поддержку выбора просоциального жизненного пути.

Специфика подросткового возраста делает его представителей особенно чувствительными к различного рода социальным деформациям в обществе и педагогическим ошибкам воспитателей. Нравственные категории еще не являются сферой личностных смыслов и потому не выполняют роль регуляторов поведения подростков. Поэтому, проектируя воспитательно-профилактическую деятельность на основе диагностических результатов, важно систематически ставить подростков в ситуацию "нравственно-мотивационного выбора". Критерием успешности формирования общественно-приемлемой и значимой мотивации можно считать ситуации, в которых подросток самостоятельно оказывает помощь, заметив потребность в ней.

Показателями эффективности воспитательно-профилактической работы с подростками, участвующими в деструктивных объединениях, должны являться: сформи-рованность оптимистичной и рефлексивной
стр. 42

жизненной позиции личности (позитивное отношение к себе, другим людям, реальному миру, с одной стороны, и умение осознавать свои способности и качества, с другой); устойчивая ориентация на гуманистические ценности; высокий уровень развития самоуважения при адекватной самооценке; способность разрешать проблемы собственного развития, принимать на себя ответственность, устанавливать адекватные отношения с окружающими, осуществлять просоциальный выбор; сформированность сферы позитивных интересов, готовности к саморазвитию и самовоспитанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорова Т. В. Социально-педагогическая работа с молодежью неформальных объединений экстремистской направленности (на материале Германии): Монография. - Владимир, 2007. - 163 с.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М, 2005, с. 111-113.

3. Почему фашизм прижился в России // Аргументы и факты. - 2008. - N25, с. 6-7.

4. Сапогоеа Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. - М, 2001. - 460 с.

EDUCATIONAL PREVENTIVE WORK WITH ADOLESCENTS PARTICIPATING IN DESTRUCTIVE NON-FORMAL SOCIETIES

T.V. Egorova

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Social Pedagogics And Psychology Department of the Vladimir State Humanitarian University and of the General Psychology and acmeology Departament of the Degtyarev Kovrov State Technological Academy corresponding member of the International Teachers Training Academy of Sciences

This article deals with some features of educational preventive work fulfilled at educational institutions with participants of destructive non-formal societies that disorient adolescents in making their constructive vital strategy and lead them towards antisocial illegal behavior. Author of the article considers that educational-preventive work at educational institution with teenagers from informal youth associations should be organized at personally-individual, microgroup, group and collective levels taking into account deep research of a person and estimation of actual condition on possible prospects of development and support ofprosocial lifestyle.

Keywords: educational preventive work, development situation, adolescent, destructive non-formal societies, self preservation, self- development, positive activities.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)