ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНКИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 ноября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




КАЖДЫЙ вечер, включая выпуск последних известий, мы, сами того не подозревая, оказываемся зрителями политического сериала. По степени смысловой нагруженности весь видеоматериал может быть разделен на несколько групп.

Первую составляют "самодостаточные кадры" - картинки, которые могут быть восприняты без соответствующего текстового оформления и рассчитанные скорее на эмоциональное, чем рациональное восприятие. Отснятая крупным планом стендовая реклама отечественной шоколадки "Ш.О.К." предопределяет резонанс в душе российского телезрителя, переживающего как раз то состояние, о котором возвещает трехбуквенная коммерческая аббревиатура. Слова же комментатора "Экономический кризис лишил нас многого. Все заговорили о конце эпохи" лишь констатировали проявление этого самого резонанса ("День седьмой"). Взгляд "Обозревателя" на экономическую ситуацию был более лиричным, хотя и столь же безнадежным: "Сначала исчезло мясо, а потом и сбережения в Сбербанке", а тем временем идет картинка: ветер уносит по мостовой стайку изрядно потерявших в весе рублей.

Вторая группа представлена "кадрами-интерпретациями" - это подчиненные тексту иллюстрации, не столько проясняющие его смысл, сколько делающие его содержание максимально актуальным для телезрителей. Здесь можно выделить несколько типов. Так, интерпретация процессов недавно была великолепно отработана все тем же "Обозревателем". Утверждалось, что "главная причина спекуляций - это ажиотажный спрос, когда с прилавков сметается все съестное". На протяжении этой достаточно длинной реплики в кадре суетился молодой человек, который, недоверчиво косясь на камеру, быстро перебрасывал продукты с витрины в авоську.

Другой тип интерпретации относится к понятиям и напрямую связан с формированием ассоциативных образов. К примеру, сюжет о вновь призванных на службу государству экономистах позднесоветского периода видеобригада ТВ-6 начала с взятого крупным планом плаката: "Perestroika - ваш надежный друг". Слово "академики", прозвучавшее синхронно с появлением картинки, становится одновременно вердиктом и приговором - невероятным гибридом "советской американскости".

Еще одним способом навешивания видеоярлычков является последовательное чередование тематических картинок с соответствующими портретами политических деятелей. Большинство информационно-аналитических программ перемежали лица Маслюкова, Геращенко, Абалкина, Петракова и Богомолова кадрами, в которых печатный станок работает на полную мощность, а очаровательные девушки усердно пересчитывают новенькие, еще не разрезанные купюры. Теперь телезритель точно знает, кто должен нести ответственность за эмиссию.

Богатые возможности для интерпретации расстановки политических сил, а также взаимоотношений фигур, играющих на этом поле, предоставляет использование схем, иконок и фотографий. Фиксированный кадр сосредотачивает на себе максимум зрительского внимания, а по информативности может конкурировать даже с текстом. Наиболее последовательными поклонниками этой техники являются информационные программы НТВ. Именно при помощи схем "Итоги" объясняли своим зрителям детали кадровых перестановок в правительстве, а фотография Юрия Маслюкова, последовательно сменившаяся иконкой "Росвооружения", сделалась в руках телевизионщиков наглядным пособием по изучению сфер, подконтрольных новому первому вице-премьеру. По тому же принципу работают и любимые энтэвэшниками графики опросов общественного мнения.

К третьей группе картинок относятся "кадры-фон", прямое назначение которых - создавать баланс между обилием текста (комментарии обозревателей, интервью, отбивки) и недостатком видеоматериала. Эта группа меньше всех остальных способна сделать сюжет привлекательным для зрительской аудитории, ее составляющие очень однообразны: правительственные коридоры, думские лестницы и кабинеты, залы для пресс-конференций и заседаний народных избранников, каски шахтеров и фантастические ценники в магазинах. Именно здесь чаще всего используются старые кадры.

В этой наименее выигрышной сфере видеомастерства нестандартные ходы больше чем где бы то ни было располагают к себе аудиторию. Изюминки такого рода чаще всего встречаются в информационном пироге НТВ. Так, "бунт Владимира Семаго, который вышел из партии и раскритиковал ее слева" в программе "Итоги" разворачивался на фоне захлопывающейся двери в зал заседания депутатов Государственной Думы. А доллар, курс которого на черном валютном рынке, по утверждению уличного торговца, не зависит от курса Центробанка, легко ассоциировался с возникшей в кадре уличной кошкой, уютно завтракающей на крылечке и не зависящей от государственных институтов.

Все три группы, на которые был разбит видеоряд информационных программ, обладают общей чертой - смысловой выразительностью: картинка должна "говорить". Кошка на лестнице может оказаться не менее значительным элементом, чем ценники в магазине, а те вполне могли бы посоревноваться с красноречием Жириновского, который, в свою очередь, в любой момент готов популярно и доступно рассказать обо всем на свете.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)