ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ОСНОВЕ НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 15 декабря 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




А. М. Белавин

Доктор исторических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета

E-mail: belavin@pspu.ac.ru

А. В. Рубцов

соискатель кафедры древней и средневековой истории Росси Пермского государственного педагогического университета

E-mail: belavin@pspu.ru

Научные объединения учащихся являются важной составляющей целостной системы формирования творческой личности. Эмоционально-чувственный подъем вызывает у учащихся школ археологическая деятельность в смешанных коллективах со студентами и преподавателями вузов. Многолетний опыт пермской Школы юных археологов свидетельствует о важности и актуальности такого направления педагогической деятельности.

Ключевые слова: археология, детские научные объединения, педагогика партнерства.

Работа с одаренными детьми в системе образования Российской Федерации в настоящее время приобретает особое значение. В новой национальной инициативе "Наша новая школа" задача выявления и работы с одаренными детьми считается одной из приоритетных. Очевидна особая важность такой деятельности, связанной с реализацией новых стандартов образования, ориентирующей учащихся на поиски обобщений, особенно в сфере гуманитарных знаний.

Археология как наука, стоящая на стыке гуманитарных, естественных и точных наук, дает школьникам мощный стимул к получению новых знаний по различным учебным направлениям (комплексу направлений). В эти направления сегодня входят история, этнография, лингвистика (ономастика), фольклористика, география (историческая и физическая), климатоведение, основы физики, химии, ботаники, зоологии, информатика (историческая информатика), а также искусствоведение, основы художественного творчества (рисование, лепка) и пр. На наш взгляд, занятия в научных археологических объединениях учащихся являются оптимальным условием формирования исследовательского мышления современного школьника. Успешность решения этой задачи обусловлена включением участников образовательного процесса в реальную научно-педагогическую и социальную среду и системой партнерского взаимоотношения "малой археологии" с археологией "взрослой", академической. Осознание важности, актуальности и крайней полезности для науки и культуры подобных "археологических студий" мобилизует учащихся на дальнейшее углубление в науку. Достаточно наглядно результаты этого процесса наблюдаются в Пермской школе юных археологов (ШЮА): за 30 лет ее истории через ШЮА прошло более 500 учащихся, из них около 100 человек своей профессией избрали археологию, историю, этнографию, антропологию, палеонтологию. Среди выпускников ШЮА сотрудники музеев, педагоги, работники культуры, органов охраны памятников, журналисты. Из числа юных археологов выросли 6 кандидатов и 2 доктора наук, избравших свои образом жизни изучение историко-культурного наследия нашей Родины.
стр. 72

Пермский край придает большое значение этому процессу. Для выявления одаренных детей существует целая система взаимоувязанных мероприятий. Отдельные направления - выявление одаренности в области художественной культуры и искусства, спорта, в области науки и научно-технического творчества. Эта деятельность пронизывает через систему конкурсов различных уровней, научно-технических выставок, научно-практических конкурсов, конференций и олимпиад. Системная часть работы в области науки и научно-технического творчества ведется через учреждения дополнительного образования. В этом процессе важную роль играют творческие и научные объединения детей и юношества при Пермском городском дворце творчества юных.

К сожалению, из-за различных сложностей с финансированием и изменений в системе дополнительного образования в конце 1990-х - начале 2000-х гг. прекратило свое существование Пермское городское научное общество учащихся, созданное в 1980 г. при тогдашнем городском Дворце пионеров и школьников. В период своего расцвета Пермское НОУ представляло собой мощное научно-творческое объединение детей и педагогов с более чем тридцатью секциями - школами юных исследователей. Педагогическую деятельность в этих школах осуществляли в основном преподаватели пермских вузов и научные работники академических учреждений. Юные исследователи проводили регулярные городские и областные конференции и научные сессии, принимали участие во всесоюзных и всероссийских конференциях, олимпиадах и научных конкурсах. К началу 1990-х гг. известность Пермского НОУ позволяла считать его одним из самых активных юношеских научных объединений в СССР.

Первой секцией Пермского НОУ была Школа юных археологов (клуб юных археологов "Легенда"), возникшая в пермском Дворце пионеров и школьников в ноябре 1979 г. (руководитель А. М. Белавин). В это время в стране работало несколько подобных объединений школьников: при уфимском, челябинском и ленинградском Дворцах пионеров. Пермская Школа юных археологов создавалась по модели Уфимского объединения школьников. За основу были взяты программы, разработанные еще Г. Н. Матюшиным. ШЮА ориентировалась на сочетание преподавания теории археологии с практическими занятиями по работе с древней посудой, орудиями труда, рисованием древних предметов, их обмерами, посещением музеев, работе в их фондах и экспозициях. Летом 1980 г. юные археологи совершили свои первые полевые выходы на археологические памятники, и приняли участие в качестве раскопщиков в полевых работах археологической экспедиции Пермского государственного университета.

Однако вскоре учебные программы ШЮА были скорректированы, разработаны новые двух- и трехлетние программы, стали развиваться такие формы учебных занятий, как индивидуальная подготовка рефератов, сообщений и докладов, проведение археологических экспериментов, камеральная работа с археологическим материалом, создание и научная обработка коллекций, подготовка научно-археологических выставок. Уже тогда были осознаны основные педагогические задачи ШЮА: развитие у учащихся интереса к истории и гуманитарным наукам через познание древней истории "малой" Родины, актуализация исторических знаний через непосредственное общение с древними артефактами, развитие социальной ответственности и формирование патриотизма через живую работу по спасению и изучению такой части историко-культурного наследия, как археологические памятники. Эти задачи нашли свое отражение в первой научно-методической публикации ШЮА, увидевшей свет в 1983 г. [1].

Расцвет детско-юношеской археологии в Перми пришелся на период с первой трети 1980-х гг. по 1990-е гг. Помимо секции юных археологов НОУ в пермском Дворце пионеров (с 1992 г. - Дворец творчества юных), возникли кружки-спутники при Пермском лицее N 1 (рук. Н. Б. Крыласова) и Первой пермской городской гимназии (рук. И. В. Бочаров). Археологический клуб возник при Березниковском городском Дворце творчества юных (рук. А. В. Рублев, С. В. Скорня-
стр. 73

кова). Существовал ряд школьных археологических кружков в Пермской области. В результате археологические секции областных научно-практических конференций учащихся были самыми массовыми по количеству докладчиков и исключительно разнообразными по тематике. К сожалению, в настоящее время количество археологических научных объединений учащихся в Перми сократилось. Но по-прежнему действует ШЮА при Дворце творчества юных, отметившая в 2009 г. свое тридцатилетие, а археологическая исследовательская практика включена в список летних практик учащихся пермского лицея N 1.

Следует признать, что наука археология обладает огромным образовательным и педагогическим потенциалом, изучая не столько социально-экономическую историю человека, сколько самые разнообразные явления его культурной и социальной эволюции, материальную и духовную культуру на разных этапах становления общества. Эта особенность археологии, ее достаточно высокая для советской исторической науки степень свободы от идеологических шор делала археологию привлекательной и интересной для школьников, которых приучали во всех явлениях видеть борьбу классов и противостояние угнетенных и угнетателей. Особенно ярко эта сторона археологии проявляется в относительно экстремальных условиях археологических полевых работ - раскопок и разведок. Археологическая экспедиция - это комплексная форма научной и педагогической деятельности, всесторонне развивающая в молодых людях чувства товарищества, любви к Родине, понимания природы и условий адаптации к ней человека. Экспедиция представляет собой сплав романтики, достаточно тяжелого физического труда и высокой науки. "Экспедиция есть уникальный социум, в котором коллектив - это экспертный совет, круг единомышленников, особое образовательное пространство, обеспечивающее благоприятную эмоциональную среду, ситуацию успеха и развивающего обучения" [5, с. 4]. Своеобразие экспедициям придает их относительная автономность, самоуправляемость коллектива, отношения дружеского сотрудничества и партнерства взрослых (научных работников и педагогов) и разновозрастного детско-юношеского коллектива (школьники и студенты), культ знаний в сочетании с "полевой романтикой". При этом основная задача как раскопок, так и разведок - научная. Это получение новой исторической информации, получение и первичная научная обработка различных древних предметов, изучение разнообразных древних сооружений.

Археологические экспедиции юных археологов Перми, начавшиеся в 1980 г. работами на поселениях каменного века на Чашкинском озере, продолжаются по сей день. Осуществлялись самостоятельные разведки и раскопки силами детского коллектива под управлением 1-2 взрослых ученых и педагогов [2-4], но со второй половины 1980-х гг. наиболее распространенной формой археологической экспедиции стали комплексные школьно-студенческие экспедиции, в которых принимали участие как учащиеся ШЮА, так и студенты исторических факультетов ПГПУ и ПГУ. Сочетание опытных (2-3 полевых сезона) и "новеньких" юных археологов, студентов-практикантов и студентов, для которых археология уже стала частью их постоянных научных занятий, дает редкий эмоционально-психологический сплав, формирует особую субкультуру.

Развитие научных объединений учащихся видится как "система мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста", как это прописано в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Развитие современной российской археологии и рост внимания государства к проблемам образования и воспитания подрастающего поколения россиян позволяет верить, что никогда не наступит то время, когда педагогический потенциал археологии окажется исчерпанным.

Деятельный подход в организации дополнительного образования обучающихся позволяет интегрировать гуманитарный цикл учебных дисциплин и способствует формированию гуманитарной компетенции, которая формирует гражданскую позицию обучающихся, позволяет им строить духовные обоб-
стр. 74

щения, относящиеся к археологическим ценностям Пермского края, и видеть в этом глобальные процессы связи культур различных стран и народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белавин А. М. О выявлении и охране памятников археологии (для юных туристов). - Пермь: ПГДТЮ, 1983. - 16 с.

2. Белавин А. М. Работы Пермского Дворца пионеров // Археологические открытия 1981. - М.: Наука, 1983, с. 245-246.

3. Белавин А. М. Городищенское городище на р. Усолке // Приуралье в древности и средние века: Межвузовский сборник научных трудов УдГУ. - Ижевск, 1986, с. 130-142

4. Крыласова Н. Б. Раскопки средневековых могильников в Верхнем Прикамье // Археологические открытия Урала и Поволжья. - Ижевск: ИИЯЛ УдНЦ УрО РАН, 1991, с. 51-53.

5. Педагогическая археология. Из опыта работы школьных археологических объединений Челябинской области: Методич. мат-лы. - Челябинск, 2001. - 64 с.

ORGANIZATION OF RESEARCH WORK WITH GIFTED CHILDREN ON THE BASIS OF SCIENTIFIC ASSOCIATION OF PUPILS

A.M. Belavin

doctor of historical sciences, professor of the Perm State Pedagogical University

A.V. Rubtsov

applicant for candidate degree of the Ancient and Medieval History of Russia Department of the Perm State Pedagogical University

Scientific associations of pupils are important parts of creative person formation system. Archaeological activity in the mixed collectives with students and teachers of higher schools causes emotionally-sensual lifting in pupils. Long-term experience of the Perm School of Young Archeologists testifies to importance and urgency of such direction of pedagogical activity.

Keywords: archeology, children's scientific associations, partnership pedagogics.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)