ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОДЕЖДА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕЛЕСНОСТИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 10 сентября 2015
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Одежда сопровождает человека с момента рождения до самой смерти, выражает, фиксирует, маскирует его возрастные и личностные изменения. Она характеризует представление человека о своей границе с миром, с другими людьми. В ней находят отражение базовые характеристики личности, специфика внутренних конфликтов и защитных механизмов. Тем не менее, одежда не имеет собственной ценности. Она приобретает свою значимость только в неразрывной связи с человеческим телом, которому обязана своим существованием. Одежда является специфическим атрибутом человеческого тела, своеобразным аспектом телесности. Под телесностью мы понимаем систему всех физиологических, когнитивных, аффективных, смысловых структур, относящихся к физическому бытию субъекта, т. е. его существованию в мире и взаимодействию с ним, которые воспринимаются субъектом как принадлежащие его Я.

Телесность как пространственная структура. Существуют две базисные характеристики человеческого бытия и мировосприятия. Это координаты, в системе которых выстраивается жизнь человека - время и пространство. Временная перспектива человеческого существования проявляющаяся в непрерывности бытия от рождения до смерти, связана, в значительной мере со способностью сознания: непрерывным изменением и в тоже время константностью осознавания себя. Физическое и психологическое существование человека в пространстве внешнего мира обеспечивается телом как пространственным объектом, структурой, обеспечивающей присутствие человека как живого организма в пространстве внешнего мира и присутствие человека как души, сознания, я, личности в пространстве внутреннего мира (пространстве человеческой телесности). Субъект функционирует не только в объективном физическом пространстве, но и в его модели, возникающей в результате переработки перцептивной информации, которая здесь будет называться "внешним пространством". Внешнее пространство включает все то, что осознается субъектом как не-Я. Телесность как интегративная структура, формирующая внутреннее пространство, оказывается "вложенной" именно в этот моделируемый внешний мир,

стр. 30

жизненное пространство субъекта. Между внешним пространством и пространством внутренним проходит граница, задающая субъект-объектное членение реальности.

Поверхность тела как граница между внешним и внутренним пространством. Граница - это промежуточная структура между двумя активными началами: субъектом и внешним миром. Такой промежуточной структурой является поверхность тела, кожа. Именно здесь проходит разграничение между Я и не-Я. Кожа как граница, с одной стороны, выделяет субъекта из внешнего мира, обеспечивая его интеграцию, с другой, - является местом взаимодействия между ними, отделяет и одновременно соединяет человеческое тело с внешним миром.

Одежда как "кожа" "культурного" тела. Человек существует в системе социокультурных отношений. Общество, не как отдельная социальная группа, а как форма существования, которой достигло человечество в ходе своей эволюции, налагает запрет на тело натуральное, природное. Все телесные функции (кроме наиболее непроизвольных и неосознаваемых) и тело вообще проходят социализацию, приводящую к формированию нового тела - "культурного". Но "культурное тело" характеризуется не только "окультуренными" натуральными функциями, изменяются и его границы (по сравнению с телом физическим). Одним из аспектов этого изменения и соответственно, объективации, реализации на феноменологическом уровне границы "культурного тела" является одежда, как "кожа культурного тела". Так же как кожа "вкладывает" человеческое тело в физический универсум, так и одежда как "кожа тела культурного" встраивает субъекта в социум.

Форма телесности как пространственной структуры. В данном случае пространство понимается как система отношений одновременно сосуществующих элементов и их свойств. Мы исходим из предположения, что сущность пространства, его внутренние свойства и закономерности едины на физическом и психологическом уровне. Специфично лишь содержание процессов, протекающих в пространственно-временных координатах на разных уровнях реальности. Если рассматривать телесность как пространственный объект, то его существенной характеристикой становится форма, конечно, не в смысле очертаний фигуры, ведь мы говорим о телесности как о сложной целостности физиологических и психо-социальных аспектов. В современных физике, геометрии и психологии восприятия утверждается существова-

стр. 31

ние "хороших", обеспечивающих объекту оптимальные параметры протекания процессов внутри него и при взаимодействии с внешней средой, и "плохих" форм. Проблема критериев оптимальности - это отдельный вопрос. Здесь же под оптимальностью мы будем понимать возможность достижения максимального результата с минимальными энергетическими затратами и высоким КПД. Для "хорошей" формы характерны симметрия, устойчивость структуры (высокая степень связности ее компонентов), целостность, замкнутость контура, сглаженность (отсутствие выраженных выпуклостей и впадин).

Рассматривая форму телесности как пространственной структуры, можно предположить, что всем характеристикам субъекта будут соответствовать определенные особенности топологического отображения его телесности. Иными словами, любые внутренние характеристики субъекта, дефект, дефицит или напротив излишек чего-либо, будь то черта характера, та или иная способность или заболевание и т. п., можно представить как искажение, отклонение от "хорошей" формы, выражающееся, например, в появлении на гладкой поверхности выпуклостей и впадин. (Термины "выпуклости" и "впадины" не следует понимать буквально, нам просто кажется удобным использование таких "геометрических" понятий). Кроме того, телесность - структура, постоянно развивающаяся и изменяющаяся в процессе взаимодействия пространства субъекта с пространством внешнего мира. Последствия этих взаимодействий так же могут провоцировать различные деформации топологии телесности (если оставаться в рамках "пространственной" терминологии). В результате появления деформаций снижается как эффективность протекания внутренних процессов, так и взаимодействия целостной структуры с внешним миром.

Изоморфизм и компенсаторная функция одежды как границы телесности. Одежда является формой предъявления своей телесности миру. Если рассматривать телесность как пространственную структуру, развивающуюся и соответственно стремящуюся к улучшению своей формы, то можно предположить, что одежда становится "второй кожей", защитной мембраной, компенсирующей деформации топологии телесности. В таком случае одежда является, в некотором смысле, уникальным феноменом. С одной стороны, форма одежды как внешней оболочки телесности, "второй кожи" изоморфна топологическим характеристикам

стр. 32

внутреннего пространства телесности субъекта, с другой, она комплементарна внутреннему пространству, дополняет его, выполняя компенсаторную функцию, внося свой вклад в "улучшение" формы телесности.

Нами было проведено исследование, выявившее специфические связи между теми или иными "деформациями" телесности (в исследовании это были различные группы психических и психосоматических заболеваний) и компенсаторными влияниями одежды как "второй кожи", выражавшимися в определенных предпочтениях и стереотипах, характерных для больных каждой группы. Например, одним из наиболее ярких проявлений шизофренического дефекта во взаимодействии с внешним миром является ослабление социальных связей, утрата чувства своей принадлежности к определенной группе, выпадение из социума. На выборе шизофрениками определенных "одежных" стереотипов это отражается следующим образом: они очень часто нелепо и вычурно используют атрибуты социальных ролей, как бы искусственно вписывающие их в социум, естественная связь с которым утрачена. Так, для восстановления "женской" роли неуместно используются гипертрофированные украшения, шляпки с вуалями, длинные перчатки (до плеч), иногда сценические костюмы и т. п..

Взаимосвязь между особенностями телесности и "одежными" стереотипами обнаруживается и у здоровых людей, но в случае патологии она приобретает более яркие, подчас гротескные формы.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)