ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 ноября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




А. Р. Ищенко, кандидат биологических наук, доцент Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск)

Тел.: (4212) 42 - 73 - 16; e-mail: strelec53@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы формирования у студентов ценностного отношения к своему здоровью. Для этого необходим ряд условий, основанием которых является возраст и профессиональная направленность. По результатам проведенных исследований делается вывод о состоянии системы "потребность-ценность" здоровья и значении здоровья для подготовки к осуществлению профессиональной деятельности. Делается вывод о необходимости поиска смысла здоровья для подготовки к осуществлению профессиональной деятельности.

Ключевые слова: личностный смысл здоровья, ценностное отношение к здоровью, технологии здоровьетворчества, стратегии здорового поведения, профессиональная деятельность, здоровье как значимый компонент профессии, самоопределение, самоактуализация.

Демократическое российское общество благоприятствует решению многих жизненных проблем гражданина, предоставляя возможности для личностного роста и самосовершенствования во всех сферах, в том числе и в сфере здоровья. Можно назвать этот факт, согласившись с философом Б. Т. Григорьяном, утверждением гуманизма целостного человека в его природно-биологической, телесной, душевно-эмоциональной структуре [3].

Вместе с тем в рыночных конкурентных условиях ужесточаются требования к здоровью субъекта, актуализируется личная ответственность человека за действия и отношения со своим здоровьем, которое становится самостоятельно значимой терминальной ценностью, осознаваемой как необходимость, как степень свободного участия индивида в экономических преобразованиях и приобретении высоких личных достижений. Молодежь все больше убеждается в том, что существует смысл заниматься своим здоровьем, оно стоит того, чтобы к нему стремиться. Но достаточно ли сформированы эти убеждения? Нет ли внутренних преград между знанием значимости здоровья и потребностью личности, ее переживанием истинности, необходимости практически заботиться о своем здоровье?

Многочисленные исследования, проводимые среди школьников, студентов, взрослых людей свидетельствуют о высокой значимости здоровья в иерархии жизненных приоритетов. Наш опрос студентов [4, с. 38 - 45], проведенный по методике Т. Я. Магун (1998), показал, что здоровье занимает первое место по средним значениям балла у 17 - 18-летних студентов. Для старшекурсников и взрослых заочников большей ценностью являются любовь и семья, но во всех исследованных возрастах здоровье входит в тройку первых рейтинговых баллов. Вместе с тем имеет место пассивная позиция личности в отношении заботы и укрепления физического и психического здоровья, проявления волевых и творческих инициатив в здоровьесберегающей деятельности. Факторы здоровья, которые требуют навыков и связаны с подвижным образом жизни (физкультура, зарядка, спорт, активный отдых и т. п.), занимают в ранжировании 7 - 12 места, а процент первых мест близок к нулю. Причиной, как отмечают сами студенты, является дефицит времени (1 место) и лень (2 место). Никто из опрошенных респондентов не назвал свой образ жизни здоровым. По мнению молодых людей, при отсутствии серьезных отклонений в здоровье его вполне достаточно, чтобы добиться социального благополучия как главной современной ценности.

В ходе проведения исследования 170 студентов с использованием методики Е. Б. Фанталовой "Уровень соотношения "ценности"
стр. 86

и "доступности"" в различных жизненных сферах" мы выяснили, что для 130 (76,4%) респондентов ценность здоровья больше, чем его доступность. Причем у 35,8% от общего количества опрошенных сумма расхождений между категориями "ценность" и "доступность" здоровья составила от 6 до максимальных 11 единиц. Этот факт, скорее, свидетельствует не о наличии отклонений в здоровье, а о представлении студентов о своем здоровье, либо как о совсем недоступной ценности, либо легко достижимой при желании что-то предпринять для его улучшения. Недоступность проявляется как нежелание заниматься своим здоровьем, отсутствие личностных ресурсов на преодоление состояния внутреннего конфликта-"разрыва" в системе "потребность-ценность".

Оценивая в личностной сфере единство когнитивного и потребностно-мотивационного компонентов, можно отметить, что для большинства молодых людей забота о своем Здоровье не является потребностью, ценностью, как и само здоровье. Убеждение в том, что здоровье имеет смысл декларативно, основано на усвоении определенных знаний, чужых мнений и оценок, полученных на основе простого запоминания, беспроблемного изложения вопросов, касающихся здоровья. Такое убеждение не является личностным образованием, оно не наполнено личными идеями, принципами, переживанием истинности, необходимости данных идей и потребностью в их практической реализации. Подобная ситуация порождена издержками информационно-знаниевой парадигмы.

Налицо картина трудно разрешимых противоречий, экзистенциальных проблем. С одной стороны, общество заинтересовано в здоровье каждого человека, с другой - оно перекладывает ответственность на самого гражданина, который, осознавая, что запас крепкого здоровья необходим, в то же время не занимается его совершенствованием и укреплением - мешает собственная лень, здоровье не беспокоит, в мотивационно-личностной сфере не сформировано соотношение между осознанием ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов и всем, что непосредственно доступно и связано с осуществлением конкретных достижимых целей.

Последнее противоречие, таким образом, обусловлено неподготовленностью сознания молодых людей к восприятию смысла здоровья для себя, недостатком или отсутствием его личностного переживания. Этот экзистенциальный вакуум объясняется абсентеизмом в системе образования единой перманентной программы формирования ценностной позиции субъекта по отношению к своему здоровью, открытия смысла здоровьесберегающей стратегии с раннего детства.

В контексте системного подхода можно говорить о системе воспитания субъективного отношения к здоровью и о самом отношении как системе в структуре личности, формировании и появлении у нее физических и социально-психологических новообразований, проявляющихся в ходе взаимодействия с реальной действительностью.

Актуальность поставленной нами проблемы обусловлена тем, что в представлениях большинства людей вопросы охраны здоровья традиционно рассматриваются как исключительно естественнонаучные, а гуманитарным аспектам здоровьесберегающей и здоровьетворческой деятельности до сих пор уделяется гораздо меньше внимания. Практика показывает, что даже учителя не готовы активно заниматься вопросами пропаганды здорового образа жизни, особенно если они касаются вопросов взаимоотношения полов. Учителя испытывают страх перед этой деятельностью, не зная, как ее организовать и правильно отвечать на "трудные" вопросы детей.

Воспитание с его гуманистической направленностью и целенаправленностью воздействий на воспитуемого способно к осуществлению этой функции.

Процесс онтогенетического развития субъективного отношения к здоровью динамичен. Поэтому и воспитание ценностного отношения человека к своему здоровью -очень трудоемкая и длительная работа. Она требует учета возрастных, психофизиологических особенностей и связанных с ними целенаправленных, разнообразных, меняющих смысл и методы, но годами регулярно проводимых педагогических воздействий. Ориентация на здоровье как ценность -это не отдельная разовая задача, а научное обоснование тех практических действий, которые могут привести к пониманию необходимости постоянной заботы человека о своем здоровье, в каком бы возрасте он ни находился. С точки зрения психологов, от-
стр. 87

ношение к здоровью - это самоотношение, ценностно-экзистенциальное отношение к себе как результату самооценки личностью своих желаний и возможностей, которое в ходе онтогенеза формируется, корректируется под влиянием различных факторов и определяет выбор индивидуальных смысложизненных стратегий.

Внедрение программы воспитания ценностного отношения к здоровью с раннего детства позволит надежно включить ребенка в процесс приобщения к сохранению здоровья не на декларативном уровне, а в конкретных поступках, демонстрирующих здоровое поведение. При этом под ценностным отношением субъекта к здоровью понимается ответственность за свое здоровье, осознанная и активно-положительная позиция проявления заботы о нем, стратегия здорового образа жизни.

Хотя разница в методах и условиях воспитания ценностного отношения к здоровью у детей и юношества очевидна для специалиста, все же выделим некоторые педагогические аспекты.

Чтобы дошкольник стал вести здоровый образ жизни, необходим личный пример его родителей и ближайшего окружения, специальная организация занятий в детском учреждении. В первые три года формируются психологические механизмы, отражение мира и себя преломляется через конкретно-чувственный опыт, смыкаются образы и слова, формируется "Я-система" и ее компоненты: "физическое Я"; "когнитивное Я"; "социальное Я", самооценка [7, с. 30] как зачатки самоотношения и, следовательно, отношения к своему здоровью. Существует также предположение, что у детей раннего возраста "физическое Я" - результат оценок взрослых [9]. Если взрослые формируют условные рефлексы, связанные со здоровым образом жизни, подкрепляют их позитивной оценкой, можно ожидать появления активно-положительного отношения к здоровью, потребности быть здоровым и любить себя здоровым.

В школьном возрасте с появлением стабильного самоотношения и самооценки воспитывать ценностное отношение к здоровью сложнее, особенно у подростков, когда изменяется психофизическое состояние и развивается новое личностное образование - "чувство взрослости". А. М. Митяева указывает на необходимость создания валеологического идеала, который способствует формированию более или менее постоянной и интенсивной системы валеологических стремлений, что и становится критерием валеологических поступков ребенка в различных ситуациях [5].

Как элемент сознания отношение студентов к здоровью уже сформировано, и убеждений в необходимости здорового поведения недостаточно для соответствующих действий и поступков. Необходимы иные подходы, демонстрация иных смыслов в здоровье, педагогические технологии, затрагивающие личностные смыслы молодого человека, имеющие связь с самоопределением, самоактуализацией, развитием творческих способностей. На уровне личностных смыслов место понятия "цель" занимает понятие "ценность".

Установлено, что на отношение к своему здоровью влияют цель и профессиональная значимость здоровья [10]. Основываясь на взглядах А. Г. Асмолова [1] относительно установок, имеющих особенный вес и организующих целенаправленное поведение субъекта, можно говорить об установке на профессиональную деятельность как особенную ценность-цель для личности. Она, в свою очередь, формирует ценностную ориентацию, организующую поведение по отношению к окружающему миру, самому себе и своему здоровью.

Предполагая, что будущая профессия учителя представляет для студента ценность, является целью, мы ожидали и соответствующего отношения к своему здоровью. Чтобы утвердиться в этой мысли, мы провели исследование 57 выпускников 4-х и 5-х курсов, вернувшихся с педагогической практики в школе. В ходе анкетирования выяснилось, что 25% выпускников после получения диплома отдадут предпочтение получаемой специальности. Для остальных студентов получаемая профессия не является личностно значимой деятельностью. Те же студенты (100%) в другой анкете указали, что в профессии учителя как ни в какой другой профессии требуется крепкое здоровье, но из них 80% допускают, что учителем может быть и инвалид. Безусловно, этот вывод справедлив. Известны примеры, когда человек с физическими недостатками, имея соответствующие профессии психологические, душевные, духовные качества, может работать учителем, быть профессионалом, уважаемым детьми и
стр. 88

коллегами. Однако это же мнение может быть истолковано как отсутствие связи между их отношением к профессии и значимостью здоровья в ней. Судя по высказываниям, студентам неважно, какое у них будет здоровье в этой профессии, что демонстрирует отсутствие личностного смысла здоровья и самой цели - быть учителем.

Обнаруженный факт может объясняться и отсутствием упомянутой нами программы непрерывного формирования ответственной, осознанной и активно-положительной позиции в отношении к своему здоровью.

Таким образом, в вузе существует необходимость определять форму, методы и содержание воспитательной работы по формированию ценностного отношения к здоровью на основе профессиональной подготовки как цели, к которой стремится студент, где здоровье является значимым компонентом его деятельности и участвует в актуализации личностных смыслов. Принципиально затронуть такие его сущностные характеристики, которые покажут ему собственную ценность для себя - свою самоценность. Важно обратить студента к смыслу его жизни, раскрыть его собственные силы и творческие возможности индивидуального самовыражения, показать значение его духовных ценностей для себя и других людей и через формирование духовного здоровья идти к совершенствованию физического, ведь формула "в здоровом теле - здоровый дух" имеет и обратную трактовку.

Этот процесс требует колоссальных затрат физических и духовных сил, времени, желания и понимания, ради чего совершается работа. Встать на позицию ценностного отношения к своему здоровью означает проявить заботу не только о своей телесности, но и о своем внутреннем мире, открыть пути его возвышения, становления личности. Не каждый студент способен к такому труду, и задача воспитателя - найти необходимые стимулы.

У студента как субъекта образовательной деятельности предпосылками направленности на проявление заботы о своем здоровье могут быть:

- активный интерес к вопросам здоровья;

- потребность свободного творчества в сфере здоровья;

- желание заниматься исследовательской деятельностью в этой области;

- осознание цели профессиональной деятельности и ее жизненного смысла;

- похвала и оценка его труда.

Чтобы будущий учитель осознал необходимость и ценность собственного здоровья, требуется ряд педагогических условий. Под педагогическими условиями, обеспечивающими формирование ценностного отношения студентов к здоровью, мы понимаем совокупность мер образовательного пространства вуза, направленных на становление профессиональной компетентности студентов в отношении вопросов здоровья, которая представляет собой не набор знаний, а способность осуществлять самостоятельный, осознанный и устойчивый ценностный выбор в пользу стратегии здорового образа жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы, наш собственный опыт позволили предположить, что осуществление этой цели будет возможно при соблюдении следующих условий:

- создание в вузе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная, креативная и мотивационно-поведенческая) направлены на воспитание ценностного отношения к здоровью;

- разработка программы непрерывного формирования отношения к здоровью как ценности, необходимой в профессиональном становлении и на рынке труда;

- признание вузом здоровьетворческой деятельности самих студентов в качестве приоритетного воспитательного направления;

- оптимальное сочетание методов положительного и отрицательного мотивирования на здоровый образ жизни;

- организация систематического мониторинга здоровья студентов.

В рамках одной статьи трудно раскрыть все перечисленные условия, поэтому остановимся на значении первого.

Когнитивная составляющая отношения складывается из знаний о здоровье, понимания роли здоровья в жизнедеятельности, знания полезных и повреждающих факторов для здоровья, которые студент добывает самостоятельно и использует в своей работе. В ходе подготовки студентами мероприятий и анализа результатов их проведения происходит присвоение полученных знаний. Известно, что феномен многократности по-
стр. 89

вторения проявляется не только в усвоении знаний, но приводит к возникновению стереотипов поведения личности. Перефразируя известную библейскую заповедь "Делай своим ближним добро, и это пробудит в тебе человеколюбие", можно сказать: изучай и пропагандируй здоровый образ жизни, и постепенно придешь к нему сам.

Эмоциональный компонент развивается в результате переживаний и проявления студентом чувств, связанных с изучаемым, исследуемым или разъясняемым другому субъекту (дошкольнику, школьнику, студенту) материалом, имеющим отношение к вопросам здоровья и здорового образа жизни. Положительная оценка здоровьетворческой деятельности, похвала со стороны преподавателя, руководителя детского учреждения или администрации вуза, социальное одобрение, признание успеха личности в ее здоровьетворческой деятельности также оказывают влияние на эмоциональную составляющую отношения студента к здоровью. Состояние эйфории, чувственное "переживание" успеха своей деятельности - это переживание лучших моментов собственных удач.

Мотивационно-поведенческий компонент проявляется в определяющем месте здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей, характеризует поведение в сфере здоровья, степень приверженности здоровому образу жизни [6]. Развитие поведенческой составляющей отношения к здоровью во многом зависит от жизненного опыта, который будет получен студентом в ходе здоровьетворческой деятельности и позволит формировать убеждения в необходимости собственной заботы о здоровье. Достаточно сослаться на А. А. Бодалева, который утверждает, что от опыта прожитой жизни зависит, какие ценностные ориентации и отношения, знания, умения и навыки будут характеризовать человека как субъекта деятельности [2].

Особую актуальность в условиях роста пьянства, табакокурения и наркомании среди молодежи имеют разработки студентами мероприятий, направленных на профилактику подобных девиаций среди школьников. При этом сами студенты, оценивая значимость проведенных мероприятий, начинают понимать безнравственность лицемерия в отношении собственных вредных привычек, проникаются необходимостью организации своего здорового образа жизни, начинают понимать ценность собственного здоровья.

Креативная составляющая отношения к здоровью складывается из способностей студента проявлять творчество в создании собственных форм и программ здоровой жизнедеятельности, которые находят практическое применение и являются собственными ценностями, имеющими личностный смысл. Каждая новая методическая разработка, педагогическая ситуация жизненно значима и создает очень важные новообразования - "точки личностно-профессионального роста", "старты творческой деятельности", что попадает в сферу подлинно ценного для личности. Креативные технологии на материале здоровьетворческой деятельности создают личностно ориентированные ситуации, направляющие активность студентов в ценностную сферу здоровья. Технология здоровьетворческой деятельности как технология "воспитывающего" обучения [8] выступает условием, при котором усвоение предметного и личностного опыта протекает в органическом единстве, что является актуальной проблемой дидактики.

Идеалом является гармоничное развитие всех указанных компонентов, и здоровьетворческая деятельность в этом отношении является матрицей для поиска ценностно-смысловых отношений личности и ее здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Установка // Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. -М, 1990.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта; Наука, 1998.

3. Григорьян Б. Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. - М.: Мысль, 1986.

4. Ищенко А. Р. Мониторинг педагогических условий развития ценностного отношения будущего учителя к своему здоровью // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - N 3.

5. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008.

6. Михеева А. А., Патент С. С. Метод изучения поведения, связанного с отноше-
стр. 90

нием к здоровью, у молодежи // Социальная профилактика и здоровье. - 2007. - N 1.

7. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. - СПб: Питер, 2006.

8. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. - М, 1998.

9. Слуцкий В. М. Влияние оценки взрослого на формирование отношения к себе у детей: Автореф. дис. ... к.психол.н. - М., 1986.

10. Сущенко Т. В. Здоровье как жизненная ценность руководителя образовательного учреждения: Автореф. дис. ... к.п.н. - М., 2002.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING STUDENTS' HEALTH VALUES

A. R. Izhenko, candidate of biological sciences, assistant professor of the Far East State Humanitarian University

The article deals with the problems of forming students' health values. According to the results of the investigation carried out on the basis of such factors as age and professional determination, the conclusion is made about the necessity of health values and about the meaning of health for the realization of professional activity. The author comes to the conclusion about the necessity of health motivation for the preparation to professional activity.

Key words: meaning of health for the individual, health value, health technologies, healthy behavior strategies, professional activity, health as a meaningful professional component, self-determination, self-actualization.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2020. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)