ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА УКРАИНЫ | ELIB.ORG.UA


(мы переехали!) Ukrainian flag (little) ELIBRARY.COM.UA - Украинская библиотека №1

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 октября 2014
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Администратор
АвторРУБРИКА:




Л. К. Гейхман

доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного технического университета

E-mail: lkg@pstu.ru

В статье на основе обобщения опыта преподавания педагогики в магистратуре технического вуза выделены особенности организации учебного процесса, определения образовательных целей, подбора содержания, методик взаимодействия, сочетания научности и доступности, организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, подготовка магистрантов, субъектная позиция, педагогическое взаимодействие.

Многоуровневая система высшего профессионального образования в России открывает новые возможности повышения уровня интеллекта общества, подготовки профессионалов высокого класса, специалистов-исследователей и профессионалов-преподавателей в разных областях науки и техники. Магистратура - второй уровень в двухуровневой системе высшего образования. Срок обучения в магистратуре - 2 года, к поступлению допускаются лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра.

В своей деятельности по развертыванию магистратуры университеты руководствуются Законом об образовании Российской Федерации, Законом о высшем профессиональном и послевузовском образовании, Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации, утвержденном Постановлением Государственного Комитета РФ по высшему образованию N 42 от 10.09.1993, Приказом Минобразования России "О реализации решения коллегии Минобразования России" N 25 от 28.1999 "О состоянии и перспективах развития магистратуры в России", Приказом Минобрнауки России N 62 от 22.03.2006 "Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров".

К основным целям подготовки магистров относят: развитие знаний и научного мышления у студентов, освоение и закрепление ими навыков ведения научной и педагогической работы; подготовку научно-исследовательских и научно-педагогических кадров для вузов и иных областей профессиональной деятельности, либо к дальнейшему обучению в аспирантуре.

В педагогической науке еще не достаточно глубоко и всесторонне рассматривался учебный процесс в магистратуре университета как средство формирования готовности магистрантов к научно-исследовательской и педагогической деятельности в единстве с развитием личности в целом. Здесь должны быть эффективно представлены как "интересы науки" (именно на ступени магистратуры нужно проводить выявление и отбор людей, желающих и умеющих работать в науке и способных в ней что-то сделать), так и интересы привлечения молодых людей к педагогической деятельности в высшей школе. Отсюда возникает объективная необходимость совершенствования
стр. 87

содержательных и методологических основ процесса обучения в магистратуре высших учебных заведений [2].

В Пермском государственном техническом университете в программу подготовки магистрантов всех специальностей включен специализированный модуль - курс педагогики. Опыт реализации такого курса в течение нескольких лет позволяет сделать некоторые выводы и обобщения.

Организационные особенности преподавания педагогики студентам-магистрантам. С одной стороны, присутствие в образовательной программе магистрантов технического университета педагогики как курса по выбору, казалось бы, существенно сужает потенциальную аудиторию студентов. Но фактически (прежде всего, конечно, благодаря увеличению числа магистерских программ) число студентов, которые выбирают данный курс, неуклонно возрастает - до 180 человек в 2009 г.

Но дело даже не в численности учащихся, дело в их ответственности за сделанный выбор, т. е. в наличии исходной мотивации и интереса к педагогике. Это особенно важно, ибо обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения). Поэтому курс педагогики рассчитан на 100 часов (18 часов аудиторных занятий и 82 часа самостоятельной работы). Опора на исходную мотивацию и подбор соответствующей тематики самостоятельной работы позволяет обеспечить эффективность преподаваемого курса.

Специфика целей преподавания курса педагогики магистрантам технического вуза:

- актуализация субъектной позиции студента;

- общее развитие личности студента;

- профориентация на педагогическую деятельность.

Актуализация субъектной позиции студента-магистранта обусловлена тем, что, с одной стороны, студент является непосредственным участником процесса модернизации образования в России, а с другой стороны, данная актуализация осуществляется благодаря вопросам, обсуждаемым на аудиторных занятиях, и подбору проблем для самостоятельной работы наряду с фиксацией и оформлением рефлексивной деятельности.

Курс педагогики ориентирован и на общее развитие магистрантов. Данный подход апеллирует к следующему постулату: поскольку каждому человеку в жизни время от времени приходится занимать педагогическую позицию, педагогические знания всегда пригодятся. Общеобразовательная направленность программы курса педагогики обосновывается тем, что подавляющая часть выпускников магистратуры, проходящих подготовку в университетах, должна получать некоторый четко очерченный объем педагогических знаний. Даже в том случае, когда указанные знания оказываются невостребованными в практической деятельности в утилитарном смысле, они полезны для общего развития. Некоторые фрагменты психолого-педагогической подготовки могут оказаться необходимыми и в деятельности, не связанной непосредственно со сферой образования, начиная с семьи и кончая организационно-воспитательными проблемами будущей профессиональной деятельности. Помогая строить отношения с окружающими, они на практике расширяют профессиональную подготовку [1]. И, будучи освоены в период магистерской подготовки, способствуют повышению запаса устойчивости выпускников, дают возможность с меньшими затратами получить дополнительное образование при изменении конъюнктуры на рынке интеллектуального труда.

Профориентация на педагогическую деятельность в вузе достигается путем анализа реальных образовательных ситуаций (кейсов) из опыта учебы студентов-магистрантов в школе и в вузе. При этом дается соответ-
стр. 88

ствующий анализ и конкретизация педагогической профессиональной подготовки за счет ориентированности на вполне определенные виды деятельности, что подразумевает расширение вариативной составляющей и может реализовываться посредством индивидуальных образовательных программ для желающих.

Целью данного курса является усвоение магистрантами знаний об особенностях педагогической деятельности, о составляющих, необходимых для становления личности педагога, о профессионально важных качествах учителя, об особенностях общения ученика и учителя, а также о возрастных закономерностях и различиях, связанных с полом и возрастом.

Особенности содержания и педагогического взаимодействия. В курсе представлен набор тем, которые могут быть дополнены или исключены из программы на основе приведенных выше принципов отбора учебного материала.

При преподавании курса педагогики студентам магистрантам технического университета особое значение имеет нахождение определенного баланса между научностью и доступностью излагаемого материала. С одной стороны, изложение материала на высоком научно-профессиональном педагогическом уровне обычно приводит к утрате интереса к этому предмету со стороны студенчества. С другой стороны, подмена последовательного изложения основных положений, методологии и современных достижений науки комплектом бытовых рецептов в их наукообразном изложении, может быть, и выглядит интересным с точки зрения учащихся, однако не дает фундаментальной подготовки в области педагогики, на базе которой только и может формироваться грамотный творческий подход к преподавательской деятельности.

Обучение в магистратуре отличается от обучения студентов на предшествующих ступенях. Основными методами обучения являются интерактивные лекции, анализ реальных образовательных ситуаций (кейсов), групповые проекты, индивидуальные и групповые презентации, научные семинары, научно-исследовательские проекты на материале реальных компаний и организаций. Студенты работают самостоятельно, изучая рекомендованную литературу и выполняя различные виды заданий.

Текущая аттестация качества знаний проводится в форме контрольных заданий - написание эссе, рефератов, составление библиографических каталогов, обзоров и прочее.

Итоговая аттестация качества знаний (зачет) выставляется по результатам работы в течение всего периода обучения на основе документально зафиксированного успешного выполнения заданий по всем темам и при условии успешного выполнения зачетной самостоятельной работы.

Ключевыми направлениями повышения качества образования в магистратуре должны стать следующие: совершенствование организации самостоятельной работы магистрантов; поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской работы в магистратуре и ее информационного, кадрового, материально-технического обеспечения; повышение уровня педагогической подготовки магистрантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель: Монография. - Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2002. - 260 с.

2. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Научно-методич. пособ. / Под ред. В. А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 255 с.
стр. 89

FEATURES OF PEDAGOGICS TEACHING IN PREPARATION OF TECHNICAL UNIVERSITY MASTERS

L.K. Geikhman

doctor of pedagogical sciences, professor of the Perm State Technical University

The article is devoted to features of organization of educational process, definition of educational purposes, selection of contents, techniques of interaction, combination of scientific character and availability, organization of independent work of students on the basis of generalization of experience of pedagogics teaching in technical college magistracy.

Keywords: bachelor degree, magistracy, master preparation, subject position, pedagogical interaction.






 

Биографии знаменитых Политология UKАнглийский язык
Биология ПРАВО: межд. BYКультура Украины
Военное дело ПРАВО: теория BYПраво Украины
Вопросы науки Психология BYЭкономика Украины
История Всемирная Религия BYИстория Украины
Компьютерные технологии Спорт BYЛитература Украины
Культура и искусство Технологии и машины RUПраво России
Лингвистика (языки мира) Философия RUКультура России
Любовь и секс Экология Земли RUИстория России
Медицина и здоровье Экономические науки RUЭкономика России
Образование, обучение Разное RUРусская поэзия

 


Вы автор? Нажмите "Добавить работу" и о Ваших разработках узнает вся научная Украина

УЦБ, 2002-2019. Проект работает с 2002 года. Все права защищены (с).
На главную | Разместить рекламу на сайте elib.org.ua (контакты, прайс)